Введение
Цвет — один из самых сильных инструментов формирования первого впечатления. Цвет опознаётся мозгом быстрее, чем сюжет, отношения между формами и, тем более, текст.

Каждый глаз имеет около 130 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек. Колбочки чувствительны к цветам, но зато менее чувствительны к свету и поэтому являются аппаратом дневного зрения — основного для нас.

Эксперимент о восприятии сути сцены (Monica S. Castelhano, John M. Henderson, 2008)
Участников эксперимента просили ответить «да» или «нет», когда они увидят детали, которые называл экспериментатор.
Конвенциональность цвета
«Законы цвета вечны, абсолютны, не зависят от эпохи и сегодня действуют так же, как в незапамятные времена!» (Йоганнес Иттен, 1922)
Будем спорить с Иттеном
Иттен — модернист, и это его мнение вполне эссенциалистично. Постмодернистский подход предполагает, что восприятие цвета и рецепция «цветового высказывания» сильно зависят от культурного и исторического контекста, а цветовые ассоциации и интерпретации меняются в зависимости от обстоятельств. В этой перспективе, цвет воспринимается как элемент культурного конструкта, находящегося в становлении и никогда не окончательного.
Помимо прочего, цветовое сообщение почти никогда не изолировано от контекста: цветной объект всегда находится на фоне другого цвета, носитель, в свою очередь, отличается по цвету от окружения и так далее. Таким образом, цвет это всегда фраза, а не слово.
Мишель Пастуро. История цвета
Каждая книга серии — путешествие в историю и культуру цвета. Каждый цвет — это разворачивающийся в истории нарратив, который никогда не закончится.
Чёрный
«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет белым, а тьму чёрной»
«По этому поводу я прежде всеrо должен заметить, что понятие Ничто по своему существу относится и всегда простирается на нечто определённое, которое оно отрицает. Это свойство было приписано (а именно Кантом) только nihilo privativo; оно, в противоположность знаку +, отмечается знаком −, который при обратной точке зрения может превратиться в +; и в противоположность этому nihilo privativo установили nihil negativum, которое будто бы есть во всех отношениях ничто» (Артур Шопенгауэр).
Чёрный цвет — это даже не Ничто, это абсолютное «не-Что», nihil negativum. Чёрный — вне человеческого контроля; для нас каждый клочок темноты изолирован от прочих, и мы не в силах их связать. Белый же, напротив, символизирует полноту и непрерывность освещённого мира: каждый луч света соединяет два фрагмента мира. Взаимодействие чёрного и белого порождает максимально возможное напряжение, подобное напряжению между Бытием и Ничто, между полнотой и пустотой.
Для Юджина Такера чёрное имеет троякий смысл:
1. Чёрное как сатанинское (еретическое, оппозиционное: «тёмная техника тьмы против суверенитета сил света»).
2. Чёрное как языческое («тёмная магия бытия-на-стороне-природы»).
3. Чёрное как бездна, абсолютная ничтойность («странный мистицизм мира-без-нас, герметизм бездны, ноуменальный оккультизм»).
Примешь чёрную таблетку — и сказке конец. Ты проснешься в своей постели и поверишь, что это был сон. Примешь чёрную таблетку — войдешь в страну чудес
Во всех европейских языках существуют словосочетания и поговорки, которые указывают на тайную, запретную, грозную или зловещую сущность чёрного. «Чёрный рынок», «чёрная зарплата», «чёрные мысли», «чёрный день», «чёрный список», «чернокнижник», «чёрная дыра», «чёрная месса», «чёрный шар», «очернить» (Мишель Пастуро).
The Black Pill is a metaphorical term often used to describe a set of beliefs often linked to nihilism, fatalism and defeatism (Know Your Meme).
Корсары, действовавшие от имени государств, использовали официальные символы, но те, кто пиратствовал в одиночку, применяли сигнальные флаги для запугивания врага. Чёрный флаг предупреждал о необходимости немедленно остановиться и сдаться.
«С XIV века на Средиземном море некоторые берберские пираты использовали в качестве флага кусок белой ткани с изображенной на нем головой чернокожего мавра в белой повязке. В раннее Новое время на портуланах и географических картах этот значок всегда указывает на пиратов, но затем вместо головы мавра на нем все чаще появляется череп, а расположение цветов меняется: фон черный, а голова белая» (Мишель Пастуро).
Одна из версий гласит, что пиратский флаг получил своё название от словосочетания Old Rodjer, которое было одним из имен дьявола. В дальнейшем слово old могло превратиться в jolly, так как оскал зубов черепа напоминал зловещую улыбку.
«Весёлый Роджер»
«…Затем чёрный флаг появляется на суше: его выбирают своей эмблемой различные анархистские и нигилистские движения. В XIX веке его можно увидеть сравнительно редко: так, он незаметен во время революций 1848–1849 годов, когда над улицами повсюду развевается революционное красное знамя; зато в следующем столетии чёрный флаг возьмет реванш: у левацких движений он зачастую даже вытесняет красный, как было, например, во Франции во время грандиозных студенческих манифестаций 1968 года» (Мишель Пастуро).
«Выше, выше чёрный стяг! Государство — первый враг!»
«Иногда кажется, что все эти разнородные ипостаси черного — реакционная, анархистская, нигилистская, фашистская, гитлеровская — однажды сойдутся, объединятся и образуют один общий черный цвет, выражающий наиболее экстремистские убеждения» (Мишель Пастуро).
Gorgoroth
«Романтиков первого поколения больше привлекают природа и мечта, чем тьма и ужас ночи. Поэтому их любимыми цветами вначале будут зеленый и синий, и лишь впоследствии эта честь перейдет к черному» (Мишель Пастуро).
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана (1818)
У чёрных собак куда меньше шансов найти новый дом, чем у собак любого другого цвета. National Black Dog Day в США — 1 октября.
Big Black Dog Syndrome
В период Средневековья и Ренессанса в различных европейских странах действовали законы о роскоши, которые регулировали, среди прочего, одежду граждан и ограничивали использование в ней ярких цветов и дорогих материалов.
Эпидемии чумы приводили к глубоким социальным и религиозным изменениям. Это способствовало усилению аскетических настроений, в частности, к скромности в одежде.
Позже пуритане, английские кальвинисты, верили, что внешняя скромность и простота способствуют духовному очищению и свидетельствуют о нём. Роскошная одежда часто служила знаком привилегий. Пуритане предпочитали простую, практичную, скромную — и, согласно стереотипу, в основном чёрную — одежду, которая символизировала равенство и общность, духовную чистоту и неотмирность.
Пуритане смотрят на вас с осуждением
Белый
Чёрное и белое, сталкиваясь, порождают напряжение вселенского, онтологического масштаба. Однако Пастуро пишет: «Black (ярко-черный) и blank (белоснежный) имеют общую этимологию: оба они происходят от общегерманского глагола blikan».
Для архаического ума важнее оппозиция «ослепительный — тусклый», чем «светлый — тёмный».
«Божественный мрак есть тот неприступный Свет, в котором живёт Бог» (свщмч. Дионисий Ареопагит).
Чёрный и белый традиционно означали чистоту от вещественного (в том числе от цветного), область чистого Духа. Но какой из них выбрать для монашеских одеяний? Ответ на этот вопрос зависит, фигурально выражаясь, от того, в какой модели мы мыслим хроматический цвет. Если мы предпочитаем CMYK, это значит, что цвет веществен и представляет собой смесь красок, следовательно, гнушение материальным надо выражать через белые одеяния. Если же RGB — это значит, что полное отсутствие цвета — это чёрный.
«Военные действия в 1124 году начинает клюнийский аббат Петр Достопочтенный. В знаменитом письме Бернару, аббату Клерво, он обращается к адресату, иронически называя его „белым монахом“ (o albe monache), и за выбор этого цвета упрекает его в гордыне: „Белый — цвет праздника, славы и воскресения“, в то время как черный, традиционный для монахов, живущих по уставу святого Бенедикта, „есть цвет смирения и отречения от мирской суеты“. Почему же цистерцианцы осмеливаются расхаживать в белом, даже „белоснежном“ (monachi candidi), хотя все прочие монахи смиренно облачаются в черное? Какая гордыня! Какое неприличие! Какое презрение к традициям! Святой Бернар отвечает ему в столь же резком тоне. Он напоминает, что черный — цвет Дьявола и ада, „цвет греха и смерти“, в то время как белый — „цвет чистоты, невинности и всех добродетелей“ (Мишель Пастуро).
Белый цвет — как символ контрреволюции — обнаружил себя еще в конце XVIII столетия в период Великой французской революции в белых кокардах и лентах на шляпах роялистов, преданных Людовику XVI.
«Белый, цвет контрреволюции, является одновременно антагонистом двух цветов: синего на мундирах солдат-республиканцев и триколора на кокарде и национальном флаге… Белый флаг — это монархия, власть, дарованная Богом» (Мишель Пастуро).
В Древней Греции и Древнем Риме людей повсюду окружало многообразие и буйство красок.
В некоторых восточных религиях традиционный цвет траура — белый.
В некоторых восточных религиях традиционный цвет траура — белый
Почему у всех американцев в фильмах одинаковые белые трусы? Белое нижнее белье надевают на киногероев в том случае, когда важно, что они без верхней одежды, но совсем неважно, что под ней. Это общепринятый культурный код.
Первичная триада
Когда чёрное и белое создают напряжение как две противоположные силы, красное вступает как вторичная, но энергичная реакция выходы из оппозиции между светом и тьмой в новое измерение — измерение красочности.
Красный — цвет зари, цвет границы между ночью и днём.
Чёрное и белое, ахроматическая пара с максимальной контрастностью — первое и наиболее мощное зрительное впечатление. В цветовом спектре такую же силу «удара» имеет красный.
Триада чёрного, белого и красного включает два способа достижения пика визуального напряжения: максимальный тональный ахроматический контраст (чёрное и белое) — это воздействие на палочки глаза, дополненное самым интенсивным красным цветом — это стимуляция колбочек.
Вот почему древнейший и архаичный набор цветов — «чёрное, белое, красное» — имеет такое значение.
Красный — это первое цветовое впечатление, которое человек получает ещё в материнской утробе и сразу после рождения: так выглядит свет, пробивающийся сквозь наполненную кровью плоть или глазное веко.
Эта цветовая тройка — чёрное, белое и красное — до сих пор актуальна в европейской культуре для подчеркивания обрядовой торжественности. В положительном контексте это жених в чёрном, невеста в белом и алые розы, а в отрицательном — скорбная атмосфера похоронных ритуалов.
Михаил Вербицкий в 2002 году писал: «Законы физического мира вырождаются и убывают одновременно с вырождением человеческой цивилизации… У людей Традиции было всего три цвета, белый, красный и чёрный, и они называли их одним и тем же словом. Видимо, разложение спектра видимого света на различные цвета — явление более поздней эпохи. Так же и с другими физическими законами — они все ложные, поскольку наш мир неистинный».
«У многих древних народов общество делилось на три класса, которым давали названия цветов; на заре истории Рима его обитатели делились на albati, russati, virides — белых, красных и темных» (Мишель Пастуро).
Анастасия Добровольская (2018)
Обложки альбомов в одном из самых зверских подстилей экстремальной музыки — Goat Black Metal, он же War или Bestial Black Metal
Энергия, заложенная в триаде чёрного, белого и красного, находит отражение в сюжетах европейского фольклора.
Чёрный Волк, Красная Шапочка, белые пирожки
Славянские, немецкие, испанские, латышские, финно-угорские праздничные и ритуальные наряды, вышивки и орнаменты раннего периода часто выполнены именно в этих цветах.
Триада чёрного, белого и красного появляется всегда, когда культура и общество проходят через серьёзный кризис и выходят из него обновлёнными, освежёнными, помолодевшими.
ЧБК — это молодость мира.
Красный цвет — всегда в центре любого исследования цвета. Посмотрите на солнце с закрытыми глазами, и вы увидите красный — цвет крови, пульсирующий под веками. Когда человек злится, его лицо краснеет от напряжения, крови, силы, мести. Но в культуре значение красного цвета гораздо глубже. Речь идёт ни много ни мало о диалектике света и тьмы, истинного и ложного, реального и виртуального.
Красный
Красный — цвет алертности. Наши далёкие предки понимали: если в поле зрения появилось красное, значит, либо кто-то поранился и истекает кровью, либо хищник разевает свою пасть.
В интерфейсах красный — цвет опасности и необратимых разрушительных изменений.
Слово «красный» в русском языке имеет гораздо больше значений, чем просто цвет. «Красный» — от старославянского «красьнъ» — красивый, прекрасный; это эстетическое понятие, а не оттенок. Есть и слово «червонный» (как в «червонное золото» или в названии карточной масти «черви»), происходящий от названия насекомого, используемого для изготовления краски.
Кошенильный червячок
Получение красного красителя из кошенильного червя было процессом трудоёмким, вредным, неприятным и дорогостоящим, поэтому, если некто облачался в красное, это было сигналом: он может себе это позволить.
Аристократ в красной, очень дорогой одежде
Как же получилось, что красный был цветом привилегий — и в то же время сейчас он ассоциируется с левой идеей, эгалитаризмом, революцией? Это история об аппроприации символа.
Во время Великой французской революции 21 октября 1789 года был принят «Закон о военном положении». Красный флаг был всего лишь сигналом опасности, призывающим к защите спокойствия на улицах. То есть его смысл не был крайне радикальным, а был про-правительственным.
Синалом к насильственным действиям его сделали позже радикалы-якобинцы. Срывая флаги, они как бы сообщали властям: мы вас не боимся, бойтесь же нас.
Ламартин говорил, что красный флаг символизирует революционное насилие и должен быть немедленно убран после окончания борьбы.
Феликс-Эмманюэль-Анри Филиппото. Ламартин у Отеля-Де-Вилль отвергает красный флаг.
В Православной Церкви красный — цвет пасхальных облачений и потому символизирует воскресение, бессмертие, победу, витальность.
У меня пасхальное богослужение всегда ассоциировалось с пылающим очагом — красные облачения, бегающие по храму веселыми ногами священники, всеобщие возгласы, атмосфера рок-концерта. И в то же время: «В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га по́йте, дела́, я́ко Го́спода и превозноси́те во вся́ ве́ки». То есть мы видим, как Христос идёт по аду, чтобы разрушить его изнутри, — такая сцена из двадцатого уровня Doom 3.
«Это были какие-то поистине огненные ночи, когда почти осязаемо чувствовалось схождение горнего пылающего мира в нашу земную ночь. Иконы в Троицком иконостасе были живыми, сами повреждения красочного слоя на них казались колебанием воздуха, плавящегося от соприкосновения с ангельским миром. Чернота под куполом виделась той самой завесой мрака, которой согласно Писанию Бог Саваоф скрывает Себя от сотворенного мира. А от „Волною морскою…“, певаемого не очень стройным в общем-то хором, просто мурашки бежали по коже — настолько сильно пробирала эта мелодия. Да и слова этих ирмосов — просто бездонно гениальные. А после крестного хода — взрывы „Христос Воскресе“, море огня, света, красные вспышки священнических облачений. И во всем, во всем чувствовалось вторжение иного мира, мира, где царствует Огненный Бог. Светлый и Яркий Бог. Бог, мощнейшим ударом перебивший позвоночник бледно-серой нежити, с глубочайшей древности мучающей людей, и отпустивший их на свободу» (Сергей Орешин).
Красный цвет — физиологический стимулятор: он повышает физическую активность, влияет на аппетит и сексуальное влечение. Но в избытке может вызывать гнев и агрессию, иногда даже символизируя эти эмоции. Этот цвет также ассоциируется с уверенностью в себе и готовностью к действию, наполняя энергией. Красный всегда был знаком силы и возможностей.
Сочетание красного и желтого цветов вызывает у людей чувство голода.
Розовый
Розовый цвет стал считаться женским, а голубой мужским только после Второй мировой войны, когда Мейми Эйзенхауэр появилась в розовом наряде во время церемонии инаугурации президента Дуайта Эйзенхауэра.
Мэйми Эйзенхауэр в розовом
Психологи утверждают, что злобные боссы никогда не орут на подчиненных, одетых в костюм розового цвета.
Фуксин — один из первых анилиновых красителей. Он был создан в 1856 году и впервые широко использовался как антисептик в битве при Мадженте (1859) в северной Италии.
Мы сейчас живём в год цвета маджента
Оранжевый
Оранжевый — «детский цвет». Он лишён взрослой искушённости красного, но столь же витален и свободолюбив.
Уэс Андерсон. Королевство полной луны (2012)
Всерой действительности последних лет Польской народной республики возник феномен Оранжевой альтернативы — неофициального спонтанного движения, создателем, идеологом и вдохновителем которого был студент Вроцлавского университета Вальдемар «Майор» Фидрих.
Ни одна другая общественная инициатива не обнажила столь явно беспомощность власти и полную некомпетентность милиции, вмешательство которых только усиливало хаос и приводило к тотальному абсурду. Оранжевая альтернатива останется в истории примером бескровной борьбы с режимом поздней ПНР: власти, действуя привычным образом и пытаясь усмирить участников хэппенингов, полностью себя дискредитировали, невольно исполняя предусмотренную сценарием роль.
Вальдемар «Майор» Фидрих опубликовал «Манифест социалистического сюрреализма». В нем он заявил, что «весь мир — это произведение искусства, а следовательно, даже отдельно взятый милиционер на посту — тоже произведение искусства». Главными инструментами политической борьбы Фидрих назвал в своем манифесте искусство, юмор и гротеск. Текст вышел в основанной в 1980 году студенческой газете «Оранжевая альтернатива», давшей впоследствии название целому оппозиционно-художественному объединению.
«Единственный человек, не побоявшийся сразиться с генералом Войцехом Ярузельским Невероятный акт мужества. Вот он — Майор. Голосуй за лучшее завтра — сегодня голосуешь за Майора, а завтра тебя ждет всеобщий достаток. Майор — Польша от моря до моря, создатель государства, создатель новых континентов, новых морей! Майор — покоритель космоса! Космическая ракета для каждого! Путешествия на Венеру. Майор — это твоё будущее! Майор — твоя судьба! Майор — твоя мечта! Майор — цветные телевизоры! Майор — космический корабль! Доллары и магазины „Pewex“ для каждого! Тракторы, машины! Майор — конструктор будущего! Майор — создатель здорового воздуха! Майор — создатель кислорода!»
«В милицейской машине надрывается рация: — Кто такие? — спрашивает некто из комендатуры. — Гномы. — Какие такие гномы? — Ну гномы, — отвечает по рации милиционер. — Вы там что, с ума посходили? — кричит возмущенный голос из комендатуры. — Нет, мы с ума не сходили. На улице правда гномы. Мы их задерживали. — Послушайте, вы сегодня сколько выпили? — Мы сегодня вообще ничего не пили. — Тогда почему вам мерещатся гномы? — Это студенты, переодетые гномами. — Вот оно что! — изрекает голос по рации. — Студенты… — изумление проходит. — А что эти гномы делают? — беспокойство в голосе из комендатуры растет. — Поют. — Что? — „Мы гномы“».
Оранжевая революция в Украине (2004).
«Противостояние „оранжевых“ с „бело-голубыми“ не было обычным политическим спектаклем — оно было визуальной манифестацией» (Павел Родькин).
Жёлтый
Впервые с желтой охрой (ώχρος) мы встречаемся в палеолитических настенных росписях пещеры Альтамира (Испания).
Жёлтый — цвет с непростой репутацией.
В ярких и тёплых тонах он ассоциируется со счастьем, просвещением, чем-то божественным, творчеством, солнцем и летом, мудростью, знанием, радостью и оптимизмом, отдыхом и воображением. В то же время в тёмных и холодных оттенках жёлтый может означать трусость, предательство, эгоизм, безумие, нечестность, зависть и жадность, а также обман и физическую болезнь, например, желтуху и малярию.
Символика золота
Скупость, алчность, зависть, жёлтый цвет, золото.
Царь Мидас
Конрад Витц. Синагога (1440)
«Если в своем чистом и светлом состоянии этот цвет приятен и радует нас и в своей полной силе отличается ясностью и благородством, то зато он крайне чувствителен и производит весьма неприятное действие, загрязняясь или до известной степени переходя на отрицательную сторону. Так, цвет серы, впадающий в зеленый, заключает в себе что-то неприятное… Незначительное и незаметное движение превращает прекрасное впечатление огня и золота в ощущение гадливости, и цвет почета и радости переходит в цвет позора, отвращения и неудовольствия. Так могли возникнуть желтые шляпы несостоятельных должников, желтые кольца на плащах евреев; и даже так называемый цвет рогоносцев является, собственно, только грязным желтым цветом» (Йоганн Вольфганг Гёте. Учение о цвете).
Джотто. Поцелуй Иуды (1607)
Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») — отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период Холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.
Жёлтый — цвет изгнания.
«Город грехов» (2005)
При добавлении чёрного жёлтый превращается в грязный, болотно-зелёный.
Самый отвратительный цвет по версии австралийских учёных (2016)
Но почему? Одна из версий — паронимия.
fel (лат.) — желчь fel (старофр.) — вассал, предавший сеньора fillo (франк.) — злодей, обманщик
«Токсичные компоненты масляных красок: „красный Ван Дейка“, ферроцианид; „йодистый алый“, ртутный йодид; „снежный белый“, карбонат свинца; „кобальтовый фиолетовый“, мышьяк — все эти прекрасные составляющие и оттенки, которые так ценят художники, но которые смертоносны. Мечта создать шедевр, которая сворачивает мозги, а потом убивает тебя» (Чак Паланик. Дневник).
Распространённое киноклише: если действие фильма происходит в Мексике, то съёмка ведётся через жёлтый фильтр.
В Китае жёлтый — значит благородный, царственный, добродетельный.
Вероятно, по той же причине, по которой окрашиваемые кошенилью багряные одежды были доступны в Европе лишь аристократам и монархам, — из-за дороговизны красителя шафрана.
Как появилась «Жёлтая майка лидера»? Жёлтый — цвет страниц журнала L’Auto, спонсора гонки Tour de France 1919
Движение жёлтых жилетов (фр. mouvement des Gilets jaunes) — спонтанное протестное движениево Франции без выраженного лидера, появившееся в конце 2018 года. Движение названо так из-за светоотражающих жёлтых жилетов, используемых участниками манифестации с целью идентифицировать принадлежащих к этому движению.
Холодный, в зелень, жёлтый — опасность. Тёплый, «медовый» — зона безопасности.
«Прометей» (2012) и Тихоокеанский рубеж» (2013)
В интерфейсах жёлтый указывает на напряжённое ожидание.
Жёлтый в сочетании с чёрным означает агрессию и опасность.
Жёлтый — базовый цвет юмора и всего комического.
На лице Эдварда из «Крупной рыбы» кровь, но он улыбается, а фон из нарциссов создает атмосферу радости и спокойствия, желтый цвет нарциссов переключает внимание. Это делает сцену не драматичной, а скорее комичной. Желтый цвет здесь работает как диверсионный элемент.
Цвета Pantone 2021 года: «Сегодня, когда люди ищут пути подкрепить себя энергией, ясностью и надеждой преодолеть продолжающуюся неуверенность, энергичные и вдохновляющие оттенки удовлетворяют наше стремление к жизненной силе. Illuminating — яркий и жизнерадостный желтый, искрящийся живостью, согревающий оттенок, наполненный солнечной энергией. Ultimate Gray олицетворяет крепкие и надежные элементы, которые вечны и создают прочную основу. Цвет гальки на пляже и обветренных элементов природы, чей облик подчеркивает их способность выдерживать испытание временем, Ultimate Gray неслышно обнадеживает нас, стимулируя чувства хладнокровия, устойчивости и стойкости».