Original size 1487x2048

Музыкальные произведения И. Ф. Стравинского в «Русских сезонах»

74
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

В 2020-м году авторитетный журнал «BBC Music Magazine», который главным образом касается тем про классическую музыку, сделал опрос среди музыкантов современности, кого же следует называть самым влиятельным композитором в истории. Почетное первое место занял неповторимый Иоганн Себастьян Бах, а сразу вслед за ним, обогнав остальных конкурентов, был русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский. Из этого следует, что Стравинский пользуется уважением не только среди соотечественников, но и за рубежом, что делает его интересной фигурой для рассмотрения.

Однако отечественный маэстро мог и не достигнуть такой известности и почтения. Отец с матерью хоть и позволили маленькому Стравинскому учиться музыке, но относились к занятиям совершенно несерьезно, несмотря на свою принадлежность к миру искусства. По настоянию родителей молодой человек был вынужден поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Однако юноша предпочитал уроки композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова вместо занятий в учебном заведении.

big
Original size 1978x1319

Игорь Стравинский в молодости. 1910 г.

big
Original size 2480x1750

Игорь Стравинский в молодости. 1897 г. / Игорь Стравинский (слева) в гостях у Николая Римского-Корсакова (справа). 1908 г.

Сергей Дягилев являлся бессменным куратором «Русских сезонов», самых знаменитых театральных гастролей, существовавших с 1908-го по 1921 год. Подобно своему кумиру, Петру Великому, Дягилев прорубил окно в Европу. Однако вместо того, чтобы заимствовать что-либо у европейцев, он популяризировал отечественную культуру на Западе, привозя с собой сначала русские иконы и картины, а потом оперу и балет, что делает его важной фигурой в истории искусства России. Сергей Дягилев также был известен как открыватель талантов: во время прослушивания оркестровой пьесы «Фейерверк» его впечатлили способности молодого Стравинского. Сотрудничество пока еще неизвестного миру композитора с «Русскими сезонами» началось с работы над балетом с присутствием элементов русского фольклора под названием «Жар-птица».

Original size 1787x1187

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев в аэропорту Лондона, Великобритания. 1926 г.

Это и последующие произведения не только прославляли величие русской культуры, но и оказали влияние на искусство Европы. Изучение сотрудничества Дягилева и Стравинского интересно, поскольку оно значительно повлияло на развитие балета как искусства. Новаторские подходы этих двух деятелей внесли кардинальные изменения в балетный жанр в период его застоя.

Цель моего визуального исследования — рассмотреть начало творческого пути великого композитора, неразрывно связанного с «Русскими сезонами» Сергея Дягилева, который предоставил возможность Стравинскому открыть свой талант миру. В визуальном исследовании произведений Игоря Стравинского для антрепризы Дягилева я следую хронологическому порядку. Особое внимание уделено одним из первых работ, принесших композитору известность: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная». Остальные произведения были объединены в один раздел. Текстовые источники и изображения были выбраны таким образом, чтобы показать уникальный характер каждого произведения Игоря Стравинского.

Балет «Жар-птица» (1910 г.)

До балета «Жар-птица» русские сюжеты использовались лишь в операх, например в «Борисе Годунове». С. Дягилев поставил цель сделать оригинальный балет с русским фольклором. Сначала он обратился к композитору Лядову, но тот задерживался с работой. Затем взялся Черепнин, но и он не смог закончить. В итоге все обернулось удачно, ведь им нашлась замена.

Стравинский трудился всю зиму 1909-го года, тесно сотрудничая с хореографом М. Фокиным и художниками спектакля А. Головиным и Л. Бакстом. Сюжет повествует о том, как Жар-птица помогла Ивану Царевичу победить злое царство во главе с Кащеем и освободить Царевну Ненаглядную Красу с другими царевнами. Композитор оставил отсылки на Римского-Корсакова, используя темы из его сборника «Сто русских народных песен». Например, в кульминации Картины Первой в сцене «Хоровод царевен» используется песня «По садику», а в конце Картины Второй во время сцены всеобщего ликования играет «Не сосна у ворот раскачала».

Loading...

Стравинский решил построить музыкальную драматургию на контрасте между мрачным царством Кащея, людским миром Ивана Царевича c царевнами и огненной стихией Жар-птицы. Борьба этих сил достигает кульминации в «Поганом плясе Кащеева царства» и завершается победой добра. Образ Жар-птицы, символизирующей абсолютную красоту, настолько сказочен, что лишен внутренних конфликтов и черт человеческого характера.

Над этим спектаклем работали А. Головин и Л. Бакст. Головин работал над декорациями и частью костюмов, но в них были недочеты: они казались слишком пестрыми и сливающимися. Наряды Жар-птицы и Царевны Ненаглядной Красы в итоге дорабатывал Леон Бакст. Фантастическая птица стала воплощением сказочной природы, костюм будто дико пылал во время танца. А наряд царевны был вдохновлен соединением народного русского творчества и модерна.

Original size 2048x1608

А. Я. Головин. Эскиз декорации к «Кощееву царству» для постановки балета «Жар-птица». 1910 г.

Original size 2480x794

А. Я. Головин. Эскизы костюмов Ивана Царевича, Царевны Ненаглядной Красы, Кащея, Рыцарей Ночи и Дня к балету «Жар-птица». 1910 г.

Original size 2048x1380

Н. С. Гончарова. Эскиз декорации к балету «Жар-птица». Город. 1926 г.

Original size 2480x794

А. Я. Головин. Эскизы костюмов Жен Кащея к балету «Жар-птица». 1910 г.

Original size 2048x1446

Н. С. Гончарова. Эскиз декорации к балету «Жар-птица». Ночь. 1926 г.

Original size 2480x2047

Л. С. Бакст. Эскизы костюмов Жар-птицы и Царевны Ненаглядной Красы к балету «Жар-птица». 1910 г.

Original size 4960x1588

А. Головин. Эскизы костюмов Оборотней, Кикиморы, Царевен к балету «Жар-птица». 1910 г.

Original size 2480x1750

Тамара Карсавина в балете Игоря Стравинского «Жар-птица». 1910 г. / Тамара Карсавина и Адольф Больм в балете «Жар-птица». Лондон. 1911 г.

Балет «Петрушка» (1911 г.)

Игорь Стравинский решил посмотреть на русскую культуру под необычным углом: он не использовал для своего следующего балета русскую народную песню или сказку. Вместо этого Стравинский решил вдохновиться городским площадным фольклором. Главным героем одноименного балета 1911-го года становится Петрушка — один из традиционных героев русских народных кукольных представлений. Во время гуляний на масленице происходит настоящий любовный треугольник: Петрушка влюблен в Балерину, но она более благосклонна к темнокожему Арапу.

Original size 1600x950

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации масленицы в Петербурге к балету «Петрушка». 1911 г.

Original size 2480x1071

А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов Петрушки, Балерины, Арапа и Фокусника к балету «Петрушка». 1911 г.

Original size 1293x786

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к балету «Петрушка». Комната Петрушки. 1911 г.

Original size 2480x1549

А. Н. Бенуа. Постер к балету «Петрушка». 1911 г. / Петрушка — Вацлав Нижинский, Балерина — Тамара Карсавина, Арап — Александр Орлов, Фокусник — Энрико Чеккетти. 1911 г.

Original size 1079x786

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации комнаты Арапа к балету «Петрушка». 1911 г.

Отношения кукол разрастаются до настоящей психологической драмы. Хотя Петрушка и игрушка, но в нем есть душа, и бушуют человеческие эмоции. Петрушку можно отнести к образу «маленького человека», ведь на фоне празднований Петербурга его боль от неразделенной любви и грубого отношения хозяина становится еще более яркой. Борьба за внимание Балерины приводит к смерти несчастного влюбленного: беспощадный Арап ударяет его голову саблей и убивает. На крики толпы приходит Фокусник и, успокаивая толпу, показывает, что у его куклы голова набита опилками, тем самым будто обесценивая убийство своего подчиненного. Вдруг с крыши балагана раздается громкий возглас: дух Петрушки смотрит на своих мучителей.

Это напомнило мне про главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель», которого тоже определили к типу «маленького человека». Акакий Акакиевич также переродился в виде призрака и мстил своим обидчикам, стаскивая с них шинели.

Original size 2480x1794

В. Нижинский в образе Петрушки. 1911 г. / П. Боклевский. Иллюстрация, изображающая А. Башмачкина из повести «Шинель».

Original size 2480x541

Д. Юсупов. Фотографии балета «Петрушка» в Большом театре.

Для передачи трагедии Петрушки через музыку использовался прием под названием полигармония, который обозначает расслоение на несколько аккордов, которые по отдельности звучат вполне благородно, но при их соединении получается диссонанс.

Loading...

Балет «Весна священная» (1913 г.)

Одним из главнейших и самых скандальных произведений Игоря Стравинского был балет 1913-го года «Весна священная». Дописывая последние страницы «Жар-птицы», композитор решил, что в будущем напишет работу на тему языческих ритуалов на Руси. В процессе создания балета Стравинскому помогал художник Николай Рерих, который имел интерес к языческим традициям славян. Кроме рисования эскизов декораций и костюмов Рерих помогал Игорю Стравинскому со сценарием.

Original size 2560x1740

Н. К. Рерих. Эскиз декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле. 1912 г.

Original size 1205x800

Н. К. Рерих. Эскиз декорации к балету Игоря Стравинского «Весна священная». Юноши. 1912 г.

Original size 2480x1442

Н. К. Рерих. Три эскиза костюмов к балету. «Весна священная». 1912 г.

Original size 4096x2732

Н. К. Рерих. Женский костюм к балету «Весна священная». 1913 г.

Original size 2010x1317

Н. К. Рерих. Костюмы для Юношей и Девушек к балету «Весна священная». 1913 г.

Original size 2480x828

Фотографии танцоров балета «Весна священная». 1913 г.

В балете «Весна священная» Стравинский продолжил использовать диссонанс, как и в «Петрушке». Однако, если «Петрушка» был тепло принят французской публикой, то новая постановка вызвала огромный скандал. Зрители не приняли ни необычную хореографию, основанную на языческих обрядах, ни резкую, непривычную музыку. Недовольство быстро переросло в хаос: зал наполнился шумом возмущенных зрителей, и даже попытки Дягилева успокоить их, несколько раз гася свет, не увенчались успехом — спектакль пришлось прервать.

После показа мнения разделились. Одни критики осуждали постановку, называя её абсурдной и далекой от традиционного балета. Другие же считали, что публика просто не готова к такому новаторству, утверждая, что полное осознание этой музыки придет только к 1940-м году. В фильме «Коко Шанель и Игорь Стравинский», посвящённом их возможному роману, ярко показан момент премьеры и то, насколько враждебно зрители её встретили. Однако, несмотря на скандал, Дягилев остался доволен — шум вокруг «Весны священной» сделал «Русские сезоны» ещё более знаменитыми.

Loading...
Original size 1000x808

Ж. Кокто. Шарж. И. Ф. Стравинский сочиняет «Весну Священную». 1913 г.

Сюжета как такового в балете не было. На рассвете племя собирается на праздник Священной весны. Тут же начинаются народные пляски: умыкание жен меняется на хороводы, далее идут молодецкие мужские игры. Но вдруг появляются старцы во главе со Старейшим-Мудрейшим, и после ритуального поцелуя земли главным старейшиной веселье завершается. Глухой ночью избирается самая красивая великая жертва. Избранница начинает танцевать великую священную пляску, пока не падает замертво. Земля принимает жертву и одаривает дарами племя еще на один год.

Кроме диссонанса в балете царит гипнотическая втаптывающая энергия ритма. Это было совершенно непривычно для такого жанра как балет, но действительно эффектно. Жесткий ритм подчеркивается многократным повторением созвучия, что способствует нагнетанию атмосферы.

Loading...
Original size 2480x1855

В. Гюго. Наброски к балету «Весна священная». 1913 г.

Original size 2480x1750

В. Гюго. Пастельные эскизы к балету «Весна священная». 1913 г.

Произведения после 1913-го года

Еще до сотрудничества с «Русскими сезонами» Стравинский начал работу совместно со своим другом Степаном Митусовым над либретто оперы «Соловей» по известной сказке Ханса Кристиана Андерсена. Но из-за предложения работы Дягилевым «Соловья» пришлось отложить, и только после «Весны священной» в 1914-м году Игорь Стравинский заканчивает давнюю оперу.

Сюжет начинается с того, как Рыбак слушает великолепную песнь соловья. Приходит Кухарочка с другими придворными и просит соловья спеть перед императором. Птица соглашается на их предложение. Соловей поёт для императора, и тот предлагает любую награду. Но скромная птичка отказывается, ведь лучшая награда — слезы у слушателя. Послы преподносят императору в подарок механическую птицу. Во время пения фальшивки соловей улетает, а рассерженный повелитель изгоняет его. Через некоторое время смерть подбирается все ближе к больному императору. Прилетает соловей, и Смерть, растроганная восхитительным пением, щадит господина. Живой Император встаёт и приветствует придворных.

Original size 1217x832

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации для действия I. 1914 г.

Original size 2480x904

А. Н. Бенуа. Эскизы костюмов Танцовщицы из процессии императора, Танцовщика для Китайского Марша, Придворного (несущего соловья), Танцовщицы для Китайского Марша к опере «Соловей». 1914 г.

Original size 1800x1066

А. Н. Бенуа. Эскиз декорации к опере «Соловей». Императорский дворец. 1914 г.

«Соловей» является первой оперой Игоря Стравинского, поэтому нельзя было оставить ее без внимания. В ней можно услышать влияние таких творцов как Римский-Корсаков и Дебюсси, но также четко виден творческий стиль самого Стравинского. Во вступлении можно услышать импрессионистическую утонченность, как в балете «Жар-птица», а Китайский марш 2-го акта напоминает уже «Петрушку» и «Весну священную».

Original size 2480x794

А. Я. Головин. Эскизы костюмов Соловья, Кухарочки, Рыбака (поющего), Императора к опере «Соловей». 1918 г.

Original size 2038x978

А. Матисс. Набросок для балета «Соловей». 1925 г.

Original size 2480x794

А. Я. Головин. Эскизы растений в Императорском саду к опере «Соловей». 1918 г.

Далее в 1920-м году состоялась премьера балета «Пульчинелла». Стравинский для его написания снова вдохновился кукольными спектаклями, как с «Петрушкой», но уже не из России, а из Неаполя. Композитор попытался передать особенности комедии дель арте. За основу сюжета взята неаполитанская рукопись, примерно 1700-го года, а главным вдохновением послужила музыка XVIII века стиля рококо, хотя сюжет и музыкальный образец скорее относятся к позднему барокко. Декорации к балету нарисовал сам Пабло Пикассо​, но от критики работу все равно это не спасло. Общество обвиняло Стравинского в уходе от русской музыки и вольном искажении классической. Но среди негативных были и положительные отзывы к балету.

Original size 2480x1750

П. Пикассо. Декорации к балету «Пульчинелла». Эскизы 1-4. 1920 г.

Original size 2480x1580

П. Пикассо. Декорации к балету «Пульчинелла». Эскиз 5. 1920 г.

Original size 2480x885

Пабло Пикассо. Эскизы к балету «Пульчинелла». 1920 г.

Original size 1884x1200

П. Пикассо. Эскиз занавеса к балету «Пульчинелла». 1920 г.

Original size 2480x541

Реконструкция балета «Пульчинелла». Театр Europa Danse. 2007 г.

Стравинский попробовал себя в новом жанре при работе над одноактной комической оперой «Мавра» 1922-го года. Произведение было посвящено памяти Глинки, Чайковского и Пушкина. На основе поэмы последнего под названием «Домик в Коломне» и строился сюжет. По словам Стравинского он пытался опираться на «пушкинский метод» структуры рифм. Действие разворачивается в провинциальной России. Гусар Василий приходит к окну своей возлюбленной Параши, но девушка печалится: после смерти кухарки ей приходится выполнять ее обязанности, и у пары нет возможности побыть наедине. Тогда Параша придумывает хитроумный план — переодеть Василия в кухарку. Однако однажды мать девушки неожиданно заглядывает на кухню и с ужасом застаёт «кухарку» за бритьем. Испуганный Василий выпрыгивает в окно, а Параша бросается вслед за ним.

Original size 2480x1750

Л. С. Бакст. Эскиз костюма к опере «Мавра». 1922 г. / И. Стравинский. Клавир. Комическая опера в одном действии «Мавра». Переложение для пения с фортепиано автора. 1975 г.

Original size 2480x990

С. Ю. Судейкин. Эскизы декораций и костюмов к комической опере «Мавра». 1934–1935 гг.

Original size 2480x541

Премьера «Мавры» на Приморской сцене Мариинского театра. 2018 г.

В 1923-ем году Игорь Стравинский пишет произведение «Свадебка», представляющее собой хореографические русские сцены с пением и музыкой. Оно стало последней работой в «русском периоде» композитора. «Свадебка» воплощает собой свадебный древнерусский обряд. Интересно, что у древних славян свадьба и похороны имели много схожего: на свадьбе оплакивалась не ушедшая жизнь, а прошедшая молодость, утрата свободы, уход из родного дома девушки. В отличие от «Весны священной» с огромным оркестром в «Свадебке» использовалось мало инструментов, но из-за этого у произведения есть особый шарм. Мне звучание напомнило песни плакальщиц на Руси.

Loading...
Original size 1024x707

Н. С. Гончарова. Эскиз-вариант декорации к балету «Свадебка». Композиция с фабричными трубами. 1916–1917 гг.

Original size 2480x1071

Н. С. Гончарова. Эскиз костюмов женщин к балету «Свадебка». 2-я половина 1910-х.

Original size 1191x800

Н. С. Гончарова. Эскиз неосуществленный варианта занавеса к балету «Свадебка». Композиция с лошадьми и птицами-сиренами. 1915–1916 гг.

Original size 2480x1750

Н. С. Гончарова. Эскиз костюма. Девушка в кокошнике. 1917–1919 гг. / Н. С. Гончарова. Эскиз костюма. Женщина в розовом платье и кокошнике. Конец 1910-х.

Original size 1268x846

Н. С. Гончарова. Эскиз неосуществленный варианта занавеса к балету «Свадебка». Сказочное дерево. 1915–1916 гг.

Последней работой в сотрудничестве с «Русскими сезонами» был балет «Аполлон Мусагет». На его создание повлияло изучение Стравинским поэзии Николы Буало и французской литературы классицизма. А в основу сюжета легли древнегреческие мифы про бога Аполлона. Были также включены музы, подопечные божества, но их число было ограничено лишь тремя: Каллиопой, Терпсихорой и Полигимнией. Дизайн костюмов был создан легендарной Коко Шанель, с которой у композитора были дружеские отношения, а по слухам и любовные. Премьера балета прошла 27-го апреля 1928-го года в Вашингтоне, но также в этом же году «Аполлона Мусагета» показали во Франции в рамках «Русских сезонов». Совсем скоро в отношениях С. Дягилева и И. Стравинского произошел разлад. Претензия Дягилева была в том, что Стравинского привлекла к написанию нового балета «Поцелуй феи» танцовщица Ида Рубинштейн​, а Сергей Дягилев ревностно относился к произведениям, чьим инициатором был не он.

Original size 990x754

Л. Чернышева А. Никитина, А. Данилова, Ф. Дубровская и С. Лифарь во время постановки балета «Аполлон Мусагет». 1928 г.

Original size 2480x1750

С. Лифарь и А. Данилова в балете «Аполлон Мусагет». 1928 г. / А. Бошан. Программка к балету «Аполлон Мусагет». 1928 г.

Original size 3603x2608

С. Лифарь и А. Данилова в балете «Аполлон Мусагет». 1928 г.

Заключение

Хотя сотрудничество Игоря Стравинского и Сергея Дягилева завершилось, композитор не остановился и продолжил создавать выдающиеся произведения. Однако нельзя отрицать, что именно Дягилев когда-то помог молодому Стравинскому раскрыть свой талант. Любая их совместная работа отличалась тщательной проработкой — от гениальной музыки до уникальных костюмов. Каждое музыкальное произведение обладало особым характером и неповторимым стилем. Именно благодаря Сергею Дягилеву мир открыл талант Игоря Стравинского. Люди, несмотря на прошедшее время, до сих пор высоко ценят его как композитора. Также музыкально-театральный жанр балет во многом обязан Стравинскому, ведь он привнес в него множество новаторских идей.

Bibliography
Show
1.

РУССКИЕ СЕЗОНЫ // https://www.culture.ru URL: https://www.culture.ru/s/russkie-sezony/ (дата обращения: 16.11.2023).

2.

Жар-птица (балет). — Текст: электронный // https://ru.wikipedia.org: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Жар-птица_(балет) (дата обращения: 16.11.2023).

3.

Классическая музыка с Александром Великовским. Стравинский — композитор с тысячью лиц. Лекция Александра Великовского [образовательное видео] // YouTube. 6 сент. 2022 г. URL: https://youtu.be/vcR8dqGmZj8?si=ky9f4pfWva5bsS6U (дата обращения: 16.11.2023).

4.

Игорь Стравинский // https://www.culture.ru URL: https://www.culture.ru/persons/8304/igor-stravinskii (дата обращения: 16.11.2023).

5.

Балет «Жар-птица» Стравинского // https://classic-musik.com URL: https://classic-musik.com/balet-zhar-ptica-stravinskogo/ (дата обращения: 16.11.2023).

6.

Три балета Стравинского // https://nofixedpoints.com URL: https://nofixedpoints.com/3-ballets-stravinski#rec20686806 (дата обращения: 16.11.2023).

7.

Стравинский. Балет «Петрушка» // https://www.belcanto.ru URL: https://www.belcanto.ru/ballet_petrushka.html (дата обращения: 16.11.2023).

8.

Стравинский. Балет «Весна священная» // https://www.belcanto.ru URL: https://www.belcanto.ru/ballet_printemps.html (дата обращения: 16.11.2023).

9.

Костюм Царевны Ненаглядной Красы к балету «Жар-птица» // https://balletmagazine.ru URL: https://balletmagazine.ru/post/kostyum-krasy-nenaglyadnoj-k-baletu-zhar-ptica (дата обращения: 16.11.2023).

10.

Опера Стравинского «Соловей» // https://www.belcanto.ru URL: https://www.belcanto.ru/solovey.html (дата обращения: 16.11.2023).

11.

Пульчинелла (балет) // https://ru.wikipedia.org URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пульчинелла_(балет) (дата обращения: 16.11.2023).

Image sources
Show
1.2.

https://ro.pinterest.com/pin/52213676908139361/ (дата обращения 20.11.2023)

3.4.5.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/50576 (дата обращения 20.11.2023)

6.7.8.9.10.11.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/48707 (дата обращения 20.11.2023)

12.13.14.15.16.17.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/48709 (дата обращения 20.11.2023)

18.19.20.21.22.23.24.25.

https://vk.com/photo-3955633_149831628 (дата обращения 20.11.2023)

26.27.28.

https://dzen.ru/a/Y5eFTxJsgADIx6vJ (дата обращения 20.11.2023)

29.30.31.

https://vk.com/photo-3955633_306483312 (дата обращения 20.11.2023)

32.33.34.

https://24smi.org/person/gallery/5473-akakii-bashmachkin/ (дата обращения 20.11.2023)

35.

https://www.belcanto.ru/ballet_petrushka.html (дата обращения 20.11.2023)

36.

https://www.belcanto.ru/ballet_petrushka.html (дата обращения 20.11.2023)

37.

https://www.belcanto.ru/ballet_petrushka.html (дата обращения 20.11.2023)

38.39.

https://rerih.org/er/gallery/eskizy-k-teatralnym-postanovkam (дата обращения 21.11.2023)

40.41.42.43.

https://galik-123.livejournal.com/916253.html (дата обращения 21.11.2023)

44.

https://vk.com/photo-3955633_203764189 (дата обращения 21.11.2023)

45.

https://vk.com/photo-3955633_244044072 (дата обращения 21.11.2023)

46.

https://vk.com/photo-3955633_244044073 (дата обращения 21.11.2023)

47.

https://vk.com/photo-3955633_215115782 (дата обращения 21.11.2023)

48.49.

https://vk.com/photo-3955633_214253998 (дата обращения 21.11.2023)

50.

https://vk.com/photo-3955633_293219371 (дата обращения 21.11.2023)

51.

https://vk.com/photo-3955633_293219372 (дата обращения 21.11.2023)

52.

https://vk.com/photo-3955633_293219470 (дата обращения 21.11.2023)

53.

https://vk.com/photo-3955633_293221295 (дата обращения 21.11.2023)

54.55.

https://vk.com/photo-3955633_120075219 (дата обращения 21.11.2023)

56.

https://vk.com/photo-3955633_262938267 (дата обращения 21.11.2023)

57.

https://vk.com/photo-3955633_120075218 (дата обращения 21.11.2023)

58.

https://press-libfl.tilda.ws/shinuazri (дата обращения 21.11.2023)

59.

https://vk.com/photo-3955633_306791729 (дата обращения 21.11.2023)

60.61.62.63.64.

https://vk.com/photo-3955633_166964300 (дата обращения 21.11.2023)

65.66.67.68.69.70.71.72.73.74.

https://vk.com/photo-3955633_236413948 (дата обращения 21.11.2023)

75.76.77.78.79.80.81.82.83.

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post480872170/ (дата обращения 21.11.2023)

84.

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post480872170/ (дата обращения 21.11.2023)

85.

https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post480872170/ (дата обращения 21.11.2023)

86.

https://prim.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/mavra/ (дата обращения 21.11.2023)

87.

https://prim.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/mavra/ (дата обращения 21.11.2023)

88.

https://prim.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/mavra/ (дата обращения 21.11.2023)

89.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/9001 (дата обращения 21.11.2023)

90.91.92.93.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/50570 (дата обращения 21.11.2023)

94.95.96.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/50427 (дата обращения 21.11.2023)

97.98.99.

https://vk.com/photo-3955633_268452730 (дата обращения 21.11.2023)

100.

https://www.buro247.ru/images/2017/10/1509100960.jpg (дата обращения 21.11.2023)

Музыкальные произведения И. Ф. Стравинского в «Русских сезонах»
74
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more