
Концепция: механизмы культурного синтеза и современные интерпретации.
Исследование посвящено трансформации художественных традиций в Иране при династии Каджаров (1789–1925 годы).
Я рассматриваю, как традиционная иранская эстетика взаимодействовала с элементами европейского искусства, создавая уникальный синтез, отражающий историческую специфику того времени.
Исследователи подчеркивают важную роль изобразительного искусства в укреплении власти каджарских шахов. Монументальные портреты правителей служили визуальными символами политического могущества в условиях растущего колониального давления. Образ властителя сочетал элементы персидской иконографии с императорскими атрибутами, заимствованными из европейских монархических традиций.
В рамках исследования я рассмотрю следующие аспекты:
Исследование влияния политических факторов на развитие изобразительных практик. Особое внимание уделяется роли придворных заказов и официальной идеологии в формировании новой визуальной эстетики. Анализируются технические и стилистические изменения в живописи каджарского периода. Основной акцент делается на развитии портретного жанра, особенно на парадных портретах правителей и знати.
Изучаются трансформации в системе визуальных символов и способах репрезентации власти. Как новые формы отражали меняющееся самоощущение иранской элиты. Исследование искусства каджарского периода позволяет глубже понять процессы модернизации и влияние западной культуры на иранское общество. В работе применяются методы формального анализа произведений искусства, изучение исторического контекста и сравнительный анализ.
В эпоху Каджаров женские образы стали особенно популярной темой для художников.Женские образы в искусстве Каджарской эпохи часто отличались детализированностью и вниманием к костюмам, украшениям и причёскам, что свидетельствовало о высоком уровне мастерства художников и их способности улавливать тонкости и нюансы образа. Кроме того, такие изображения позволяли лучше понять социальные и культурные аспекты жизни того времени, роль женщин в обществе и их влияние на формирование эстетических идеалов.
Такие изображения позволяют лучше понять социальные и культурные аспекты жизни того времени, роль женщин в обществе и их влияние на формирование эстетических идеалов.
Цель работы — выявить, систематизировать и описать конкретные механизмы художественной трансформации в различных видах искусства Каджарского периода.
Изучение каджарского искусства помогает нам понять, как разные культуры могут успешно заимствовать друг у друга художественные приемы, не теряя своей уникальности. Этот исторический опыт полезен и сегодня, когда многие страны стремятся сохранить национальную идентичность в условиях глобализации. Понимание того, как иранские мастера смогли объединить восточные и западные традиции, создав неповторимый стиль, дает практические ориентиры для современных художников и дизайнеров.
Парадные портреты знати.
Я собрала коллекцию портретов правителей эпохи Каджаров, чтобы изучить и проанализировать изменения в стиле искусства того времени. Мне интересно, как развивались художественные приёмы и какие особенности портретной живописи были характерны для разных периодов правления династии Каджаров.

На картине изображены двадцать четыре придворных короля, выстроившихся в три ряда по восемь человек, расположение мужчин в ряду зависело от их статуса. Все они смотрят влево, облачены в изысканные одеяния и украшены тюрбанами или коронами. Каждая фигура подписана, поясняющей, кто это.
Художник мастерски прорисовал характер каждого мужчины. У мужчины с самой длинной бородой в первом ряду она выделяется на фоне остальных. Этот символ может означать как власть, так и особенности характера.
Сначала кажется, что мужчины просто стоят в ряд. Но приглядевшись становится заметно, что они разбиты на группы.


На левой картине акцент сделан на преемственности и величии традиций, что служило важным инструментом легитимации власти перед подданными, подчеркивая незыблемость установленного порядка.
На правой картине представлен образ деятельного правителя, активно участвующего в государственных делах и военных кампаниях, что отражает стремление монарха позиционировать себя как активного лидера, вовлеченного в управление страной и защиту государства.
Эти образы создают гармоничный образ идеального правителя: с одной стороны — мудрость и стабильность, с другой — энергия и решительность.
в «Портрет Насир ад-Дина Шаха Каджара» — это любопытное решение, связанное с аркой, по бокам которой люди сгорблены и смиренны. Округлые бока арки подчеркивают их служение. Сам шах сидит ровно в скромной одежде но гордо.


На последних трёх картинах заметно, что стиль и манера письма меняются. Это говорит о поиске нового художественного языка. По картинам заметно, что мастера стремятся подражать стилю европейских художников.
С изобретением и распространением фотоаппаратов в обществе появилась новая тенденция: правители стали предпочитать фотографироваться вместо того, чтобы заказывать портреты художникам. Это изменение повлияло на направление творчества живописцев того времени. Вместо изображения высокопоставленных особ художники начали уделять больше внимания разработке и изображению женских образов.


Культ женского декольте.
Вместо изображения высокопоставленных особ художники начали уделять больше внимания разработке и изображению женских образов, стремясь передать их красоту, изящество и утончённость.


Как в Иране изображали и воспринимали женское тело с XIX века до Исламской революции.
«Одной из форм такого культурного влияния стало изменение отношения к телесности. Традиционные канон персидской культуры средневековья, который возник под влиянием шиитского ислама, предусматривал наличие ряда ограничений на визуализации в искусстве тела, в первую очередь — женского и обнажённого, что оказала существенное влияние и воздействие на формы визуального представления телесности в иранской культуре» .[1]
«Танцующая леди», вероятно, держит медные тарелки которые издают звук, которые помогают ей танцевать. Вавораживает зрителей которые изображены в виде животных. Художники вдохновлялись драппировками европейских мастеров.
Перспектива напоминает миниатюру. Художник добавил тени и цветовые акценты, что придаёт ей особую глубину.
Диптих представляет собой композицию из двух частей, выполненных в виде стилизованных арок. Золотой фон подчёркивает значимость изображённых фигур.
Слева мы видим фигуру в богато украшенном тёмно-синем жакете с вышивкой, красной юбке и декоративном головном уборе. В руках она держит гранат и бокал — символы изобилия и церемониального подношения.
Справа изображена вторая фигура в тёмном одеянии с красными элементами и конусообразной шапкой. В её руках жезл и корзина с цветами.
Детализированные орнаменты и украшения на одежде, а также торжественная композиция указывают на персидскую мифологиюили придворную жизнь. Возможно, перед нами знатные персонажи или легендарные герои.
Мужчины часто изображаются с чертами, характерными для женщин. Это заставляет задуматься о том, что в эпоху Кадаров общество обладало высокой степенью свободы.
Влияние других культур.
О юбках женщин той эпохи ходит множество легенд. Они были не просто одеждой, а настоящим произведением искусства, отражающим стиль и статус их обладательниц.
Лица Джалаир мог намеренно изменят изображения лиц, чтобы передать определённое настроение или глубокий символический смысл например, отрешённость или состояние созерцания.


В эпоху Кадаров стал популярным новый способ чаепития — с самоваром.
Хотя самовары начали поступать на иранский рынок лишь в начале XX века, картина «Дамы вокруг самовара» намекает, что чаепитие с самоваром было в моде в Иране задолго до официального импорта.
Портрет выполнен в художественном стиле, сочетающем реализм и стилизацию. Выразительные черты лица — густые брови, большие глаза, округлые формы — переданы с идеализированной эстетикой. Внимание к деталям проявляется в тщательной прорисовке украшений и текстур тканей, подчеркивающих высокий социальный статус изображенной особы.
Цветовая гамма состоит из мягких, теплых и приглушенных тонов с преобладанием коричневых, золотистых и розовых оттенков. Это создает атмосферу утонченности и богатства. Композиция строится на принципах плоскостной живописи: упрощенный фон и четкие контуры. Техника масляной живописи позволила добиться насыщенности цвета и детальной проработки элементов, усиливая впечатление социального статуса и женственности модели.
«Два портрета Кадхаров на медальонах» и «Мать и дитя». В этих работах художники эпохи стремились перенять мастерство европейских мастеров. В «Двух портретах Кадхаров на медальонах» художник хотел передать живописность картины. В «Мати и дитя» заимствован сам сюжет.
На портрете запечатлена изящная женщина в полуповороте. Её поза излучает мягкость и кокетство. Наряд сочетает европейские и восточные мотивы эпохи Каджаров: платье с зелёно-белыми полосками, красная юбка, золотая отделка. Роскошные украшения подчёркивают её высокий статус. Цветы в волосах и нежный взгляд создают романтичный образ. Природный фон усиливает впечатление естественной красоты, свойственной портретной живописи того времени.
Предметы роскоши
В эпоху Каджаров роскошь была знаком благородства и достатка иранцев.

На крышке старинной коробки изящно переплетаются элементы, напоминающие классическую жостовскую роспись — яркие цветочные мотивы на черном фоне, словно парящие в воздухе благодаря характерному золотистому переливу. Однако в центре композиции раскрывается нечто необычное — цветок, трансформирующийся в женскую фигуру, чья красота и грация воплощают собой древнее искусство.
Её силуэт соткан из лепестков, а черты лица напоминают бутоны роз, раскрывающиеся навстречу солнцу. Золотистые линии, характерные для жостовской «уборки», образуют вокруг неё мистический ореол, создавая впечатление, будто она парит над остальными узорами. В её глазах, исполненных глубокого смысла, читается мудрость веков, а в позе чувствуется спокойная уверенность хранительницы древних традиций.
Это лицо — не просто декоративный элемент. Она словно всевидящее око, которое наблюдает за каждым движением торговца, оценивая честность его намерений и чистоту помыслов. Говорят, что в старые времена такие изображения служили своеобразным оберегом, защищающим как самого торговца от нечестных сделок, так и его покупателей от обмана.
Художник воссоздал атмосферу дворцовой роскоши, где каждая деталь выписана с любовью, а теплые цвета создают ощущение мягкого света.
Величественный зал притягивает взгляд своей бесконечной перспективой. Его восточный интерьер завораживает. В центре зала стоят два огромных стола, украшенных изысканной посудой и хрустальными вазами с цветами.
Небесно-голубые своды с изящным орнаментом поддерживают хрустальные люстры. Они создают волшебную игру света. Богатые оттенки стен и золотые ромбы добавляют помещению благородства. Живые растения оживляют пространство.
На переднем плане, словно стражи, возвышаются декоративные фонтаны и вазы. Они обрамляют фигуры благородных гостей, подчеркивая их статус.
Заключение
Персидская династия Каджаров, правившая с конца XIX до начала XX века, существенно повлияла на культурное развитие Ирана. Они активно заимствовали элементы русской культуры. Это касалось не только политических и экономических связей между странами, но и повседневной жизни персов.
Кирчанов М. В. Феминная телесность в массовой культуре Ирана: между обнажением и маргинализацией //Corpus Mundi. — 2021. — Т. 2. — №. 3 (7). — С. 70-124.124.https://cyberleninka.ru/article/n/feminnaya-telesnost-v-massovoy-kulture-irana-mezhdu-obnazheniem-i-marginalizatsiey
Коротчикова, П. Искусство Ирана эпохи Каджаров: европейские влияния и персидский стиль на экспорт // Art& Journal. — 2024. — № 1. https://art-journal.hse.ru/issue-1-2024/polina-korotchikova_iskusstvo-irana-epohi-kadzharov-evropejskie-vliyaniya-i-persidskij-stil-na-eksport
A Portrait of Fath ‘Ali Shah Qajar (1772-1834), Persia, Circa 1813-14 [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6308183 (дата обращения: 18.05.2025).
Portrait of Fath Ali Shah Standing [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Portrait_of_Fath_Ali_Shah_Standing.jpg (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of a Qajar Prince, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5825793 (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of a Qajar Nobleman, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6476548 (дата обращения: 18.05.2025).
A Lacquer Mirror Case, Persia, Qajar, Dated 1274 AH/1857-58 AD [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5780324 (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of a Qajar Lady, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5985288 (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of a Qajar Statesman, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5881251 (дата обращения: 18.05.2025).
Persia Past and Present; A Book of Travel and Research (1906) [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Persia_past_and_present;a_book_of_travel_and_research,with_more_than_two_hundred_illustrations_and_a_map(1906) (14763794285).jpg (дата обращения: 18.05.2025).
Mozaffar-ed-Din Shah Qajar [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mozaffar-ed-Din_Shah_Qajar_-_1.jpg (дата обращения: 18.05.2025).
A Lady Playing a Stringed Instrument, Persia, Qajar, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6024748 (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of Nasir al-Din Shah Qajar (1831-1896), Persia, Late 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6282126 (дата обращения: 18.05.2025).
A Lady Playing a Stringed Instrument, Qajar Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/lot/lot-a-lady-playing-a-stringed-instrument-qajar-6024747/ (дата обращения: 18.05.2025).
A Lacquer Pen Box, Persia, Qajar, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6133157 (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of a Qajar Courtier, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6419646 (дата обращения: 18.05.2025).
A Qajar Enameled and Gem-Set Bowl, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6255728 (дата обращения: 18.05.2025).
Women Around a Samovar, Oil Painting by Ismail Jalayir [Электронный ресурс] // Victoria and Albert Museum. — URL: https://collections.vam.ac.uk/item/O81784/women-around-a-samovar-oil-painting-ismail-jalayir/ (дата обращения: 18.05.2025).
A Qajar Enameled Gold Belt, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-5826148 (дата обращения: 18.05.2025).
A Qajar Enameled Gold and Ruby Ring, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6162946 (дата обращения: 18.05.2025).
Three Enamelled Qalyan Bowls, One Signed Ghulam, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/lot/three-enamelled-qalyan-bowls-one-signed-ghulam-6162875/ (дата обращения: 18.05.2025).
A Qajar Enameled Gold and Turquoise Bracelet, Persia, 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6162874 (дата обращения: 18.05.2025).
A Portrait of a Qajar Noblewoman, Persia, Late 19th Century [Электронный ресурс] // Christie’s. — URL: https://www.christies.com/en/lot/lot-6282123 (дата обращения: 18.05.2025)