Original size 1401x2100

Феномен синхронизации в контексте исследований современного искусства

70
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
Finalist of the competition

Статья исследует феномен синхронизации в контексте современного искусства, связывая его с концепцией Brainmedia, в рамках которой человеческий мозг рассматривается как новый тип медиа. Нейроповорот, обусловленный интеграцией нейротехнологий в культуру, трансформирует художественные практики, расширяя выразительные средства современных художников за счет методов нейровизуализации (ЭЭГ, МРТ и т. д.) и научных концепций, связанных с исследованиями мозга.

big
Original size 2880x1620

Рефик Анадол, Sense of Space, 2021. 3D AI Data Sculpture. Смешивая визуальные проекции с архитектурными формами, Анадол предлагает зрителям переосмыслить свое представление о пространстве.

Так возникает Brain art — направление современного искусства, в котором нейротехнологии используются для визуализации и художественного осмысления нейрофизиологических процессов.

На примере феномена синхронизации, лежащего в основе социального познания и взаимодействия, авторы прослеживают поступательный процесс интеграции научных понятий и концептов нейронаук в сферу искусства и их переосмысления художественными методами. Несмотря на то, что общие принципы феномена синхронизации интуитивно были понятны художникам задолго до открытия зеркальных нейронов и механизма эмпатии, появление научно подтвержденных данных существенно расширило пространство интерпретаций и дало новую степень свободы для творческих экспериментов.

Александр Родченко, «Ритмическая гимнастика», 1936 / Марина Абрамович, «Измеряя магию взгляда», 2011 (визуализация деятельности головного мозга в режиме реального времени)

Авторами выделяются три стратегии феномена синхронизации в искусстве:

  1. интуитивная
  2. технологическая
  3. концептуальная.
Original size 4889x1165

Фриз Парфенона — скульптурная композиция, которая была создана между 443 и 438 гг. до н. э., вероятнее всего под руководством Фидия.

Интуитивная стратегия: синхронизация как визуальный прием.

Жак Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784 / Густав Клуцис, «СССР — ударная бригада мирового пролетариата», 1931

Original size 900x389

Густав Клуцис, «ВКП (б) — вождь и организатор Красной армии», 1932

Классическое искусство интуитивно использовало нейробиологические механизмы, которые подробно описываются и анализируются в статье, для создания убедительных визуальных нарративов. В частности, авторы рассматривают такой прием как изокефалия (или равноголовие — художественный прием, при котором головы персонажей многофигурной композиции расположены на одном уровне, причем персонажи могут различаться размерами и позами). Применение изокефалии придает композиции ритмическую упорядоченность и вовлекает зрителя в эмоциональное переживание, обусловленное механизмом действия зеркальных нейронов. Это прием ясно читаемой «плакатной риторики». Художники достигают эффекта синхронизации и вовлечения зрителя в единое пространство сопричастности за счет использования приемов визуальной риторики, однако сам принцип синхронизации практически не проблематизируется.

Технологическая стратегия: синхронизация как инструмент вовлечения зрителя и художественное измерение brain-to-brain.

Lancel/Maat, «E.E.G. КISS», 2014-2022 / Сьюзанн Диккер, «The Mutual Wave Machine», 2013.

Original size 1400x933

Sharing Perspectives at Tate Modern.

Для реализации творческого замысла в качестве визуальных средств, как правило, применяется высокотехнологичное оборудование — специальная аппаратура для сканирования, записи и трансляции активности мозга. Ее использование подразумевает не только знание необходимых технологий, но и знакомство с научными основами исследуемого феномена. Предметом изучения становятся актуальные нейроконцепты, которые в ходе исследования целенаправленно препарируются и рефлексируются художественными методами. Уверенно оперируя знаниями о нейробиологических основах изучаемого феномена, художники создают специальное пространство художественного эксперимента, содержанием и теоретической базой которого становятся научные концепты. Эта стратегия активно реализуется в пространстве перформансов и инсталляций, предполагающих активное участие зрителя в качестве полноправного партнера и соавтора.

Рефик Анадол, Melting Memories, 2018.

Мириам Симун, «Transhumanist Cephalopod Evolution», 2018.

Концептуальная стратегия: синхронизация как концепция и послание.

Концептуальная стратегия является продолжением технологической, но предполагает междисциплинарный синтез и концептуализацию более высокого уровня. В работе с темой синхронизации художники Brain art не ограничиваются пространством межличностных коммуникаций. Они активно поднимают такие онтологические вопросы, как синхронизация с Другим, космосом, Искусственным Интеллектом и пр. Таким образом, понятие синхронизации в этом случае начинает рассматривается в более широком контексте — от взаимодействия с нечеловеческим Другим до футурологических концепций «нейронета». В подобных художественных практиках рассмотрение феномена синхронизации переходит на новый уровень концептуализации, актуализируя вопрос о глобальном медиальном присутствии мозга: от нейрофизиологического механизма и социокультурного феномена к синхронизации как глобальной идее и самостоятельному художественному «посланию». Феномен синхронизации в данном случае представляет интерес уже не как нейрофизиологический механизм, а, скорее, как философская категория и как самостоятельная концепция.

Мириам Симун, «Transhumanist Cephalopod Evolution», 2018.

Таким образом, авторы статьи рассматривают синхронизацию как ключевой феномен, связывающий нейробиологические механизмы, социальное взаимодействие и современное искусство.

Александр Родченко, «Девушки с платками», 1935 / Борис Игнатович, «Контроллеры», 1929

Основная задача описанных в статье произведений искусства — не только придать аффективное измерение научным экспериментам, «оживить эмпирические исследования в теле зрителя», но и предложить новую интеллектуальную повестку на стыке искусства и науки. Разыгрывая в безопасном пространстве художественных практик различные сценарии будущего, оно дает возможность человечеству выбрать оптимальный путь развития. Brain art как направление сайнс-арт по сути своей становится пространством междисциплинарного синтеза интеллектуальных и творческих усилий ученых, художников и самого общества, так как зритель является не просто созерцателем, а активным соучастником и подчас соавтором в художественных практиках мозгового искусства.

В работах Brain art синхронизация становится основой для футурологических сценариев — от взаимодействия с ИИ (Machine Hallucinations) до переосмысления человеческой эволюции через модели головоногих моллюсков (проект М. Симан).

Original size 720x306

Андрей Тарковский, «Солярис», 1972.

Прочитать полную версию статьи можно по ссылке

Феномен синхронизации в контексте исследований современного искусства
70
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more