

WHAT IS NEW WAVE?
New Wave — это музыкальный и культурный стиль, который зародился в конце 1970-х годов и достиг своего расцвета в 1980-х. Он стал ответом на панк-рок, однако, в отличие от него, отличался более мягким звучанием, сложными аранжировками и разнообразием текстов. Эта мягкость музыки достигалась в основном благодаря использованию синтезаторов, электронных ударных и ненавязчивой манере вокала. Основные характеристики «новой волны» включают не только активное применение синтезаторов, но и значимость стиля и искусства в целом.
HISTORY. ORIGIN
К концу 70-х годов в музыкальном мире наметился сдвиг. Многие рок-музыканты, устав от агрессии панк-рока, обратились к более сложному и мелодичному пост-панку. Этот новый жанр, менее политизированный и более экспериментальный, стал питательной средой для зарождения новой волны. Передовые технологии звукозаписи позволили артистам достичь невиданного ранее уровня в пост-продакшне, обогатив звучание пост-панка танцевальными ритмами, яркими гитарными партиями и запоминающейся поп-мелодией. Историк музыки Вернон Джойнсон отмечает, что новая волна появилась в Великобритании в 1976 году и быстро стала стандартным обозначением для андеграундных рок-групп. В США эти музыканты, часто воспринимались как эксцентричные изгои, которые развивали идеалы панк-рока, но выражали ее в более нетрадиционной форме — через отрывистые танцы, нервный вокал, экстравагантные костюмы и яркий визуальный стиль. Первым местом, активно поддерживающим идеи новой волны стал клуб CBGB, где выступали такие группы, как Talking Heads, Devo и Blondie. Первым значимым шоу в этом формате стало выступление группы Television, после чего началась четкая дифференциация между панком и новой волной.

Новое звучание быстро завоевало популярность, и первое поколение новой волны вырвалось из андеграунда в мейнстрим. Первая песня, попавшая в чарты США, — «Cars» Гэри Ньюмана в 1980 году, которая способствовала популяризации синтезаторной танцевальной музыки и дала начало поджанру синти-поп. Для жанра новой волны также характерны короткие песни с энергичным ритмом, часто аранжированные с обилием синтезаторов и сохраняющие жесткое гитарное звучание.
В категорию новой волны можно отнести таких разнообразных исполнителей, как Devo, The Police, Japan, Talking Heads, Siouxsie and the Banshees, Public Image Limited, Depeche Mode, The Cure, The Jam, Ultravox, Blondie и The Clash. Все они оказали значительное влияние на танцевально-электронную музыку 1980-х годов, формируя как звучание десятилетия, так и его моду.
GENERATIONS. FIRST AND SECOND
Примерно к 1979–1980 годам начало формироваться второе поколение новой волны. Синтезаторы стали играть доминирующую роль, а гитары отошли на второй план. Новая волна трансформировалась в более широкий жанр, став универсальным термином для поп-ориентированной музыки с электронным звучанием и танцевальными ритмами. Ключевое отличие от первого поколения заключалось в меньшей связи с панком и пост-панком, а также в активном использовании электроники и синтезаторов.


Были ли это ранние исполнители «новой волны», завоевавшие популярность в андеграунде, или исполнители второго поколения, возглавлявшие чарты по всему миру, «новая волна» была невероятно популярным музыкальным стилем, который доминировал в мейнстриме в 80-х. Новая волна оказала глубокое влияние на инди- и альтернативный рок, и многие из ранних исполнителей новой волны оставили свой след в более поздних группах. Несмотря на стилистическое разнообразие, всех представителей новой волны объединяло стремление к созданию современной, запоминающейся и неординарной музыки.
POLITICAL CONTEXT
Успех новой волны во многом объясняется тем, что в отличие от своего предшественника — панка — она не имела политической окраски, а скорее отражала реакцию на социокультурные сдвиги. Это можно объяснить тем, что после политической турбулентности 60-х и 70-х годов, многие молодые люди чувствовали разочарование в больших идеологиях. New wave отражал этот нигилизм и скептицизм, часто затрагивая темы отчуждения, изоляции и безнадежности. Однако важно отметить, что новая волна была довольно разнообразным движением, и не все группы активно выражали политические взгляды в своем творчестве. В основном это была веселая, романтичная и жизнерадостная музыка, под которую легко танцевать, что особенно нравилось молодежи того времени.
ECONOMY AND TECH
New wave отчасти возник как реакция на экономический спад конца 70-х. Панк, предшественник new wave, проповедовал DIY этику. Новая волна унаследовала эту тенденцию, что проявилось в независимых лейблах, самодельных клипах и экспериментах со звуком. Это было связано как с идеологическим выбором, так и с ограниченными финансовыми возможностями. Также стоит упомянуть появление и распространение синтезаторов и других электронных инструментов. Это позволило группам new wave создавать новое, электронное звучание, которое отличало их от предшественников. Таким образом, технологический прогресс напрямую повлиял на музыкальную составляющую субкультуры.
END OF THE ERA. WHAT HAPPENED NEXT?
К концу 1980-х годов многие группы, ассоциировавшиеся с новой волной, начали меняться или распадаться. Некоторые из них, такие как Duran Duran и The Cure, адаптировали своё звучание, чтобы оставаться актуальными в изменяющемся музыкальном мире. В то же время на сцене появились новые коллективы, особенно из континентальной Европы, которые продолжили развивать идеи, заложенные в новой волне. Группы, такие как Alphaville и A-ha, привнесли свежие мелодические идеи и синтезаторные аранжировки, что сделало их популярными на международной арене. Например, «Take On Me» от a-ha стал одним из самых узнаваемых хитов 80-х, благодаря своей запоминающейся мелодии и инновационному музыкальному видео.
Camouflage также использовали элементы синти-попа и хай-энерджи, создавая музыку, которая сочетала в себе мелодичность и танцевальную энергетику. Mecano, испанская группа, также стала известной благодаря своему уникальному звучанию, которое сочетало поп-музыку с электронными элементами. Эти новые коллективы не только сохранили дух новой волны, но и адаптировали его к новым музыкальным трендам, что способствовало дальнейшему развитию электронной музыки и поп-культуры в целом. Таким образом, конец 80-х стал временем как завершения эры классической новой волны, так и начала новой волны в европейской поп-музыке.
CYNDI LAUPER. LIFE AND CAREER
Синтия Энн Стефани Лопер родилась в Астории, Нью-Йорк, 22 июня 1953 года. Ее самые ранние детские дни прошли в Бруклине, но когда ей было около 4 лет, семья переехала в Озон-Парк, Квинс, где она жила в течение своих подростковых лет. Подрастая, Лопер чувствовала себя изгоем. Ее родители развелись, когда ей было пять лет. Лопер и ее двух братьев и сестер воспитывала ее мать, которая работала официанткой, чтобы содержать семью, и которая любила искусство и часто возила своих детей на Манхэттен, чтобы посмотреть пьесы Шекспира или посетить художественные музеи. Лопер не особенно хорошо училась в школе и, как сообщается, была выгнана из нескольких приходских школ в юности. Несмотря на тяжелые времена, она обнаружила любовь к пению и музыке в раннем возрасте и писала собственные песни к 12 годам.
Она выражала себя с помощью разнообразных цветов волос и эксцентричной одежды, и последовала совету друга писать свое имя как «Cyndi» вместо «Cindy». Ее нетрадиционное чувство стиля привело к тому, что одноклассники издевались над ней и бросали в нее камни.
Покинув дом в 17 лет, чтобы сбежать от пугающего отчима, Синди Лопер вела скудное и странствующее существование. Согласно ее мемуарам, она работала на случайных и низкооплачиваемых работах, но все равно не хватало денег на еду, поэтому она подрабатывала, чтобы раздобыть немного денег на еду. В какой-то момент ее парень в то время охотился и подстрелил белку, которую она приготовила и съела. Лопер также столкнулась с незапланированной беременностью, которую она хотела, но ее парень не хотел. Поэтому Лопер прервала беременность.
В конце концов она отправилась в Вермонт , где посещала уроки искусства в колледже Johnson State и зарабатывала себе на жизнь случайными заработками. В начале 1970-х годов Лаупер выступала в качестве вокалистки в различных кавер-группах. Однако хотя она выступала на сцене, она не была счастлива, исполняя каверы. В 1977 году Лаупер повредила голосовые связки и взяла год перерыва в пении. Врачи сказали ей, что она больше никогда не сможет петь, но она восстановила свой голос с помощью преподавателя по вокалу Кэти Агреста.
BLUE ANGEL. START OF THE CAREER
В 1978 году Лаупер познакомилась с саксофонистом Джоном Тури. Они сформировали группу под названием Blue Angel, в состав которой также вошли Артур Нильсон (гитара), Ли Бровиц (бас-гитара) и Джонни Морелли (ударные). Они записали демо-кассету оригинальной музыки, которую услышал Стив Массарски, менеджер Allman Brothers Band, которому понравился голос Лаупер. Он купил контракт Blue Angel за 5000 долларов и стал их менеджером.
Blue Angel подписали контракт с Polydor Records и выпустили альбом «Blue Angel», одноименный с названием группы, в 1980 году. Синди ненавидела обложку альбома, говоря, что она делала ее похожей на «большую птицу», но журнал Rolling Stone позже включил ее в число 100 лучших обложек альбомов новой волны (2003). Несмотря на признание критиков, альбом продавался плохо, и группа распалась. Более того участники Blue Angel поссорились с Массарским и уволили его с должности своего менеджера. Позже он подал на них иск на 80 000 долларов, что привело Лаупер к банкротству.
После распада Blue Angel, Лаупер из-за своих финансовых проблем работала в розничных магазинах, официанткой в IHOP, и пела в местных клубах. Ее самые частые концерты были в El Sombrero. Музыкальные критики, видевшие выступления Лаупер с Blue Angel, считали, что у нее есть звездный потенциал из-за ее четырехоктавного вокального диапазона. В 1981 году, когда она пела в местном нью-йоркском баре, Лаупер познакомилась с Дэвидом Вольфом, который стал ее менеджером и заставил ее подписать контракт на запись с Portrait Records, дочерней компанией Epic Records.
SHE’S SO UNUSUAL
Начав сольную карьеру, Лопер ворвалась в чарты со своим дебютным альбомом She’s So Unusual. Лопер удивила музыкальный мир своей эклектичной одеждой, ярко уложенными волосами и заразительными мелодиями. Запись 1983 года была продана тиражом более 6 миллионов копий только в США (16 миллионов по всему миру) и включала ее первый хит «Girls Just Want to Have Fun». Песня стала гимном женских вечеринок, а видеоклип попал в интенсивную ротацию на MTV. Лопер стала дико популярной практически за одну ночь, записав ряд хитов, среди которых были «Time After Time», «She Bop» и «All Through the Night». Она была дополнительно вознаграждена за свою работу, когда выиграла премию Грэмми 1984 года как лучший новый артист. В 1985 году она выпустила «The Goonies 'R' Good Enough» для саундтрека к фильму Балбесы .
«Girls just want to have fun» была написана мужчиной. И в своем первоначальном воплощении она восхваляла жизнь мужчины, состоящую из случайного секса. Она была записана в 1979 году Робертом Хазардом , американским певцом и автором песен. В своей версии с гитарой он предстает как ловелас, наслаждающийся чередой беззаботных связей с девушками, которые «просто хотят повеселиться». Она была записана как демо, но так и не была выпущена.
Продюсер Рик Чертофф, друг Хазарда, предложил Лаупер записать её, и она, переосмыслив текст и мелодию, превратила композицию в феминистский гимн. При участии музыкантов из группы Hooters, Лаупер свою версию песни, которая стала центральным треком её дебютного альбома 1983 года «She’s So Unusual». Песня стала сокрушительной: на была номинирована на премию Грэмми, Лаупер стала первой женщиной, у которой четыре сингла подряд входили в пятерку лучших Billboard, а клип выиграл премию MTV Video Music Award. Однако самое главное — благодаря примеру песни «Girls just want to have fun» Синди Лаупер помогла создать шаблон того, как будущие звезды будут петь о социальных проблемах.
«… Это не значит, что девушки просто хотят тр…. … Это просто значит, что девушки хотят получить тот же чертов опыт, который может получить любой мужчина»
Равенство между женщинами было так же важно для Лаупер, как и равенство между мужчинами и женщинами — музыкальный клип на эту песню был отмечен как один из первых, в котором участвовали женщины разных рас. «Единственное, чего я действительно хотела, — это пригласить многорасовых девушек, чтобы каждая маленькая девочка могла увидеть в них себя, и это было бы своего рода заразительно, ведь каждый имеет право — независимо от расы, цвета кожи или чего-либо еще — вы имеете право на этот радостный опыт», — сказала она.
NOWADAYS
В 2013 году Лаупер отпраздновала 30-летие альбома, с которого началась ее карьера, She’s So Unusual , туром. А в июне 2024 года Лопер объявила, что отправится в свой последний стадионный тур, Girls Just Wanna Have Fun Farewell Tour — отсылая к своей знаменитой песне 1983 года.
STYLE ANALYSIS
Рассматривая выходы Синди Лаупер, можно сделать вывод, что ее «типичный» образ состоял из следующих элементов:
В одном из интервью Синди призналась, что препочитает покупать одежду не в дизайнерских бутиках, а в универмагах, гаражных распродажах и секонд-хэндах. Ее любимым местом был магазин «Screaming MIMI’s» в Нью-Йорке
Патрик Лукас — визажист, парикмахер и стилист Синди во время ее восхождения к славе в 80-х годах, который. По моему мнению именно он помог ей достичь своего уникального стиля и образа. «Патрик сыграл огромную роль в создании моего макияжа и прически в самом начале. Мы придумывали эти идеи, и он воплощал их в жизнь. Я говорила, что хочу, чтобы клетчатый узор на его рубашке был у меня на глазах, а он рисовал шахматные доски на моих веках.» — вспоминает Лаупер.