
Концепция

«Титан» (Titane, реж. Жюлия Дюкурно, 2021)
Хоррор-жанр с самого возникновения эксплуатировал тему инвалидности и образ инвалида сквозь призму Другого, Непонятного — следовательно, вызывающего страх. Самый первый текст в научно-фантастическом жанре — роман Мэри Шелли «Франкештейн, или Современный Прометей» (1818) — в качестве антагониста представляет физического урода — чудище, обреченного на вечное одиночество и скитание. Подобный исторический остракизм всего, что имеет физиологические или ментальные акцентуации, описан в труде Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху» (1961). Нормотипичный человек еще с конца Средних веков склонен к устранению и подавлению видимости и голоса людей с инвалидностью как «неудобных» и не вписывающихся в рамки — поэтому в ранних хоррорах один только вид человека с физиологическими отклонениями вызывал шокирующую реакцию публики. В данной парадигме инвалид — это, в первую очередь, объект: исследования, любопытства, страха, жалости, но почти никогда не субъект, способный говорить сам за себя.
Вышеописанное восприятие инвалидности как метафоры страха перед Другим, перед инаковостью, является первым и самым ранним способом ее репрезентации в хоррор-фильмах. Другой нарратив, который стал популярен одновременно с первым, завязан на инвалидности как Факторе мести: «увечный» желает отомстить окружающему миру за свое уродство, заставить других испытать на себе ту же душевную или физическую боль, — подобная репрезентация инвалида как монстра и Злодея, перекладывающего бремя страдания на других, берет начало из евгенестических соображений, согласно которым инвалид не может смириться и довольствоваться своим низменным положением, а также, что аморальная и злостная сущность также манифестируется в нелицеприятном внешнем виде человека. Дискурс принимает able-bodied gaze и данный нарратив находит себе место не только в хоррор-культуре («Питер Пэн», «Игра Престолов», франшиза о Джеймсе Бонде и др.)

«Франкенштейн» (Frankenstein, реж. Джеймс Уэйл, 1931)
Со временем, начиная с волны гражданского движения 60-х годов, акцент общественного отношения к людям с ограниченными возможностями сместился с испуга и неприязни на сочувствие: появился образ инвалида как Идеальной жертвы, не способной на самозащиту. Однако такой образ необязательно подразумевает инвалида в хроническом смысле: это может быть и здоровый человек, внезапно столкнувшийся с физическими ограничениями. И уже в последнюю очередь становится популярным нарратив отождествления физиологической или умственной ограниченности с особенностью, героизмом и высокими моральными качествами, недоступными людям без акцентуаций.
Визуальное исследование рассматривает все четыре образа-нарратива на примере хоррор-фильмов разных десятилетий. Материалы отбирались исключительно на основании доподлинно известных диагнозов и акцентуаций персонажей, которые существуют в реальной жизни. Важным моментом также является тенденция к касту настоящих людей с инвалидностью, нежели здоровых актеров с использованием грима, и разница в восприятии хоррора сквозь призму «реалистичности».
Инвалидность как страх перед Другим
Инвалидность индивида как манифестация органически-непривычного вида и отклонения от нормы сама по себе вселяет природный страх, однако подобный ужас у зрителя вызывает и результат процесса жестокого уродования и пыток жертвы. Метаморфоза здорового тела в увечное, то есть в тело инвалида, сопровождается страданиями, которые зритель проецирует на себя. Репрезентация инвалидности как расплаты или наказания встречается в хоррор-нарративах весьма часто, но радикальные обстоятельства ее получения затмевают зрительское восприятие изувеченного как инвалида в социальном смысле — скорее, он просто жертва, абстрактный урод, судьба которого пугает.
«Уродцы» (Freaks, реж. Тод Браунинг, 1932)
«Уродцы» (Freaks, реж. Тод Браунинг, 1932)

Множественные нарушения: карликовость, отсутствие конечностей, микроцефалия, сиамские близнецы +++
Классическим примером репрезентации инвалидности в хорроре на экране и страха перед инаковостью являются докодексовые «Уродцы». Фильм является новаторским, прежде всего, в вопросе инклюзивного каста: до этого зритель никогда не видел такого количества людей с инвалидностью на большом экране: многие зрители от отвращения уходили с сеансов, а сам фильм потерпел коммерческий крах и был запрещен цензурой в ряде нескольких государств.
Ревайвал фильм получил только в 60-е годы, став иконическим для нонконформистского искусства. Именно под визуальным и контекстуальным влиянием «Уродцев» Дэвид Линч снял «Человека-слона» (1980): в обоих фильмах артисты цирка уродов показаны, в первую очередь, людьми с привычным поведением, а не бездушными объектами отвращения. Тем не менее, в «Уродцах» элемент ужаса заключается в метаморфозе главной героини, которую из роковой красавицы артисты превращают в «одного из них».
«Уродцы» (Freaks, реж. Тод Браунинг, 1932)
«Человек-слон» (The Elephant Man, реж. Дэвид Линч, 1980)
«Человек-слон» (The Elephant Man, реж. Дэвид Линч, 1980)

Синдром Протея
Несмотря на то, что линчевский «Человек-слон» не является хоррором напрямую, он подробно исследует феномен страха перед Другим, который стоит пеленой перед другими персонажами в их восприятии Джона Меррика (Джон Хёрт) как человека. «Люди бояться того, чего не понимают» — говорит главный герой.
Линч держит зрителя в напряжении и нервном ожидании испуга перед внешним видом Человека-слона, заставляя его встать в ряд безнравственной толпы. Самыми сочувствующими к Меррику персонажами картины являются другие артисты из цирка уродов — они понимают его как никто другой. В этом прослеживается явное влияние «Уродцев».
«Из ада» (From Hell, реж. Братья Хьюз, 2001)
«Из ада» (From Hell, реж. Братья Хьюз, 2001)

Синдром Протея
Как эпизодический персонаж и историческая личность Джозеф Меррик встречается и в экранизации культового комикса Алана Мура «Из ада» об убийствах Джека-Потрошителя во времена Викторианской Англии. Однако в отличие от линчевского «Человека-слона» здесь Меррик показан исключительно как объект, вызывающий страх и непонимание — то есть как типичная репрезентационная ценность инвалида как Другого.
Можно сделать вывод о том, насколько же важна призма смотрящего: в «Из ада» Меррик наблюдаем собравшимся посмотреть на «чудо природы» высшим светом, которые воспринимают его как отвратительную оболочку, в то время как линчевский Меррик на контрасте показан и сквозь восприятие близких ему людей — в первую очередь, как личность.
«Другой человек» (A Different Man, реж. Аарон Шимберг, 2024)
«Другой человек» (A Different Man, реж. Аарон Шимберг, 2024)

Нейрофиброматоз
Боди-хоррор «Другой человек» берет за основу тему страха перед Другим и выносит ее на новый уровень: насколько сам инвалид воспринимает себя сквозь призму наблюдателя, которого он отвращает. Является ли подобная динамика отношений инициативой нормотипичного человека — испуганного и растерянного видом непривычного — или же самого инвалида, действующего априори асоциально из-за своего уродства?
Лицо Эдварда (Себастиан Стэн) изуродовано нейрофиброматозом, что отвращает (или не отвращает?) окружающих людей, однако в ходе фильма Эдвард становится на сторону «испуганного наблюдателя» и медленно сходит с ума. С другой стороны, фильм также исследует тему сексуального фетиша перед уродством, страх перед которым становится удовольствием.
«Другой человек» (A Different Man, реж. Аарон Шимберг, 2024)
«Глаза моей матери» (The Eyes of My Mother, реж. Николас Песке, 2016)
«Глаза моей матери» (The Eyes of My Mother, реж. Николас Песке, 2016)

Слепота
Подобный страх здоровый человек испытывает и перед метаморфозой здорового тела в изувеченное: лишение физических возможностей воспринимается как высшая степень наказания, после которой пути назад — в «нормальность» — нет. На этом страхе играет черно-белый хоррор «Глаза моей матери», главная героиня которого, молодая девушка Франциска (Кика Магальяйнс), после пережитой в детстве психологической травмы лишает своих жертв глаз, хирургически их выскалбливая. Она не убивает их: наоборот, вроде бы как и заботиться. Стать инвалидом — хуже смерти.
«Глаза моей матери» (The Eyes of My Mother, реж. Николас Песке, 2016)
Инвалидность как Фактор Мести
Инвалидность как акцентуация не жертвы, но антагониста и насильника в хоррорах показана с позиции фактора мести за свою инаковость и социальное непринятие. Насильник, неся бремя своего же уродства и физического изъяна, находит комфорт в причинении деструктивности и страданий по отношению к окружающим.
В такой динамике чаще всего встречается именно ментальная инвалидность: в этом случае осознанная месть за свое положение и симптом психического диагноза почти неразличимы.
«Титан» (Titane, реж. Жюлия Дюкурно, 2021)
«Титан» (Titane, реж. Жюлия Дюкурно, 2021)

Черепно-мозговая травма, черепной имплант
Алексия (Агат Руссель), протагонистка боди-хоррора «Титан», в детстве попала в автокатастрофу, оставившую ее с титановым имплантом в черепе и с огромным шрамом на голове. Имплант дал метастазы по всему организму, что привело не только к сексуальному влечению Алексии к автомобилям, но и атрофии человеческой эмпатии: она убивает одного за другим несколько человек и проворачивает аферу с безнравственным обманом. Алексия — бесчувственное существо, машина, которой ее сделала ее травма. Здесь также можно разглядеть и социальную стигму того, что инвалидность предполагает «черствый» и циничный взгляд на мир, как место, не приносящее радость.
«Титан» (Titane, реж. Жюлия Дюкурно, 2021)
«Сплит» (Split, реж. М. Найт Шьямалан, 2016)
«Сплит» (Split, реж. М. Найт Шьямалан, 2016)

Множественное расстройство личности
Кевин (Джеймс МакЭвой) — главный герой «Сплита» — мужчина, страдающий множественным расстройством личности, у которого их 23. Кевин похищает и держит в заложницах троих девушек, которых планирует принести в жертву для того, чтобы пробудить в себе некую 24-ю личность — сверхчеловека.
Мужчина испытывает сочувствие к своей жертве только один раз — к девушке по имени Кейси (Аня Тейлор-Джой), когда видит у той раны от селфхарма на животе. Кевин считает ее «чистой», так как она испытывала страдания, не доступные окружающим, что их связывает. Кейси и стала единственной спасенной — боль объединяет.
«Сплит» (Split, реж. М. Найт Шьямалан, 2016)
«Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre, реж. Тоуб Хупер, 1974)
«Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre, реж. Тоуб Хупер, 1974)

Умственная отсталость, расстройство речи
Маньяк Кожаное лицо показан как умственно-отсталый мужчина с повадками напуганного ребенка, не умеющего разговаривать. Поступки героя не имеют логического объяснения, они берут свое начало из инстинктов и бессознательного, что пугает здравомыслящего человека.
В отличие от физической инвалидности, за фасадом которой, чаще всего, скрывается разумный человек, воспринимающий свое тело как «клетку», умственная отсталость предполагает обратную динамику: и здесь страх наблюдателя становится более оправданным, даже животным — это страх, триггерящий реакцию «Бей или беги».
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, реж. Уэс Крэйвен, 1984)
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, реж. Уэс Крэйвен, 1984)

Уродство, вызванное ожогами
В фильме «Кошмар на улице Вязов» инвалидность Фредди Крюгера представлена как результат ожогов, которые обезобразили его тело. Его изуродованная кожа и неуклюжие движения показывают последствия перенесённых ожогов — его облик пугающий и сверхъестественный. Эти физические искажённости связаны с его жестокими поступками в прошлом — Фредди был садистским убийцей детей, которого родители сожгли заживо в отместку за его преступления. Таким образом, его изуродованное тело становится не только визуальной чертой, но и символом возмездия за его злодеяния.
Инвалид как Идеальная Жертва
Ограниченность в физических возможностях делает из человека самую уязвимую мишень. В таком нарративе инвалидность вполне может быть временная или мнимая: она не наделяет ее носителя конкретными чертами, скорее дает эксплуататору и насильнику — по значимости не менее важную роль в подобной динамике — карт-бланш на положение доминанта, которое вряд ли возникло бы со здоровым человеком.
Черты боди-хоррора в подобном нарративе сведены почти к нулю: жертвами чаще всего становятся «привычно выглядящие» люди, ограниченные в физических возможностях: ходьбе, зрении, слухе. Зритель испытывает дискомфорт не от наблюдения за уродливым и непривычным, а от ощущения безысходности и беспомощности.
«Мизери» (Misery, реж. Роб Райнер, 1990)
«Мизери» (Misery, реж. Роб Райнер, 1990)

Временные физические ограничения
В экранизации романа Стивена Кинга «Мизери» известный писатель Пол Шелдон (Джеймс Каан) попадает в автокатастрофу и оказывается в заложниках у его самой преданной фанатки — властной и психически нездоровой медсестры Энни Уилкс (Кэти Бейтс). Хоррор-составляющая в фильме заложена в беспомощности и безысходности ситуации: Шелдон заперт в злосчастном доме так же, как заперт в своем теле. Зритель утопает в саспенсе перед неочевидной развязкой, конец который предугадать сложно.
Такой нарратив нередко предполагает насильственные действия по отношению к физически ограниченному человеку, которые идут вразрез с моральными устоями в обществе, что вызывает еще большую неприязнь: в фильме Уилкс ломает Шелдону ноги, избивает кувалдой и привязывает на цепь в подсобке.
«Взаперти» (Run, реж. Аниш Чаганти, 2020)
«Взаперти» (Run, реж. Аниш Чаганти, 2020)

Паралич, астма, аритмия, диабет
«Взаперти» исследует ту же динамику между гипер-опекающим насильником, получающим удовольствие от немощности своего подопечного. Диана (Лара Полсон) намеренно с помощью медикаментов сделала из дочери Хлои (Кира Аллен) инвалида, чтобы та полностью полагалась на нее во всем.
Катализатором перелома заботливых и нежных отношений между матерью и дочерью в сторону хоррор-динамики становится попытка самостоятельности и независимости со стороны Хлои. Диана начинает вести себя жестоко, показывания маниакальные наклонности. Неприятные ощущения от просмотра вызывает тот же саспенс, что и в «Мизери».
«Взаперти» (Run, реж Аниш Чаганти, 2020)
«Притворство» (The Act, реж. Ник Антоска, 2019)
«Притворство» (The Act, реж. Ник Антоска, 2019)

Мышечная атрофия, лейкемия, диабет, умственная отсталость Делегированный синдром Мюнхгаузена
Основанный на реальной истории Джипси Роуз (Джоуи Кинг) и Ди-Ди Бланшард (Патриция Аркетт) тру-крайм сериал «Притворство» показывает динамику Идеальной Жертвы с обеих сторон. Помимо запечатления ограничений объективного подопечного во взаимоотношениях матери и дочери: то есть мнимые физические и ментальные инвалидности Джипси Роуз, сериал также исследует заболевание самой Ди-Ди — делегированный синдром Мюнхгаузена. При этом синдроме больные нарочито преувеличивают болезненное состояние своей жертвы ради получения внимания, сочувствия или материальной поддержки со стороны окружающих. Можно ли в таком случае считать обоих субъектов жертвами своего состояния?
«Перл» (Pearl, реж. Тай Уэст, 2022)
«Перл» (Pearl, реж. Тай Уэст, 2022)

Паралич
Несмотря на второстепенность персонажа, парализованный отец (Мэттью Сандерленд) главной героини (Миа Гот) оставляет гнетущее впечатление. Он — немой, пассивный наблюдатель происходящего, его физическое состояние словно напрямую влияет на разложение личности внутри оболочки. Зритель не может считать его мысли и эмоции — он просто носитель души, априори жертва. Перл расправляется с ним без сильной эмоциональной привязки, которой должны связываться родитель и ребенок.
Инвалид как Герой и Избранный
Нарратив инвалидности как избранной черты, которая дает либо сверх-возможность, либо наделяет нравственными привилегиями встречается в хоррорах реже, нежели в других жанрах, например, драме. Тем не менее подобный образ набирает популярность в хоррор-индустрии последних лет.
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin, реж. Джонатан Глейзер, 2013)
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin, реж. Джонатан Глейзер, 2013)

Нейрофиброматоз
Главная героиня (Скарлетт Йоханссон) хоррора «Побудь в моей шкуре» — инопланетное создание, попавшее на Землю и изучающее поведение людей. Она соблазняет одиноких мужчин на просторах Шотландии, которые с энтузиазмом клюют на красивое тело инопланетянки, сажает их в минивэн, а затем, после полового акта, мстительно убивает.
Единственный мужчина, который избегает смерти после совокупления с безымянной героиней, — парень с нейрофиброматозом (Адам Пирсон). Инопланетянку трогает стеснительность и пугливость молодого человека, растрогавшегося после того, как та поцеловала его в щеку — он более нравственен и людим, чем «нормальные» мужчины, — и инопланетянка забирает у него девственность. После ночи с ним героиня отпускает парня на волю. Герой становится своего рода final boy.
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin, реж. Джонатан Глейзер, 2013)
«Солнцестояние» (Midsommar, реж. Ари Астер, 2019)

Уродство, вызванное инцестом
Рубен, второстепенный герой хоррора «Солнцестояние» — мальчик-уродец, жертва инцеста — пишет священные руны, которые старейшины общины интерпретируют как мудрость свыше. Члены коммуны считают Рубена «наичистейшим по крови» и «приближенным к Богу», поэтому, несмотря на деформации лица и тела, почитают его как святого. Рубен — непререкаемый авторитет для сообщества, физические недостатки которого интерпретируются как печать избранности.
«Тихое место» (A Quiet Place, реж. Джон Красински, 2018)
«Тихое место» (A Quiet Place, реж. Джон Красински, 2018)

Глухота
Классическим примером наделения инвалида ролью спасителя является Риган (Миллисент Симмондс) — героиня хоррора «Тихое место». Испытывая фрустрацию от непонимания и инфантилизации со стороны семьи, Риган отстраняется от родителей, однако спасает их от зверских существ с помощью ультразвука от своего слухового аппарата. Метаморфоза из «очевидной» жертвы в смекалистую спасительницу сбрасывает с образа оковы зависимости и несамостоятельности, свойственные нарративу инвалида как Идеальной жертвы.
«Тихое место» (A Quiet Place, реж. Джон Красински, 2018)
Заключение
В визуальном исследовании были рассмотрены тенденции в изображении инвалидности с точки зрения четырех нарративов в хорроре: страха перед Другим, Фактора мести, Идеальной жертвы и Героя / Избранного. Исходя из выполненного анализа, можно выявить, что элементы боди-хоррора свойственны первым двум образам, а классического ужаса — последним двум. Актеров с инвалидностью чаще всего можно увидеть в фильмах первого: с целью заставить зрителя чувствовать себя некомфортно — и последнего нарративов: с целью сломать существующую стигму вокруг инфантильности и несамостоятельности.
Также хоррор уходит от портретизации и маргинализации уродства и инвалидности как вещи в себе и проблеме ее носителя в сторону восприятия стороннего наблюдателя, расценивающего физические и ментальные отклонения как угрозу.
A Brief History of Disability in Horror // Сайт Fangoria. (URL https://www.fangoria.com/a-brief-history-of-disability-in-horror/) Просмотрено 27.05.2025.
Body Horror as a Tool for Re-Imagining Disability Representation // Сайт Moviejawn. 11 октября 2022. (URL https://www.moviejawn.com/home/2022/10/11/body-horror-as-a-tool-for-re-imagining-disability-representation) Просмотрено 26.05.2025.
Disability in Horror Films // Сайт Wikipedia. (URL https://en.wikipedia.org/wiki/Disability_in_horror_films) Просмотрено 26.05.2025.
DSQ Editors. Disability, Narrative, and the Body // Сайт Disability Studies Quarterly. (URL https://dsq-sds.org/index.php/dsq/article/view/3258/4205) Просмотрено 26.05.2025.
The Disabled Villain: Why Sensitivity Reading Can’t Kill Off This Ugly Trope // Сайт The Guardian. 14 марта 2023. (URL https://www.theguardian.com/news/2023/mar/14/the-disabled-villain-why-sensitivity-reading-cant-kill-off-this-ugly-trope) Просмотрено 27.05.2025.
The Problem with the Disabled Villain Trope // Сайт The Nora Project. (URL https://thenoraproject.ngo/nora-notes-blog/the-problem-with-the-disabled-villain-trope) Просмотрено 28.05.2025.
The Truth About Disability and Entertainment Media Villains // Сайт Medium. (URL https://medium.com/@theautlaw/the-truth-about-disability-and-entertainment-media-villains-49a8d1f9e7ee) Просмотрено 26.05.2025.
Viewing Disability in the Horror Genre // Сайт Honi Soit. Июль 2024. (URL https://honisoit.com/2024/07/viewing-disability-in-the-horror-genre/) Просмотрено 28.05.2025.
Zoe Weisz. An Analysis of the Representation of Disability in Horror Films // Сайт Creative Matter Skidmore. (URL https://creativematter.skidmore.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1030&context=eng_stu_schol) Просмотрено 28.05.2025.
«Титан» (Titane, реж. Жюлия Дюкурно, 2021)
«Франкенштейн» (Frankenstein, реж. Джеймс Уэйл, 1931)
«Уродцы» (Freaks, реж. Тод Браунинг, 1932)
https://m.media-amazon.com/images/I/71XCYDupXQL.AC_UF894,1000_QL80.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Человек-слон» (The Elephant Man, реж. Дэвид Линч, 1980)
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images? q=tbn: ANd9GcTs4HA2biEv6TukeQs5snTrjxldO_CKJAYUSg& s (Просмотрено 27.05.2025)
«Из ада» (From Hell, реж. Братья Хьюз, 2001)
https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNzA5N2RlZDItNzc5My00YjIwLWFiMzktYTI1NDg0MDc1YTY1XkEyXkFqcGc@.V1.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Другой человек» (A Different Man, реж. Аарон Шимберг, 2024)
https://image.tmdb.org/t/p/original/4Aa5oiloICSjhRJS1vOTl0Ns5Sf.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Глаза моей матери» (The Eyes of My Mother, реж. Николас Песке, 2016)
https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BMDgxOTJiMjUtZTI2MC00MzY0LTkyZGItYzlkZTBiN2QzYWEyXkEyXkFqcGc@.V1.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Сплит» (Split, реж. М. Найт Шьямалан, 2016)
https://i.ebayimg.com/00/s/MTYwMFgxMDM1/z/3GwAAOSw8V9bQ8fw/$_57.JPG? set_id=8800005007 (Просмотрено 27.05.2025)
«Техасская резня бензопилой» (The Texas Chain Saw Massacre, реж. Тоуб Хупер, 1974)
«Кошмар на улице Вязов» (A Nightmare on Elm Street, реж. Уэс Крэйвен, 1984)
https://m.media-amazon.com/images/I/51-uNtxxLKL.AC_UF894,1000_QL80.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Мизери» (Misery, реж. Роб Райнер, 1990)
«Взаперти» (Run, реж. Аниш Чаганти, 2020)
https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNjc2MjkxNjQtMzI1OS00NDNkLWFlM2ItZDk1NmRiNWUwOTljXkEyXkFqcGc@.V1.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Притворство» (The Act, реж. Ник Антоска, 2019)
https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNGM3MTE1ZGUtMzljNS00MDFmLWI3OGItYzg0NTg4YzMzZjM1XkEyXkFqcGc@.V1.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Перл» (Pearl, реж. Тай Уэст, 2022)
https://m.media-amazon.com/images/I/51VfEaKzIbL.AC_UF894,1000_QL80.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin, реж. Джонатан Глейзер, 2013)
https://m.media-amazon.com/images/I/71XgKTVrW6L.jpg (Просмотрено 27.05.2025)
«Солнцестояние» (Midsommar, реж. Ари Астер, 2019)
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQMCQ59wu3f5xutzXZjFBOHExC07d08xJD7-w&s (Просмотрено 27.05.2025)
«Тихое место» (A Quiet Place, реж. Джон Красински, 2018)
https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQcSx0eqHw7ZGjtVQA7NUjPQWvaRO7QWAtPtw&s (Просмотрено 27.05.2025)