Original size 1240x1750

Творческий тандем художника Стэнли Донвуда и музыканта Тома Йорка

18
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

В современной музыке особенную роль играет её визуальный образ — в обложках, промо-материалах, мерчандайзе и т. д. Всё это позволяет не только прорекламировать тот или иной релиз, зацепить человека и привести его к прослушиванию, но и дополнить содержание пластинки, раскрыть концепцию, дать «увидеть» музыку слушателю.

Одним из ярких примеров того, как точно визуалу удаётся соответствовать звучанию, а также поддерживать основную идею альбома — творческий тандем лидера группы «Radiohead» Тома Йорка и художника Дэна Риквуда, более известного под псевдонимом Стэнли Донвуд.

Original size 970x624

Стэнли Донвуд и Том Йорк — фото для журнала «Juxtapoz» (2021 г.)

Их сотрудничество началось во время работы Radiohead над альбомом «The Bends» и первыми синглами к нему, однако Том и Стэнли были знакомы ещё во время учёбы.

«Я встретил его в первый день обучения в художественной академии. Его костюм и шляпа были лучше, чем мои, и меня это безумно разозлило. Так что я понял, что я либо возненавижу его, либо буду работать с ним всю жизнь». — Том Йорк о Стэнли Донвуде.

Первое впечатление не обмануло, и их совместная работа продолжается до сих пор уже с 1994 года. За это время Стэнли создал визуал для каждого релиза группы. Стоит упомянуть, что в творческом процессе участвовал и сам Том Йорк, однако его вклад в большей степени заключался в идее, которую умело визуализировал Донвуд. Столь долгое и успешное сотрудничество, подарившее большое количество ярких узнаваемых работ и сильных радикальных образов, сложилось благодаря их общему своеобразному видению и восприятию массовой культуры с нестандартной точки зрения, а также подходу Донвуда к творчеству. Стэнли приступает к визуализации синхронно с началом записи альбома, работает в студии вместе с музыкантами, старательно вникая в концептуальную сторону музыки Radiohead.

«Обычно мои первые догадки ошибочны, и постепенно я их корректирую по ходу записи». — Стэнли Донвуд

Такая скурпулёзность и внимание к деталям помогает художнику задумывать визуальные концепции, как ансамбли, в которых каждая часть согласована друг с другом и образует единое целое — а затем распространяется на все материалы записи. В этом визуальном исследовании мы рассмотрим, как благодаря совместной работе Тома Йорка и Стэнли Донвуда формировался визуальный облик группы «Radiohead», как оформлялись альбомные циклы с их характерными образами, в которых очень чётко можно уловить идею, тематику и даже их звучание. Для структурирования исследования попробуем рассмотреть периоды сотрудничества в рамках работы группы над альбомами в порядке их выхода.

Начало совместной работы. EP «My Iron Lung» и альбом «The Bends» (1994-1995)

Обложка к мини-альбому «My Iron Lung» стала первой работой Стэнли для Radiohead.

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «My Iron Lung» — Стэнли Донвуд (1994 г.)

Она представляла собой цифровой снимок, в котором можно угадать образ яппи в антураже современного мегаполиса.

Следующей работой, созданной Донвудом, станет обложка к лонгплею «The Bends» 1995 года. Для её создания Том и Стэнли арендовали видеокамеру и снимали «вещи, которые могли бы стать интересными». Это были дорожные знаки, символы на коробках, уличные фонари, интерьеры госпиталя, в котором и нашёлся нужный образ.

«В комнате, где сотрудники госпиталя отрабатывали реанимационные действия, стояло несколько манекенов, и у одного из них было выражение лица, как у андроида, впервые обнаружившего ощущения экстаза и агонии одновременно. И это стало обложкой пластинки». — Стэнли Донвуд

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «The Bends» — Стэнли Донвуд (1995 г.)

Такой сюрреалистичный и немного жуткий снимок подчеркнул переход группы от стиля предыдущего альбома «Pablo Honey» к более тяжёлому, мрачному и сложному звучанию.

«OK Computer» (1997)

Original size 736x414

Сканы и фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)

Общая концепция оформления одного из самых громких успехов Radiohead — альбома «OK Computer» — появилась благодаря визуальному дневнику репетиций и туров, который вёл Стэнли Донвуд. Главными мотивами стали дороги, размытые фигуры людей, машины, самолёты и образы постиндустриального общества.

Фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)

Особенно ярко в визуальное оформление вписывались символы общества потребления — безликая инфографика, искажённые символы «идеальной» жизни, подчёркивающие острую иронию над материализмом.

Фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)

Над самой обложкой релиза Стэнли Донвуд и Том Йорк работали вместе. Особенностью работы над обложкой стал отказ от функции отмены на компьютере — любые манипуляции над изображением оставляли отпечаток на результате, ничто не должно было пройти бесследно. Так на обложке появились образы потерянного ребёнка, нос самолёта и т. д.

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)

Развороты обложки и буклеты наполнили фразы на английском, греческом и эсперанто, являвшиеся медицинскими рекомендациями и ироническими высказываниями о консьюмеризме.

0

Фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)

Всё это было созвучно основной теме альбома — критике общества потребления.

Настолько точное попадание в концепцию записи сделало визуальное оформление «OK Computer» одним из самых сильных не только в истории группы, но и во всём музыкальном мире.

«Kid A» (2000)

Во время работы над альбомом, ставшего «величайшим поворотом в истории музыки» и навсегда изменившего стиль группы, сделав его ближе к электронике, Донвуд и Йорк, были одержимы исследованиями о таянии ледников и климатических изменениях, что вдохновило художников использовать образ горных хребтов и кровавого бассейна, как символа надвигающейся опасности, в оформлении.

Обложка альбома Radiohead «Kid A» (слева); Работа «Target Land, Nothing» или задняя сторона обложки (справа) — Стэнли Донвуд (2000 г.)

Донвуд создавал изображения с помощью ножей и тростей, а после — редактировал получившееся в фотошопе. Результат сохранил в себе апокалиптическое настроение группы, отразившееся во всём оформлении релиза.

Original size 1152x553

«Hotels and a swimming pool» — Стэнли Донвуд (2000 г.)

Множество работ, созданных в процессе оформления, нашли своё место в буклетах, конвертах для пластинок и разворотах.

Тогда же Донвудом был придуман культовый образ медведей-мутантов, который стал логотипом Radiohead, узнаваемым и используемым до сих пор.

Original size 1600x580

Логотип Radiohead — Стэнли Донвуд (2000 г.)

«Amnesiac» (2001)

Параллельно с работой над «Kid A» велась работа над пятым студийным альбомом «Amnesiac». Ключевой фигурой в нём стало изображение Минотавра — персонажа греческого мифа, особенно близкого Тому в тот период.

«У меня было такое чувство, будто я построил себе этот чертов лабиринт, эту серию бесконечно повторяющихся движений, и я не мог выбраться». —Том Йорк о проблемах в процессе создания альбома

Original size 1152x553

«In The Maze» — Стэнли Донвуд (2001 г.)

«Минотавр — это трагическая фигура. Это монстр, который убивает и ест людей, но в то же время, это извечный подростковый плач — я не просил, чтобы меня рождали». — Стэнли Донвуд

Original size 1152x553

Поиски графического образа к альбому «Amnesiac» — Стэнли Донвуд (2001 г.)

Вместе с Йорком они создали две параллельные версии этой фигуры — мультяшного плачущего минотавра и образ чистого страха, который всегда готов появиться за спиной и напомнить каждому, что он заперт в своём собственном лабиринте.

Финальным изображением «Amnesiac» стал именно плачущий минотавр, нарисованный на красной книге с оторванным корешком, словно запертый в окружающей его чёрной пустоте.

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «Amnesiac» — Стэнли Донвуд (2001 г.)

Помимо классической версии альбома Донвуд подготовил его специальное ограниченное издание, стилизованное под старую книгу и наполненное рисунками.

Original size 4028x2956

Разворот специального издания альбома Radiohead «Amnesiac» — Стэнли Донвуд (2001 г.)

«Мы хотели, чтобы это было похоже на книгу. Кто-то сделал в ней все эти страницы, а потом засунул в ящик стола и забыл на чердаке. А потом забыли и про чердак. Визуальная и музыкальная идея альбома состоит в том, чтобы найти эту книгу и открыть её». — Стэнли Донвуд

В 2002 году специальное издание «Amnesiac» заслужило премию «Грэмми» в номинации «Лучшее оформление диска».

«Hail to the Thief» (2003)

Обложка к альбому, ставшего своего рода критической реакцией на американскую войну против терроризма и усиление консервативной политики на западе, символизирует дорожную карту с вписанными в неё словами и фразами, которые Донвуд взял из придорожных реклам.

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «Hail to the Thief» — Стэнли Донвуд (2003 г.)

Такое решение породило интересный контраст чего-то притягательного и соблазняющего, как реклама, с зловещими, по мнению художника, цветами, производными от бензово-химической промышленности, которые по сравнению с палитрами предыдущих работ, казались ненастоящими.

Original size 1152x553

Элементы оформления альбома «Hail to the Thief» — Стэнли Донвуд (2003 г.)

«In Rainbows» (2007)

Original size 2048x1024

«Nuclear Winter» — Стэнли Донвуд (2007 г.)

Во время разработки оформления к «In Rainbows» Стэнли находился в одной студии с группой, чтобы точно уловить настроение альбома, органичное и чувственное. Это привело его к работе с принтами, опущенными в кислоту, а также со шприцами, полными воска.

Так художнику удалось визуал, отличающийся буйством ярких красок, поддерживающих экспериментальное звучание релиза.

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «In Rainbows» — Стэнли Донвуд (2007 г.)

Специальное издание альбома было столь же насыщенным — оно предоставляло слушателю большое количество напечатанных работ Донвуда, пластинки, диски, буклеты с текстами песен, выдержанные в таком же кислотном стиле, что вновь позволило команде выиграть «Грэмми» за лучшую упаковку лимитированного издания.

Original size 1152x553

Специальное издание альбома Radiohead «In Rainbows» — Стэнли Донвуд (2007 г.)

«The King of Limbs» (2011)

Выпуск восьмого альбома Radiohead был осложнён поиском новых форм, как у музыкантов, так и у самого Донвуда. После неудачной попытки создать обложку с реалистичными масляными портретами группы, новое направление звучание Radiohead навело художника на мысль о разноцветных лесных соборах, наполненных музыкой и странными живыми существами, духами леса.

Original size 1152x553

«Nether» — Стэнли Донвуд (2011 г.)

Вместе с Йорком они нарисовали серию работ со «странными существами с множеством конечностей», вдохновленными северноевропейскими сказками, которые впоследствии и попали на обложку.

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «The King of Limbs» — Стэнли Донвуд (2011 г.)

Пока группа находилась в подвижном изменчивом состоянии, Донвуд собирался сделать что-то столь же непостоянное — ответом на это стала газета.

0

Акция с раздачей газеты «Universal Sigh» к выпуску альбома «The King of Limbs» — Стэнли Донвуд (2011 г.)

«Когда выходит новый номер, это не значит, что больше новостей не будет» — Стэнли Донвуд о концепции

Художнику и музыкантам хотелось продемонстрировать, какими они были на данный момент, и подчеркнуть, что их музыка не стоит на месте. Газета раздавалась абсолютно бесплатно в 60 городах по всему миру. Это был один из самых запоминающихся и крупных арт-проектов Стэнли Донвуда.

«A Moon Shaped Pool» (2016)

В самом начале работы над визуалом Донвуд и Йорк решили опробовать новый подход к созданию изображения.

«Первое, о чём мы говорили — нужно уйти от повествовательного и изобразительного искусства, попытаться сделать что-то, что больше коррелирует с чувством случайности». — Стэнли Донвуд

Original size 1614x1076

Серия картин, созданных в рамках работы над обложкой альбома «A Moon Shaped Pool» — Стэнли Донвуд (2016 г.)

Начальные попытки экспериментов Донвуда с бассейнами с водой, множеством красок и ветром дали интересный результат, однако при масштабировании работ художник оказался разочарован. Было решено сократить палитру и вывесить большие полотна под открытым небом, доверив все манипуляции с краской французскому климату, известному сильными ветрами и грозами.

«Мы почти полностью исключили влияние человека на художественный процесс, это было как провести эксперимент и посмотреть, что выйдет. Но, в общем и целом, пройдя через процесс правки, мы закончили, будучи очень и очень довольными опытом работы». — Стэнли Донвуд

Original size 1152x553

Обложка альбома Radiohead «A Moon Shaped Pool» — Стэнли Донвуд (2016 г.)

Для «A Moon Shaped Pool» Донвуд также создал специальное издание, содержащее в себе 32 страницы с иллюстрациями и 2 пластинки посреди них.

Original size 1400x878

Специальное издание альбома Radiohead «A Moon Shaped Pool» — Стэнли Донвуд (2016 г.)

Заключение

Рассмотрев различные периоды совместного творчества Донвуда и Йорка, хорошо видно, насколько вовлечение художника в оформление диска влияет на глубину произведения в целом.

Концепцию каждого альбома удаётся понять не только благодаря звучанию и текстам песен, но и за счёт визуала. Более того, во многом стилистическое оформление помогает усилить то, что выражает группа с помощью музыки: будь то глубина разочарования в современном обществе, как в «OK Computer», страх перед будущим, которым пронизан альбом «Kid-A» или же насыщенность и экспрессивность альбома «In Rainbows». Во многом такой эффект — заслуга принципов работы Стэнли, который приступает к творчеству с самого начала записи и находится в одном поле с артистами на протяжении всего производства. Благодаря этому Донвуд с Йорком сотрудничают до сих пор, даже в сольных проектах.

Можно сказать, что вклад Стэнли Донвуда в коллаборации с Томом Йорком оказался равноценен музыкальному творчеству всей группы — что и обеспечило им мировую известность.

Источники

Изображения

Творческий тандем художника Стэнли Донвуда и музыканта Тома Йорка
18
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more