
Концепция
В современной музыке особенную роль играет её визуальный образ — в обложках, промо-материалах, мерчандайзе и т. д. Всё это позволяет не только прорекламировать тот или иной релиз, зацепить человека и привести его к прослушиванию, но и дополнить содержание пластинки, раскрыть концепцию, дать «увидеть» музыку слушателю.
Одним из ярких примеров того, как точно визуалу удаётся соответствовать звучанию, а также поддерживать основную идею альбома — творческий тандем лидера группы «Radiohead» Тома Йорка и художника Дэна Риквуда, более известного под псевдонимом Стэнли Донвуд.
Стэнли Донвуд и Том Йорк — фото для журнала «Juxtapoz» (2021 г.)
Их сотрудничество началось во время работы Radiohead над альбомом «The Bends» и первыми синглами к нему, однако Том и Стэнли были знакомы ещё во время учёбы.
«Я встретил его в первый день обучения в художественной академии. Его костюм и шляпа были лучше, чем мои, и меня это безумно разозлило. Так что я понял, что я либо возненавижу его, либо буду работать с ним всю жизнь». — Том Йорк о Стэнли Донвуде.
Первое впечатление не обмануло, и их совместная работа продолжается до сих пор уже с 1994 года. За это время Стэнли создал визуал для каждого релиза группы. Стоит упомянуть, что в творческом процессе участвовал и сам Том Йорк, однако его вклад в большей степени заключался в идее, которую умело визуализировал Донвуд. Столь долгое и успешное сотрудничество, подарившее большое количество ярких узнаваемых работ и сильных радикальных образов, сложилось благодаря их общему своеобразному видению и восприятию массовой культуры с нестандартной точки зрения, а также подходу Донвуда к творчеству. Стэнли приступает к визуализации синхронно с началом записи альбома, работает в студии вместе с музыкантами, старательно вникая в концептуальную сторону музыки Radiohead.
«Обычно мои первые догадки ошибочны, и постепенно я их корректирую по ходу записи». — Стэнли Донвуд
Такая скурпулёзность и внимание к деталям помогает художнику задумывать визуальные концепции, как ансамбли, в которых каждая часть согласована друг с другом и образует единое целое — а затем распространяется на все материалы записи. В этом визуальном исследовании мы рассмотрим, как благодаря совместной работе Тома Йорка и Стэнли Донвуда формировался визуальный облик группы «Radiohead», как оформлялись альбомные циклы с их характерными образами, в которых очень чётко можно уловить идею, тематику и даже их звучание. Для структурирования исследования попробуем рассмотреть периоды сотрудничества в рамках работы группы над альбомами в порядке их выхода.
Начало совместной работы. EP «My Iron Lung» и альбом «The Bends» (1994-1995)
Обложка к мини-альбому «My Iron Lung» стала первой работой Стэнли для Radiohead.
Обложка альбома Radiohead «My Iron Lung» — Стэнли Донвуд (1994 г.)
Она представляла собой цифровой снимок, в котором можно угадать образ яппи в антураже современного мегаполиса.
Следующей работой, созданной Донвудом, станет обложка к лонгплею «The Bends» 1995 года. Для её создания Том и Стэнли арендовали видеокамеру и снимали «вещи, которые могли бы стать интересными». Это были дорожные знаки, символы на коробках, уличные фонари, интерьеры госпиталя, в котором и нашёлся нужный образ.
«В комнате, где сотрудники госпиталя отрабатывали реанимационные действия, стояло несколько манекенов, и у одного из них было выражение лица, как у андроида, впервые обнаружившего ощущения экстаза и агонии одновременно. И это стало обложкой пластинки». — Стэнли Донвуд
Обложка альбома Radiohead «The Bends» — Стэнли Донвуд (1995 г.)
Такой сюрреалистичный и немного жуткий снимок подчеркнул переход группы от стиля предыдущего альбома «Pablo Honey» к более тяжёлому, мрачному и сложному звучанию.
«OK Computer» (1997)
Сканы и фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)
Общая концепция оформления одного из самых громких успехов Radiohead — альбома «OK Computer» — появилась благодаря визуальному дневнику репетиций и туров, который вёл Стэнли Донвуд. Главными мотивами стали дороги, размытые фигуры людей, машины, самолёты и образы постиндустриального общества.
Фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)
Особенно ярко в визуальное оформление вписывались символы общества потребления — безликая инфографика, искажённые символы «идеальной» жизни, подчёркивающие острую иронию над материализмом.
Фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)
Над самой обложкой релиза Стэнли Донвуд и Том Йорк работали вместе. Особенностью работы над обложкой стал отказ от функции отмены на компьютере — любые манипуляции над изображением оставляли отпечаток на результате, ничто не должно было пройти бесследно. Так на обложке появились образы потерянного ребёнка, нос самолёта и т. д.
Обложка альбома Radiohead «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)
Развороты обложки и буклеты наполнили фразы на английском, греческом и эсперанто, являвшиеся медицинскими рекомендациями и ироническими высказываниями о консьюмеризме.
Фрагменты оформления альбома «OK Computer» — Стэнли Донвуд (1997 г.)
Всё это было созвучно основной теме альбома — критике общества потребления.
Настолько точное попадание в концепцию записи сделало визуальное оформление «OK Computer» одним из самых сильных не только в истории группы, но и во всём музыкальном мире.
«Kid A» (2000)
Во время работы над альбомом, ставшего «величайшим поворотом в истории музыки» и навсегда изменившего стиль группы, сделав его ближе к электронике, Донвуд и Йорк, были одержимы исследованиями о таянии ледников и климатических изменениях, что вдохновило художников использовать образ горных хребтов и кровавого бассейна, как символа надвигающейся опасности, в оформлении.
Обложка альбома Radiohead «Kid A» (слева); Работа «Target Land, Nothing» или задняя сторона обложки (справа) — Стэнли Донвуд (2000 г.)
Донвуд создавал изображения с помощью ножей и тростей, а после — редактировал получившееся в фотошопе. Результат сохранил в себе апокалиптическое настроение группы, отразившееся во всём оформлении релиза.
«Hotels and a swimming pool» — Стэнли Донвуд (2000 г.)
Множество работ, созданных в процессе оформления, нашли своё место в буклетах, конвертах для пластинок и разворотах.
Тогда же Донвудом был придуман культовый образ медведей-мутантов, который стал логотипом Radiohead, узнаваемым и используемым до сих пор.
Логотип Radiohead — Стэнли Донвуд (2000 г.)
«Amnesiac» (2001)
Параллельно с работой над «Kid A» велась работа над пятым студийным альбомом «Amnesiac». Ключевой фигурой в нём стало изображение Минотавра — персонажа греческого мифа, особенно близкого Тому в тот период.
«У меня было такое чувство, будто я построил себе этот чертов лабиринт, эту серию бесконечно повторяющихся движений, и я не мог выбраться». —Том Йорк о проблемах в процессе создания альбома
«In The Maze» — Стэнли Донвуд (2001 г.)
«Минотавр — это трагическая фигура. Это монстр, который убивает и ест людей, но в то же время, это извечный подростковый плач — я не просил, чтобы меня рождали». — Стэнли Донвуд
Поиски графического образа к альбому «Amnesiac» — Стэнли Донвуд (2001 г.)
Вместе с Йорком они создали две параллельные версии этой фигуры — мультяшного плачущего минотавра и образ чистого страха, который всегда готов появиться за спиной и напомнить каждому, что он заперт в своём собственном лабиринте.
Финальным изображением «Amnesiac» стал именно плачущий минотавр, нарисованный на красной книге с оторванным корешком, словно запертый в окружающей его чёрной пустоте.
Обложка альбома Radiohead «Amnesiac» — Стэнли Донвуд (2001 г.)
Помимо классической версии альбома Донвуд подготовил его специальное ограниченное издание, стилизованное под старую книгу и наполненное рисунками.
Разворот специального издания альбома Radiohead «Amnesiac» — Стэнли Донвуд (2001 г.)
«Мы хотели, чтобы это было похоже на книгу. Кто-то сделал в ней все эти страницы, а потом засунул в ящик стола и забыл на чердаке. А потом забыли и про чердак. Визуальная и музыкальная идея альбома состоит в том, чтобы найти эту книгу и открыть её». — Стэнли Донвуд
В 2002 году специальное издание «Amnesiac» заслужило премию «Грэмми» в номинации «Лучшее оформление диска».
«Hail to the Thief» (2003)
Обложка к альбому, ставшего своего рода критической реакцией на американскую войну против терроризма и усиление консервативной политики на западе, символизирует дорожную карту с вписанными в неё словами и фразами, которые Донвуд взял из придорожных реклам.
Обложка альбома Radiohead «Hail to the Thief» — Стэнли Донвуд (2003 г.)
Такое решение породило интересный контраст чего-то притягательного и соблазняющего, как реклама, с зловещими, по мнению художника, цветами, производными от бензово-химической промышленности, которые по сравнению с палитрами предыдущих работ, казались ненастоящими.
Элементы оформления альбома «Hail to the Thief» — Стэнли Донвуд (2003 г.)
«In Rainbows» (2007)
«Nuclear Winter» — Стэнли Донвуд (2007 г.)
Во время разработки оформления к «In Rainbows» Стэнли находился в одной студии с группой, чтобы точно уловить настроение альбома, органичное и чувственное. Это привело его к работе с принтами, опущенными в кислоту, а также со шприцами, полными воска.
Так художнику удалось визуал, отличающийся буйством ярких красок, поддерживающих экспериментальное звучание релиза.
Обложка альбома Radiohead «In Rainbows» — Стэнли Донвуд (2007 г.)
Специальное издание альбома было столь же насыщенным — оно предоставляло слушателю большое количество напечатанных работ Донвуда, пластинки, диски, буклеты с текстами песен, выдержанные в таком же кислотном стиле, что вновь позволило команде выиграть «Грэмми» за лучшую упаковку лимитированного издания.
Специальное издание альбома Radiohead «In Rainbows» — Стэнли Донвуд (2007 г.)
«The King of Limbs» (2011)
Выпуск восьмого альбома Radiohead был осложнён поиском новых форм, как у музыкантов, так и у самого Донвуда. После неудачной попытки создать обложку с реалистичными масляными портретами группы, новое направление звучание Radiohead навело художника на мысль о разноцветных лесных соборах, наполненных музыкой и странными живыми существами, духами леса.
«Nether» — Стэнли Донвуд (2011 г.)
Вместе с Йорком они нарисовали серию работ со «странными существами с множеством конечностей», вдохновленными северноевропейскими сказками, которые впоследствии и попали на обложку.
Обложка альбома Radiohead «The King of Limbs» — Стэнли Донвуд (2011 г.)
Пока группа находилась в подвижном изменчивом состоянии, Донвуд собирался сделать что-то столь же непостоянное — ответом на это стала газета.
Акция с раздачей газеты «Universal Sigh» к выпуску альбома «The King of Limbs» — Стэнли Донвуд (2011 г.)
«Когда выходит новый номер, это не значит, что больше новостей не будет» — Стэнли Донвуд о концепции
Художнику и музыкантам хотелось продемонстрировать, какими они были на данный момент, и подчеркнуть, что их музыка не стоит на месте. Газета раздавалась абсолютно бесплатно в 60 городах по всему миру. Это был один из самых запоминающихся и крупных арт-проектов Стэнли Донвуда.
«A Moon Shaped Pool» (2016)
В самом начале работы над визуалом Донвуд и Йорк решили опробовать новый подход к созданию изображения.
«Первое, о чём мы говорили — нужно уйти от повествовательного и изобразительного искусства, попытаться сделать что-то, что больше коррелирует с чувством случайности». — Стэнли Донвуд
Серия картин, созданных в рамках работы над обложкой альбома «A Moon Shaped Pool» — Стэнли Донвуд (2016 г.)
Начальные попытки экспериментов Донвуда с бассейнами с водой, множеством красок и ветром дали интересный результат, однако при масштабировании работ художник оказался разочарован. Было решено сократить палитру и вывесить большие полотна под открытым небом, доверив все манипуляции с краской французскому климату, известному сильными ветрами и грозами.
«Мы почти полностью исключили влияние человека на художественный процесс, это было как провести эксперимент и посмотреть, что выйдет. Но, в общем и целом, пройдя через процесс правки, мы закончили, будучи очень и очень довольными опытом работы». — Стэнли Донвуд
Обложка альбома Radiohead «A Moon Shaped Pool» — Стэнли Донвуд (2016 г.)
Для «A Moon Shaped Pool» Донвуд также создал специальное издание, содержащее в себе 32 страницы с иллюстрациями и 2 пластинки посреди них.
Специальное издание альбома Radiohead «A Moon Shaped Pool» — Стэнли Донвуд (2016 г.)
Заключение
Рассмотрев различные периоды совместного творчества Донвуда и Йорка, хорошо видно, насколько вовлечение художника в оформление диска влияет на глубину произведения в целом.
Концепцию каждого альбома удаётся понять не только благодаря звучанию и текстам песен, но и за счёт визуала. Более того, во многом стилистическое оформление помогает усилить то, что выражает группа с помощью музыки: будь то глубина разочарования в современном обществе, как в «OK Computer», страх перед будущим, которым пронизан альбом «Kid-A» или же насыщенность и экспрессивность альбома «In Rainbows». Во многом такой эффект — заслуга принципов работы Стэнли, который приступает к творчеству с самого начала записи и находится в одном поле с артистами на протяжении всего производства. Благодаря этому Донвуд с Йорком сотрудничают до сих пор, даже в сольных проектах.
Можно сказать, что вклад Стэнли Донвуда в коллаборации с Томом Йорком оказался равноценен музыкальному творчеству всей группы — что и обеспечило им мировую известность.
Источники
https://www.creativeboom.com/inspiration/stanley-donwood/ https://www.theguardian.com/music/2021/nov/04/thom-yorke-and-stanley-donwood-kid-a-amnesiac-art https://radiohead.co.uk/library/#amsp https://faroutmagazine.co.uk/radiohead-the-bends-album-artwork-explained/ https://www.juxtapoz.com/news/magazine/features/winter-cover-story-thom-yorke-stanley-donwood-s-kid-a-mnesia-files/ https://www.christies.com/en/stories/meet-radioheads-favourite-artist-stanley-donwood-33bfa7fa7c5942029eacb3daa47f518c https://rockcult.ru/po/album-covers-radiohead-ok-computer-1997/ http://www.lookatme.ru/flow/posts/music-radar/30140-radiohead-by-stanley-donwood https://merch-us.kida-mnesia.com/collections/fine-art-prints https://www.rollingstone.com/music/music-pictures/radiohead-kid-a-amnesiac-artwork-1252016/wood-of-suicide/ https://www.nme.com/blogs/nme-blogs/stanley-donwood-on-the-stories-behind-his-radiohead-album-covers-766325?recache=1&t=1231313&utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_campaign=pixiesroots https://diymag.com/feature/radiohead-in-rainbows-new-album-lp9-stanley-donwood-interview https://vk.com//@stanleydonwood_artworks-a-moon-shaped-pool
Изображения
https://is1-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Music122/v4/bd/8e/13/bd8e1358-b367-a689-cb84-cebd0b067dc4/634904078263.png/1200x1200bf-60.jpg https://www.juxtapoz.com/media/k2/items/src/b2d06a2a3a62bb70d74f0cd3c4c9c231.jpg?t=1638482955 https://m.media-amazon.com/images/I/71icS8fxMrL.AC_SL1200.jpg https://www.fairart.io/next/image?url=https%3A%2F%2Fcdn.fairart.io%2Flarge_Stanley_Donwood_In_The_Maze_1_65ec8bd122.jpg&w=640&q=50 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/6/6c/Radiohead.bends.jpg https://c.wallhere.com/photos/cb/1b/ok_computer_okcomputer_Radiohead_radio_head-1952383.jpg!d https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/b/ba/Radioheadokcomputer.png https://pin.it/3NzmbzaQx https://pin.it/6nQgDrNHU https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEi8wJLNuJ0eHYiMjEQu3_ZUpUpMDgmckcu1c8lHs8SMDHg1ZCaZQme2Lcs1ZEnk_jluBLNgf_TEOVrkMEuQDz8OvoThu6-2np5kwCbhEmLAhxQORe1Z2PdnwQNZWrQ09_mJt2ZlFhxy7u9b/s1600/okcomputer1.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/5/5b/Radiohead-No_Surprises%28CD1%29.jpg/800px-Radiohead_-No_Surprises%28CD1%29.jpg https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQGmQPTorNx6zSHEYsNul-cRhiMgnk0AEZ9lxH--GSREzT0CmWw
https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1634555/pub_608af65c852072546b464321_608af7325b922143a7cc9b19/scale_2400 https://doctorhead.ru/upload/resize_cache/webp/iblock/189/prg6t3uuo3j76nbrrzry75wnw43ytgvr/dh_music_2024_000314.webp https://soundofbrit.fr/wp-content/uploads/2016/11/donwood-artwork-moon-shaped-pool-1.png https://external-preview.redd.it/df7NZtKjkI4Nzm1ilM9mx8IQ-GvYbIryJCfKj-6rKgc.jpg?auto=webp&s=121a65670bdc526e16cbde72079c24d5b3d69fe7 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/c/c1/A_Moon_Shaped_Pool.jpg/800px-A_Moon_Shaped_Pool.jpg https://live.staticflickr.com/5096/5565532892_ae86cfa525_c.jpg https://www.artnet.com/WebServices/images/ll838740llgTPME3CfDrCWvaHBOAD/stanley-donwood-nether.jpg https://m.media-amazon.com/images/I/61Jf+anWNVL.UF1000,1000_QL80.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/1/14/Inrainbowscover.png https://cdn.fairart.io/Stanley_Donwood_Nuclear_Winter_2_79da4bb832.jpg https://images-eu.ssl-images-amazon.com/images/I/714m2K5wT8L.AC_UL600_SR600,600.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/6/61/Radioheadhailtothethief.png
https://i.redd.it/braqg5qzndk51.jpg https://is1-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Music122/v4/43/d8/ec/43d8ec17-0e96-dba9-21d9-4cdf9d98f2bf/634904078362.png/1200x1200bf-60.jpg https://cdn.fairart.io/Stanley_Donwood_Thom_Yorke_Target_Land_Nothing_1_d15bb9df95.webp https://creativereview.imgix.net/content/uploads/2019/10/in-the-maze.jpg?auto=compress,format&q=60&w=800&h=800 https://images-prod.dazeddigital.com/900/azure/dazed-prod/1270/7/1277666.jpg https://1000logos.net/wp-content/uploads/2020/04/Radiohead-Logo-1.jpg https://preview.redd.it/k86w7yzld0541.jpg?auto=webp&s=3cec213e2bb318daff296923376e0eaae609d8ca