
«В былые времена, когда человек попадал в незнакомый город, он чувствовал себя одиноким и потерянным. Вокруг все было чужое: другие дома, другие улицы, другая жизнь. Зато теперь совсем другое дело! Человек попадает в незнакомый город, но чувствует себя в нем, как дома…»
— «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (Эльдар Рязанов, 1975)
Советский Союз просуществовал с 1922 по 1991 и оставил в истории России и мира значительный отпечаток, который существенно повлиял на жизнь каждого человека в мире. Почувствовать дух советского прошлого можно с помощью построенных в советский период жилых домов и даже целых микрорайонов с типовой застройкой, в которых и по сей день живут люди.
Существовали даже разные виды домов, которым в народе были даны разные наименования в честь правящего: «сталинки», «хрущёвки» и «брежневки». В данном визуальном исследовании речь пойдет именно о хрущёвках, потому что эти дома кардинально отличались от предшественников — сталинок. Также они представляли собой нечто новое. Разберёмся, что послужило тому причиной.
Хрущёвки возникли как явление вскоре после 20-го съезда ЦК КПСС в 1956 году, на котором критике подвергалось домостроение времен правления Иосифа Сталина. Никита Сергеевич Хрущёв обвинял архитекторов в чрезмерных тратах бюджетных средств: «Это они тратят народные деньги на никому не нужные красоты, вместо того, чтобы строить проще, но больше».
Ко всему прочему, тот период времени охарактеризован сильной волной урбанизации, которая обернулась тем, что на всех переселенцев в города жилья попросту не хватало. Началось массовое строительство однотипных многоэтажных домов по всей стране. Появился так называемый «хрущёвский модернизм».
Хрущёвский модернизм — это архитектурный стиль, который соединяет в себе элементы общего классического модернизма с архитектурными деталями, которые идеально отражают идеологию Советского Союза. Хрущёвский модернизм характеризуется малоэтажными зданиями (обычно не более 5 этажей), прямыми линиями, строгими формами, использованием железобетона, а также небольшими стеклянными окнами и лоджиями. Здания должны были возводиться максимально быстро, выглядеть предельно просто, с минимумом деталей, представляя собой цельную конструкцию. И хоть специфика таких архитектурных проектов заключается в их единообразии, однако в каждом доме жили живые люди, поэтому у нас будет достаточно материала для того, чтобы его исследовать.
«Является ли типовая застройка искусством?»
В повествовании я пошла от общего к частному и систематизировала работу, начиная с демонстрации фотографий наиболее значимых серий хрущёвок. Проанализирую внешний вид каждого типа дома.
После этого я перейду к разбору необычных технических решений архитекторов (в тот период, скорее, инженеров-строителей) по части планировки и организации внутренней экосистемы большинства подобных проектов.
Закончив с описанием этой подтемы, я, переходя к более узкой части моего исследования, проанализирую интерьеры хрущёвок. Это значимая часть моей темы, потому что такие жилые дома были уникальны для того времени и обставлять их приходилось по-новому, не так, как раньше.
Затем подведу итоги моей работы, отвечу на поставленный вопрос.
Касательно использованного мной материала, как графического, так и текстового — я обращалась к авторитетным источникам (в основном это русскоязычные статьи, сайты и книги), компилировала текст из технической документации в художественный стиль, делая пометки, которые отсылают нас обратно к повествованию и сути исследования.
Серии
Изучая информацию о типовой застройке, я сделала вывод, что разные виды зданий («сталинки», «хрущёвки» и «брежневки») разделялись и на подтипы, которые назвались сериями. Серия — это группа домов типовой жилой застройки, которые имеют общие архитектурные черты. Отличия между зданиями, относящимися к одной серии незначительные, каждый тип можно отличить самостоятельно.
Мне кажется, что появление серийности хорошо отражает дух того времени, демонстрируя социалистические идеалы: имущественное равенство, общность, коллективизм. Типовая застройка показывает специфические социальные и политические условия, которые существовали в СССР в то время, и является важным источником информации для понимания этого периода. Кроме того, эта застройка может быть рассмотрена в контексте развития архитектуры и дизайна в России, что также важно для понимания современных тенденций в этих областях.
Я выделила значимые и распространённые серии «хрущёвок», которые в дальнейшем буду исследовать: К-7, 1-335, 1-464, 1-447. В основном я ориентировалась на популярность данного типа зданий, узнаваемость и культурную и историческую значимость. Далее повествование о них пойдет по времени их строительства.
Модель новейших советских домов на выставке в Нью-Йорке (фотография из журнала Life, «Выставка достижений советской науки, техники и культуры» в Нью-Йорке 29 июня 1959 года)
К-7
Серия домов К-7 — это одно из первых семейств многоэтажных жилых зданий, которые были разработаны в СССР в 1960-х годах по проекту инженера-строителя В. П. Лагутенко. Дома этой серии были построены по всей территории Советского Союза, в том числе и в Москве. Представляют собой пример архитектуры модернизма, который характеризуется стремлением к инновациям, новым материалам и технологиям строительства.
Строительство дома серии К-7, 1959-1960 (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956)
Одной из главных особенностей модернизма является акцент на геометрических формах и четкой линейности в дизайне зданий. Серия К-7 следует этим принципам, имея очень простые формы, которые упрощают конструкцию здания и позволяют быстро и экономично строить. Смотря на эти дома, мы видим, что они выполнены в строгом стиле, с прямоугольной формой, простой линией крыши и ровными фасадами.
Строительство домов серии К-7, 1959-1960 (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956) // Заселённые дома серии К-7, 1960-1965 (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956)
Фасады домов были облицованы цветными керамическими плитками, что придавало зданиям современный и яркий вид. Кроме того, дома были украшены коваными элементами на окнах (цветниками), что добавляло им дополнительного шарма. Однако, прежних декоративных излишеств уже не было. Дизайн зданий соответствовал советской модернистской традиции, когда форма должна была соответствовать функции.
Ещё одна отличительная особенность этих домов — трёхстворчатые широкие окна, которые чередовались с обычными двухстворчатыми окнами. Это задавало некую «ритмичность» зданию, делая его более привлекательным внешне, а также добавляя свет внутреннему убранству квартир.
Заселённые дома серии К-7, 1960-1965 (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956)
К тому же, эти жилые здания необычны тем, что не имеют балконов, хотя они были запланированы в процессе проектирования. В ходе строительства было принято решение отказаться от них в связи с необходимостью экономии.
Данное решение сделало постройки по-своему уникальными и необычными. Население, сравнивая дома серии К-7 с прежними сталинками, считало новые дома более современными.
Дом серии К-7 в районе Москвы Хорошёво-Мнёвники (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956)
Таким образом, дома серии К-7 сочетают в себе функциональность и эстетику, что является главным принципом архитектуры модернизма. Их геометрические формы, использование различных материалов и деталей создают уникальный и запоминающийся внешний вид.
1-335
Дома серии 1-335 были особенно популярны на территории СССР. Как и К-7, эти здания были одними из первых типовых серий. Дома были спроектированы «Горстройпроектом», а именно архитекторами Л. А. Смирновой, Б. Н. Баныкиным, И. Б. Артемьевой. Является одной из самых провальных серий жилых зданий. Строили такие дома с 1956 до 1995 года, целых 39 лет, однако, со временем они были модернизированы.
Строительство дома серии 1-335, 1960-1965 (проект «Горстройпроекта», 1956)
Дома 1-335 схожи с домами К-7, но, в отличие от домов серии К-7, такие жилые дома уже имели балконы. Серия 1-335 следовала общему духу функционализма, упор делался на её исключительной практичности. Балконы удовлетворяли потребность жителей в нахождении на свежем воздухе. Использовались современные для того времени строительные материалы — железобетон, пенобетон, а также стекло и металл.
Жилой дом серии 1-335 (проект «Горстройпроекта», 1956) // Жилой дом серии 1-335 (проект «Горстройпроекта», 1956)
Уникальность данной серии состоит в том, что у неё появились окна и на боковых частях здания. Это кардинально меняло представление о типовой застройке, делало её не такой «топорной» и бездушной, стало некой значимой деталью.
Стоит отметить, что в подъездах появились удлиннённые окна, которые внесли свой вклад в необычность этой серии.
Жилой дом серии 1-335 (проект «Горстройпроекта», 1956)
Итак, дома серии 1-335 соответствовали идеологии модернизма, которая подчеркивала простоту, функциональность и доступность для всех.
1-464
Серия домов 1-464 была одной из самых успешных серий хрущёвок, была довольно популярна. Эта серия была разработана «Гипростройиндустрией» в 1959 году, архитектором Н. П. Розановым, а также командой инженеров-строителей (А. Г. Розенфельд, И. П. Полозов, Б. Г. Кочешков).
Заселённые дома серии 1-464 (проект «Гипростройиндустрии», 1959)
По сравнению с предыдущими сериями хрущёвок, площадь квартир в домах 1-464 была увеличена до 31 квадратного метра. Каждая квартира имела отдельную кухню и санузел, а также отдельную спальню и гостиную. При этом была увеличена площадь спальни до 9 квадратных метров, что улучшало комфорт проживания.
Жилой дом серии 1-464 (проект «Гипростройиндустрии», 1959) // Жилой дом серии 1-464 (проект «Гипростройиндустрии», 1959)
Дома серии 1-464 (также известные как «московские квадраты») имеют характерную форму квадрата в своей конструкции, поэтому их внешний вид выглядит более монолитным и однотонным, чем у других серий хрущёвок.
Фасады домов серии 1-464 имеют простой и функциональный дизайн без украшений. Однако, существует некоторое разнообразие в цветовой гамме блоков, что добавляет некоторую динамичность в общий внешний вид.
Жилой дом серии 1-464 (проект «Гипростройиндустрии», 1959)
В целом, дома серии 1-464 являются одним из типичных примеров советской архитектуры 1960-х годов, объединяющей в себе простоту и экономичность, а также влияние модернизма и стремление к созданию функциональных и комфортных жилых помещений.
1-447
Дома серии 1-447 — это типовые многоквартирные дома, которые строились в СССР в 1960-х годах. Эта серия была разработана институтом «Гипрогор» в 1957 году для строительства в массовых масштабах в различных городах страны, включая Москву, Ленинград, Киев, Новосибирск и многие другие.
Жилой дом серии 1-447 (разработка института «Гипрогор», 1957)
Примечательна эта серия тем, что является самой распространённой кирпичной хрущёвкой. Балконы на угловых частях здания в 1-447 отсутствовали. Внешний вид домов серии можно охарактеризовать как простой, но функциональный и эстетичный.
Жилой дом серии 1-447 (разработка института «Гипрогор», 1957)
Стоит отметить, что дома серии 1-447 отличаются от предыдущих серий жилых домов того времени более эстетичным внешним видом, потому что внешняя кирпичная кладка (внутри здание было бетонным) сделала облик здания более привлекательным.
Кадры из фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (реж. Л. И. Гайдай, 1965)
Серия домов 1-511 была предшественницей серии 1-447. Первоначальные варианты домов 1-447 были аналогичны 1-511.
В Москве серия домов 1-511 была довольно распространённой, именно в серии такого дома (аналогичного 1-447) был снят эпизод на стройке в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
Жилой дом серии 1-447 (разработка института «Гипрогор», 1957)
Итак, внешне дома серии 1-447 имеют схожие черты с другими сериями типовых многоквартирных домов, такими как 1-335 или К-7. Они также были построены в соответствии с принципами модернизма, которые были характерны для советской архитектуры того времени.
Планировка
Первое поколение типовых жилых домов, созданных в рамках индустриального производства, отметило переход от коммунальных квартир с покомнатным размещением жильцов к квартирам с размещением в одной квартире нескольких членов семьи.
Чертёж дома серии К-7 (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956) // Чертёж планировки дома серии 1-335 (проект «Горстройпроекта», 1956)
Площадь помещений в квартирах была уменьшена до минимума: спальни уменьшились до 6-9 квадратных метров, кухни до 6 квадратных метров, а высота потолков до 2,5 метров. Квартиры в этих домах имели площадь от 30 до 60 квадратных метров и могли быть как изолированными, так и смежными, а санузел был совмещенным.
Чертёж планировки дома серии К-7 (проект инженера-строителя В. П. Лагутенко, 1956)
Введение проходных комнат и помещений с минимальными площадями для хранения обусловлено как экономическими соображениями, так и необходимостью обеспечения возможности заселения только одной семьи в квартиру.
Чертёж дома 1-464 (проект «Гипростройиндустрии», 1959)
Также, в квартирах хрущёвок часто отсутствовали балконы или они были очень маленькими, что не позволяло комфортно проводить время на них. В целом, планировка хрущёвок была спроектирована с учетом экономии пространства и стоимости, что сделало их доступными для массового строительства.
Интерьеры
Интерьер в новых домах отличался от интерьера в предшествующих типах жилых зданий. Из-за ограниченности площади квартир и простоты планировки, интерьеры хрущёвок были более скромными и универсальными.
Интерьер, представленный на выставке в Нью-Йорке (фотография из журнала Life, «Выставка достижений советской науки, техники и культуры» в Нью-Йорке 29 июня 1959 года)
Основное внимание в интерьере хрущёвок уделялось функциональности и удобству жильцов. Поэтому все помещения были максимально компактными и рационально зонированными.
Продукция Пярнуского деревообрабатывающего комбината «Вийснурк», Эстонская ССР, 1976 // В квартире колхозного механизатора В. М. Казьмина, 4 октября 1976 года
Интерьер хрущёвок сочетал в себе функциональность и минимализм, что отражало принципы модернизма. Несмотря на то, что отделка была довольно простой, интерьеры хрущёвок могли быть уютными и комфортными, что позволяло жильцам чувствовать себя дома.
Мебельный гарнитур «Юбилеюс» для гостиной автора Л. Завецкене, разработанный в Литовской ССР, 1972
В хрущёвских квартирах часто использовались различные складные предметы мебели для экономии места и удобства использования. Например, складные диваны и столы.
Складная мебель позволяла максимально эффективно использовать пространство, сохраняя при этом функциональность и удобство. Также стоит отметить, что использование складной мебели в хрущёвках соответствовало принципам модернизма, так как этот стиль предполагал максимальную функциональность и экономию пространства.
Колхоз «Искра», Кировская область, новая квартира в Котельническом районе, 5 апреля 1977 года // В гостиной типовой квартиры, 1 апреля 1973 года
В целом, интерьер хрущёвок отражал тенденции своего времени: простоту, функциональность и доступность. Вместе с тем, он также отражал модернизм, хотя и в упрощенной форме.
Вывод и заключение
В процессе исследования я пришла к тому, что советская типовая застройка может быть рассмотрена в контексте современного искусства. Этот период в архитектуре СССР характеризовался особым стилем, который был в значительной мере связан с политическими и социальными изменениями в стране.
Типовая застройка, как объект искусства, представляет собой особый культурный феномен, который отражает не только архитектурные особенности времени, но и социальные и политические тенденции того периода. Здания этого времени имеют свой характерный стиль, который отличается от традиционных архитектурных направлений.
Изучение типовой застройки может помочь раскрыть новые аспекты современного искусства и дать возможность более глубокого понимания социокультурных процессов в СССР того времени. Это может быть интересным объектом исследования для художников, дизайнеров, архитекторов и других специалистов в области современного искусства.
Таким образом, отвечая на поставленный вопрос в начале исследования («Является ли типовая застройка искусством?»), серийные жилые дома являются частью архитектурного наследия прошлого века и могут быть рассмотрены как культурное достояние. Их структуры и элементы дизайна, включая форму, фактуру, пропорции, архитектурные детали и цвета, могут рассматриваться как художественные произведения, созданные в определенный исторический период.
Иванова Е. В. ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОЙ ЗАСТРОЙКИ НА СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ //Форум молодых ученых. — 2022. — №. 6 (70). — С. 143-149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sovetskoy-zastroyki-na-sovremennuyu-arhitekturu (дата обращения: 05.05.2023).
Ефимов Д. Д., Фахрутдинова И. А. Истоки и направления советского модернизма //Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. — 2018. — №. 1 (43). — С. 28-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoki-i-napravleniya-sovetskogo-modernizma (дата обращения: 05.05.2023).
Прокофьева И. А. Хрущевки-снос или реконструкция: современные тенденции //Жилищное строительство. — 2015. — №. 4. — С. 43-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hruschevki-snos-ili-rekonstruktsiya-sovremennye-tendentsii (дата образения: 05.05.2023).
Свечникова К. А., Асафьева С. С. " Хрущевки"-временное жилье для советских людей //Ресурсоэнергоэффективные технологии в строительном комплексе региона. — 2017. — №. 8. — С. 42-44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29334261 (дата обращения: 05.05.2023).
Бусаров И. В. История» хрущёвки"(или жилищное строительство СССР в 1950–1960-е годы) //Наука в мегаполисе Science in a Megapolis. — 2018. — №. 2. — С. 15-15. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35127977 (дата обращения: 05.05.2023).
Ильин А. Ю. " ХРУЩЕВКИ» КАК ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РОССИИ 1950-1960-х гг //ТАМБОВ В ПРОШЛОМ, НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ. — 2016. — С. 20-29. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28109687 (дата обращения: 05.05.2023).
Советский функционализм: 15 архивных фотографий интерьеров из хрущевок // РБК URL: https://realty.rbc.ru/amp/news/5927c8f69a7947b63c1888c4 (дата обращения: 05.05.2023).
Выставка достижений советской науки, техники и культуры в Нью-Йорке, 1959 // Live Internet URL: https://www.liveinternet.ru/community/lj_ymorno_ru/post419039626/ (дата обращения: 06.05.2023).
Строительство панельных пятиэтажек // Retro View of Mankind’s Habitat URL: pastvu.com/p/824090 (дата обращения: 06.05.2023).
Хорошево-Мневники, 75 квартал // Retro View of Mankind’s Habitat URL: https://pastvu.com/p/436570 (дата обращения: 06.05.2023).
75-й квартал Хорошёво-Мнёвников // Retro View of Mankind’s Habitat URL: https://pastvu.com/p/1022958 (дата обращения: 06.05.2023).
Хорошево-Мневники. Квартал 75 // Retro View of Mankind’s Habitat URL: https://pastvu.com/p/735099 (дата обращения: 06.05.2023).
К-7 // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/К-7_(серия_домов)#/media/Файл: Khoroshevo-Mnevniki_District, _Moscow, Russia-panoramio(17).jpg (дата обращения: 06.05.2023).
История появления «хрущевок» в Московском районе Ленинграда // Вечерний Питер URL: https://vecherka.spb.ru/?p=30733 (дата обращения: 06.05.2023).
Байкал Пост URL: https://m.ru24.net/smi/ircity/50945299/ (дата обращения: 06.05.2023).
Дома серии 1-335 // Зелжилсервис URL: https://www.zjs.ru/house/series/1-335/ (дата обращения: 06.05.2023).
Saint Petersburg // PhotoBuildings URL: https://photobuildings.com/photo/50927/ (дата обращения: 06.05.2023).
Soviet Modernism 1955-1991 // wiki.azw URL: http://wiki.azw.at/sovietmodernism_database/home.phpil=2&act=print&l=deu&findall=&function=&land=Estonia (дата обращения: 06.05.2023).
Типовые серии жилых домов в г. Новосибирске // Центр строительно-технической экспертизы и проектирования URL: https://steip.ru/pereplanirovka-pereustrojstvo/zhilye-doma-tipovyx-serij/ (дата обращения: 06.05.2023).
Фото пятиэтажного дома // Pro-Dachnikov URL: https://pro-dachnikov.com/dom/27670-foto-pjatijetazhnogo-doma-130-foto.html (дата обращения: 06.05.2023).
Серия дома 1-335 // Russian Reality URL: https://www.russianrealty.ru/useful/serii_domov/42881/ (дата обращения: 06.05.2023).
5 этажный дом // Pro-dachnikov URL: https://pro-dachnikov.com/dom/28064-5-jetazhnyj-dom-146-foto.html (дата обращения: 06.05.2023).
Типовое советское строительство. «Хрущёвки» и «Брежневки» // Дзен URL: https://dzen.ru/a/YENxLbhhPB27vYg7 (дата обращения: 06.05.2023).
Погоня в Москве, обед в Одессе. Где и как снимали «Операцию „Ы“» // Аргументы и факты URL: https://aif.ru/culture/movie/pogonya_v_moskve_obed_v_odesse_gde_i_kak_snimali_operaciyu_y (дата обращения: 06.05.2023).
Скриншот из отрывка фильма // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=bwLMnf-Q55A (дата обращения: 06.05.2023).
Ufa // PhotoBuildings URL: https://photobuildings.com/photo/144205/ (дата обращения: 06.05.2023).
История домов серии К-7 // Проектирование URL: https://dwgformat.ru/2019/10/22/istoriya-domov-serii-k-7/?noamp=mobile (дата обращения: 06.05.2023).
Типовая серия 1-335 // prawdom URL: https://prawdom.ru/k_seria.php?d=progjekt_docs/s1-335.php&s=4&r=99050 (дата обращения: 06.05.2023).
Серия К-7 // TipDoma URL: http://tipdoma.ru/series_k-7.html (дата обращения: 06.05.2023).
Типовые серии жилых домов в г. Новосибирске // Центр строительно-технической экспертизы и проектирования URL: https://steip.ru/pereplanirovka-pereustrojstvo/zhilye-doma-tipovyx-serij/ (дата обращения: 06.05.2023).
Советский функционализм: 15 архивных фотографий интерьеров из хрущевок // РБК URL: https://realty.rbc.ru/amp/news/5927c8f69a7947b63c1888c4 (дата обращения: 06.05.2023), все фото интерьеров.