После того как в 1893 году решено было продлить Московско-Рязанскую железную дорогу до Казани, всем стало ясно, что деревянный вокзал, построенный в Москве по проекту архитектора Матвея Левестама, безнадежно устарел и не сможет справиться с ростом пассажиропотока.

big
Original size 5260x2699

План города Москвы 1882 года

В 1911 году на новое здание Казанского вокзала был объявлен конкурс. За победу боролись два академика — Федор Шехтель и Алексей Щусев, а также художник Евгений Фелейзен. Шехтель имел явное преимущество перед конкурентами благодаря опыту, приобретенному им во время работы над расположенным на другой стороне площади Ярославским вокзалом. Тем не менее Шехтель допустил несколько просчетов, в частности, спроектировал вход для пассажиров I и II класса сбоку — в Рязанском проезде.

big
Original size 1589x837

Щусев развернул вокзал «лицом» на Каланчевскую площадь

Решение Щусева представлялось более перспективным: оно предполагало дальнейшее развитие прилегающей инфраструктуры. Принимая во внимание то обстоятельство, что вокзал — не только инженерное сооружение, но и часть городского ландшафта, Министерство путей сообщения в ноябре 1913 года объявило победителем Щусева.

big
Original size 1262x872

В оформлении фасадов архитектор применил детали, относящиеся к эпохе старомосковского зодчества

В оформлении разновысотного и ассиметричного здания вокзала в стиле модерн оба архитектора активно использовали элементы, подчеркивающие особенности конечных станций маршрута. Шехтель, взяв за основу образцы древнерусского дворцового и монастырского зодчества, пытался гармонично объединить приземистую старину с устремленной ввысь часовой башней.

Original size 2258x1597

В более поздних вариантах проекта архитектор дополнил ансамбль элементами нарышкинского барокко

Щусев более гибко подошел к поставленной задаче: в оформлении фасадов он применил детали, относящиеся к эпохе старомосковского зодчества, а в очертаниях многоярусной башни повторил силуэт архитектурного символа Казани — башни Сююмбике. В более поздних вариантах проекта архитектор дополнил ансамбль элементами нарышкинского барокко, а Царскую башню в Рязанском проезде снабдил острым шпилем, напоминающим имперский стиль Санкт-Петербурга. В поисках совершенства Щусев постоянно вносил изменения в архитектурный проект, за которыми не успевали следить приглашенные для оформления интерьеров художники.

Original size 5260x3163

А. Щусев. Башня главного входа. Перспектива. Вариант (слева).

А. Щусев. Змий — навершие шпиля на башне главного входа (справа)

Внутренние помещения здания расписывали известнейшие художники: Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Иван Билибин, Зинаида Серебрякова. Николай Рерих сделал эскизы большого панно на тему покорения Казани войском Ивана Грозного. Часовому мастеру Пушкареву были заказаны уникальные часы с колокольным перезвоном. Рисунки для знаков зодиака на циферблате исполнил сам Щусев. Когда часы наконец были запущены, на дворе стоял 1923 год.

Original size 1399x858

А. Щусев. Интерьер ресторана. Перспектива

Original size 5257x1942

Рисунки для знаков зодиака на циферблате исполнил сам Алексей Щусев

Original size 5257x2716

Николай Рерих. Взятие Казани. Эскиз панно для вестибюля вокзала. 1913—1914. Само панно было уничтожено в 1933 году

Существенные изменения в ранее утвержденный проект внесли революции 1917 года и развернувшаяся после них Гражданская война. Возведение вокзала приостановили, сдав в эксплуатацию в 1918-м то, что уже было построено.

Original size 5260x2237

Е. Лансере. «Москва строится». Роспись ресторана Казанского вокзала. Холст, масло. 1933

Затем началась переделка того, что не устраивало новый строй: место стилизованного под круглую сторожевую башню магазина занял спроектированный Щусевым Клуб Октябрьской революции для рабочих-железнодорожников, из перечня работ исчезло возведение Царской башни, а утраченные живописные панно внутри вокзала пришлось менять на новые.

Original size 5260x1788

Центральный дом культуры железнодорожников. Конец 1920-х (слева), середина 1930-х (справа)

Благодаря своему авторитету Щусеву удалось отстоять многие первоначальные задумки, но далеко не все. Строительство Казанского вокзала растянулось на 27 лет и было завершено лишь в 1940 году.

Original size 5260x1246
Original size 3632x1740
Original size 3647x1171

11 января 2023 года после реставрации на главный шпиль Казанского вокзала вернулся исторический флюгер в виде крылатого сказочного змея Зиланта.

Original size 5257x1660
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more