
После того как в 1893 году решено было продлить Московско-Рязанскую железную дорогу до Казани, всем стало ясно, что деревянный вокзал, построенный в Москве по проекту архитектора Матвея Левестама, безнадежно устарел и не сможет справиться с ростом пассажиропотока.

План города Москвы 1882 года
В 1911 году на новое здание Казанского вокзала был объявлен конкурс. За победу боролись два академика — Федор Шехтель и Алексей Щусев, а также художник Евгений Фелейзен. Шехтель имел явное преимущество перед конкурентами благодаря опыту, приобретенному им во время работы над расположенным на другой стороне площади Ярославским вокзалом. Тем не менее Шехтель допустил несколько просчетов, в частности, спроектировал вход для пассажиров I и II класса сбоку — в Рязанском проезде.

Щусев развернул вокзал «лицом» на Каланчевскую площадь
Решение Щусева представлялось более перспективным: оно предполагало дальнейшее развитие прилегающей инфраструктуры. Принимая во внимание то обстоятельство, что вокзал — не только инженерное сооружение, но и часть городского ландшафта, Министерство путей сообщения в ноябре 1913 года объявило победителем Щусева.

В оформлении фасадов архитектор применил детали, относящиеся к эпохе старомосковского зодчества
В оформлении разновысотного и ассиметричного здания вокзала в стиле модерн оба архитектора активно использовали элементы, подчеркивающие особенности конечных станций маршрута. Шехтель, взяв за основу образцы древнерусского дворцового и монастырского зодчества, пытался гармонично объединить приземистую старину с устремленной ввысь часовой башней.
В более поздних вариантах проекта архитектор дополнил ансамбль элементами нарышкинского барокко
Щусев более гибко подошел к поставленной задаче: в оформлении фасадов он применил детали, относящиеся к эпохе старомосковского зодчества, а в очертаниях многоярусной башни повторил силуэт архитектурного символа Казани — башни Сююмбике. В более поздних вариантах проекта архитектор дополнил ансамбль элементами нарышкинского барокко, а Царскую башню в Рязанском проезде снабдил острым шпилем, напоминающим имперский стиль Санкт-Петербурга. В поисках совершенства Щусев постоянно вносил изменения в архитектурный проект, за которыми не успевали следить приглашенные для оформления интерьеров художники.
А. Щусев. Башня главного входа. Перспектива. Вариант (слева).
А. Щусев. Змий — навершие шпиля на башне главного входа (справа)
Внутренние помещения здания расписывали известнейшие художники: Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Евгений Лансере, Иван Билибин, Зинаида Серебрякова. Николай Рерих сделал эскизы большого панно на тему покорения Казани войском Ивана Грозного. Часовому мастеру Пушкареву были заказаны уникальные часы с колокольным перезвоном. Рисунки для знаков зодиака на циферблате исполнил сам Щусев. Когда часы наконец были запущены, на дворе стоял 1923 год.
А. Щусев. Интерьер ресторана. Перспектива
Рисунки для знаков зодиака на циферблате исполнил сам Алексей Щусев
Николай Рерих. Взятие Казани. Эскиз панно для вестибюля вокзала. 1913—1914. Само панно было уничтожено в 1933 году
Существенные изменения в ранее утвержденный проект внесли революции 1917 года и развернувшаяся после них Гражданская война. Возведение вокзала приостановили, сдав в эксплуатацию в 1918-м то, что уже было построено.
Е. Лансере. «Москва строится». Роспись ресторана Казанского вокзала. Холст, масло. 1933
Затем началась переделка того, что не устраивало новый строй: место стилизованного под круглую сторожевую башню магазина занял спроектированный Щусевым Клуб Октябрьской революции для рабочих-железнодорожников, из перечня работ исчезло возведение Царской башни, а утраченные живописные панно внутри вокзала пришлось менять на новые.
Центральный дом культуры железнодорожников. Конец 1920-х (слева), середина 1930-х (справа)
Благодаря своему авторитету Щусеву удалось отстоять многие первоначальные задумки, но далеко не все. Строительство Казанского вокзала растянулось на 27 лет и было завершено лишь в 1940 году.
11 января 2023 года после реставрации на главный шпиль Казанского вокзала вернулся исторический флюгер в виде крылатого сказочного змея Зиланта.