Original size 1140x1600

Йозеф Бойс и политическое искусство

PROTECT STATUS: not protected

Йозеф Бойс — один из ключевых художников XX века, пионер арт-активизима, автор работ осуществлявших «пересборку» конфигураций общественных отношений. Текст повествует о том, какое отношение выращивание деревьев имеет к современному искусству, и чем завершается известный афоризм Бойса о том, что каждый человек является художником.

Нельзя не начать с того, что в 1990-е годы в России в прогрессивных художественных кругах одной из любимых присказок была «Бойс с тобой». Бойс с нами, это теперь неопровержимый факт нашей совместной биографии. Игнорировать его решительно невозможно, уж слишком много народу в то время это произнесли (записали, констатировали, пожелали, пригрозили…). Звучали и другие похожие фразы, например, «Побойся Бойса». То есть не расслабляйся, ведь Бойс всё видит.

В вопросах формы Бойс предельно демократичен, для него искусство — это вообще все. Раньше было проще: приходишь в галерею или мастерскую художника, объявляешь, что вот тут у нас искусство, только тут, а там, за стенкой, извините, суровая действительность, в ней серьезные люди заняты разными важными делами, вообще другой регистр бытия. И все было хорошо при таком раскладе, все были, в целом, довольны — кроме некоторых особенно воинственно настроенных (нео-)дадаистов и их активных последователей. А потом пришел Бойс и отменил границу между жизнью и искусством.

big

«Capri-Battery», Йозеф Бойс, 1985

До него многие задавались такой задачей, но скорее на уровне долгоиграющих стратегий, мол, было бы неплохо, но… Под «но» обычно скрывалась необходимость каким-то образом объяснить человеку, что он — демиург. Творец. Не в том смысле, что может творить все, что хочет, а в том, что уже творит и потому ответственен за свою версию реальности. Как художник рисует картину, покрывая холст маслом, организуя цвета и формы в нечто, что пробуждает наше воображение, заставляет испытывать эмоции и наделять смыслами 200 граммов краски на холсте, так и мы рисуем, создаем каждый день свою картину мира. Как это происходит? К примеру, сегодня мы «подхватили» проект, от которого все отказались, предоставив ему шанс все-таки сбыться. Завтра посадили деревья в парке. А послезавтра мы случайно упали в канаву, зато оттуда удалось замечательно сфотографировать закат. Обычно из канав закаты мало кто фотографирует, это большое упущение.

Loading...

В искусстве есть понятие «найденный объект», появившееся благодаря Марселю Дюшану. Под найденными объектами обычно понимаются некие повседневные предметы, перенесенные в художественный контекст, лишенные привычных связей и функций, переозначенные. Так, у Бойса была работа «Capri-Battery»: он «подключил» лампочку к лимону. Два беззаботно-желтых предмета — это контраст «природного» и «сотворенного», метафора энергии, тепла, трансформации, ведь лимон вырос благодаря накоплению и преобразованию энергии электромагнитного излучения (солнечного света), посредством фотосинтеза. В перспективе усилия ученых могут быть направлены на разработку систем искусственного фотосинтеза — так можно «прочитать» работу Бойса (а можно иначе, поскольку подобные произведения оставляют пространство для зрительской интерпретации, открывая возможности со-творчества, совместного смыслопорождения, диалога).

Йозеф Бойс и политическое искусство
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more