
В 2023 году Школа дизайна НИУ ВШЭ открыла новое направление HSE ART AND DESIGN SCHOOL INTERNATIONAL. На первой совместной с Российско-Армянским (Славянским) Университетом программе уже учатся первые студенты. Один из них — Иису Акопян — рассказал нам о своих впечатлениях об учебе, сессии и о своем взгляде на дизайн в Армении.
Как для тебя прошла первая сессия? Расскажи о своих впечатлениях от первого учебного модуля
Было долго, но интересно. Было интересно наблюдать у всех волну эмоций. У меня было всё спокойно: был уверен в идее, реализации и презентации. Проекты нашей группы конкурентно выглядели на фоне проектов других кампусов. Также было интересно смотреть работы других студентов и комментарии преподавателей. Особо понравился проект одного «Зипки» про путешествие в формате .zip. Понял, что сама идея проекта и подача этой идеи в презентации играет большую роль, иногда больше, чем роль того дизайна, который был придуман. По сути, просмотры хорошая тренировочная площадка для презентации своих идей и реализаций в будущем.
От первого модуля у меня остались хорошие впечатления. Со своими проектами я отлично справился и сделал дизайн, который мне реально нравится.
Что сейчас важно для начинающего дизайнера? На что ты ориентируешься и что для тебя ценно в дизайне?
Важно уметь изобразить в своих работах тот месседж или те эмоции, которые планируешь транслировать, чтобы дизайн «приносил плоды». Само собой, для этого нужно уметь владеть графическими инструментами и уметь делать привлекательную картинку. У каждого дизайнера, как и у человека, есть свои личные цели, которых он может достигать с помощью дизайна.
Так как на улицах Еревана редко встречаются предметы дизайнерского вдохновения, я больше ориентируюсь на кейсы любимых студий. Больше всего привлекают исторические примеры, где можно посмотреть, как дизайн меняет целые инфраструктуры и создаёт уникальную атмосферу. Сильным примером для меня является Студия Думбар, которая начала заниматься дизайном государственных структур в Голландии. Сложно представить, что государственные ЖД, полиция или государственная почта могут выглядеть модно и стильно, но Герт Думбар со своей студией смогли доказать обратное, создав целый дизайн-код для Нидерландов. И этот дизайн код до сих пор актуален: по нему узнают Голландию во всем мире.
Когда изучаешь историю, ты понимаешь, что дизайн — это не бесполезные картинки и логотипы, а суперсила, которая может многое изменить через визуальную атмосферу. Поэтому могу сказать, что изучение истории своей сферы тоже важно для начинающего дизайнера.
Армянский бренд премиальной одежды Aramyan
Как устроен процесс обучения на I курсе? Как с вами работают кураторы-преподаватели?
Учёба строится вокруг проектной работы: мы делаем проект за модуль, а преподаватели направляют нас. У каждого куратора индивидуальный подход работы с нами.
Вместе с Игорем Гуровичем мы больше работаем со смыслами и идеями, разбираем, анализируем разные дизайн тенденции и применяем в наших проектах. С Марией учимся пользоваться программами и работаем с техническими вещами. А со Стасом Жицким делаем арт-проекты: здесь атмосфера более творческая с большой свободой действий.
В чем ты видишь особенность коммуникационного дизайна в Армении? Что тебя привлекает в коммуникационном дизайне и чем ты вдохновляешься?
У Армении есть хорошая перспектива развития. У нас есть уникальные элементы архитектуры, миниатюры, живописи и ремесел, которые могут стать основой для армянского дизайна, если их грамотно перевести в нужную систему. Сфера для Армении достаточно новая, где-то неизученная, поэтому пока что не получится сказать словосочетание «Армянский дизайн» и представить что-то. Иностранец ничего не представит с этих слов, а у обычного обитателя Еревана будет ощущение хаоса и неопределенности в огромном море наружной рекламы и контрастов. То есть сам дизайн пока не «пахнет Арменией», не имеет общую форму и как таковой дизайн-тенденции пока нет. Есть сфера в ИТ в формате веб дизайна,
Но, тем не менее есть позитивный тренд к его созданию и развитию. Здесь формируется комьюнити дизайнеров, шрифтовиков и каллиграфов, есть хорошие дизайн студии и арт пространства, каждый месяц проводиться type thursday. Так что надеюсь, что всё ещё впереди, и будет время и возможность всё изменить.
В коммуникационном дизайне мне нравится то, что с помощью него можно не просто облагораживать среду, но и с помощью этой среды заявить о себе. Графика и картинки — это тот язык, который понимают все народы, причём понимают и считывают в разы быстрее, чем текст. И если уметь грамотно обращаться с дизайном, можно сделать жизнь людей приятнее и создать положительное впечатление о бренде, городе или стране.
Когда ты планируешь начать работать? Планируешь совмещать с учебой или сначала учеба — потом работа?
У меня есть мысли на этот счёт, но пока конкретное время указать не смогу. Есть также вопрос личного бренда, как дизайнера в Армении, и во время учёбы, скорее всего буду заниматься этим. В процессе пойму, как продуктивно работать параллельно с учёбой и правильно использовать своё время.
Есть планы совмещать, но пока они неясные, так как нет понимания процесса работы в параллели с плотным графиком университета.
С какими форматами тебе нравится работать? Что хотелось бы освоить и с какими проектами поработать?
Пока мне сложно определиться с любимым форматом, так как нравится и принт, и диджитал.
В печатном формате привлекает сам момент печати, когда ты сделал что-то крутое, а теперь оно у тебя в руках и оно настоящее. Интересно работать над такими проектами, которые потом можешь увидеть в реальной жизни, а не просто делать дистанционную работу. Нравится идея об изменении окружающей тебя среды и что твоё творение оказывается в руках людей.
В диджитал нравится возможность делать проекты интерактивными с помощью анимации и других инструментов, погружая людей в свою историю через особую виртуальную атмосферу. В связи с этим планирую изучать AR и моушн, так как проекты с такими штуками выглядят живее и привлекательнее.
Ещё интереснее связывать принт и диджитал вместе и делать интерактивные пространства.
Поделись, пожалуйста, своей смелой мечтой, если она есть. Может быть, ты хотел бы открыть свое дизайн-бюро или, например, путешествовать по миру со своими арт-проектами?
Есть мечта создать армянское творческое объединение, похожее на Баухаус или на Венский сецессион, которое создаст образ армянского дизайна и сделает его массовым. В объединении будут дизайнеры, художники, каллиграфы, архитекторы и другие специалисты.
Я часто представляю здание Венского сецессиона с армянскими мифологическими мотивами. Представляю, что у нас появятся художники и дизайнеры мирового масштаба. Хочется верить в то, что эта мечта реализуема, и начать можно с маленьких шагов.
Коммерция или искусство?
Если вернуться к вопросу про мечту, то можно сказать, что душа лежит больше к искусству. Искусство для меня — это что-то вечное, это то, что надолго остаётся в памяти людей и в истории. Но и в коммерции есть вещи, которые мне близки. Это, по большей части, коммуникация и взаимодействие с людьми. То есть социальная составляющая, работа с общественным сознанием. В наших реалиях она больше влияет на окружающую среду, чем искусство. Думаю, всегда лучший вариант — это комбинирование.
Ты, который поступал сюда, и ты, который уже отучился целый модуль, — это два разных человека? Изменилось ли что-то принципиально в тебе или все было сразу понятно?
В самом начале у меня были мысли, что всё и вправду будет понятно. Всеми программами я владел, понимал теорию дизайна и даже был опыт работы до поступления — у меня неоконченное дизайнерское образование в Питерской Вышке.
Честно, я не ожидал, что на первом курсе будет что-то новое для меня и что я как-то изменюсь в течение обучения. Подход к дизайну стал более профессиональным и осознанным. Появилась уверенность в своей профессии и понимание возможностей дизайнера в мире.
Раньше я не был уверен в полезности этой профессии в Армении, особенно в такой трудной для страны ситуации. С нашим куратором Игорем Гуровичем эту тему тоже обсуждал и понял, что визионеры в обществе играют важную роль и проектируют будущие страны. Обсуждали также пример разных стран и культур. Особенно понравился пример с Нидерландами, у которых дизайн составляет целых 7% ВВП страны в силу развития отрасли.
В процессе учёбы начал брать новые вызовы и удачно их преодолевать. Например, в этом модуле я сделал проект, где смог показать, как выглядит армянский модный бренд, который смело может встать в один ряд с крупными брендами одежды как Gucci, Prada и Louis Vuitton. Это дало мотивацию на целый год, так что изменения несомненно есть.
Какой совет ты можешь дать тем, кто только выбирает образовательную траекторию? Как понять, какую выбрать профессию? Расскажи о своем опыте, почему ты выбрал коммуникационный дизайн и как к этому пришел.
Хотелось бы сказать «просто прислушайтесь к сердцу», но не думаю, что этого достаточно. Нужно понимать, какие есть перспективы, каков характер работы в твоей профессии и насколько она тебе подходит.
Коммуникационный дизайн я выбрал потому, что не мог выбрать между искусством и программированием. Этот выбор я сделал ещё во время пандемии. Мне понравилась идея, что через визуал можно выстроить общение с людьми и использовать творчество для улучшение окружающей среды. С того времени я в этой профессии, несмотря на кризисы в процессе предыдущей учёбы и работы. А здесь, в Ереване, я полюбил свою профессию ещё больше.