big
Original size 2480x497

«Спустись в метро, подними голову, гражданин, и ты увидишь небо — мозаичное, яркое, подсвеченное».

Александр Дейнека

Конструкция «Маяковской» уникальна для своего времени: промежуточными опорами трех сводов служат два ряда колонн, несущих арочные своды и превращающих три нефа в единый зал. «Маяковская» стала первой станцией глубокого заложения, где была использована стальная колонная система. Ее проект был удостоен Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.

Дата открытия: 11 сентября 1938 года Архитектор станции: А. Н. Душкин Архитекторы вестибюлей: А. Н. Душкин, Я. Г. Лихтенберг, Ю. П. Афанасьев, Г. С. Мун Художники: А. А. Дейнека, И. Л. Лубенников Скульптор: А. П. Кибальников

big
Original size 2480x1816

Центральный зал станции «Маяковская»

Каждый из 35 овальных куполов свода опоясан светильниками и украшен мозаичными панно из смальты, выполненными по эскизам художника Александра Александровича Дейнеки, под общим названием «Сутки Страны Советов» (два купола — «Красное знамя» и «Пилотажная группа» — сейчас не видны). «Мозаика в метро должна была создать реалистические, всем понятные образы», — вспоминал позже Дейнека. «Сама идея архитектуры станции определила глубину изображения, обращая ввысь, в ракурс». Панно были изготовлены в Ленинграде, в мастерской известного мозаичиста Владимира Александровича Фролова.

Колонны станции облицованы рифленой нержавеющей сталью, пластинами уральского камня «орлец» и темно-серым мрамором «садахло»; путевые стены — серым мрамором «уфалей» и золотистым диоритом; на полу — квадраты и продольные полосы из темно-серого мраморовидного известняка «садахло» и красного мрамора «салиэти» на фоне желто-розового «газгана». Бюст поэта Владимира Владимировича Маяковского, в честь которого названы станция и площадь, на которой она расположена (он был установлен в конце 1950-х годов в торце зала, ныне — перенесен в новый вестибюль, открывшийся в 2005 году), выполнен из белого мрамора «коелга».

Original size 2480x1350

Слева направо: «Над Спасской башней», «Прыжок в воду», «Прыжок с трамплина»

«Маяковская» была открыта 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» — «Площадь Свердлова» (сейчас «Театральная»). Во время Великой Отечественной войны она использовалась как бомбоубежище. В 1950-х годах на станции были установлены гермоворота, в результате одно из мозаичных панно было утрачено. В 1959-м был открыт второй вход на станцию с противоположной стороны Тверской улицы (ликвидирован в 2005-м, но восстановлен после реконструкции в 2013 году). В 2005 году в дополнение к южному вестибюлю, встроенному в главное здание Московской филармонии, был открыт второй, северный, выход станции, украшенный мозаиками художника Ивана Леонидовича Лубенникова.

Original size 2480x2016

Слева направо: «Прыжок с парашютом», «Биплан»

Станция «Маяковская» имеет статус государственного памятника истории и культуры местного значения.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more