Original size 1140x1600

Рентгеновский снимок в визуальной культуре музыкальной индустрии

26
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Рентген — изобретение, которое позволяет увидеть внутреннюю структуру различных объектов и человека. Его используют в медицинских и научных исследованиях, в промышленности и в сфере охраны безопасности. [1]

Одной из интересных особенностей рентгена — это изображения, которые получаются после рентгеновского облучения. Они необычны как своим внешним видом, так и содержанием — на них представляется то, что человек не может увидеть своими глазами. В искусстве рентгеновский снимок является материалом для создания интересных визуальных образов, построенных на его содержании или визуальных особенностях.

big
Original size 5120x2788

Кадр из клипа Afterlife — Flatbush Zombies (реж. Арно Брессон, 2020 г.)

В визуальном исследовании поставлена задача узнать, как использование рентгеновского снимка влияет на образ и коммуникацию музыкального исполнителя или группы. Гипотеза данного исследования заключается в том, что использование рентгеновского снимка в визуальной коммуникации позволяет создать разнообразные по характеру и эмоциям образы.

Для анализа были выбраны обложки и клипы к разным по жанру и времени выпуска музыкальным композициям для того, чтобы отобразить как по-разному может восприниматься «рентгеновские» образы. Помимо этого, в работе рентгеновский снимок будет рассмотрен как носитель музыкальной композиции в контексте такого феномена как «Музыка на костях». Основу аналитического материала для исследовательской работы составили комментарии режиссёров клипов, музыкальных исполнителей и кураторов выставок. посвященных музыке.

big
Original size 2480x1350

Фотография пластинки из рентгеновского снимка (архив проекта X-Ray Audio)

Принцип структурирования работы построен на выделении разделов по характеру, настроению и значению использования рентгеновского снимка в визуальной коммуникации. Исходя из всех материалов была выделена данная структура:

1. Концепция 2. Визуализация внутренней структуры 3. Метафора загробной жизни 4. Внутреннее состояние человека  — Любовь  — Личность, а не внешность  — Разрушение 4. Новые технологии 5. Средство выразительности 6. «Музыка на костях» 7. Вывод

Визуализация внутренней структуры

Original size 1920x1080

Кадр из клипа Hey Boy Hey Girl — The Chemical Brothers (реж. Ник Гоффи и Доминик Хоули, 1999 г.)

В основу клипа для танцевального трека Hey Boy Hey Girl дуэта The Chemical Brothers лег принцип работы рентгена. По сюжету девушка, упав с лестницы, ломает руку и попадает в травмпункт, где ей делают рентгеновский снимок, после чего у нее появляется «рентгеновское зрение». Интересно, что в клипе используется именно принцип работы рентгена, но не сам образ рентгеновского снимка с его характерной тёмно-синей контрастной графикой.

Original size 1920x1080

Фрагмент из клипа Hey Boy Hey Girl — The Chemical Brothers (реж. Ник Гоффи и Доминик Хоули, 1999 г.)

Клипы для танцевальной музыки часто содержат сюжеты связанные с вечеринкой. Но из-за примененного подхода привычный образ этого мероприятия приобретает необычную стилизацию, которая работает на выделение клипа среди конкурентов.

Original size 2480x936

Кадры из клипа Hey Boy Hey Girl — The Chemical Brothers (реж. Ник Гоффи и Доминик Хоули, 1999 г.)

Использование графики рентгеновских снимков в музыкальных обложках, которые приведены ниже, придает им необычный и выделяющийся вид, без необходимости использования сложных метафор или ассоциаций.

Original size 2480x1218

Обложка к музыкальному альбому The Hand That Feeds You — X-Ray (1988), Обложка к синглу X-Ray Vision — TKA (2007)

Метафора загробной жизни

Original size 5120x2880

Кадр из клипа Afterlife — Flatbush Zombies (реж. Арно Брессон, 2020 г.)

Клип Flatbush Zombies на композицию Afterlife стилизован под графику рентгеновского снимка. Благодаря использованию этого приема удается передать мрачную атмосферу загробной жизни, в которой люди превращаются в «ходячие скелеты». Использование рентгена усиливает мистицизм загробного мира, в котором находятся действующие лица.

0

Кадры из клипа Afterlife — Flatbush Zombies (реж. Арно Брессон, 2020 г.)

Музыкальная композиция была выпущена в поддержку международного движения Black Lives Matter. Клип является социальным высказыванием относительно ситуации с расовой дискриминацией в мире. Стилизация участников клипа под рентгеновский снимок помогает представить каждого человека без его внешних характеристик как обезличенный скелет, наглядно показывая одинаковость внутреннего строения. [2]

Original size 2480x1350

Кадры из клипа Afterlife — Flatbush Zombies (реж. Арно Брессон, 2020 г.)

Рентгеновская съемка позволяет отобразить действия, которые происходят в клипе с другой стороны, показывая элементы, которые поддерживают мрачную и опасную атмосферу клипа. Так например, во время интервью у персонажа в клипе можно заметить пулю в голове или то как в руке у него же стоят протезы. Это те детали которые не видны обычным человеческим зрением. Стилизация под рентген позволяет сделать акцент на них, глубже раскрывая образ персонажа.

Original size 5120x2536

1. Кадр из клипа Afterlife — Flatbush Zombies (реж. Арно Брессон, 2020 г.) 2. Обложка для сингла Afterlife — Flatbush Zombies (2020 г.)

Через образ загробной жизни, который представляется от начального кадра где исполнители несут гроб со своим другом и опасностей, которые обнажаются в течении всего кадра, поднимается тема хрупкости человеческой жизни. В конце происходит главный посыл этого клипа — ценность человеческой жизни через образ беременной девушки, который появляется как в конце клипа как завершение сюжета, так и на обложке к синглу.

Original size 4960x2700

Обложка для музыкального альбома AftërLyfe — Yeat (2023 г.)

В обложке для музыкального альбома AftërLyfe американского рэпера Yeat, использована стилизация его фотографии под рентгеновский снимок. Этот прием, также как и в клипе Afterlife — Flatbush Zombies, обезличивает артиста, передавая идею того, что в загробном мире после смерти ничего не имеет смысла, в том числе и сама личность человека. Интересно, что при этом узнаваемые атрибуты такие как цепь с псевдонимом рэпера на обложке сохранены. Такая деталь создает акцент, который работает на идентификацию исполнителя при продвижении альбома.

Внутреннее состояние человека. Любовь

Original size 698x480

Фрагмент из клипа «Пока» — Алена Свиридова (реж. Виктор Вилкс, 2008 г.)

В клипе на песню «Пока» Алёны Свиридовой стилизация съемки под рентгеновский снимок помогает отразить внутреннее состояние героини при прощании с любимым человеком и преподнести композицию более чувственно.

0

Кадры из клипа «Пока» — Алена Свиридова (реж. Виктор Вилкс, 2008 г.)

На просвете через рентгеновские лучи видно только внутреннюю структуру объекта без его внешней оболочки. В клипе представлены разнообразные структуры как органических, так и механических объектов, которые вне зависимости от размера и происхождения предмета выглядят одинаково хрупкими и уязвимыми без своего вешнего обличия. Такой прием позволяет передать внутренние переживания героини и тонкий момент душевной печали связанный с расставанием с любимым человеком.

Original size 2480x460

Кадры из клипа «Пока» — Алена Свиридова (реж. Виктор Вилкс, 2008 г.)

Для поддержания сопоставления внутренних структур разных объектов и внутренних переживаний героини всё объединяется одни свойством. Неодушевленные объекты, которым свойственно излучать тепло начинают подсвечиваться синим цветом, этот же синий цвет появляется у девушки в клипе. Затем это свечение частично начинает переноситься на все остальные предметы, которые не имеют свойств выделять тепло, объединяя все общей идеей теплоты чувств, которые испытывала героиня.

Original size 2480x1271

Обложка музыкального альбома (лицевая и оборотная сторона) This Old Heart of Mine — The Isley Brothers (1975 г.)

В музыкальном альбоме This Old Heart of Mine также раскрывается тема внутренних переживаний человека о любви. Использование рентгеновского снимка грудной клетки человека очень символично, поскольку эта та часть тела в которой располагается сердце, отождествляющее с любовью. Дополняет образ небольшой знак сердца из цветов, которое наложено поверх снимка.

Внутреннее состояние человека. Личность, а не внешность

Original size 2480x1227

1. Обложка музыкального альбома Supergrass — Supergrass (1999 г.) 2. Фотография группы Supergrass (1996 г.)

В музыкальном альбоме Supergrass использован способ наложения стилизованного изображения под рентгеновский снимок на фотографию самой группы. Такой прием позволяет передать призыв исполнителей обратить внимание на их внутренние эмоции и состояние, которые будут раскрываться в этом альбоме.

Внутреннее состояние человека. Разрушение

Original size 4960x2448

Обложка для музыкального альбома The Mind Is a Terrible Thing to Taste — Ministry (1989 г.)

Original size 2480x600

Упаковка для музыкального альбома The Mind Is a Terrible Thing to Taste — Ministry (1989)

Разрушение человеческого разума можно наглядно отразить через рентгеновский снимок головы человека. В упаковке для музыкального альбома The Mind Is a Terrible Thing to Taste используются образы черепа с встроенными в него медицинскими пластинами, отражая неустойчивое психическое состояние человека. Подкрепляет это состояние использование изображений с контрастными красным и синим цветом, акцентируя внимание на характер борьбы внутри разума.

Original size 2480x1228

1. Обложка для музыкального альбома Scars & Souvenirs — Theory Of A Deadman (2008 г.) 2. Оформление диска с музыкальным альбомом Scars & Souvenirs — Theory Of A Deadman (2008 г.)

В альбоме Scars & Souvenirs используется изображение рентгеновского снимка для того, чтобы заострить внимание зрителя на травме кости. Такое акцентирование сделано, чтобы сопоставить внутренние физические травмы и эмоциональные травмы, о которых идет речь в альбоме.

Original size 5120x2528

1. Обложка музыкального альбома (лицевая сторона) 4th Floor — Minny Pops (1985 г.) 2. Обложка музыкального альбома (оборотная сторона) 4th Floor — Minny Pops (1985 г.)

Другой пример представления неустойчивости внутреннего состояния можно заметить в обложке для музыкального альбома 4th Floor пост-панк группы Minny Pops. Здесь поверх черепа нанесены брызги краски, передавая разрушение психики и дух бунтарства заложенных в звучание альбома.

Новые технологии

Original size 2480x956

1. Первый рентгеновский снимок (1895 г.) 2. Обложка для музыкального альбома Women in Technology — White Town (1997 г.)

В 1895 году Вильгельм Рентген открыл рентгеновское излучение, это открытие позволило изучать внутреннюю структуру людей без их вскрытия. На первом рентгеновским снимке была зафиксирована левая рука жены Вильгельма Рентгена, Берты Рентген и её обручальное кольцо. [3] Для того чтобы отобразить название и передать смысловую составляющую похожее изображение женской руки с кольцом было использовано для обложки музыкального альбома Women in Technology.

Original size 2480x1350

Фрагмент из клипа Waiting For The End — Linkin Park (реж. Джо Хан, 2010 г.)

Концепция клипа Waiting For The End заключается в том, что исполнители группы помещены в цифровую среду с характерной для нее графикой из мелких частиц. [4] Использование принципа рентгеновского сканирования проявляется в образах частичного или полного представления образов скелета людей и животных. Он позволяет дополнить необычную графику клипа, а также передать идею того, что исполнители полностью отсканированы и перенесены в цифровую среду как внешне, так и внутренне.

«Клип — это эксперимент по созданию максимально цифровой версии нас самих в духе визуальной палитры A Thousand Suns».

— Джо Хан, режиссёр [4]

Original size 2480x453

Кадры из клипа Waiting For The End — Linkin Park (реж. Джо Хан, 2010 г.)

Рентген — технология, которая уже не входит в категорию передовых новых технологий, но снимки которые получаются при рентгеновском сканировании имеют графику, которая ассоциируется с технологичностью и некоторой футуристичностью. Поэтому разные исполнители электронной музыки используют графику рентгеновских снимков, чтобы подчеркнуть технологичное звучание своих композиций.

Original size 2480x602

Обложки к синглам: 1. (X-Ray) Follow Me — Space Frog Feat. The Grim Reaper (1997 г.) 2. X Ray — Sub Focus (2005 г.) 3. X-ray — Nuor Garsas (2021 г.) 4. X-ray — SQXISLEY (2024 г.)

Средство выразительности

Частичное использование образа или графики рентгеновских снимков позволяют добиться большей выразительности образов в визуальной коммуникации.

Original size 2480x1350

Фрагмент из клипа «Рентген» — Jeembo feat. Bato (реж. Лев Василенко, 2020 г.)

В клипе «Рентген» использование графики рентгеновского снимка разбавляет обычную съемку и создает визуальный ритм, повторяющий ритм текста в музыке. Это создает акценты как в визуальной, так и в музыкальной композиции.

Original size 2480x664

Кадры из клипа «Рентген» — Jeembo feat. Bato (реж. Лев Василенко, 2020 г.)

Помимо ритмики в клипе «Рентген», использованная графика позволяет усилить напряжение и передать состояние опасности и мрачности.

Original size 2480x453

Внешний протест. Кадры из клипа More — J-hope (реж. Су-хо Ли, 2022 г.)

Original size 2480x453

Внутренний протест. Кадры из клипа More — J-hope (реж. Су-хо Ли, 2022 г.)

В фрагменте клипа More напрямую используется образ рентгеновского снимка. Клип отображает внешний и внутренний протест главного героя. Внешний — выражается в движениях и действиях героя, например, разбрасывание бумаги в офисе. Внутренний — представляется через проекцию героя в стилистике рентгеновского снимка на экране аппарата, буквально отражая героя изнутри.

Original size 2480x1227

1. Обложка к музыкальному альбому Green DayInsomniac — Green Day (1995 г.) 2. Полный коллаж к музыкальному альбому Green DayInsomniac — Green Day (1995 г.)

В обложке к альбому Green Day фрагмент рентгеновского экрана для сканирования со снимком на нём грудной клетки человека в совокупности с другими объектами в коллаже позволяют поддержать сюрреалистичность обложки.

«Музыка на костях»

Original size 2480x1350

Фотография с выставки (архив проекта X-Ray Audio)

Помимо того, что в визуальной коммуникации в музыкальной индустрии используется образ рентгеновского снимка, в истории Советского Союза был такой период, когда рентгеновские снимки выступали как носители музыкальных композиций. Этот феномен получил название «музыка на костях».

Original size 2480x1238

Фотографии пластинок из рентгеновского снимка (архив проекта X-Ray Audio)

С 1932 года все советское искусство в том числе и музыка находились под контролем государства. Было запрещено слушать и распространять как западную музыку, например, такую как джаз и рок-н-рол, так и многих советских исполнителей, творчество которых не соответствовало идеологии власти. Такой запрет спровоцировал появление подпольных студий звукозаписи, которые производили и распространяли носители с запрещенной музыкой. [5]

Поскольку государством полностью контролировалось производство записей, было невозможно купить винил, шеллак или лак для производства виниловой пластинки. Подпольные предприниматели придумали устройства для записи на пластинках из необычного материала —рентгеновских снимков. Их можно было взять или неофициально купить из медицинских учреждений. [5]

Качество записи пластинок на «рёбрах» было очень низким. Звук был нечетким и содержал множество посторонних шумов. Но это уменьшало спрос на подобные записи, поскольку они были почти единственным способом услышать запрещённую в то время музыку. [5]

Original size 2480x1350

Фотография с выставки (архив проекта X-Ray Audio)

«Людей в этом явлении привлекает то, что я называю секретом спрятанной эстетики. Получается, что артефакты стрит-культуры, низовой культуры сегодня в музее становятся образцами высокой».

— Стивен Коутс, руководитель британской инди-рок-группы The Real Tuesday Weld [6]

«Музыка на костях» оставила большой культурный след. Во время гастролей в Санкт-Петербурге Стивен Коутс —руководитель британской инди-рок-группы The Real Tuesday Weld, открыл для себя этот феномен и посвятил его изучению много времени, организуя различные выставки, лекции и создавая фильмы о нём. [6]

Помимо этого, существует исследовательский проект X-Ray Audio, участники проекта коллекционируют оригинальные пластинки, занимаются их оцифровкой и записью интервью с участниками этой субкультуры, её исследователями и свидетелями. [7]

«В какой-то момент я обнаружил, что чаще всего мне встречаются снимки грудной клетки, долгое время я не мог понять, было ли у этого явления какое-то объяснение, пока наконец мне не рассказали, что в 50-е годы советские люди в обязательном порядке должны были проверяться на туберкулез и делать снимки легких. Своего рода это печать времени — свидетельство об эпохе, когда туберкулез был важной проблемой».

— Стивен Коутс, руководитель британской инди-рок-группы The Real Tuesday Weld [6]

Original size 2480x1350

Фотография с выставки (архив проекта X-Ray Audio)

«Когда смотришь на эти пластинки, немного чувствуешь себя вуайеристом. Ты ведь фактически смотришь внутрь советских людей. И при этом понимаешь, что, скорее всего, с этими людьми было не все в порядке — вероятно, раз им потребовались снимки, у них были какие-то травмы, болезни. Получается интересный парадокс — звуки, призванные вызывать радость и удовольствие, нанесены на изображения повреждений, страданий».

— Стивен Коутс, руководитель британской инди-рок-группы The Real Tuesday Weld [6]

Вывод

Изобретение рентгена не только помогло человечеству во многих сферах, но и стало идейным материалом, который достаточно активно использовали и используют разные музыкальные группы и отдельные исполнители, выстраивая или дополняя им свою визуальную коммуникацию.

Графика рентгеновского снимка имеет специфический вид, который знаком каждому человеку. Её использование в музыкальных клипах и обложках, позволяет сделать их запоминающимися и передать разное в зависимости от контекста использования настроение. Принципы работы рентгена и содержание рентгеновских снимков дают возможность придумывать с ними интересные метафоры, создавая на их основе необычные сюжеты и выразительные образы, которые могут быть очень разными по характеру.

Bibliography
Show
1.

Рентгенография // Сайт Википедия (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 19.11.24).

2.

Flatbush Zombies Recruit James Blake To Produce Afterlife // Электронный журнал FUXWITHIT. 7 августа 2020 г. (URL: https://fuxwithit.com/2020/08/07/flatbush-zombies-afterlife-james-blake/) (дата обращения: 19.11.24).

3.

Рентген, Вильгельм Конрад Сайт Википедия (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B3%D0%B5%D0%BD,%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B4) (дата обращения: 19.11.24).

4.

Waiting for the End // Сайт Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Waiting_for_the_End) (дата обращения: 19.11.24).

5.

Музыка на костях: как предприимчивая советская молодежь рисковала физической свободой ради свободы духовной // Сайт Plastinca.com. 11 декабря 2023 г. (URL: https://plastinka.com/articles/muzika-na-kostyah-kak-predpriimchivaya-sovetskaya-molodezh-riskovala-fizicheskoi-svobodoi-radi-svobo) (дата обращения: 19.11.24).

6.

Романтика «Музыки на костях»: как цензура превращает историю в арте-факт // Электронный журнал LiveJournal. 14 января 2018. (URL: https://karga-golan.livejournal.com/581922.html) (дата обращения: 19.11.24).

7.

Выставка «Музыка на костях» // Сайт музея «Гараж» (URL: https://garagemca.org/ru/exhibition/bone-music) (дата обращения: 19.11.24).

Image sources
Show
1.2.

https://www.x-rayaudio.com/ (дата обращения: 19.11.24).

3.

Клип Hey Boy Hey Girl — The Chemical Brothers https://www.youtube.com/watch?v=tpKCqp9CALQ (дата обращения: 19.11.24).

4.5.6.

Клип Afterlife — Flatbush Zombies https://www.youtube.com/watch?v=fjQo4xqERqk (дата обращения: 19.11.24).

7.8.

https://genius.com/album_cover_arts/931280 (дата обращения: 19.11.24).

9.

Клип «Пока» — Алёна Свиридова https://www.youtube.com/watch?v=2zmz9A6yO98 (дата обращения: 19.11.24).

10.11.12.13.

https://musicscore.ms/performers/7608?lang=ru (дата обращения: 19.11.24).

14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.

https://dzen.ru/a/ZHpXkVe6uk_Ob5-e (дата обращения: 19.11.24).

24.

https://music.yandex.ru/album/21538930 (дата обращения: 19.11.24).

25.

Клип Waiting For The End — Linkin Park https://www.youtube.com/watch?v=5qF_qbaWt3Q (дата обращения: 19.11.24).

26.27.28.

https://music.yandex.ru/album/18524594/track/92449108 (дата обращения: 19.11.24).

29.

https://www.traxsource.com/title/2324717/x-ray (дата обращения: 19.11.24).

30.

Клип «Рентген» — Jeembo feat. Bato https://www.youtube.com/watch?v=dDNMLRTaUZs (дата обращения: 19.11.24).

31.

Клип More — J-hope https://www.youtube.com/watch?v=pKdBFeewZYE (дата обращения: 19.11.24).

32.

https://music.yandex.ru/album/21990 (дата обращения: 19.11.24).

33.34.

https://jazzpeople.ru/news/muzyka-na-kostyakh/ (дата обращения: 19.11.24).

35.36.

https://x-rayaudio.squarespace.com/stlouis (дата обращения: 19.11.24).

37.

https://x-rayaudio.squarespace.com/smoke (дата обращения: 19.11.24).

38.

https://telegra.ph/Rok-v-Rossii-andegraundnye-gruppy-07-29 (дата обращения: 19.11.24).

39.

https://x-rayaudio.squarespace.com/lasttango (дата обращения: 19.11.24).

40.

https://garagemca.org/en/exhibition/bone-music (дата обращения: 19.11.24).

41.

https://x-rayaudio.squarespace.com/mambo/ (дата обращения: 19.11.24).

42.

https://www.x-rayaudio.com/x-rayaudioproject (дата обращения: 19.11.24).

43.44.
Рентгеновский снимок в визуальной культуре музыкальной индустрии
26
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more