Original size 1692x2226

Женщины для утешения?

PROTECT STATUS: not protected
677
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

[1] концепция [2] Япония. 1945 год. Второй мировая война. [3] сексуальная революция / 1960-е год / обретение собственного освобожденного тела [4] розовое кино и 70-е [5] мать/сестра/юная девушка [6] Мидзогути — режиссер феминист? [7] Кинуё Танака [8] женщина — рефлексия фремени? [9] Заключение [10] Библиография

По ходу изучения курса мы смотрели фильмы разных японских режиссеров знакомясь с историей кинематографа Азии. Наблюдая эволюцию развития азиатского кино мною неосознанно выявилась некоторая закономерность — в каждом фильме происходит преобладание мужчины над женщиной и ее объективизация соответственно. Женщины почти всегда оказываются гейшами или проститутками, а история их жизнь обязательно заканчивается трагически. Тему об угнетение женщин нельзя выделить как основную, с которой работали режиссеры, но она становиться лейтмотивом — красной нитью и проходит через весь послевоенный кинематограф Японии. Многие фильмы транслируют проблемы, с которыми сталкиваются женщины в японском обществе: домашнее насилие, социальное и экономическое угнетение, а также ограничения свободы и прав, сексизме и других формах подавления.

В своем исследовании я стараюсь рассмотреть роль угнетенной женщины в японском кинематографе, какие функции и роли/тэги ей приходилось принимать? И как ход истории влиял на изображение женщины в кино — какую роль она сыграла для кинематографа в Японии в целом и сыграла ли?

big
Original size 2480x356

Для начала хочется задаться вопросом, а что значит «угнетенная женщина» и «женщина в угнетении» для этого обратимся к «смачно-злачным» урокам истории.

[1945 год / Второй мировая война]

Во время войны на территориях, оккупированных Японией, функционировали «станции утешения» — военные бордели, где женщины, как вынужденно, так и по собственному желанию (в основном японки, потому что у них был контракт, но и кореянок тоже эксплуатировали), их задача состояла в обслуживании солдат и офицеров японской армии. Немало среди «Женщин для утешения» — вот такой эвфемизм был придуман, чтобы завуалировать происходящее — было и корейских женщин.

big
Original size 2480x356

Story of a Prostitute / Seijun Suzuki / 1965

Однажды мне сказали: «Доа! Если ты пойдёшь, куда тебе скажут, ты разбогатеешь. Сможешь есть досыта!» Я думала, буду еду готовить или что там… убираться буду. Даже в мыслях не было другой работы. Такое даже в страшном сне не приснится. Думала, что меня будут заставлять готовить или стирать. Или убираться — я так думала. А надо было о другом тоже подумать. Если бы знала всё заранее, пошла бы за ними? Может быть, просто утопилась бы в речке. Да и семья меня бы не пустила. В семье нас было много, еды мало, поэтому, когда сказали, что дадут много денег — они и отправили»  — рассказывает в своем интервью г-жа Кан, кореянка, которая работала на этих станциях.

Подтверждение этих же мыслей мы видим в фильме «Господин спасибо», который Хироси Симидзу снял еще в 1936 году. Героиня тоже едет на заработки, но уже осознает свою участь.

Original size 2480x711

Story of a Prostitute / Seijun Suzuki / 1965

Original size 2480x356

Inflatable Sex Doll of the Wastelands / Yamatoya Atsushi / 1967

[сексуальная революция 1960-е обретение собственного освобожденного тела и свобода?]

Одним из ключевых факторов сексуальной революции в Японии было изменение отношения к сексу и сексуальности. Традиционная японская культура была глубоко консервативной, со строгими социальными нормами и гендерными ролями, которые подчеркивали скромность, приличие и семейные ценности. Секс вне брака был стигматизирован, а гомосексуализм был незаконным.

Тем не менее, рост молодежной культуры бросил вызов этим нормам и ценностям, выступая за большую свободу и автономию в личных отношениях. Молодые люди начали экспериментировать с новыми сексуальными практиками и отношениями, которые ранее были табуированы.

[Свобода — тело — секс]

В целом кажется говорить о Японии без упоминания телесности не совсем представляется возможным да и некорректным, потому что весь их кинематограф завязан на культе проживания сложной истории через тело.

Original size 2086x1180

Eros + Murder / Yoshishige Yoshida / 1969

В фильме «Эрос + убийство» / 1969 как раз подробно, как мне кажется, раскрывается сформулированный мною выше тезис.

Одна из основных линий фильма рассказывает историю Сакаэ Осуги. Его можно назвать революционером эпохи из-за его взглядов, ключевым является его желание полигамии, а также возможность быть свободным и независимым от своих женщин.

«Первое — все мы должны быть финансово независимы. Второе — мы будем жить в разных местах. Третье — мы будем уважать свободу друг друга, что, безусловно, включает и сексуальную свободу»

Original size 2480x1953

Eros + Murder / Yoshishige Yoshida / 1969

Современную историю представляет студентка Эйко, которая изучает эпоху Тайсё (1912–1925), и в особенности теорию свободной любви сформулированной Осуги. Она пытается ответить на вопросы «что значит быть женщиной сегодня? что значит — вообще быть женщиной? можно ли быть свободной женщиной? и возможно ли это». Вада становится помощником в документации этого исследования. Но кажется сексуальной свободы, которой хотел Осуги все еще нет, потому что мы не получаем ответы на вопросы и вдобавок ко всему героине приходится подрабатывать проституцией. Можно ли сказать, что революция не сработала? Признание Осуги права на независимое друг от друга существование должно было привести к свободе, но происходит лишь убийство, когда Ноэ Ито ударяет его ножом, не сдерживая своей ревности. По сути вопрос свободы не смог быть решен в обе стороны, поскольку сложно подавить в себе желание обладать другим человеком, и чтобы освободиться от этой связи Ноэ приходится совершить убийство.

Original size 2600x1308

Eros + Murder / Yoshishige Yoshida / 1969

Original size 990x419

Eros + Murder / Yoshishige Yoshida / 1969

Original size 2480x355

Про фильме «История рассказанная после Токийской войны» / 1970 в целом показаны странные и непонятные взаимоотношения между двумя героями — Мотоки и Ясуко. Это одновременно насилие и непроговоренное согласие. Здесь я хочу отметить кадр в конце фильма, где с Ясуко «расправляются» в машине. Особенно ее пустой взгляд во время простых тупых механических движений. Он убивает… и одновременное авангардистское переворачивание кадра на 180 градусов, которое просто зомбирует зрителя. Все вместе просто делает невозможным отсутствие впечатления хоть какого-нибудь.

Original size 2480x830

A Story Told After the Tokyo War / Nagisa Oshima / 1970

Original size 2480x1244

A Story Told After the Tokyo War / Nagisa Oshima / 1970

Original size 2480x356

Blue film woman / Kan Mukai / 1969

[розовое кино и 70-е]

В 1970-е годы появляется пинку-эйга в переводе буквально «розовые фильмы» или как еще его можно называть «розовое насилие» — это своего рода эксплуатационное кино, где женщины подвергаются угнетению в криминальных обстоятельствах. Если вы знакомы с «софткором» или «сексплуатацией», то это что-то близкое к этим жанрам. Так как тема секса до этого была запретна — в этих фильмах вылезают всевозможные девиации, которые ранее сдерживались и они конечно же реализуются на женщинах. Первый полнометражный фильм стилистики pinky «Виде́ние» / 1964  — интересно, что здесь происходит игра слов «пинки видение» (также можно трактовать как общий взгляд / направление) — это первый розовый полнометражный фильм с большим бюджетом и массовым прокатом. По сюжету у молодого художника, который пришел к дантисту от анестезии возникают галлюцинации которые содержат сцены сексуального перверсивного насилия над девушкой (показаны даже сцены с подвешиваниями и ударами током), которую он встретил в вестибюле ранее. Когда он просыпается, его восприятие реальности становится двуединым.

Original size 2480x711

Daydream / Tetsuji Takechi / 1964

Original size 2480x3847

Go, go, second time virgin / Kôji Wakamatsu / 1969

Немаловажную роль в развитии этого направления сыграли женщины-якудза — они играли такие же авторитетные и важные роли в группировках как и мужчины в мафии.

Original size 2480x711

Female Yakuza Tale / Teruo Ishii / 1973

В  «Истории женщины-якудзы» / 1973 главную героиню похищают члены клана якудза, которые используют женщин для контрабанды наркотиков в своих влагалищах. Узнав, что главарь убил последнего босса и похитил его дочь, героиня объединяется вместе женщинами, эпически сражаясь против клана, доказывая свою силу и смекалку.

Original size 2480x711

[1] prequel Sex and the rage / 1973 [2] The Gopnik Leader and the She-Wolf of Inosika / 1969 [3] Wolf’s Escort / 1969 [4] Gopnik Leader 3 / 1969

Original size 2480x356

Abnormal Family / Masayuki Suo / 1984

Но несмотря на всю «жесть» розовых фильмов они служат важными ключом к осознанию каким могло быть независимое кино в те годы. Если тогда это казалось и вероятно являлось прямой эксплуатацией сейчас является важной вехой истории и искусства Японии. Это то условие, на которое пришлось согласиться, чтобы у тебя была возможность высказываться.

Также наверное можно говорить о понятии «непорочной женщины», которое отражается, например, в фильме «Сказки туманной луны после дождя» 1953, где муж наслаждается утехами с госпожой Вакасой «в образе» духа, забывая о своих обязательствах перед женой и ребенком. Ему хорошо в том мире.

То есть в сознании японских мужчин происходит разделение на «падших» женщин с которыми можно и нужно спать — гейши и проститутки, и матерей, которые подарили детей — они неприкосновенны и сексуальную жизнь с ними даже помыслить нельзя — их тела как бы лишены сексуальности.

Что уж там говорить, что в настоящее женщина все еще воспринимается как сексуальный объект и именно из Японии пошел образ всем знакомой «школьницы» в юбке.

Original size 960x540

Tales of Moonlight and Rain / Kenji Mizoguchi / 1953

Original size 1920x1080

The insect woman / Shohei Imamura / 1963

[мать / сестра / юная девушка]

И здесь я задаюсь вопросом, а есть ли фильмы, которые говорят о женщине просто как о женщине или как о матери без негативной коннотации.

Как пишет Мещеряков в своей книге «Упразднение тела: японский тоталитаризм и культ смерти». В 1943 году выходит книга «Японские матери», где женщины рассказывают о потере своих сыновей и как им приходится скрывать свое горе, проявляя свою внутреннюю силу. «Журналисты хвалили матерей за то, что они жертвовали собой для воспитания детей, которые в свою очередь жертвовали собой во имя великой японской империи». То есть образ жертвенной матери поощрялся даже на таком уровне «Если нет матерей, войне не быть. Даже здесь женщины находятся в жертвенной позиции и кажется их боль даже больше чем обычной куртизанки. Матери и сестры всегда жертвуют собой в интересах мужчины и готовы работать ночами лишь бы обеспечить будущее сыновьям.

«С одной стороны они откладывают деньги на образование, с другой стороны отстраняются (буквальном смысле исчезают: самоубийство являлось частым элементом сюжета), когда становится ясно, что постоянный союз с ними невозможен из-за непреодолимых социальных барьеров» — Марк ле Фаню «Мидзогути и Япония»

Original size 2480x356
Original size 2480x345

[Мидзогути — режиссер феминист?]

Так и случилось с Мидзогути. Его сестру отправляют в семью, где ей пришлось работать гейшей, чтобы у него была возможность учиться в школе изящных искусств. Было бы странно не уделить ему внимания, потому что он действительно много сделал для женщин в Японии, его фильмы ориентированы на женщин.

В его фильмах можно увидеть одновременно и почитание женщин и уважение к ним, но при этом реалистическое изображение правды жизни и ситуаций в которых им приходится оказываться не по своей воле. Он признает право женщин на протест против мужчин и сложившейся социальной системе. А изменение статуса женщины происходит происходит только в в 1946 году, когда вводится новая Конституция.

Original size 2480x1244

Women of the Night / Kenji Mizoguchi / 1948

А  «Женщин ночи» / 1948 вообще можно назвать профеминистской драмой. Мидзогути посещает отделение для проституток в городской больнице Осаки и снимает этот фильм. Все настолько реалистично, что кажется, что это документальная хроника. Желая помочь сестре, главная героиня оказывается противопоставленной всему сложившемуся укладу, можно сказать, что режиссер рассказывает не историю двух девушек, которые вынуждены вести уличную жизнь, а историю всей Японии. Снимая такие фильмы он по сути высказывает свою позицию о предоставление женщинам больших прав, чтобы избежать социально-нравственного кризиса в стране.

Original size 2480x1244

The Life of the Courtesan Oharu / Kenji Mizoguchi / 1952

В фильме «Жизнь куртизанки Охару» / 1952 героине как в рассказе «Жизнь любвеобильной женщины» Ихары Сайкаку проходится пройти все стадии «грехопадения». Сначала она попадает в наложницы, чтобы родить ребенка для государя (которого она даже не увидит), затем ее изгоняют из дворца и она становится куртизанкой и потом и вовсе уличной проституткой. Она пытается уйти от профессии проститутки, но все ее попытки заканчиваются неудачей — она заложница системы. Этот фильм совмещает в себе сразу три образа: сильной матери, верной любовницы и падшей женщины.

Original size 879x703
Original size 2480x692

[1] Elegy Naniwa (Osaka Elegy) / Kenji Mizoguchi / 1936 [2] Sisters of the Gion / Kenji Mizoguchi / 1936

Original size 2480x356

В фильме Нарусэ Микио «Мать» / 1952 рассказывается о тяжелой судьбе матери, которая потеряла мужа и старшего сына, на ее плечах семья и работа. Масако справляется с непереносимым количество проблем, но можно ли назвать ее жизнь счастливой? Эта истории не только Масако — это история многих семей в послевоенную эпоху, где у женщины просто нет выбора и она стиснув зубы переживает гнет времени. В этом фильме она в первую очередь не просто «страдающая мать», а женщина и просто человек.

Original size 1685x2411

Mother / Naruse Mikio / 1952

В фильме «Управляющий Сансё» / 1954 брат и сестра решаются на побег из рабства. Сестра выбирает пожертвовать собой, чтобы ее брат смог спастись.

Original size 2480x345

Sansho dayu / Kenji Mizoguchi / 1954

По сути в «Сестрах Мунэката» / 1950 одна из сестер Маруко является сюжетообразующим персонажем, именно она берет инициативу в свои руки — хочет помочь сестре обрести любовь. В то время как, Сэцуко кажется почти материнской фигурой для своей младшей сестры Марико. Ясудзиро Одзу раскрывает тему семьи за счет коммуникации между девушками-сестрами, даже несмотря на разницу их взглядов им удается сохранить взаимопонимание, теплоту и обязательства перед друг другом сквозь время.

Original size 2480x711

Munekata Sisters / Yasujiro Ozu / 1950

Даже в юные годы девушек в кино всячески испытывает судьба. Юкиэ у Куросавы на фоне Такигавского инцидента превращается из благовоспитанной буржуазной дочери в независимую общественную активистку.

А у Осимы Макото испытывает домогательства и на их фоне у них с Киёси возникает бурный роман, который ничем хорошим не оборачивается, ей приходится пережить аборт под руководством врача алкоголика и в конечном счете все она равно разочаровывается в своих идеалах и ее бунт не удается.

Original size 2480x918

No regrets for our youth / Akira Kurosawa / 1946

Original size 2480x918

No regrets for our youth / Akira Kurosawa / 1946

Original size 500x205

Wild youth / Nagisa Oshima / 1960

Единственной женской профессией, которая, кажется, чтилась была профессия медсестры. По своей сути она была связана с заботой о мужчине, а еще со здоровьем, а здоровье — это тело, что для Японцев является основополагающим (все также обращаясь к лекции Мещерякова «Тело японца: от патернализации к национализации»). Здесь простая эксплуатация переходит в благодарность, а потом и в любовь и признание. «Посланец с Луны» / 1934 — рассказывает о любви бедной медсестры и богатого человека.

Original size 2480x351

Важно упомянуть и тот факт, что все ранее приведенные фильмы были сняты режиссерам-мужчинами тот самый пресловутый male gase, поэтому представление о женщинах у нас складывается только через их оптику восприятия, но не исключительно.

Рассказ о женщинах Японии нельзя представить без Кинуё Танаки! В большинстве ранее упомянутых фильмов именно она принимала участие, как актриса. Но она сама стала женщиной — режиссеркой и в ее фильмах, как раз можно проследить всю их поколенческую женскую боль.

Original size 2480x711

Love Letter / Kinuyo Tanaka / 1953

Original size 1066x600

Girls of the night / Kinuyo Tanaka / 1961

ооооо

Заключение

Проделав это визуальное исследование, мне хочется сформулировать такой вывод, он крутился у меня в голове на протяжении всей работы. Кажется, женщина в японском кинематографе обретает некий символизм и становится в прямом смысле олицетворением послевоенной эпохи. Она и в прямом и в переносном смысле становится поверхностью (Женщина в песках 1963) — полотном, на котором разворачиваются события. «Это связано со способностью песка одновременно и быть поверхностью, и проваливаться как поверхность. Я говорю об этом, потому что хочу обратить ваше внимание на то, что в культуре, постоянно ищущей поверхность для того, чтобы покрыть ее знаками, сама эта поверхность — нечто мерцающее, амбивалентное. Она возникает, проваливается, возникает вновь, открывает глубину и опять возникает»  — «Изображение» Михил Ямпольский

Original size 2480x711

Woman in the Sands / Hiroshi Teshigahara / 1963

Original size 2480x1244

Woman in the Sands / Hiroshi Teshigahara / 1963

Она — тело впитывающее все окружающее ее насилие, как физических акт, а также боль, страх и людской ужас. На этом «полотне» видны все следы насилия — социальное угнетение, гендерное неравенство, эксплуатация. Для сопоставления у меня голове возникает образ скатерти, лежащей на столе, над которой едят, капают жиром, прожигают дырки оставленными бычками, бросают небрежно ножи, оставляя порезы, мнут и на ней одновременно с этим пишется история. Японцы часто воссоздают в фильмах гаптическую визуальность, когда на главную героиню проецируется какой-то фильм (История, рассказанная после Токийской войны / 1970)  — так женщины становятся кожей всех этих фильмов. Они становятся козлом отпущения. Женщина страдает, жертвуя собой, но и одновременно является символом модернизации.

женщина = мать и сестра женщина = любовница женщина = жена женщина = девушка женщина = проститутка = «падшая» Женщина = рефлексия времени?

Original size 2480x1244

A Story Told After the Tokyo War / Nagisa Oshima / 1970

P. S. Тут хочется сделать весьма странную отсылку к Жанне Агузаровой. Вы меня спросите причем тут она? После выпуска «Русского альбома» она уезжает в Америку, где начинает увлекаться театром Кабуки. И тут вопрос перенимает ли она историю несчастных японских женщин на свою судьбу или это просто совпадение — вопрос открытый.

Original size 2480x345
Bibliography
Show
1.

Историческая память и политика: проблема «женщин для утешения» в современных южнокорейско-японских отношениях / И. В. Дьячков // Японские исследования. — 2019. № 4. — С. 72-87 https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-politika-problema-zhenschin-dlya-utesheniya-v-sovremennyh-yuzhnokoreysko-yaponskih-otnosheniyah/viewer (дата обращения: 15.11.23)

2.

Экзистенциализм или марксизм? Женские образы японского кино 1950-х — 1960-х гг. / А. А. Фёдорова. (дата обращения: 20.11.23)

3.

Мидзогути и Япония. «Женщины ночи» / Марк Ле Фаню // СЕАНС / — 2019 https://seance.ru/articles/kenji-mizoguchi-book-2/ (дата обращения: 20.11.23)

4.

Упразднение тела: японский тоталитаризм и культ смерти // А. Н. Мещеряков — 2013. Отечественные записки, № 5 (дата обращения: 10.11.23)

5.

«Я думала буду еду готовить…»: из воспоминаний г-жи Кан о «станциях утешения»// Боброва Нонна https://oriental.hse.ru/hismem/kan (дата обращения: 20.11.23)

6.

Тело японца: от патернализации к национализации // А. Н. Мещеряков — лекция от 29 марта 2012 https://old1.polit.ru/article/2012/03/29/meshcheryakov/ (дата обращения: 22.11.23)

7.

Социальный статус женщины в Японии: вехи истории // Н. Н. Суханова — 2015 https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-status-zhenschiny-v-yaponii-vehi-istorii/viewer (дата обращения: 21.11.23)

8.

Women in Japanese Cinema / Tamae K. Prindle (дата обращения: 15.11.23)

9.

Мидзогути и Япония / Ле Фаню Марк — 2018 (дата обращения: 23.11.23)

Image sources
Show
1.

https://www.film.ru/movies/istoriya-zhenshchiny-yakudzy (дата обращения: 20.11.23)

2.3.4.

https://www.kinopoisk.ru/film/148978/ (дата обращения: 22.11.23)

5.

https://www.kinopoisk.ru/film/81421/ (дата обращения: 20.11.23)

6.

https://www.timeout.ru/msk/feature/491312 (дата обращения: 20.11.23)

7.8.

https://cineticle.com/erosu-purasu-gyakusatsu/ (дата обращения: 18.11.23)

9.10.

https://www.kinopoisk.ru/film/267965/ (дата обращения: 18.11.23)

11.

https://kinoiskatel.ru/movie/256216 (дата обращения: 22.11.23)

12.

https://www.kinopoisk.ru/film/161211/screenshots/page/1/ (дата обращения: 20.11.23)

13.

https://www.film.ru/movies/zhenshchina-nasekomoe (дата обращения: 22.11.23)

14.15.

(дата обращения: 22.11.23)

16.

https://www.criterion.com/films/887-no-regrets-for-our-youth (дата обращения: 22.11.23)

Женщины для утешения?
677
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more