big
Видеоэссе как автофикшн
Когда критика становится поэзией
Видеоэссе как автофикшн
Когда критика становится поэзией

Способна ли визуальная кинокритика превратиться в самостоятельное художественное произведение? Предлагая изобрести новый поджанр видеоэссеистики Максим Селезнёв на нескольких примерах показывает как киноведческий анализ порой незаметно преображается в личное поэтическое высказывание.

Несколько лет назад австралийский писатель и куратор Конор Бейтмен сочинил нечто вроде введения в таксономию видеоэссеистики. В тексте под интригующим заголовком «11 Ways to Make a Video Essay» он предложил убедительную классификацию, в согласии с которой можно распределять все созданные кинокритические ролики, от влога и обзора до покадрового анализа и скринлайфа. Статья была благосклонно принята в академической среде и до сих пор смотрится как один из лучших путеводителей по миру визуальной критики. Впрочем, как у любого списка, самое счастливое свойство 11 пунктов Бейтмена — возможность дополнить их своими собственными. Навскидку я готов назвать еще примерно полдюжины «жанров» видеоэссе, не упомянутых Бейтменом, но в рамках настоящего текста ограничусь одним.

Итак, что если я скажу, что некоторые видеоэссе по своим характеристикам ничем не отличны от художественных рассказов? А на языке видеоэссеизма вполне можно сочинять истории формально близкие «Превращению» Кафки или «Слюням дьявола» Кортасара? Да, звучит не в меру громко и самонадеянно, однако инструментарий визуальной критики действительно открывает подобные возможности.

Наглядным примером того как монтажный аналитический ролик превращается в художественное повествование может стать работа Хлои Галибер-Лене «Очень длинная выдержка», уже описанная мной в отдельном тексте. Там всматривание в знаменитую фотографию Луи Дагера сперва прерывалось несколькими другими культурологическими линиями, а в финале оказывалось частью маленького личного рассказа об отношениях эссеистки со своим отцом, в сущности парафразом стихотворения, некогда услышанного и забытого. Слова, которые сперва казались частью искусствоведческого анализа, по ходу ролика трансформировались в интимное и поэтическое высказывание, художественное, а не научное.

big

«A very long exposure time», Хлоя Галибер-Лене, 2020

Но прежде чем продолжить называть конкретные примеры подобных видео, попробуем окинуть этот подвид эссеистики более широким взглядом, отметив его ключевые свойства. И раз уж литературные аналогии уже прозвучали, невозможно не заметить, что ближайшим естественным союзником видеоэссе-рассказов становится автофикшн, смесь автоибиографии и художественного повествования, одно из самых распространенных и универсальных направлений в прозе XXI века. Автофикшн как и видеоэссе — гибридная форма, нестабильное соединение, несущее внутри себя несколько разнонаправленных и непохожих элементов. Одержимость собственными переживаниями и холодная документальность описания. Поэтический монтаж и стремление к строгим научным выводам. Даже при самом беглом осмотре такое наложение видеоэссеистики и автофикшна создает целую карту совпадений и пересечений. Вот самые очевидные:

1. Субъективность. Каждая строчка, каждая идея, каждая эмоция в автофикшне обязательно пропущена сквозь персонажа-автора. Не просто высказана от его лица как утверждение, но, скорее, размягчена и поставлена под подозрение. «Пропущена сквозь» — не значит очищена от лишнего, напротив, деформирована, неизбежно искажена самим фактом восприятия и высказывания. Точно так же видеоэссеист предлагает взглянуть на факты истории кино через свой опыт просмотра, порой радикально не совпадающий с опытом большинства — так, под его взглядом факты меняют очертания, переставая означать то, что значили.

2. Наукообразность . Дав волю пристрастности и субъективности, тем не менее, ни автор автофикшна, ни видеоэссеист, не растворяются в области персональных аффектов и галлюцинаций целиком, всегда сохраняя связь с какой-либо структурой знания. Для писателей это может быть самый широкий спектр дисциплин от искусствоведения до микологии, в случае с кинокритическими эссе чаще всего «научной базой» становятся киноведение, история кино или media studies. Не будучи академическим исследованием в строгом смысле, тем не менее, эссеистика активно пользуется научными процедурами и инструментами как частью своего смешанного алфавита.

3. Авторефлексивность. Автофикшн — проза, работающая по принципу двойного агента. Она рассказывает читателю некую историю, но одновременно будто бы организует слежку сама за собой, анализируя и препарируя собственный язык и собственный рассказ. Ту же самую двойную работу проделывают «художественные видеоэссе», только переворачивая ситуацию. Критический ролик исследует некий аспект фильма, но по ходу изучения незаметно превращается в независимое художественное высказывание.

4. Диалогичность. Конечно, диалоговая форма широко применяется в самых различных форматах, однако именно в автофикшне и видеоэссеизме она приобретает столь глубоко персонализированный характер. Как замечала исследовательница Лора Раскароли, в эссеизме возникает ощущение не просто разговора автора и зрителя/читателя, нет, каждое подобное видео и текст буквально адресуется лично тебе, ожидая индивидуальной реакции, от которой финальная форма произведения значительно изменится.

Но какие уникальные краски видеоэссеизм способен привнести в художественное повествование? Коротким ответом мог бы стать чистый лист. Пробел. Пропуск хода. Не раз от теоретиков кино и литературы звучала мысль о том, что эссеизм — нулевая степень высказывания, еще непридуманная мысль, невидимый росток события, своего рода роза ветров любого из возможных повествований. Что делает эссеизм не слишком пригодной формой для полноценного рассказа, чем-то вроде подсобки мыслительных и художественных процессов. Но этот же образ можно повернуть в иную сторону, назвав эссеизм… сказкой сказок. В нем нет по-настоящему внятного и захватывающего сюжета, но все мечты мира заключены здесь.

Несколько подобных исходных точек для будущих повествований я и перечислю ниже.

Loading...
Loading...
Loading...

В конце концов, пользуясь тотальной обратимостью и произвольностью видеоэссеистики, можно напоследок изобрести маленькую игру — что если перевернуть в собственном восприятии обычные видеоэссе без претензии на художественность, превратив их в крошечные рассказы (или карандашные наброски к рассказам)? Скажем, различая в знаменитом видео Тони Чжоу и Тэйлор Рамос «Jackie Chan — How to Do Action Comedy» драму о телесности. А «What Is Neorealism?» Когонады прочитывая как сай-фай сказку о нелинейности времени.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more