Original size 905x1280

Экранные искусства: между выставкой и кинофестивалем

10

15 мая 2025 года в пространстве HSE CREATIVE HUB мы встретились, чтобы узнать, как экранные искусства трансформируются в современных реалиях.

В формате TED-выступлений эксперты рассказали про взаимосвязь видеоарта и музейных институций на примере конкретных проектов. На дискуссии руководители и организаторы кинофестивалей поделились профессиональными секретами.

Вкратце рассказываем, о чем мы говорили на конференции. Посмотреть полную версию ивента можно в видеозаписях в HSE DESIGN LAB.

0

«CREATIVE HUB» — промокод на скидку 5% на все курсы ДПО

Открыла ивент Александра Першеева — академический руководитель программы «Современное искусство», зав. кафедрой «История искусств», кандидат искусствоведения, исследователь, кинорежиссёр, видеохудожник.

Если раньше профессия кинорежиссера была чем-то определенным, то сейчас она имеет много граней. Школа дизайна в рамках профиля бакалавриата "Экранные искусства" знакомит своих студентов со всеми возможностями в кино: видеоарт, рекламные ролики, видеоклипы, коммерческое и авторское кино.

Лекции, практика, обучение техническим азам съемки, монтажа, работы с ИИ — студентам дают в руки все инструменты для реализации в этом направлении. Обучение проходит по адресу Измайловское шоссе 44/2. В этом кампусе Школы дизайна находятся все творческие мастерские, где делаются декорации и костюмы, снимаются первые дубли и записывается звук.

big
Original size 2000x1125

TED выступления

Преподаватель вариатива «Видеоарт» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, современный художник Мария Данцис рассказала, что такое видеоискусство.

Видеоарт появился тогда, когда в обиход вошла портативная камера Sony, которая дала больше свободы для передвижения и экспериментов.

Направление Fluxus стало развивать видеоискусство. Художники из Германии и Америки осмысляли момент массового развития телекоммуникации. Но внедрение новых технологий в разных странах происходило по-разному: в 1950-е годы в Нью-Йорке было 16 каналов, а в СССР и в Германии был всего по 1 каналу.

В США видеоработы художника Билла Виолы, который выкупал экранное время, были направлены на критику глобального потребления контента. В Германии телевидение коллаборатируется с художниками в контексте культурного образования (такие передачи — прародители ток-шоу). В СССР были точечные, но не менее важные инициативы. На развитие видеоарта повлияли такие художники, как Булат Галеев, Андрей Монастырский, Виталий Файн, Евгений Юфит, Ольга Чернышева.

В 1977 году выставка современного искусства «documenta» легализует видеоарт как отдельное направление в искусстве. Видео- и медиаискусство начинают преподавать в гос. академиях.

Мария Данцис: «Научить делать искусство можно любого человека. Другой вопрос, какое это будет искусство? Чтобы уверенно создавать новое, важно знать базу и историю, иначе вы изобретете велосипед».

Как в Пушкинском музее сейчас взаимодействуют с новыми технологиями и видеоартом? Рассказала Алина Стуликова — продюсер, куратор, ведущий специалист отдела нового западного искусства, куратор коллекции искусства новых медиа ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Первый опыт случился в 2016 году, когда в качестве дополнения музыкального фестиваля была создана медиа-выставка «Впечатления 2.0». Экспозиция из видеоработ связывала современную реальность и традиционное искусство.

Следующий и уже более масштабный проект — «Дом впечатление», который включал в себя 2 выставки, перформансы и концерты. Проект жил в пространстве Усадьбы Голицыных — новой площадке музея. Но когда здание ушло на реконструкцию, нужно было встраивать видеоарт в другие пространства. Так выставки-интервенции оживили постоянную экспозицию музея новыми технологиями. Свои работы на выставках представили Ирина Нахова, Фабрио Плесси, Билл Виола.

Коллекцию медиа-искусства Пушкинский музей начал собирать в 2018 году. На данный момент в ней 50 работ. Была организована программа «Медиаокна», в рамках которой были показаны произведения экранного искусства, не вошедшие в выставки, но хранящиеся в архиве музея. Недавно завершилась выставка «Хрупкость» в Нижнем Новгороде, где в одном зале по соседству могли находится артефакты тысячелетней давности и современные видеоработы. На примере таких разных экспонатов исследовалась тема хрупкости нашего мира.

Алина Стуликова: «Даже в традиционном музее экранные искусства обладают огромным потенциалом для поиска интересных связей, столкновений и сочетаний. Видеоарту есть место в музее и это направление уже активно развивается».

Куратор кинонаправления в Доме Радио, автор и редактор самиздата о кинематографе «К!», лектор и исследовательница Дарья Чернова поделилась, что когда она только начала работать в Доме Радио, здание закрылось на реконструкцию и нужно было искать новые пути и пространства для встречи со зрителями.

Дарья как куратор рассказала о выставке «О глуби и глади», которая была организована в центре Art & Science ИТМО. Были представлены работы разных художников. Виктор Кертанов в своем произведении «Метанойя» собрал на один экран около 7 тысяч видео, которые он смотрел на YouTube. Такой своеобразный автопортрет заставляет задуматься о контенте, который мы поглощаем. Данил Репин в работе «Здравствуй, папа» обратился к звуковым возможностям старых экранов телевизоров. Художник настроил автоматическое включение разных телевизоров так, что получилась некая симфония треска.

Дарья привела в пример несколько современных художников, которые сделали экран частью своих произведений. Питер Вайбель использовал свое тело как экран, на который проецировался процесс операции. В кино экран может быть активно включен в действие. Например, в фильме «Мишени» герой стреляет в зрителей, прячась за экраном, а в «Бесславных ублюдках» экран загорается и тоже становится источником опасности.

Закончила свое выступление Дарья выводом: чтобы преуспеть в работе с экранными искусствами, нужно изучить, что такое экран, какие есть виды, какие технические возможности у них.

Дарья Чернова: «Экран часто воспринимается кинематографистами просто как объект, на который проецируется искусство. Хотя экран может быть не только техническим, но и художественно выразительным средством».

Дискуссия

Модерировал дискуссию Иван И. Твердовский — творческий руководитель профиля «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Кинорежиссёр, сценарист, лауреат российских и международных кинофестивалей, член Европейской киноакадемии

Иван предложил обсудить, что такое кинофестиваль для молодого автора?

Киножурналист, программный директор Московского международного кинофестиваля Иван Кудрявцев считает, что фестиваль, в первую очередь — нетворкинг, к которому однако надо хорошо подготовиться. Даже если вы идете на фестиваль просто как зритель, нужно взять с собой нарядную официальную одежду (в РФ сейчас нет строгих дресс-кодов, но это правило хорошего тона).

Самое главное — собрать свое портфолио. У вас должна быть ссылка или qr-код с вашими контактами или видеовизиткой. Если портфолио будет хорошо подготовлено — вы победите вне зависимости от того участвуете ли вы в программе или нет.

Original size 2000x1125

Иван Кудрявцев: «Фестиваль — рынок талантов и идей. В первую очередь участие в фестивалях это способ заявить о себе профессиональному сообществу».

Главный редактор программы «Кино в деталях с Ф. Бондарчуком» телеканала СТС, куратор короткометражных программ ММКФ, отборщик фестиваля «Короче» Надежда Королёва поддержала, что фестиваль — это самый быстрый лифт в индустрии. Начинающие режиссеры ищут продюсеров, но и они тоже ищут талантливых авторов. Недавно после фестивального показа одного фильма Наталье написало сразу несколько продюсеров с просьбой дать контакт режиссера. Сейчас на одной из стриминговых платформ можно посмотреть сериал этого режиссера Сергея Филатова — «Урок» с участием Юры Борисова и Даниилы Воробьева.

Программный директор фестивалей «Окно в Европу» и «Горький fest», преподаватель МВШСЭН («Шанинки»), МШНК и киношколы «Индустрия» Андрей Апостолов добавил, что фестивали — альтернатива кинопроката, но персонализированная. В кино запоминаются названия, на фестивалях — имена авторов. К тому же важно сопоставить себя с кинопроцессом, получить срез актуальных тем и приемов. Под эти тенденции необязательно подстраиваться, но нужно в них ориентироваться. Элемент соревновательности создает фестивальную драматургию, но процесс оценки фильмов не может быть таким же объективным, как в спорте. Это всегда ряд субъективных мнений жюри. Очень много зависит от индивидуальных вкусов членов комиссии. Поэтому стоит посылать свои работы на разные фестивали.

Наталья Мокрицкая: «Настоящий отборщик сделает всё, чтобы талантливое кино попало в программу его фестиваля».

Original size 2000x1125

Надежда Королёва: «Мы берем только то кино, которое нам нравится. Когда нам не скучно смотреть, когда мы увлекаемся и прилипаем к экрану».

Как составляется программа фестиваля?

Иван Кудрявцев ответил, что заявки приходят и с платформы Festhome, и лично на почту. Все фильмы просматриваются. Но не все работы отборщики смотрят от начала и до конца. Иногда увеличивают скорость просмотра. Так как каждому в среднем надо просмотреть около 800-900 работ и принять решение, что включить в программу.

Иван делит достойные фильмы на 2 категории: хорошие фильмы и хорошие кейсы. Первый вариант нравится ему лично, а второй может ему быть не по вкусу, но он как программный директор видит достоинства этой работы.

Все отборщики — живые люди, которые в какой-то момент могут испытать усталость от принятия решений и система их оценки засбоит. Из-за этого можно пропустить хорошую работу. Такое случается редко, но нужно помнить об этом.

Фестиваль «Короче» не отвечает тем, кто не прошел отбор из-за слишком большого объема писем. Поэтому Иван советует не стесняться и тактично о себе напоминать, пока не услышите четкого ответа.

Продюсер, киновед, программный директор Открытого фестиваля авторского кино «Зимний», продюсер фестиваля Ferrum Наталья Мокрицкая считает, что сейчас в России не хватает масштабного фестиваля для короткометражных фильмов. Есть несколько фестивалей, которые принимают короткие метры, но они потеряли свое влияние.

Надежда Королёва добавила, что есть стереотип, что на фестиваль «Короче» надо отправлять комедии. Но это не так. Для жюри главное — качество кинопроизведение.

Если работа не соответствует регламенту, какая бы гениальная она ни была, она не будет участвовать в конкурсе. Можно отправлять заявку самим или пользоваться услугами агентств, которые знают все регламенты и сроки, но больше никаких преференций путь через агентства не дает.

Андрей Апостолов: «Перед тем, как отправлять на какой-то фестиваль свой фильм, посмотрите его соцсети. Почувствуйте вайб, чтобы понять, где для вас лично будет правильное место премьеры».

Обязательно ли работа должна иметь премьерный статус, чтобы ее приняли на фестиваль?

Для начала стоит определиться, что такое премьера? Надежда Королёва говорит, что это любой публичный показ. Если фильм выложен в соцсеть, то у него уже нет статуса премьерности. Но если вы организовали дома с семьей и друзьями закрытый показ, то премьерность не нарушена. Если был закрытый показ в киношколе без прессы, тоже премьерность сохранена.

Для каких-то фестивалей премьерность — обязательный пункт, прописанный в регламенте, который стоит внимательно изучить. Например, на фестивале «Горький fest» нет строгих требований к премьерности, но будет ли включен фильм в конкурсную программу, зависит во многом от того, где он уже был показан. Если на каких-то больших, всем известных фестивалях, то нет, эта работа уже получила свою минуту славы. На фестиваль «Короче» принимаются работы, уже представленные на международных фестивалях, потому что российской премьеры у фильмов еще не было.

Все фестивали организуются для города и для студентов. Все события ММКФ можно посетить в рамках студенческой аккредитации. Такие же возможности у начинающих специалистов есть и на других фестивалях, которые стоит посещать, чтобы быть в контексте своего времени.

Иван Кудрявцев добавил, что сейчас активно развивается платформа для тех, кто хочет в кино — Фильм Про. В Telegram-канале публикуются анонсы опен-коллов и самые важные новости индустрии, а в дальнейшей — можно будет делиться своим творчеством.

0
Loading...

Мероприятие прошло 15 мая с 18:30 до 21:30 в пространстве HSE CREATIVE HUB.

Подробнее об этом и других событиях, проходящих на площадке HSE CREATIVE HUB, можно узнать на сайте https://creative.hse.ru/hub.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more