

Поиск собственного икигая (生き甲斐) поначалу дался мне тяжело. Несмотря на умиротворяющую природу рисования тушью, я не могла избавиться от тревоги. Завышенные ожидания, чувствительность к критике, страх быть хуже других — все это не позволяло мне успокоиться и погрузиться в процесс. Для полного изменения мышления мне нужно было понять себя и причины своей тревоги.
Серия итоговых работ

Постепенно я осознала, что икигай — это понимание себя, возможность успокоиться и полностью посвятить себя работе с тушью. Моей темой стал автопортрет — с помощью принятия лица я приближусь к принятию личности и смогу смотреть на себя нейтральным взглядом.


Я выбрала технику быстрого рисования по мокрой поверхности: я надеялась превратить страх в интерес. Неважно, насколько удачным получится в итоге рисунок — намного важнее наблюдение за растекающейся в причудливых формах тушью.
Первые работы я рисовала не с натуры, а по памяти — хотелось посмотреть, какой я себя представляю. Сначала в абстракциях едва угадывались человеческие черты, но с каждым разом они все больше обретали форму: сначала просто головы, потом — моей головы.


Было удивительно осознать, что работа над проектом доставила мне искреннее удовольствие. Такое «близкое столкновение» с собой помогло спокойнее относиться не только ко внешности, но и к действиям, словам и даже творчеству. Произошло важное соприкосновение «меня-внешней» и «меня-автора». Я посмотрела на себя со стороны, но сделала это не как критик, а как художник, который не называет свои натуры уродливыми или посредственными.
Я смогла найти свой икигай, и продолжу путь принятия себя через автопортрет.
22 автопортрета: А4-А5 С натуры По фотографиям В разных состояниях В разных местах