Original size 1240x1750

Визуальный язык как форма экзистенциального высказывания в кино Бергмана

PROTECT STATUS: not protected
10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Кинематограф Ингмара Бергмана занимает уникальное положение в истории авторского кино XX века. Его визуальный язык, сочетающий театральность, психологическую глубину и философскую насыщенность, представляет собой особую форму экзистенциального высказывания. Выбор темы исследования обусловлен стремлением разобраться, каким образом визуальные средства — пространство, свет, телесность, природные и предметные метафоры — становятся у Бергмана не просто оформлением, но главным инструментом художественного мышления. Его кино обращается к глубинным состояниям человека — страху, вере, одиночеству, близости, смерти — и делает их зримыми и телесно ощутимыми. Исследование опирается на анализ пяти ключевых фильмов: «Седьмая печать» (1957), «Земляничная поляна» (1957), «Девичий источник» (1960), «Персона» (1966) и «Час волка» (1968). Эти картины охватывают важный период в творчестве режиссера — с середины 1950-х до конца 1960-х годов — и наглядно демонстрируют эволюцию его визуального языка, работу с символами, пространствами и человеческим лицом как выразительной поверхностью внутреннего конфликта.

Принцип рубрикации исследования основан на визуальных мотивах, повторяющихся в разных фильмах, которые становятся носителями авторской интонации и философии.

Работу организуют семь тематических блоков: пространства, деревья, животные, свет и тень, смерть и вера, люди, театральность. Для теоретического анализа использованы тексты кинокритиков и исследователей, осмысляющих позднее наследие Бергмана и его место в истории кино. Среди них — размышления Алексея Германа о фундаментальной природе режиссёрской работы Бергмана, комментарии самого режиссёра о «Седьмой печати», в которых он объясняет свою двойственную позицию по отношению к вере, и аналитическая статья Даниила Смолева, акцентирующая внимание на метафоричности и иррациональном ядре визуального языка Бергмана. Эти тексты дают возможность соотнести визуальный анализ с более широким критическим и автобиографическим контекстом, включая внутреннюю рефлексию самого автора.

big
Original size 1065x706

«Персона» (1966)

Ключевой вопрос, определяющий исследование, формулируется так: каким образом визуальный язык Ингмара Бергмана — его работа с пространством, светом, телесностью и театральной формой — превращает философские и психологические состояния в зримые, телесные и эмоционально насыщенные образы? Основная гипотеза заключается в том, что визуальность у Бергмана — это не просто эстетическая стратегия, но способ высказывания о предельных вещах: о смерти, вере, страдании, невозможности быть с другим и невозможности быть одному. Бергман делает эти состояния телесными, превращая метафизику в образ. Он работает с элементами окружающей среды и человеческого тела как с носителями смысла, наделяя деревья, животных, свет, лицо и руки героя тем смысловым весом, который в другом кино был бы отдан слову. Как точно замечает Михаил Ямпольский: «Бергман обладал иной способностью — превращать театральное, внешнее, балаганное, готическое во что-то сущностное, что-то глубокое и психологическое» (Ямпольский, 2007). Именно это внутреннее преображение формы и становится предметом исследования: как через нагромождение камней, пустое пространство, силуэт дерева или движение руки режиссёр проговаривает то, что невозможно сказать иначе.

Пространства

Original size 3624x4836

«Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957) / «Персона» (1966)

Замкнутые пространства — пустые комнаты, узкие коридоры — организованы таким образом, чтобы герой оказывался зажатым в ограниченной, резонирующей пустоте. Такие локации создают эффект изоляции, подчеркивают оторванность персонажа от внешнего мира, а зачастую — от самого себя. Они наполнены молчанием и статичностью, где воздух, свет и звук функционируют не как фон, а как активные участники внутреннего конфликта. Даже небольшая перегородка — прозрачная штора или тонкая ткань — становится символом разделения, границы, которую невозможно преодолеть. Эта граница одновременно хрупкая и непреодолимая: она не мешает видеть, но мешает быть.

Original size 3624x2590

«Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957)

Original size 3624x2776

«Девичий источник» (1960) / «Земляничная поляна» (1957)

Другим характерным приёмом становится визуальное заключение персонажа в кадре: за решётками кровати, перилами лестницы, между деревянными столбами. Эти элементы кадра формируют своеобразную клетку, подчёркивая мотив изоляции, утраты свободы, невыносимого одиночества. Даже внутри «открытого» пространства персонажи оказываются заключёнными — в архитектуре, в собственном теле, в кадре. Пространство само начинает играть роль тюремной решётки.

Original size 3624x2742

«Земляничная поляна» (1957)

Внешние пространства у Бергмана не менее значимы. Асфальтовые дороги, пересекающие пустые ландшафты, становятся метафорой движения сквозь время, одиночества, следования неизвестному. Пространство не даёт опоры: оно безлюдно, протяжённо, не обещает прибытия.

Original size 3624x1297

«Земляничная поляна» (1957) / «Персона» (1966)

Original size 3624x3419

«Девичий источник» (1960) / «Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957)

Небольшие домики, одинокие постройки на отдалённых участках — у леса, на берегу моря или в глубинке. Эти дома выглядят скромно, даже уютно, но внутри них почти всегда скрыта психологическая напряжённость. Дом оказывается местом притяжения и одновременно отторжения. Он будто должен дать защиту, но никогда не даёт. Дом становится пространством неуверенности: он не спасает, а обнажает.

Original size 3624x4019

«Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957) / «Девичий источник» (1960)

Original size 3624x1767

«Девичий источник» (1960) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957)

Природное пространство у Бергмана организовано не как декоративный пейзаж, а как своего рода духовное поле. Лес — тёмный, глубокий, полон непредсказуемости и страха. Он никогда не выглядит уютным или умиротворяющим. Здесь происходят пограничные состояния — встречи со смертью, с Богом, с собственной тенью. Поля, напротив, открытые и кажущиеся безопасными, часто используются как контраст: в их светлой равнинности разворачивается драма. Пространство поля даёт иллюзию простоты и покоя, но далеко не всегда это и правда так, ведь зло не ограничено тьмой.

Original size 3624x4317

«Час волка» (1968) / «Персона» (1966) / «Седьмая печать» (1957)

Море в фильмах Бергмана — пространство отдельное. Оно не замкнуто — но его бесконечность не утешает. Каменистый берег, у которого стоят герои, подчёркивает их малость и беспомощность. Море почти всегда холодное, серое, равнодушное, оно не пульсирует жизнью, а напоминает о безразличии бытия. Морское побережье — это граница с другим, с тем, что за пределами человеческого понимания. Море не дает поддержки, оно не даёт ответа, оно вечно, а человек — нет.

Деревья

Original size 3624x3483

«Земляничная поляна» (1957) / «Час волка» (1968) / «Седьмая печать» (1957) / «Персона» (1966)

Часто Бергман помещает деревья в глубину кадра, на задний план, создавая вокруг персонажа среду, которая будто безмолвно наблюдает за его внутренним состоянием. Это не просто фон — деревья формируют атмосферу сцены, придают ей плотность и ощущение «обитаемости» пространства. Они не вмешиваются, но присутствуют, как будто несут память о прошлом или готовность принять будущее.

Original size 3624x2071

«Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968)

Образ дерева у Бергмана тесно связан с жизнью, спасением и любовью. Когда герой сидит спиной к дереву или находится просто рядом, создается эффект опоры, молчаливого свидетеля, перед которым можно раскрыться. В таких сценах герой часто находится в моменте размышления, одиночества или на границе принятия судьбоносного решения. Дерево выступает символом любви и воспоминаний, становится якорем, соединяющим прошлое и настоящее.

Original size 3624x1743

«Девичий источник» (1960) / «Час волка» (1968) / «Седьмая печать» (1957) / «Персона» (1966)

Original size 3624x4106

«Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957) / «Девичий источник» (1960)

Original size 954x720

«Девичий источник» (1960)

Иногда деревья становятся свидетелями боли, вертикальные стволы раздробляют пространство и под ними случаются ссоры, раскрываются тайны, обостряются конфликты. Деревья также сопровождают в мир иной. Оно становится последним, что окружает умирающего героя: срубленное дерево или сгоревшее вместе с телом, превращается в визуальный знак конца.

Свет и тень

Original size 3624x3930

«Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957) / «Девичий источник» (1960)

Original size 3624x4482

«Земляничная поляна» (1957) / «Девичий источник» (1960) / «Седьмая печать» (1957) / «Персона» (1966) / «Час волка» (1968)

Бергман часто отказывается от равномерного освещения, предпочитая резкие световые акценты. Направленный извне луч света пробивается сквозь темноту, выхватывает лицо героя или отбрасывает тени от окон и решёток. Эти световые пятна не несут утешения — они разоблачают. Герой оказывается как будто под прожектором, от которого невозможно укрыться. В кадре часто преобладает густая темнота, среди которой свет лишь намечает контуры силуэтов. Именно в этой игре света и тени рождается та особая напряжённость, которая делает визуальный язык Бергмана столь узнаваемым.

Original size 3624x1729

«Час волка» (1968) / «Девичий источник» (1960) / «Персона» (1966)

В интерьерах свет становится частью действия. Настольные лампы, вспышка спички или огонь — каждый источник одушевлён, как будто живёт своей жизнью. В сценах эмоционального отчуждения свет превращается в метафору уязвимости, а иногда — и безмолвного поиска ответа.

Original size 3624x3930

«Земляничная поляна» (1957) / «Час волка» (1968)

Контраст между светом и тенью особенно обостряется в эпизодах, где герои близки к безумию. Чёрное и белое здесь разделены резко, почти болезненно. Лица и фигуры высвечены жестко, почти неестественно, усиливая ощущение внутреннего напряжения и распада. Контраст не только визуальный — он становится частью той глубинной речи, на которой говорит бессознательное.

Original size 3624x2184

«Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968)

В сценах, снятых в лесу, Бергман использует особое, почти мистическое освещение. Холодный рассеянный свет делает деревья и фигуры призрачными, словно зыбкими. Тени движутся не по законам физики, а в ритме сновидения, подчинённого логике подсознательного. Лес превращается в метафизическое пространство, где герои сталкиваются с тем, что скрыто в их глубинах — страхом, одиночеством, памятью.

Original size 3624x3930

«Седьмая печать» (1957) / «Земляничная поляна» (1957) / «Девичий источник» (1960)

Не менее выразителен приём использования природного света. Солнечные лучи, пробивающиеся сквозь кроны деревьев, ложатся мягкими пятнами на лица и одежду, создавая атмосферу покоя, хрупкой ясности. Эти сцены наполнены тоской по утраченной гармонии. Свет, преломляющийся сквозь листву, становится напоминанием о живом, земном — о том, что кажется недоступным в состоянии внутренней муки.

Смерть и вера

Original size 3624x4068

«Девичий источник» (1960) / «Седьмая печать» (1957)

Original size 3624x3196

«Седьмая печать» (1957) / «Девичий источник» (1960)

Бергман не стремится ни подтвердить, ни опровергнуть существование потустороннего. Он отказывается от простых решений. Сам режиссёр писал: «В те годы во мне жили жалкие остатки детской набожности, чересчур наивное представление о том, что, пожалуй, можно назвать потусторонним избавлением. Но одновременно уже тогда проявились и мои нынешние убеждения. Человек несет в себе святость, и эта святость — земная, для нее не существует потусторонних объяснений» (Бергман, 2022). Люди, приносящие молитву, появляются в кадре не как свидетельства уверенности, а скорее как фигуры отчаяния, ищущие ответа в молчании небес. Их позы, сложенные руки не столько выражают веру, сколько выдают тревожное усилие удержать смысл перед лицом умирающего мира. Образ распятия часто возникает в кадре, но никогда не выглядят окончательным утешением. Они, как и молитва, не столько даруют спасение, сколько ставят перед героем вопрос: где Бог, если смерть рядом?

Original size 3624x1546

«Час волка» (1968) / «Седьмая печать» (1957)

Особое место занимают образы черепов и масок, лишённых глазниц — как будто герои сталкиваются не с лицом смерти, а с её пустотой. Эти маски отсылают к неузнаваемости конца, к невозможности взглянуть в него по-настоящему. Череп здесь — не анатомическая деталь, а символ отсутствия, немоты, вечного молчания. Иногда они появляются в руках персонажей или на фоне, словно напоминая о том, что смерть уже присутствует в кадре, просто ещё не вошла в сюжет.

Люди

Original size 3624x3537

«Персона» (1966) / «Час волка» (1968) / «Седьмая печать» (1957)

Original size 3624x4065

«Персона» (1966)

«С помощью предельной тактильности Бергман говорит уже не о сексе — он поднимает вопрос о границах индивидуального и о том, что такое подлинная близость» (Смолев, 2018). Это высказывание точно улавливает суть бергмановской телесности: прикосновение здесь — не просто физическое действие, а форма коммуникации между закрытыми, раненными мирами. Это одновременно жажда связи и страх растворения в другом. Часто именно прикосновение — к другому человеку, к собственному телу — оказывается более красноречивым, чем слова.

Original size 3624x4492

«Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968) / «Девичий источник» (1960) / «Земляничная поляна» (1957) / «Персона» (1966)

Original size 3624x3577

«Час волка» (1968) / «Персона» (1966) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957)

Original size 3624x4798

«Персона» (1966) / «Час волка» (1968) / «Девичий источник» (1960) / «Земляничная поляна» (1957)

Сцены, где в кадре находятся два персонажа создают ощущение тонкой, почти болезненной связи между людьми. Иногда герои буквально повторяют друг друга: их жесты, мимика, даже движения головы отражаются, как в зеркале. Где-то это рождает иллюзию слияния — близости, родства, любви. В других сценах зеркальность становится напоминанием о невозможности настоящего соединения — каждый остаётся внутри себя, даже если их тела почти касаются. Бергман показывает эту амбивалентность через кадры, где двое смотрят в разные стороны, но находятся рядом.

Original size 3624x2664

«Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957) / «Персона» (1966)

Во время диалогов камера нередко располагается за плечом одного персонажа, позволяя зрителю буквально встать на место слушающего. Такой ракурс подчеркивает интимность момента и создает эффект участия: зритель оказывается внутри разговора. Эта композиция особенно значима в фильмах, где слова ранят сильнее, чем жесты, а паузы между репликами становятся более выразительными, чем сами реплики.

Original size 3624x5185

«Девичий источник» (1960) / «Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968) / «Персона» (1966)

Original size 3624x4355

«Персона» (1966) / «Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957)

Бергман последовательно работает с крупным планом как способом постижения внутреннего. Он приближает лицо, как будто хочет заглянуть под кожу, в саму суть. Никакого грима, никакой маскировки: только лоб, дрожащие губы, дыхание, сжатые пальцы. В этом экстремальном приближении возникает не столько реализм, сколько форма исповеди — человек оказывается выведен к границе, где внутреннее становится зримым.

Original size 616x216

«Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957)

Original size 3624x4798

«Персона» (1966) / «Час волка» (1968) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957) / «Персона» (1966)

Original size 3624x5181

«Земляничная поляна» (1957) / «Девичий источник» (1960) / «Седьмая печать» (1957)

Original size 3624x5207

«Девичий источник» (1960) / «Земляничная поляна» (1957) / «Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968) / «Персона» (1966)

Original size 918x316

«Персона» (1966)

«В героях Бергмана была какая-то невероятная сложность, неразгадываемость. И играть их могли только бергмановские актеры… актёры, которые несли в себе бергмановскую амбивалентность, неоднозначность» (Туровская, 2007). Эта амбивалентность его актерского ансамбля становится визуальным и эмоциональным кодом: каждый герой одновременно любит и ненавидит, стремится к другому и отталкивает его, говорит правду и прячет самое важное. В этой двойственности, в лицах и телах, которые никогда не дают окончательных ответов, и заключается человеческая тайна, к которой стремится Бергман.

Театральность

Original size 3624x4612

«Седьмая печать» (1957) / «Земляничная поляна» (1957)

Эффект театральности особенно заметен в том, как расположены персонажи. Их позы часто подчеркнуто выстроены: сидят строго по центру, стоят в профиль, смотрят прямо в камеру или в точку мимо собеседника. В этих композициях отсутствует случайность — каждый жест, каждый поворот головы, наклон тела, даже пауза наполнены значением. Бергман выстраивает кадр как художник — симметрия, баланс масс, точка света — и как режиссёр театра — с позиции сцены, где каждое тело должно говорить. «Фильмы Бергмана полны чисто театральных приемов. Тут и долгие монологи и диалоги, замкнутые интерьеры, статичные или быстро, но механически сменяющиеся малофигурные мизансцены» (Смолев, 2018).

Original size 3624x4917

«Седьмая печать» (1957) / «Девичий источник» (1960) / «Седьмая печать» (1957) / «Час волка» (1968)

Постановочность разрушает иллюзию повседневности и вводит зрителя в пространство исповеди. Всё в этих сценах работает на одно — вскрытие внутреннего напряжения, обнаружение того, что обычно скрыто за бытовым. И в этом искусственно выстроенном, почти абстрактном кадре возникает парадокс: именно там, где человек кажется «неживым», он становится предельно настоящим. «Он[Бергман] был фундаментальным автором, связывавшим в единое целое литературу, кинематограф и театр» (Сокуров, 2007).

Заключение

Визуальный язык Ингмара Бергмана — это не просто система выразительных приёмов, а полноценная философская и эмоциональная речь, с помощью которой режиссёр размышляет о природе человеческого существования. Пространства, освещённые вспышками света или погружённые в тьму, тела, говорящие через позу и жест, символы природы и театральная организация кадра — всё это формирует особую структуру бергмановского мира, в котором каждое визуальное решение несёт смысловую нагрузку. Внутренние состояния героев — страх, отчаяние, близость, вера — становятся в этом языке не абстракциями, а телесными и зримыми явлениями. Особое внимание к композиции кадра и театральной постановке сцен подчёркивает режиссёрское стремление к предельной выразительности. Позы персонажей, их размещение в кадре, направленность взгляда — всё подчинено не реалистичности, а внутренней правде момента. Эта «нереалистичная реалистичность» не разрушает достоверность, а, напротив, углубляет её, позволяя заговорить тому, что обычно ускользает в жизни — боли, молчанию, ожиданию, беспомощности. Через предельную постановочность Бергман добивается подлинности — не бытовой, но экзистенциальной.

Таким образом, визуальность в фильмах Бергмана становится не декорацией мысли, а её телом. Свет, тень, линия горизонта, лицо, дерево на фоне — всё это говорит так же мощно, как слово, а иногда — сильнее. Его кино не иллюстрирует философию, оно и есть философия, выраженная в форме образа. Исследование визуального мира Бергмана позволяет увидеть, как кино может стать пространством глубокого внутреннего разговора — о человеке, о границах его восприятия, о смерти и любви, о том, что остаётся, когда всё сказанное теряет силу.

Original size 975x701

«Персона» (1966)

Bibliography
1.

Алексей Герман. Умер Ингмар Бергман // Сеанс. 2007. URL: https://seance.ru/articles/bergman/ (дата обращения: 16.05.2025)

2.

Ингмар Бергман. «Неверие. Доверие». Ингмар Бергман о «Седьмой печати» // Искусство кино. 2022. URL: https://kinoart.ru/texts/neverie-doverie-ingmar-bergman-o-sedmoy-pechati (дата обращения: 15.05.2025)

3.

Даниил Смолев. Путеводитель по фильмам Бергмана, нигилиста и проказника // Кинопоиск. 2018. URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/3221177/ (дата обращения: 14.05.2025)

Image sources
1.

«Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)

2.

«Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)

3.

«Девичий источник» (Ингмар Бергман, 1960)

4.

«Персона» (Ингмар Бергман, 1966)

5.

«Час волка» (Ингмар Бергман, 1968)

Визуальный язык как форма экзистенциального высказывания в кино Бергмана
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more