№PR 13270002
PETER PAUL RUBENS
start.hsedesign.ru

Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке из жимолости

7

В парном «Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке из жимолости» (ок. 1609) Питер Пауль Рубенс, знаменитый фламандский живописец эпохи барокко, впервые пишет откровенно личную сцену, наполненную любовью и уважением. Он изображает себя рядом с молодой женой, среди зелени, на фоне умиротворенного. Это не столько жест демонстрации четы, сколько признание совместной жизни. Их позы уверенные, не натянутые, жесты сдержанны, но полны скрытой нежности. Композиция выстроена с особой точностью, свойственной парадному портрету, но воздух вокруг пронизан интимностью. В этом двойном автопортрете любовь и живопись становятся единой системой координат.

Питер Пауль Рубенс — нидерландский живописец, один из основоположников барокко, коллекционер и дипломат. Автопортрет с женой Изабеллой Брант, дочери антверпенского гуманиста, посвящен теме супружеской верности и, вероятно, адресован отцу Изабеллы в качестве подарка. Картина сочетает в себе элементы свадебного портрета, жанровой сцены и интеллектуальной аллегории. В отличие от формальных парных портретов того времени, здесь чувствуется теплота и равноправие.

В «саду любви» восседают Рубенс и Изабелла. Художник находится на возвышении, тогда как жена сидит пониже, предположительно, на мягкой подушке. Такое расположение фигур может говорить о положении двух партнеров в семье, где муж — глава семьи, а жена — правая руки и хранительница семейного покоя. Вдобавок, совместная посадка отражает идею партнерства, основанного на любви. К сожалению, Изабелла Брант умерла в возрасте 34 лет из-за бубонной чумы, оставив Рубенса глубоко опечаленным. Знание подобных фактов усиливает меланхоличную интонацию работы и ее важность в творческом опусе художника.

О силе любви указывают две соединенные правые руки супругов. Они — смысловой центр картины и символ непоколебимости отношений. Две правые руки отсылают к древнеримской богине Фидес, которая в пантеоне божеств отвечала за согласие и верность. В латыни соединенные руки двух людей называют Dextrarum iunctio, что означает гармонию, дружбу и лояльность. На руки супругов и их скрытое значение указывает палец левой руки художника — это определитель верности мужа и жены навеки до и после смерти. Опершаяся на шпагу левая рука Рубенса — знак сословия и мужской чести. Изабелла сидит почтенно рядом, ее лицо одухотворено, проявляется легкая улыбка счастья и тепла от союза.

Фон картины — арка из жимолости — традиционный символ верности и любви в нидерландской культуре. Беседка также служит устройством, создающим интимность: пара обрамлена природой, будто уединена в своем собственном пространстве.

Колористика подчеркнута теплая: золотисто-коричневые, зеленые и алые тона создают впечатление спокойствия, зрелости, плодородия. Одежда — богата, но не вычурна, особенно костюм Рубенса, отсылающий к испанской моде — и одновременно к его стремлению утвердиться как джентльмен и интеллектуал. Он изображает себя не только как художника, но и как часть культурной элиты.

Эта картина — о любви и о самосознании: Рубенс рисует себя в союзе с женщиной, равной по духу. Через живопись он вписывает свою личную историю в визуальную историю искусства. Этот двойной портрет — не просто память, а заявление: вот я, художник, мужчина и любящий супруг. И эти стороны жизни нераздельно связаны. С другой стороны, эта работа, вписанная в биографию художника, наталкивает на размышления о скоротечности жизни, встающих препятствиях и силе вечной и крепкой любви.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more