
Рубрикатор
1/ Введение 2/ Ожерелья 3/ Браслеты 4/ Кольца 5/ Серьги 6/ Венки 7/ Диадемы 8/ Фибулы 9/ Заключение 10/ Списоа источников
1/ Введение
Греция родоначальник ювелирных украшений с драгоценными камнями. Древние греки были тонкими ценителями красоты, эстетики и обладали изысканным вкусом. Особое место среди всех украшений занимают украшения периода эллады. Обратимся к древнему египту, ведь именно оттуда Александр Македонский привез первые ювелирные украшения. Это были ожерелья из фаянсовых и стеклянных бусин, которые полностью иммитировали драгоценные камни. Однако в отличие от Египта золото в Греции было куда доступней поэтому его применяли абсолютно во всевозможных украшениях. Как и сейчас украшения говорили о достойном положении в обществе. Женщины носили кольца, серьги, ожерелья, мужчины отдавали предпочтение перстням, подвескам и браслетам. Греки были очень помешаны на красоте поэтому они могли носить большое количество украшений при том повседневно. Однако это считалось дурным тоном, поэтому даже пришлось издать закон, по которому разрешалось носить украшения только на официальных церемониях: праздники свадьба или поход в театр. Однако со временем желание носить украшения взяло верх и этим законом начали пренебрегать, отсюда такое разнообразие бижутерии.
Я выбрала эту тему поскольку мне интересно погрузиться в эпоху Древней Греции, рассмотреть И понять что изображали греки на ювелирных украшениях и какого мастерства не в этом достигли. При отборе материала я решила структурировать все украшения по их назначению.
Древние греки старались достичь гармонии во всем. Они стремились к совершенству и изяществу, и были лишены всяких излишеств. Мастерство греческих ювелиров поражает своей красотой. В украшениях закладывается отражение греческого мировоззрения: гармония есть сама природа. Поэтому так много встречается растительных орнаментов, например, цветы, листья, ветви, семена, миниатюрные бутоны, фигуры животных, бабочек, насекомых, птиц, и форма амфор. Также важной частью жизни была вера, оттого многие украшения выполнены в виде греческих богов или героев легенд. Голову как правило украшали венками и диадемами. На руках носили кольца инкрустированные драгоценными камнями, браслеты. Женщины при выходе в свет надевали ожерелья и серьги. Металлообработка была на высшем уровне, до сих пор некоторые секреты производства не могут разгадать современные ювелиры. Некоторые украшения можно рассматривать с лупой, настолько аккуратно и миниатюрно греки умели спаивать детали, превращая обычное украшение в произведение искусства. Всевозможные орнаменты в виде волн, завитков, переплетающихся ветвей, разнообразие поражает.
2/ Ожерелья


Золотые ожерелья из камерных гробниц в Микенах. 1600-1200 гг. до н. э. Афины, Национальный археологический музей.
Колье на ремешке с подвесками в виде семян. Золото, эмаль. Ок. 330—300 гг. до н. э. Лондон, Британский музей.
Фрагмент// Колье на ремешке с подвесками в виде семян. Золото, эмаль. Ок. 330—300 гг. до н. э. Лондон, Британский музей.


Слева: Ожерелье. Золото, изумруд и перламутр. 1 век. до н. э. Неаполь, Национальный археологический музей. Справа: Ожерелье. Золото, изумруд. 1 век н. э. Неаполь, Национальный археологический музей.
Ювелирные изделия Madytos: ожерелье из бусин и трубочек. Золото. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств.
Золотое, гранатовое и агатовое ожерелье и серьги 1 век до н. э.
3/ Браслеты
Браслеты любили носить как женщины, так и мужчины. Их носили не только на запястьях, но и на лодыжках и предплечьях.
Украшения Ганимеда: пара браслетов с обручами из горного хрусталя и золотыми бараньими головами. Золото, горный хрусталь. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств.


Золотые повязки на руку (одна из пары). Греческая работа. Золото. Ок. 200 г. до н. э. Нью-Йорк, Музей искусств Метрополитен.
Браслет с бюстом Диониса. Серебро. Греция. Эллинистический период, II–I вв. до н. э. Аукционный дом Christie’s Fine Art, Лондон.


Слева: Греческие браслеты (Золото, IV в. до н. э.) Справа: Браслеты IV–III в. до н. э.
Браслеты из Ольбии. Элементы: конец II века до н. э.; I век до н. э. (эллинистический период). Балтимор, Художественный музей Уолтерса.
Браслет. Золото. Греция. Эллинистический период, IV–III вв. до н. э. Аукционный дом Christie’s Fine Art, Лондон.
Серебряный браслет с золотыми наконечниками львиной головы 5–4 вв. до н. э.
4/ Кольца


Слева: Кольцо в виде змеи. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств. Справа: Золотое кольцо с изумрудом. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств.
Золотое кольцо с гранатом 3-й или 2-й век до н. э.
Кольцо с резным изображением Эроса с маской. Золото. Кольцо: Греция, V в. до н. э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Афина. Гранат в золотом кольце. Восточное Средиземноморье. Конец IV — начало III веков до н. э. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5/ Серьги
Древнегреческих сережек есть одна удивительная особенность заключающаяся в их строении в большинстве своем они состояли из диско которому были прикреплены тонкие длинные подвески именно они при ходьбе и сдавали тихий нежный звон. Чаще всего на них изображали богов, фигуры животных, различные растения и даже амфоры.
Украшения Madytos: пара серёг с подвесками в форме диска и лодочки. Золото. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств.


Слева: Украшение «Ганимед»: пара серёг с изображением Ганимеда и орла. Золото. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств. Справа: Серьги с подвесками в виде фигур Эроса. Золото
Спиральная серьга из золотого и медного сплава с клеммой головы льва-грифона 1-я половина 4-го века до н. э.
6/ Венки
Венок из Горгиппии. Штампованное золото. 2-я половина 3-го века н. э. Краснодар, Историко-археологический музей.
Фрагмент// Венок из Горгиппии. Штампованное золото. 2-я половина 3-го века н. э. Краснодар, Историко-археологический музей.
Миртовый венок. Золото. Греция. Эллинистический период, III–II вв. до н. э. Аукционный дом Christie’s Fine Art, Лондон.
Череп девушки с венком из фруктов и цветов мирта. Керамика, покрытая глазурью. Эллинистический период, конец IV–III вв. до н. э. Патры, Новый археологический музей.
Череп девушки с золотыми серьгами и венком из плодов мирта. Керамика гильдий. Эллинистический период, 300—275 гг. до н. э. Патры, Новый археологический музей.
7/ Диадемы
Украшения Madytos: диадема в форме фронтона. Золото. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств.


Большая диадема с подвесками в форме «идолов». Золото; 2400—2300 гг. до н. э. Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.


Слева: Погребальный венок. Золото. IV в. до н. э. Справа: Древнегреческий золотой лавровый венок. Кипр. IV–III вв. до Р.Х


Гробница Филиппа II. Диадема царицы Меды. 336 г. до н. э.
Маленькая диадема с подвесками в форме «идолов». 2400—2300 гг. до н. э. Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Скифская диадема, с древнегреческими элементами, ок. 450 до н. э.
8/ Фибулы
Украшения Ганимеда: две пары золотых фибул македонского типа. Золото, горный хрусталь. Ок. 330—300 гг. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей искусств.
9/ Заключение
Поражает виртуозность ювелиров того времени. Главной задачей украшений было демонстрация богатства и вкуса. Четко просматривается обилие растительных форм. Также отражение архитектуры можно заметить в диадемах. Браслеты преимущественно в форме животных, это всевозможные змеи, морские мотивы и головы разных животных, например, льва.
10/ Список источников
Библиография: https://vakin-livejournal-com.turbopages.org/vakin.livejournal.com/s/2592286.html (дата обращения 20.11.24) https://gallerix.ru/pedia/antiquity--greek-metalwork/?ysclid=m3q5ki1e5w179025872 (дата обращения 20.11.24)
Источники изображения: https://ancientrome.ru/art/artworken/art-search-e.htm (дата обращения 20.11.24) http://www.li.ru/interface/pda/?jid=5229398&pid=421232400&redirected=1&page=0&backurl=/users/truskovalent/post421232400/ (дата обращения 20.11.24)