Original size 603x958

Особенности нотопечатания в Европе XV–XVIII вв.

PROTECT STATUS: not protected
194
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Концепция

1. Вписывание нот.

2. Гравировка на дереве.

3. Нотный набор.

4. Гравировка на металле.

5. Литография.

Заключение

Концепция

В середине XV века в ответ на материальные потребности, возникшие вследствие ускорившегося темпа культурного развития Европы, возникает книгопечатание. С этого момента и следует, пожалуй, отсчитывать историю проблем и изобретений всех нотопечатников.

Нотопечатание и в самом деле оказалось несколько более затруднительным процессом, прежде всего потому, что нотопечатнику каждый раз приходилось решать проблему совмещения нотного письма и словолитных или гравёрных пуансонов. Кроме того, нотопечатник неминуемо работал в рамках инструментария и методов, придуманных для печати текста. Дело осложнялось ещё и внешними условиями экономического, социального, культурного и даже политического характера.

Во-первых, нотопечатание было гораздо менее прибыльным делом, нежели книгопечатание, ибо потребность в книгах несоизмеримо выше потребности в нотах, что, конечно, сильно тормозило процесс развития печати музыкальных произведений: для создания небольшого количества необходимых экземпляров, безусловно, проще было нанять переписчика, чем заказать печать.

Во-вторых, нотопечатник чаще сталкивался с контрафакцией вследствие того, что ценность произведения прежде всего определялась трудом композитора, а уже после — нотопечатника, и потому прибыль от печати нот приходилось делить на двоих. А если по выходе музыкальное произведение нравилось и становилось востребованным, то находилось множество деятельных людей, с охотой перепечатывающих удачные издания и продающих их гораздо дешевле авторского издания, благодаря отсутствию необходимости делить прибыль с кем-то ещё.

В-третьих, значительным сдерживающим фактором развития нотопечатания являлось «закрепощение артистической деятельности композитора» (Юргенсон, 1928, 13) Так, например, Гайдн, заключил контракт с князем Эстергази, по условиям которого первый обязывался не показывать и не передавать свои ноты для переписки.

В-четвёртых, до середины XVIII века Германия не могла оправиться от последствий Тридцатилетней войны, и в это время развитие нотопечатания, конечно, не было приоритетом. Это, к слову, причина, по которой ни одно произведение И. С. Баха не было напечатано при жизни.

Совокупность всех этих факторов естественным образом сформировала нотопечатание как особую область печати вообще. Её особенности и являются объектом настоящего визуального исследования. Цель исследования состоит в том, чтобы проследить, с какими сложностями сталкивались печатники и как это влияло на изобретение новых способов печати, а также какие характерные особенности каждого из способов проявлялись на отпечатках. Мы рассмотрим издания со вписанными нотами, гравированными на дереве, на металле, издания с нотным набором и отпечатанные с помощью литографии. История нотопечатания знает сотни имён и ещё больше образцов музыкальных изданий. В этом визуальном исследовании анализируются наиболее значительные для каждого этапа произведения.

1. Издания со вписанными нотами

К моменту изобретения Иоганном Гутенбергом книгопечатания, использовалось два типа нотного письма: хоральное — для печати церковных произведений — и мензуральное — им печатались произведения светские.

Первая проблема, с которой столкнулись печатники при создании богослужебных книг, — совмещение на одной полосе и текста и нот. Придумано было вот что: печатая текст, оставляли пустое место, куда после рукой вписывали ноты. В некоторых издания скоро стали впечатывать линейки для нот, но сами ноты по-прежнему вписывались от руки.

Original size 2000x1414

«Майнцская псалтирь», Иоганн Гутенберг (Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg) Иоганн Фуст (Johann Fust), Петер Шоффер (Peter Schöffer), Майнц, 1457.

Так как первые инкунабулы мимикрировали под рукописные книги, а шрифт изготавливался с несколькими вариантами одного знака (для имитации неровности почерка), рукописные ноты гармонично встраивались в общую канву, что видно на изображениях ниже.

Original size 2480x1350

Слева: «Майнцская псалтирь», 1477. Экземпляр из Royal Collection Trust. Справа: «Майнцская псалтирь», 1477. Экземпляр из Princeton University Library.

Издание «Theoricum opus musice» 1492 года интересно тем, что ноты записаны не знаками, а словами.

Original size 2480x1758

Гафури Франкино (Gaffurius Franchinus), «Theoricum opus musice», печатник Philippium Mantegatium, Милан, 1492.

Original size 1381x631

«Missale secundum consuetudinem curie romane», печатник Матвей Моравийский (Mathiam Moravum), Неаполь, 1477.

Original size 2302x1052

«Missale sacerrimi ordinis beati benedicti, печатник Иоганн Зензеншмидт» (Iohann Sensenschmidt), Нёренберг, 1481.

В изданном в Эсслинге в 1473 сборник «Collectorium super Magnificat» рукой вписываются не ноты, а линейки, в то время как ноты пропечатаны.

Original size 4935x2339

Жан Шарлье де Жерсон, «Collectorium super Magnificat», печатник Конрад Финер, Эсслинген, 1473

Вплоть до конца XV века такой способ печати оставался актуальным, вероятно, потому, что в разных общинах одни и те же тексты пелись на разные мелодии (Копчевский, 2010).

2. Гравировка нот по дереву

Вписывание нот, очевидно, требовало определённого мастерства, времени и дополнительных затрат. Поэтому естественным образом печатники искали более удобные способы печати.

Мысль гравировать ноты по дереву не была принципиально новым открытием: ещё до изобретения книгопечатания были известны т. н. блочные книги — небольшие книги объёмом до пятидесяти листов, текст и иллюстрации в которых вырезались на дереве, а потом печатались.

Наиболее выдающиеся образцы в этой технике — это «Missale Romanum» Ульриха Хана (1476), «Missale secundum vsum Sancte Romane Ecclesie» Лукантонио Джунти (1502), «Missale Herbipolense» Георга Рейзера (1493), «Missale secundum chorum ecclesie Saltzeburgensis» Якова Пфорцхейма (1510) и др.

Original size 2480x1332

«Missale Romanum», печатник Ульрих Хан (Ulrich Han), Рим, 1476

Original size 2480x1332

Missale secundum vsum Sancte Romane Ecclesie, печатник Лукантонио Джунти (Lucantonio Giunti), Венеция, 1502

Original size 3128x1332

Слева: «Opusculum musices», Burtius Nicolaus, печатник Уго Руджери (Ugo Ruggerius), 1487. Справа: Деревянная дощечка с гравировкой нот для «Opusculum musices».

Original size 2981x1693

«Missale Herbipolense», печатник Георг Рейзер (Georg Reyser), Вюрцбург, 1493. Фрагмент.

Original size 2852x1350

Страницы из «Missale secundum chorum ecclesie Saltzeburgensis», печатник Яков Пфорцхейм (Jacobus de Pfortzheim), Базель, 1510.

Главная сложность печати нот ксилографией заключалась в том, что печатать текст и ноты одновременно было практически невозможно, т. к. для получения качественного отпечатка требовалось разное давление печатного пресса на материал. От давления, которого требовал металлический набор, деревянные гравюры мгновенно приходили в негодность.

Именно по этой причине каждая страница, на которой был текст с нотами, прогонялась через печатный станок дважды: сначала с металла печатался текст, а уже потом — ноты.

Original size 1831x1293

Последовательность печати страниц с металлическим набором и ксилографией. Франк Гафурия (Franchinus Gaffurius) «Practica musicae», печатник Bernardinum Misintam de Papia, Брешия, 1502.

Original size 3586x1979

Франк Гафурия (Franchinus Gaffurius) «Practica musicae», печатник Bernardinum Misintam de Papia, Брешия, 1502. Фрагмент.

Original size 3541x1332

Michael Keinspeck «Lilium Musice plane», печатник Иоганн Шеффлер, (Johann Schäffler), Ульм, 1497.

«Grammatica brevis», напечатанная Яковом Пфорцхеймом в 1500-м году, принято считать старейшим изданием с мензуральной нотацией.

Интересно оно ещё и отсутствием линеек. Вероятно линейки предполагалось вычерчивать в ручную, в то время как ноты были напечатаны с помощью ксилографии.

Original size 2892x1441

Franciscus Niger «Grammatica brevis», печатник Яков Пфорцхейм (Jacobus de Pfortzheim), Базель, 1500.

Original size 3541x1764

Nicolaus Wollick «Opus Aureum Musice», печатник Генрих Квентель (Henrich Quentell), Кёльн, 1501.

Искусство ксилографии тоже требовало мастерства и сноровки от гравёра. Чёткость линий и нот, их ровность, всецело зависело от качества деревянной гравюра.

Original size 5047x3548

Veit Bild «Stella musicae», печать Эрхардом Оглин (Erhardum Oeglin) и Феориум Кодьер (Feoriumque Kodier), Аугсбург, 1508.

Original size 2732x1336

Simon de Quercu «Opusculum musices», Иоганн Винтерберг (Johann Winterberg), Вена, 1509.

По поводу этого этапа в истории нотопечатания есть две принципиальных позиции, которые мне показалось важным обозначить.

Некоторые немецкие исследователи, в числе которых, например, Хуго Риман, утверждают, будто большинство хоральных нот напечатаны с помощью подвижных литер и приписывают это изобретение своему соотечественнику Йоргу Рейзеру или Октавиану Скоту (Riemann, 1896, 50).

Однако другие исследователи во главе с Б. П. Юргенсоном (Юргенсон, 1928, 19) в качестве контраргумента выдвигают тот факт, что Петруччи, которого принято считать автором изобретения подвижных литер, ходатайствовал в Италии о монополии на своё изобретение, между тем, ни Октавиан Скот, ни Йорг Рейзер не выразили своего возмущения против этого ходатайства.

3. Нотный набор

Двойная печать

Как мы уже отметили, проблема нотопечатания заключалась, во-первых, в различности материалов, с которых делали оттиск. Во-вторых, в сложности процесса: для печати одной страницы нужно было прогнать её через пресс дважды. В-третьих, каждую ноту необходимо было вырезать на дереве вручную, несмотря на очевидную повторяемость отдельных элементов. Так что логичным продолжением нотопечатания стал шаг к унификации материала и рационализации процесса.

Несмотря на споры по поводу первенства изобретения нотного шрифта, всё-таки всеобще признанным первопроходцем остаётся итальянец Оттавиано Петруччи, который изобрёл нотный набор с помощью подвижных литер.

Изобретение это также нельзя назвать открытием в области типографского искусства, т. к. до Петруччи тексты печатали с помощью этой технологии. То есть заслуга Петруччи заключается по большому счёту в том, что он сумел приноровить известный способ печати к специфическим задачам нотопечатания.

Original size 4789x1832

«Harmonice Musices Odhecaton А», печатник Оттавиано Петруччи (Ottaviano Petrucci), Венеция, 1504.

Способ, который придумал Петруччи, требовал двойной печати. Это означило, что с первым прогоном печатались линейки таким образом, что они заполняли собой всю высоту страницы, и только со вторым прогоном печатались ноты. Именно поэтому в изданиях Петруччи часто встречаются пустые нотоносцы.

Original size 4365x1670

«Motetti a cinque», книга первая, печатник Оттавиано Петруччи (Ottaviano Petrucci), Венеция, 1508.

Надо отметить, что Петруччи удалось почти сразу задать весьма высокий уровень качества печати, который оставался образцом для последующих поколений нотопечатников в течение долгого времени.

Original size 4789x1832

«Motetti de la corona», книга 3, 17×23 см, печатник Оттавиано Петруччи (Ottaviano Petrucci), Фоссомброн, 1519.

У Петруччи мгновенно появилось множество подражателей и последователей в разных странах. Среди них наиболее известны Эргард Эглин, Октавиано Скотто-младший, Петер Шоффер-младший (сын ученика Иоганна Гутенберга).

Эргард Эглин, напечатавший музыку к одам Горация «Harmonie Pétri Tritonii super odis Horatii Flacci» (1507), считается первым немецким печатником, использовавшим способ Петруччи. Это подтверждается стихотворением, напечатанным в колофоне книги, в котором особо подчёркивается заслуга Эглина.

Ad Erhardum Oglin impressorem: Inter Germanos noster fuit Oglin Erhardus, Qui primus intidas [nitidas] pressit in aeris notas. Primus et hic lyricas expressit carminé musas Quatuor et docuit vocibus aere cani Impressum anno sesquimillesimo et VII auguste.

Original size 2134x1579

Petrus Tritonius «Harmonie Pétri Tritonii super odis Horatii Flacci», печатник Эргард Эглин (Erhart Öglin), Аугсбург, 1507.

Пожалуй, единственный, кто мог бы конкурировать с Петруччи по качеству и изяществу получаемых оттисков, был Петер Шоффер-младший. Известно, что Шоффер купил у Петруччи его шрифт. Вероятно, в это в значительной степени повлияло на результат.

Из того факта, что издание «Eyn geystlich Gesangk Buchleyn» появилась на картине «Послы» Ганса Гольбейна-младшего, можно сделать вывод о высокой оценке работы Шоффера в кругу знатных людей.

Original size 2508x865

Мартин Лютер и Иоганн Вальтер «Eyn geystlich Gesangk Buchleyn», печатник Петер Шоффер (Peter Schöffer), Виттенберг, 1525.

Original size 1666x815

Ганс Гольбейн-младший «Послы». Дубовая доска, масло. 207 × 209 см. 1533. Фрагмент с изображением разворота книги «Eyn geystlich Gesangk Buchleyn».

Original size 4789x1832

Ганс Гольбейн-младший «Послы». Дубовая доска, масло. 207 × 209 см. 1533.

Простая (однократная) печать

Серьёзный прорыв, сделанный в сторону перехода от ксилографии к наборному нотному шрифту, всё-таки ещё не решил проблему усложнённого процесса печати. Прогресс требовал упрощения двойной печати до однократной, чего впервые смог добиться Пьер Готен в Париже (Fournier, 1765), вырезав новый шрифт, в котором каждая нота отливалась вместе с нотными линиями. Неизвестно, опубликовал ли Готен какие-либо произведения, напечатанные этим шрифтом; однако сохранилось много изданий, напечатанных с его помощью Пьером Аттаньяном.

Original size 1363x1024

«Trente et six chansons musicales a quatre parties», печатник Пьер Аттаньян (Pierre Attaingnant), Париж, 1530.

Новый способ набора легко идентифицировать на печати по местам стыков отдельных литер и небольшому дребезжанию нотоносца.

Original size 3068x799

«Mottetti del frutto», печатник Антонио Гардане (Antonio Gardane), Венеция, 1538.

Существенный вклад в развитие нотного шрифта сделал французский пуансонист, печатник и издатель Гильом Ле Бэ. Его шрифт отличался большей тонкостью и контрастностью. Высокое качество шрифта было скоро отмечено современниками, в том числе известной парижской нотопечатной фирмой «Леруа и Баллар» («Le Roy & Ballard»), купившей у Ле Бэ этот шрифт и в течение долгих лет использовавшей его в своих изданиях, снискавших популярность за изящество и чёткость (Юргенсон, 1928, 24).

Original size 2480x1143

Фрагменты спесимена Гильома Ле Бэ (Guillaume Le Bé) из журнала «La Chronique Musicale», № 7, 15 января 1875.

Стефан Бриар (Estienne Briard), напечатавший в 1532–1534 гг. произведения Элеазара Женэ, был первым, кто сделал округлую форму ноты (Риман, 1896), сохранившуюся до наших дней.

Original size 1479x310

Шрифт Стефана Бриара. 1534.

У высокой печати с металлических литер есть одна существенная особенность, преодоление которой для нотопечатника означало переход на принципиально иной способ записи нот. Дело в том, что набор металлическими литерами физически не позволял набрать одну ноту над другой.

Все пуансонисты и нотопечатники, о которых до сих пор шла речь, бились над этой задачей на протяжении двух с половиной веков. Между тем, неуклонно усложняющаяся фактура музыки постепенно обостряла проблему, требуя решения.

С этим этапом в развитии нотопечатания связано имя Иоганна Брейткопфа. В 1755 году он придумал разобрать каждую ноту на составные части. Брейткопф нанял Джоана Фляйшмана, известного типографа и пуансониста, для того, чтобы разработать этот шрифт. Скоро вышла первая книга, набранная этим шрифтом — «Haerlemsche Zangen».

Original size 1809x580

Хуго Риман, иллюстрация метода печати шрифтом Брейткопфа. «Festschrift zur 50 jährigen jubelfeier, 1846-1896, des bestehens der firma C.G. Röder», с. 84, Лейпциг, 1896.

Самым известным изданием, которое было набрано шрифтом Брейткопфа-Фляйшмана была, безусловно, «Фундаментальная школа скрипичной игры» («Versuch einer gründlichen Violinschule», 1766) Леопольда Моцарта.

Original size 1943x2208

Леопольд Моцарт «Versuch einer gründlichen Violinschule», 3-е издание, Аугсбург, 1787.

4. Гравировка по металлу

Нам придётся несколько вернуться назад, чтобы сказать ещё об одном способе печати нот, а именно о глубокой печати. Надо полагать, что печать мензуральной нотации с её тонкими линиями, вызывала серьёзные трудности, если печать осуществлялась с гравюры по дереву. Это обстоятельство заставило нотопечатников искать другой материал, и так как к тому моменту (начало XVI в.) уже печатали рисунки с гравюры на меди, то эту технологию стали пытаться применить к нотопечатанию.

Самые ранние дошедшие до нас опыты гравировки нот на меди выглядят весьма необычно: белые ноты и белые линейки окружены чёрным фоном. Вероятно, именно эти опыты можно назвать первой печатью вывороткой.

Original size 1598x1097

«In turcos potius quam gentem christicolam bella movenda», печатник Теодор Цвайфель (Theodericus Tzwyvel), Мюнстер, 1523.

Вряд ли можно усмотреть в печати «вывороткой» какое-то намерение. Скорее всего, дело было в привычке. Типографский станок приучил нотопечатников наносить краску поверх, так что возможность глубокой печати не сразу была ими обнаружена.

Некоторые музыкальные издательства, как, например, «G. Henle Verlag», занимаются гравировкой нот по металлу и по сей день.

Original size 2824x2540

1. Гравировка нотного стана. 2. «Прорисовка» нот стальным пером. 3. Штамповка основных символов. 4. Гравировка музыкальных символов (лигатур, временных меток, артикуляционных знаков и др.). 5. Печать.

Выдающимся и наиболее известным первым удачным образцом печати этим способом является «Diletto Spirituale» Веровио, напечатанная в Риме Мартином Бойтеном в 1586 году.

Original size 4791x3101

Simone Verovio «Diletto Spirituale», печатник Мартин Бойтен (Martinus van Buyton), Рим, 1586.

5. Литография

В 1796 году в Праге Алоиз Зенефельдер изобрёл литографию — метод плоской печати, в основе которого лежит физико-химический процесс, позволяющий делать отпечаток со специального литографского камня. После определённой обработки этот камень приобретает свойство на одних участках принимать краску, а на других — отталкивать.

Потенциальное преимущество такого способа заключалось в дешевизне производства и возможности быстрого тиражирования. И это действительно было так для тех, кто занимался чем угодно, но только не нотами.

Нотопечатники столкнулись с новым вызовом: как наносить ноты на литографский камень? Очень долго единственным способом было написание нот чернилами вручную. Как будто всё вернулось к Гутенбергу…

Original size 1809x763

Литографский камень с нанесёнными нотами. Год неизвестен.

Original size 1809x763

Литографский камень с нанесёнными нотами. Год неизвестен.

Первое издание, напечатанное литографией — «Feldmarsch der Churpfalzbayer’schen Truppen», 1796.

Original size 4653x3568

Франц Глейснер (Franz Gleissner) «Feldmarsch der Churpfalzbayer’schen Truppen», печатник Алоиз Зенефельдер (Alois Senefelder), 1796.

По-настоящему литография приобрела значение в нотопечатании почти через 70 лет, когда в 1855 г. был придуман способ переноса на камень нот, награвированных на металлических пластинах, а в 1863 г. Карл Готлиб Редер догадался использовать скоростную типографскую машину, изобретённую в 1855 г., в печатании нот.

Но это, конечно, уже совсем другая музыкальная эпоха.

Заключение

Таким образом, нотопечатание в Европе в течение трёх столетий с момента своего возникновения оставалось наиболее сложной, особенной областью печати.

Непростые экономические, политические и социальные условия затрудняли развитие нотопечатания извне. Изнутри же оно постоянно сталкивалось с технологическими сложностями при совмещении текста и нот, при необходимости печати тонких элементов и сложной фактуры.

Каждое новое изобретение в истории нотопечатания решало одни проблемы и провоцировало другие.

Вопреки всему, любой этап развития печати музыкальных произведений ознаменовывался изящными, выдающимися образцами типографского искусства, каждый из которых наделён особенностями-отпечатками тех методов получения оттиска, благодаря которым появился.

Bibliography
Show
1.

— Кунин, М. (1963) Из истории нотопечатания: краткие очерки. Москва: Советский композитор.

2.

— Юргенсон Б. (2012) Очерк истории нотопечатания: с приложением перечня нотных изданий XV–XV веков и кратких сведений о главнейших печатниках, граверах и издателях XVI–XVIII веков. Москва: Государственное издательство, музыкальный сектор.

3.

— Fournier P. (1765) Traite historique et critique sur Forigine et progres des caracteres de fönte pour l’ Impression de la musique, Paris

4.

— Riemann H. (1896) Notenschrift und notendruck // Festschrift zur 50 jährigen jubelfeier, 1846-1896, des bestehens der firma C.G. Röder. Leipzig: C.G. Röder

5.

— Wekerlin J. B. (1875) L’impression de la musique // La Chronique musicale. № 7. P. 55-64

6.

— Music Printing History // https://musicprintinghistory.org/ Просмотрено: 29.11.2023.

7.

— H. А. Копчевский. Нотопечатание // Сайт Belcanto.ru (https://www.belcanto.ru/notopechat.html) Просмотрено: 29.11.2023.

Image sources
Show
1.

«Psalterium latinum», Иоганн Гутенберг (Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg) Иоганн Фуст (Johann Fust), Петер Шоффер (Peter Schöffer), Майнц, 1457. https://www.rct.uk/sites/default/files/collection-online/a/a/315336-1345719512.jpg (Дата обращения: 26.11.23)

2.

«Psalterium latinum», 1477. Экземпляр из Royal Collection Trust. https://www.rct.uk/collection/1071478/the-mainz-psalter (Дата обращения: 26.11.23)

3.

«Psalterium latinum», 1477. Экземпляр из Princeton University Library. https://www.internetculturale.it/jmms/iccuviewer/iccu.jsp?id=oai%3Abncf.firenze.sbn.it%3A21%3AFI0098%3AMagliabechi%3ACNCE011504&mode=all&teca=Bncf (Дата обращения: 26.11.23)

4.

Гафури Франкино (Gaffurius Franchinus), «Theoricum opus musice», печатник Philippium Mantegatium, Милан, 1492. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58171q/f123.item# (Дата обращения: 26.11.23)

5.

То же: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k58171q/f120.item (Дата обращения: 26.11.23)

6.

«Missale secundum consuetudinem curie romane», печатник Матвей Моравийский (Mathiam Moravum), Неаполь, 1477. «Festschrift zur 50 jährigen jubelfeier, 1846-1896, des bestehens der firma C.G. Röder», Tafel XII. https://ia800902.us.archive.org/BookReader/BookReaderImages.php?zip=/27/items/festschriftzur5000cgro/festschriftzur5000cgro_jp2.zip&file=festschriftzur5000cgro_jp2/festschriftzur5000cgro_0159.jp2&id=festschriftzur5000cgro&scale=2&rotate=0 (Дата обращения: 26.11.23)

7.

«Missale sacerrimi ordinis beati benedicti, печатник Иоганн Зензеншмидт» (Iohann Sensenschmidt), Нёренберг, 1481. «Festschrift zur 50 jährigen jubelfeier, 1846-1896, des bestehens der firma C.G. Röder», Tafel XIII. https://ia800902.us.archive.org/BookReader/BookReaderImages.php?zip=/27/items/festschriftzur5000cgro/festschriftzur5000cgro_jp2.zip&file=festschriftzur5000cgro_jp2/festschriftzur5000cgro_0161.jp2&id=festschriftzur5000cgro&scale=2&rotate=0 (Дата обращения: 26.11.23)

8.

Жан Шарлье де Жерсон, «Collectorium super Magnificat», печатник Конрад Финер, Эсслинген, 1473 https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_002423074?page=11&rotate=0&theme=white (Дата обращения: 26.11.23)

9.

«Missale Romanum», печатник Ульрих Хан (Ulrich Han), Рим, 1476 https://en.wikipedia.org/wiki/File:Missale_Romanum_1476.jpg (Дата обращения: 26.11.23)

10.

Missale secundum vsum Sancte Romane Ecclesie, печатник Лукантонио Джунти (Lucantonio Giunti), Венеция, 1502 https://www.internetculturale.it/jmms/iccuviewer/iccu.jsp?id=oai%3Abncf.firenze.sbn.it%3A21%3AFI0098%3AMagliabechi%3ACNCE011504&mode=all&teca=Bncf (Дата обращения: 26.11.23)

11.

«Opusculum musices», Burtius Nicolaus, печатник Уго Руджери (Ugo Ruggerius) https://live.staticflickr.com/3347/4598947124_fc220bef53_b.jpg (Дата обращения: 26.11.23)

12.

Деревянная дощечка с гравировкой нот для «Opusculum musices». (Дата обращения: 26.11.23)

13.

«Missale Herbipolense», печатник Георг Рейзер (Georg Reyser), Вюрцбург, 1493. Фрагмент. https://digital.staatsbibliothek-berlin.de/werkansicht?PPN=PPN891001921&PHYSID=PHYS_0290&DMDID=&view=overview-toc (Дата обращения: 26.11.23)

14.

Страницы из «Missale secundum chorum ecclesie Saltzeburgensis», печатник Яков Пфорцхейм (Jacobus de Pfortzheim), Базель, 1510. https://digital.onb.ac.at/OnbViewer/viewer.faces?doc=ABO_%2BZ220297703 (Дата обращения: 26.11.23)

15.

Последовательность печати страниц с металлическим набором и ксилографией. Франк Гафурия (Franchinus Gaffurius) «Practica musicae», печатник Bernardinum Misintam de Papia, Брешия, 1502. https://archive.org/details/imslp-musicae-gaffurius-franchinus/PMLP156833-GaffurioF_PractMus_1502_L1/page/n17/mode/1up (Дата обращения: 26.11.23)

16.

Michael Keinspeck «Lilium Musice plane», печатник Иоганн Шеффлер, (Johann Schäffler), Ульм, 1497. https://www.loc.gov/resource/muspre1800.100268/?sp=11&r=-0.176,-0.04,1.375,0.821,0 (Дата обращения: 27.11.23)

17.

Franciscus Niger «Grammatica brevis», печатник Яков Пфорцхейм (Jacobus de Pfortzheim), Базель, 1500. https://archive.org/details/grammatica00nige/page/n404/mode/1up (Дата обращения: 27.11.23)

18.

Nicolaus Wollick «Opus Aureum Musice», печатник Генрих Квентель (Henrich Quentell), Кёльн, 1501. https://archive.org/details/opusaureummusice00woll/page/73/mode/1up?ref=ol (Дата обращения: 27.11.23)

19.

Veit Bild «Stella musicae», печать Эрхардом Оглин (Erhardum Oeglin) и Феориум Кодьер (Feoriumque Kodier), Аугсбург, 1508. https://www.digitale-sammlungen.de/en/view/bsb00005339?page=11 (Дата обращения: 27.11.23)

20.

Simon de Quercu «Opusculum musices», Иоганн Винтерберг (Johann Winterberg), Вена, 1509. https://archive.org/details/imslp-musices-quercu-simon-de/page/n15/mode/2up (Дата обращения: 28.11.23)

21.

«Harmonice Musices Odhecaton А», печатник Оттавиано Петруччи (Ottaviano Petrucci), Венеция, 1504. https://memory.loc.gov/diglib/media/loc.natlib.ihas.200154768/0010.tif/3780 (Дата обращения: 28.11.23)

22.

«Motetti a cinque», книга первая, печатник Оттавиано Петруччи (Ottaviano Petrucci), Венеция, 1508. https://repository.royalholloway.ac.uk/items/43fce275-91cc-cda0-1878-f4a130beb7fb/1/K1d5star_002.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 28.11.23)

23.

«Motetti de la corona», книга 3, 17×23 см, печатник Оттавиано Петруччи (Ottaviano Petrucci), Фоссомброн, 1519. https://repository.royalholloway.ac.uk/items/9995d2fc-7116-2e73-1718-f8f35aa2e24c/1/K1d15_017.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 28.11.23) https://repository.royalholloway.ac.uk/items/9995d2fc-7116-2e73-1718-f8f35aa2e24c/1/K1d15_018.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 28.11.23) https://repository.royalholloway.ac.uk/items/9995d2fc-7116-2e73-1718-f8f35aa2e24c/1/K1d15_019.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 28.11.23) https://repository.royalholloway.ac.uk/items/9995d2fc-7116-2e73-1718-f8f35aa2e24c/1/K1d15_020.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 28.11.23)

24.

Petrus Tritonius «Harmonie Pétri Tritonii super odis Horatii Flacci», печатник Эргард Эглин (Erhart Öglin), Аугсбург, 1507. http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00007322/image_10 (Дата обращения: 28.11.23) http://daten.digitale-sammlungen.de/bsb00007322/image_11 (Дата обращения: 28.11.23)

25.

Мартин Лютер и Иоганн Вальтер «Eyn geystlich Gesangk Buchleyn», печатник Петер Шоффер (Peter Schöffer), Виттенберг, 1525. https://musicksmonument.nl/Luther_music_project_2017/Luther_%26_Johann_Walther_-Geystlich_Gesangk_Buchleyn-Henry_VIII-Holbein-_The_Ambassadors_1533_files/Schermafbeelding%202013-10-15%20om%2014.33.21.jpg (Дата обращения: 28.11.23)

26.

Ганс Гольбейн-младший «Послы». Дубовая доска, масло. 207 × 209 см. 1533. Фрагмент с изображением разворота книги «Eyn geystlich Gesangk Buchleyn». https://musicksmonument.nl/Luther_music_project_2017/Luther_%26_Johann_Walther_-Geystlich_Gesangk_Buchleyn-Henry_VIII-Holbein-_The_Ambassadors_1533_files/Schermafbeelding%202011-02-10%20om%2007.33.38.jpg (Дата обращения: 28.11.23)

27.

Ганс Гольбейн-младший «Послы». Дубовая доска, масло. 207 × 209 см. 1533. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/88/Hans_Holbein_the_Younger_- (Дата обращения: 28.11.23) The_Ambassadors-Google_Art_Project.jpg/2078px-Hans_Holbein_the_Younger-The_Ambassadors-_Google_Art_Project.jpg (Дата обращения: 28.11.23)

28.

«Trente et six chansons musicales a quatre parties», печатник Пьер Аттаньян (Pierre Attaingnant), Париж, 1530 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b550071404/f11.highres (Дата обращения: 28.11.23)

29.

«Mottetti del frutto», печатник Антонио Гардане (Antonio Gardane), Венеция, 1538. https://repository.royalholloway.ac.uk/items/e321fedd-72aa-e8d8-5009-eba95faecf7b/1/K3d2_012.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 28.11.23)

30.

Фрагменты спесимена Гильома Ле Бэ (Guillaume Le Bé) из журнала «La Chronique Musicale», № 7, 15 января 1875. https://archive.org/details/lachroniquemusic18757pari (Дата обращения: 29.11.23)

31.

Шрифт Стефана Бриара. 1534. Юргенсон, Борис Петрович (1928). Очерк истории нотопечатания: с прилож. перечня нотных изданий XV–XVI веков и кратких сведений о главнейших печатниках, граверах и издателях XVI–XVIII веков / Б. П. Юргенсон. — Москва: Гос. изд-во. Музыкальный сектор, 1928 http://hdl.handle.net/10062/24994 (Дата обращения: 29.11.23)

32.

Хуго Риман, иллюстрация метода печати шрифтом Брейткопфа. «Festschrift zur 50 jährigen jubelfeier, 1846-1896, des bestehens der firma C.G. Röder», с. 84, Лейпциг, 1896. https://archive.org/details/festschriftzur5000cgro/page/83/mode/1up (Дата обращения: 29.11.23)

33.34.

«In turcos potius quam gentem christicolam bella movenda», печатник Теодор Цвайфель (Theodericus Tzwyvel), Мюнстер, 1523. «Festschrift zur 50 jährigen jubelfeier, 1846-1896, des bestehens der firma C.G. Röder», Лейпциг, 1896. (Дата обращения: 29.11.23)

35.

Гравировка нотного стана. https://musicprintinghistory.org/wp-content/uploads/2020/09/music-engraving-01.jpg (Дата обращения: 29.11.23)

36.

«Прорисовка» нот стальным пером. https://musicprintinghistory.org/wp-content/uploads/2020/09/music-engraving-02.jpg (Дата обращения: 29.11.23)

37.

Штамповка основных символов. https://musicprintinghistory.org/wp-content/uploads/2020/09/music-engraving-03.jpg (Дата обращения: 29.11.23)

38.

Гравировка музыкальных символов (лигатур, временных меток, артикуляционных знаков и др.). https://musicprintinghistory.org/wp-content/uploads/2020/09/music-engraving-04.jpg (Дата обращения: 29.11.23)

39.40.

Simone Verovio «Diletto Spirituale», печатник Мартин Бойтен (Martinus van Buyton), Рим, 1586. https://repository.royalholloway.ac.uk/items/093123de-578f-8582-bb1e-4293b2d12d5f/1/K8d8_004.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 29.11.23) https://repository.royalholloway.ac.uk/items/093123de-578f-8582-bb1e-4293b2d12d5f/1/K8d8_005.jpg?.vi=fancy (Дата обращения: 29.11.23)

41.42.43.

Литографский камень с нанесёнными нотами. Год неизвестен. https://assets.website-files.com/62cf052ff68bc5fee3b745d7/63078e7c76643f2d7a16d12a_old-prototype-of-printing-machine.jpg.jpg (Дата обращения: 29.11.23)

44.

Литографский камень с нанесёнными нотами. Год неизвестен. https://musicprintinghistory.org/wp-content/uploads/2020/09/lithography-02.jpg (Дата обращения: 29.11.23)

45.
Особенности нотопечатания в Европе XV–XVIII вв.
194
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more