№ED 15610001
EDGAR DEGAS
start.hsedesign.ru

Живописная сцена Эдгара Дега «Перед скачками» (ок. 1887–1889) воплощает увлечение движением, жестами, атмосферой и современным сюжетом скачек на лошадях. На картине запечатлен момент ожидания старта гонок — всадники и лошади находятся в молчаливой готовности. Дега отказывается от идеализации: наложения пастели на картон живы и непосредственны, цвет мягко вибрирует. В этой сцене художник соединяет наблюдательность с импрессионистической свободой, давая дань скачкам как энергичному спорту и модному варианту времяпрепровождения общества конца XIX века.

Восхищаться лошадьми Дега начал еще в Нормандии, когда гостил у своих друзей. Активно писать сцены художник стал в 1860-х годах. В то время конный спорт был довольно популярным занятием во Франции и Великобритании. Дега стремился постичь образ лошади анатомически верно, детально — создавал рисунки, эскизы, модели, изучал движения участников, униформы жокеев. Множество работ, изображающих лошадей, всадников, судей, скачек, подготовки повествует о мимолетности момента.

Перед скачками» — изначально серия из трех одинаковых картин, но с немного различающейся техникой графического исполнения. Эта картина выполнена пастелью с подрисовкой углем на кальке, закрепленной на картоне. Считается, что толчком к сцене ожидания скачек послужили практики Эдварда Мейбриджа, фотографа XIX века, сумевшего задокументировать движение статичных изображений. Также в это время в мастерской мастера стояло чучело лошади в натуральную величину — помощь в точном изображении.

На картине всадники слегка наклоняются к лошадям, готовясь к сигналу. Фигуры композиционно уравновешены: диагонали силуэтов и линий движения задают ритм. Молодые люди изображены в разных ракурсах, постановках и дистанциях тел — от фронтальной до профильной перспектив. Пространство обобщено и условно — нет подробного пейзажа, только намеки на благоухающий весенний сад и синее небо. Благодаря этому зритель концентрируется на динамике группы всадников и лошадей. Дега применяет мягкие, слегка размытые мазки, избегая четкого контура — это передает эффект дрожащего, живого воздуха, присущего импрессионизму. Такая техника создает не только текстурированный образ, но транслирует внутреннее напряжение участников надвигающейся гонки. Цветовая гамма картины сдержанна, но ярче, чем ранние версии картины: охристо-зеленые тона земли и пастельные оттенки наездников сливаются в вибрирующем ярком свете.

Дега выбирает впечатление момента. Его интересует ощущение ритуала, повторяющаяся форма, почти хореографическая слаженность движений. В картине действительно заметно влияние фотографии: фрагментарность кадра, низкая точка зрения, срезанные контуры создают эффект внезапного взгляда, выхватывающего реальное движение. Картина не фиксирует точное место и время — она становится образом ожидания, универсальной сцены подготовки к скачкам, символом энергии и дисциплины. Соединяя жанровую сцену с формальным экспериментом, Дега исследует не только спортивный сюжет, но и саму возможность передачи движения, ракурсов и дистанций на плоскости холста. «Перед скачками» — это импрессионистское исследование предвкушения, размышление о мгновении перед большим состязанием.

Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more