Original size 1700x2315

От классики к модернизму: История искусства в обложках альбомов

PROTECT STATUS: not protected
28
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. Подходы к интеграции источников вдохновения 3. Культурный контекст 4. Этический аспект заимствования 5. 1960-1969 6. 1970-1979 7. 1980-1989 8. 1990-1999 9. 2000-2009 10. 2010-2020 11. Заключение 12. Библиография 13. Источники изображений

Концепция

Обложки музыкальных альбомов представляют собой уникальную форму визуального искусства, объединяющую коммерческий дизайн и культурную самобытность. Часто они становятся неотъемлемой частью идентичности музыкальных произведений, а иногда и значимым элементом массовой культуры. При создании обложек дизайнеры нередко обращаются к приемам и техникам известных художников, стремясь перенести эстетическое и концептуальное влияние традиционного искусства в современный музыкальный контекст. Это явление заслуживает детального анализа, поскольку оно иллюстрирует диалог между историей искусства и визуальной культурой.

Использование приемов известных художников в музыкальных обложках началось с 1960-х годов, когда оформление альбомов стало важной частью маркетинговой стратегии музыкальной индустрии. Вдохновение классическим и современным искусством позволило дизайнерам создать визуальную глубину и символизм, подчеркивающие содержание музыкального произведения.

Примером раннего взаимодействия между традиционным искусством и поп-культурой стала обложка альбома «Velvet Underground & Nico» (1967), созданная Энди Уорхолом. Использование минималистического изображения банана — символа поп-арта — не только обеспечило альбому узнаваемость, но и задало тренд на обращение к стилям и техникам современного искусства.

big
Original size 5167x2534

«Velvet Underground & Nico», 1967

Подходы к интеграции источников вдохновения

1. Прямая цитата или оммаж — это форма уважительного заимствования, где автор сознательно отсылает к первоисточнику.

2. Эхо и аллюзия — здесь заимствование может быть менее явным, но сохраняет ключевые черты оригинала.

3. Трансформация — авторы могут интерпретировать исходный материал, видоизменяя его до неузнаваемости. Например, сюрреалистические работы Сальвадора Дали часто служат вдохновением для кинематографистов, создающих фантазийные и абстрактные миры.

Культурный контекст

Культурные произведения не создаются в вакууме; они возникают в контексте времени, общества и технологий. Поэтому вдохновение нередко становится отражением актуальных для эпохи идей. Например, художники эпохи Возрождения опирались на наследие античности, восстанавливая и преобразовывая классические формы в соответствии с новыми эстетическими и религиозными идеалами.

В массовой культуре, напротив, акцент делается на использовании узнаваемых образов. Это не только позволяет привлечь внимание широкой аудитории, но и устанавливает связь между произведением и зрителем, который «считывает» культурные коды.

Этический аспект заимствования

Вопрос о границе между вдохновением и плагиатом остается одним из наиболее дискуссионных. С одной стороны, заимствование идей — естественная часть творческого процесса. С другой стороны, откровенное копирование может вызывать вопросы о нарушении авторских прав и этических принципов.

Современные дискуссии в этой области подчеркивают важность признания первоисточников. Например, использование фрагментов картин в обложках музыкальных альбомов зачастую сопровождается указанием на автора оригинала. Это позволяет сохранить баланс между креативным заимствованием и уважением к авторским правам.

1960-1969

Original size 5167x2558

The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», 1967 и Ричард Гамильтон «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?», 1956

Коллаж на обложке напоминает многослойные работы Ричарда Гамильтона и других поп-артистов

Original size 5167x2615

Pink Floyd «Ummagumma», 1969, сверху: Рене Магритт «Общее место», 1964, снизу: Рене Магритт «Воспроизведение запрещено», 1937

Прием, использованный на обложке, часто встречается в работах Рене Магритта — фрактальная, многослойная композиция с эффектом «картины внутри картины»

1970-1979

Original size 5167x1703

The Who «Who’s Next», 1971 и Знаменитый Монолит из фильма «2001: Космическая одиссея», 1968

Обложка альбома была придумана фотографом Итаном Расселом, изображение является отсылкой к монолитам из киноленты «Космическая одиссея 2001 года»

Original size 5167x2558

David Bowie «Heroes», 1977 и Эгон Шиле «Автопортрет с поднятыми руками», 1912

Дэвид Боуи, чья фотография изображена на обложке, позирует как персонаж картины Эгина Шиле

Также, по одной из версий, фото вдохновлено картиной «Roquairol» немецкого художника Эриха Хеккеля

Original size 5167x2572

The Clash «London Calling», 1979 и Элвис Пресли «Elvis Presley», 1956

Группа The Clash вдохновилась дебютным альбомом Элвиса Пресли, повторив расстановку предметов и позу

1980-1989

Original size 5167x2558

Talking Heads «Little Creatures», 1985 и Говард Финстер «Baby Elvis», 1988

Обложка напоминает работы Говарда Финстера

1990-1999

Original size 5167x2555

David Bowie «Tin Machine II», 1991 и «Курос», древняя Греция, автор неизвестен

На обложке изображены античные статуи

Original size 5167x1921

Primal Scream «Screamadelica», 1991 и Василий Кандинский «Квадраты с концентрическими кругами», 1913

Изображение на обложке выполнено в направлении Абстракционизм, напоминает работы Василия Кандинского

Original size 5167x1626

Rage Against the Machine «Rage Against the Machine», 1992 и фото Буддийского монаха, совершившего акт самосожжения, 1963

На обложке альбома запечатлено фото знаменитого Тхить Куанг Дыка, южновьетнамского буддийского монаха, сжигающего себя в Сайгоне в 1963 году. Таким жестом монах выразил протест президенту Нго Динь Зьему, угнетавшему буддийскую религию.

Original size 5167x1916

Blur «Modern Life is Rubbish», 1993 и Паровоз Mallard, построенный в Донкастере в 1938 году

На обложке изображен паровоз Mallard, на котором 3 июля 1938 года был установлен мировой рекорд скорости для локомотивов на паровой тяге, составивший 203 км/ч

Original size 5167x2563

Manic Street Preachers «The Holy Bible», 1994 и Фрэнсис Бэкон «Три этюда к фигурам у подножия распятия», 1944

Некоторые источники считают, что автор обложки вдохновился триптихом Фрэнсиса Бэкона

Original size 5167x2577

The Smashing Pumpkins «Mellon Collie and the Infinite Sadness», 1995, сверху: Жан-Батист Грёз «Сувенир», 1787, снизу: Рафаэль «Святая Екатерина Александрийская», 1507

Художник-коллажист Джон Крейг заимствовал образы с картин «Сувенир» и «Святая Екатерина Александрийская»: с картины Жана-Батиста Грёза было взято положение головы с выражением лица, а с картины Рафаэля — поза и одежда героини картины.

По мнению публициста Филипа Кеннеди: «Меланхоличная красавица, мчащаяся сквозь пустую бесконечность космоса, — передала суть бесцельности и отчужденной молодости, а образы прерафаэлитов придали величие, соответствующее амбициям альбома».

Original size 5167x2558

Bjork «Homogenic», 1997 и фотография девушки из племени Хопи, автор неизвестен

Обложку «Homogenic» стилизовал Маккуин, причёска состояла из двух накрученных прядей волос. Такие конструкции носили незамужние женщины племени хопи. Причёска становилась символом того, что девушка готова выйти замуж и стать матерью.

В одном из интервью для Chicago Tribune, вышедшего 15 мая 1998 года, Бьорк прокомментировала свой образ: «У меня была причёска, которая весила десять килограммов, специальные контактные линзы, маникюр, не дававший есть руками, широкая лента вокруг талии и высокие башмаки, в которых было очень трудно ходить».

Original size 5167x2560

Massive Attack «Mezzanine», 1998 и жук-олень

На обложке изображен жук-олень

2000-2009

Original size 5167x2048

Muse «Absolution», 2003 и Рене Магритт «Голконда», 1953

На обложке можно найти отсылку к теням из работ сюрреалиста Рене Магритта

Original size 5167x1950

Franz Ferdinand «You Could Have It So Much Better», 2005 и Александр Родченко «Лиля Брик для рекламного плаката», 1924

Вдохновением послужил плакат Александра Родченко «Лиля Брик»

Original size 5167x2044

Coldplay «Viva La Vida», 2008 и Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ», 1830

Картина Энжена Делакура взята за основу

Original size 5167x2345

Muse «The Resistance», 2009 и Виктор Визарели «Vega-Nor», 1969

Дизайн обложки вдохновлен психоделическим искусством и работами в стиле киберпанка, напоминающими Виктора Вазарели

Original size 5167x1634

Madonna «Celebration», 2009 и Энди Уорхол «Диптих Мэрилин», 1962

Обложка перекликается с поп-артом Энди Уорхола, особенно с его знаменитой серией портретов Мэрилин Монро

2010-2020

Original size 5167x1604

Lady Gaga «Artpop», 2013 и Сандро Боттичелли «Рождение Венеры», 1482—1486

Именно эту обложку чаще всего приводят в пример, когда говорят о заимствовании картин, она перекликается с «Рождением Венеры» Боттичелли: в обложке сочетаются ренессансный стиль и постмодернистский подход

Заключение

Вдохновение является важнейшим механизмом, через который развивается искусство. Оно позволяет авторам строить диалог между эпохами, жанрами и культурами, создавая новые смыслы на основе старых форм. Однако в этом процессе важно соблюдать этические нормы, которые обеспечивают уважение к культурному наследию и оригинальному творчеству. Вдохновение, являясь одновременно актом заимствования и преобразования, остается ключевым звеном в бесконечном круговороте идей.

Bibliography
Show
1.

https://artchive.ru (дата обращения 12.11)

2.

https://dzen.ru (дата обращения 12.11)

3.4.

https://kulturologia.ru/blogs/190318/38263/ (дата обращения 12.11)

5.6.

Benjamin, W. «The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction» (1936). (дата обращения 17.11)

7.

Eco, U. «Travels in Hyperreality» (1986). (дата обращения 17.11)

8.

Barthes, R. «Image-Music-Text» (1977). (дата обращения 17.11)

9.

Кристева, Ю. «Семиотика и интертекстуальность» (1967). (дата обращения 17.11)

10.

Hall, S. «Cultural Representations and Signifying Practices» (1997). (дата обращения 17.11)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ummagumma (дата обращения 13.11)

6.7.8.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Who’s_Next (дата обращения 13.11)

9.10.

https://ru.wikipedia.org/wiki/«Heroes”_(песня) (дата обращения 13.11)

11.12.

https://ru.wikipedia.org/wiki/London_Calling (дата обращения 14.11)

13.14.

https://en.wikipedia.org/wiki/Little_Creatures (дата обращения 14.11)

15.16.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Tin_Machine_II (дата обращения 14.11)

17.

https://dzen.ru/a/XwhgGvdLiAcMQU3V (дата обращения 14.11)

18.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Screamadelica (дата обращения 14.11)

19.20.21.22.

https://en.wikipedia.org/wiki/Modern_Life_Is_Rubbish (дата обращения 15.11)

23.24.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Holy_Bible_(album) (дата обращения 15.11)

25.26.27.28.29.30.

https://kulturologia.ru/blogs/190318/38263/ (дата обращения 15.11)

31.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Mezzanine (дата обращения 15.11)

32.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Жук-олень (дата обращения 15.11)

33.

https://en.wikipedia.org/wiki/Absolution_(album) (дата обращения 17.11)

34.

https://artchive.ru/renemagritte/works/333505~Golkonda (дата обращения 17.11)

35.36.

https://vladey.net/ru/artwork/12155 (дата обращения 17.11)

37.38.39.40.

https://dzen.ru/a/ZYVn4sdnvmENT6ha (дата обращения 17.11)

41.42.43.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Artpop (дата обращения 17.11)

44.
От классики к модернизму: История искусства в обложках альбомов
28
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more