
Историческим референсом стала загадочная картина Герарда Терборха «Портрет Дамы» (1661 г.), находящаяся в основной экспозиции Пушкинского музей, Москва.
Герард Терборх — один из главных мастеров голландской жанровой живописи золотого века. Его реалистическая эстетика получила развитие у дельфтских мастеров Питера де Хоха и Яна Вермеера.
Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур.
На жанровых работах Терборха фигуры обычно освещены с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.
Во второй половине XVI века, когда Нидерланды стали частью испанской монархии, голландский костюм складывался под заметным давлением испанской моды, сказывавшейся в одежде вплоть до 1630-х годов. Лишь в костюме 40 — 50-х годов появились черты своеобразия.
Кроме того, рассматривая костюм Нидерландов XVII века, необходимо учесть и важнейший для него фактор разделения страны на две части, когда в северных провинциях под влиянием кальвинистов и буржуазного уклада жизни возобладала склонность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму и феодальному устройству — тяга к пышной декоративности и красочности. Эти две основные тенденции и характеризуют нидерландский костюм первой половины столетия.
В 50 — 60-е годы, под влиянием всеобщей усталости о войны появлялось все больше сторонников аскетического мировоззрения, отрицательно относившегося к радостям жизни и проявлящегося, в частности, в экономной простоте и бесцветности одежды. Пуританские проповедники отличающиеся строгостью нравов, яростно выступали против растущей безнравстенности и роскоши в одежде, находя особенно неприличными сильно декольтированные женские платья, и требовали сознательное простоты и благообразия в женской одежде и их прическе.
Дамский костюм, сохраняя сходство с общеевропейским, становится еще проще и строже. В нем сочетается конструктивная ясность с очень умеренной декоративностью. Линии покроя лифа, проймы рукавов не просто подчеркиваются, а как бы прорисовываются узкой лентой.