
Франсиско Гойя — одно из самых ярких имен в мировом искусстве. Его картины, словно время, проходят через радости и горести, отражая внутренние переживания художника. Но что же произошло с его творчеством, когда он столкнулся с ужасами войны? Давайте окунемся в мир Гойи и разберемся, как его жизнь и эмоции изменили его искусство.

Автопортрет Гойи в очках
В начале своей карьеры, до ужасов войны, Гойя рисовал с невероятной энергией. Его работы были полны жизненной силы и ярких красок. Можно сказать, что он жил как будто в мире грез, где каждый момент был полон счастья и прекрасных надежд. В это время его картины, такие как «Семья Карла IV», поражали теплом и уютом. Они передавали семейные узы, радость совместных моментов и гармонию.
В его ранних работах чувствуется легкость — можно даже сказать, что он словно летал. Гойя искренне радовался жизни, и это отражалось в каждой мазке. Но странное дело: такие светлые эмоции и уверенность в себе казались лишь прелюдией к тому, что ждет его дальше.

«Семья Карла IV»
Нет ничего более разрушительного, чем война. Она разрывает сердца, оставляет шрамы на душах людей. Гойя пережил ужасы испанской войны за независимость против французского вторжения, что, безусловно, оказало на него невероятное влияние. Как только он увидел страдания и хаос на своём пути, его взгляды на мир и творчество изменились.
С тех пор, как Гойя стал свидетелем ужасов войны, его картины словно окутала мрачная пелена. Он начал использовать темные оттенки и резкие контрасты. Как будто вместо красок жизнь обнажила настоящие, страшные реалии. Работы вроде «Третье мая 1808 года в Мадриде» засверкали ужасом и трагизмом. На этой картине изображено множество людей, готовящихся к расстрелу: страх и ужас читаются на их лицах.
«Третье мая 1808 года в Мадриде»
Каждая новая работа Гойи стала отражением его внутренней борьбы. Чувства гнева, печали и безысходности заполнили его холсты. Работы, такие как «Сон разума рождает чудовищ», можно воспринимать как крик души художника. Здесь ужасы и страхи обнимают автора, словно одеяло, которое не снимается. Как будто он стал единой сущностью с теми страданиями, которые наблюдал. Политическая ситуация в Испании, в дополнение к личным трагедиям, также поразила Гойю. Он не стеснялся передать свои взгляды на власть и общество через искусство.
В такие моменты Гойя стал архитектором социальных комментариев, показывая, насколько важно соблюдать человечность даже в разгар войны.


«Сатурн, пожирающий своего сына» и «Читающие мужчины»
Когда мы смотрим на поздние работы Гойи, их не просто так называют мрачными. Это отражение глубокой внутренней травмы. Он чувствовал себя изолированным, поглощенным темнотой, что в конце концов привело к созданию работ, как «Мрачные картины» — название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи, написанных в технике al secco. Они были созданы для стен дома, который он приобрел в феврале 1819 года, с интересным названием Дом Глухого, полученным ещё при жизни бывшего владельца.


«Собака» и «Два старика»
Долгое время после ужасов войны Гойя пытался справиться с тем, что видел и чувствовал. Его собственное здоровье также ухудшалось, и это отражалось на его творчестве.
Работы становились все более анонимными и абстрактными, возможно, как способ убежать от ненавистного мира. Его полотна пропитаны мрачными тенями и гротескными персонажами, предстают перед нами как отражение глубинных психологических травм. Это не просто воспаленные видения, но и выражение страха, одиночества и безысходности, с которыми он столкнулся в обществе.


«Юдифь и Олоферн» и «Смеющиеся женщины»
Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гойя, Франсиско https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_works_by_Francisco_Goya https://en.wikipedia.org/wiki/Judith_and_Holofernes(Goya)#/media/File: Judith_y_Holofernes_(Goya).jpg
Изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гойя, _Франсиско#/media/Файл: (Castres)_Autoportrait_aux_lunettes, _Francisco_de_Goya_y_Lucientes, Musée_Goya.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/Мрачные_картины#/media/Файл: Francisco_de_Goya, Saturno_devorando_a_su_hijo(1819-1823).jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/Мрачные_картины#/media/Файл: Hombres_leyendo.jpg https://ru.wikipedia.org/wiki/Собака(картина_Гойи) https://ru.wikipedia.org/wiki/Третье_мая_1808_года_в_Мадриде#/media/Файл: El_Tres_de_Mayo, _by_Francisco_de_Goya, _from_Prado_in_Google_Earth.jpg