Original size 1140x1600

Исследование баланса юнитов в Heroes of Might and Magic III

PROTECT STATUS: not protected
The project is taking part in the competition
big
Original size 442x314

Описание

Heroes of Might and Magic III — одна из самых культовых стратегий, чьи игровые механики построены на глубокой сбалансированности и тактических размышлениях. Её игровой процесс служит эталоном баланса и геймдизайна, каждая характеристика юнита, каждый параметр стоимости и каждое специальное умение по-особенному отзываются в геймплейном опыте игрока.

Через всю игровую экосистему HoMM III проходит особенный закон баланса. С одной стороны, это квинтэссенция классической формулы — противоборства дешёвых и многочисленных отрядов с элитными и мощными юнитами, атаки с защитой, скорости с живучестью. С другой стороны, HoMM III интерпретирует этот принцип и характерные для него тактические дилеммы уникально, с присущей игре математической элегантностью и художественным своеобразием каждой фракции. От базовых параметров в ранних фракциях до сложных спецумений и синергий в более поздних, HoMM III играет с тактическими шаблонами и механикой, создавая живую стратегическую экосистему.

Именно поэтому в фокусе моего внимания — игровая система Heroes of Might and Magic III. Её баланс требует глубокого разбора, количественного исследования и верификации интуитивных представлений игроков точными данными и статистикой.

Подбор визуала

big
Original size 755x589
post

Цветовая палитра подбиралась максимально приближенной к цветовой гамме игры при помощи gradients.app, после чего тонально скорректирована во избежание ярких контрастов.

В текстовых блоках игры использовался шрифт Times New Roman, он и использовался в графиках.

Итоговые графики

Датасет импортировался в формате csv. Для анализа и визуализации использовался Pandas.

Original size 605x720

График распределения юнитов по уровням

Original size 678x718
Original size 1193x692

Гистограмма демонстрирует сбалансированную структуру соотношения — количество юнитов колеблется между 11 и 8, что создает небольшую погрешность и баланс. Наиболее многочисленны юниты 7 уровня (13 юнитов), что соответствует развивающемуся под конец темпу игры и сложности боев. Интересно отметить наличие «уровней+» (1+, 2+, 3+) — это улучшенные версии базовых юнитов, которые обычно имеют схожую роль, но улучшенные характеристики.

График соотношения Атаки и Защиты по уровням

Original size 655x713
Original size 1394x792

Точечная диаграмма выявляет положительную корреляцию между атакой и защитой, что подтверждает базовый принцип баланса «сильный по всем параметрам». Однако, мы также можем заметить нелинейный рост характеристик: разрыв между уровнями увеличивается прогрессивно. Юниты 7-го уровня демонстрируют качественный скачок (кластеры в правом верхнем углу с атакой 40-50, защитой 40-50). Размер точек (здоровье) показывает, что высокоуровневые юниты получают непропорционально большой бонус к живучести — механизм, предотвращающий их быстрый выход из боя.

График распределения скорости юнитов по фракциям

Original size 658x864
Original size 1593x893

Диаграмма размаха выявляет тактические сходства между фракциями. Несмотря на высокий выброс Neutral, медианное значение схоже с остальными фракциями, что дает нам информацию о эксклюзивном случае высоких параметров одного-двух юнитов во фракции, за счет чего некоторые данные выскакивают в этом, и других графиках. Fortress имеет самую низкую медиану (6.0) и минимальный разброс — тактика упорной обороны.

График корреляции между основными характеристиками юнитов

Original size 713x847
Original size 1083x981

Тепловая карта выявляет множество кластеров корреляций, самые базовые из них: Боевой кластер (Attack-Defence-Min/Max Damage): Умеренная корреляция (0.91-0.97) показывает, что атака и защита сбалансированы, но не копируют друг друга.

Корреляция скорости с другими параметрами 0.61-0.75 — имеет больший разброс, нежели боевой кластер, но все еще в пределах нормы.

Отсутствие перекосов (все корреляции 0.61-0.97) свидетельствует о продуманном балансе.

График распределения наиболее частых специальных способностей

Original size 572x930
Original size 1009x980

Круговая диаграмма раскрывает сбалнсированное разнообразие:

Летающий (15.8%): стратегическая мобильность

Иммунитет к ответной атаке и огню (по 15,8%): ключевой механизм контроля урона в ближнем бою

Двойная атака, Сопротивляемости, нежить (по 10,5%): дизайнеры фокусировались на нескольких стратегических механиках, что в общей картине создало равномерное распределение и баланс.

Анализ стоимости юнитов по уровням

Original size 1778x776

Кривые роста выявляют схожесть в экономической стратегии фракций, они практически идентичны, имея отклонение лишь на 11-14 уровнях с фракцией Neutral, вновь подтверждая теорию о уникальном случае юнита с наивысшими характеристиками.

Каждый новый уровень увеличивает стоимость на 20-40%, что придает игре постепенную прогрессию экономической сложности, соответствующую канонам игрового баланса.

Original size 1057x875

Радар-диаграмма подтверждает концепцию асимметричного баланса между характеристиками и симметричного между фракциями. Фракциональное равенство придает игре баланс между игроками, где каждая фракция занимает свою тактическую нишу без явного доминирования. Асимметричность характеристик же развивает стратегическую концепцию, где каждый ресурс не равен другому ресурсу, что порождает интересные выборы в игре.

Выводы

Heroes of Might and Magic III представляет собой образец игрового баланса, где глубина и разнообразие достигаются не через создание перекосов и доминирующих стратегий, а через тщательно сбалансированную многомерность. Каждый элемент игровой системы — от базовых характеристик юнитов до специальных способностей — существует в сети взаимных компенсаций, где выбор игрока определяется не поиском «оптимальной сборки», а адаптацией к конкретной тактической ситуации.

Статистический анализ подтверждает, что интуитивное представление игроков о балансе игры имеет под собой прочное математическое основание. Статус HoMM III как одной из наиболее сбалансированных стратегий всех времен оказывается не просто следствием ностальгии, а результатом исключительно грамотного и последовательного геймдизайна, выдержавшего проверку временем в том числе благодаря своей математической элегантности.

Ключевой парадокс, раскрытый исследованием: игра достигает стратегической глубины не через усложнение отдельных элементов, а через создание простых, но идеально сбалансированных взаимосвязей между ними. Именно эта «элегантность простоты» и объясняет феномен долголетия HoMM III в игровом каноне.

Описание применения генеративной модели

Sora: генерация обложки

Gradients.app: определение цветовой палитры и ее корректировка

Kaggel: поиск датасета

DeepSeek: улучшения кода

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more