Original size 1140x1600

Эволюция готического окна розы (От простого окна энциклопедии мироздания)

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Готический собор представляет собой один из самых сложных и запоминающихся символов европейской Средневековой культуры. Среди его архитектурных составляющих именно витражное окно-роза занимает особое священное положение. Она является не просто инженерным или декоративным решением. Готическая роза является важнейшим ключом к пониманию средневекового мировоззрения, в котором архитектура, богословие и световая эстетика нераздельно связаны.

Почему именно эта тема?

Я выбрала именно эту тему для своего визуального исследования по нескольким причинам.

Во-первых, Роза является ярчайшим визуальным символом готики, можно сказать, её «визитной карточкой». Во-вторых её эволюция от простого круглого окна, до сложнейшего сакрального узора наглядно отражает основные этапы развития готического стиля в целом. Это позволяет через призму одного элемента проследить глобальные изменения в архитектуре, инженерии и философии эпохи. И наконец, тема обладает значительным междисциплинарным потенциалом находясь на стыке истории архитектуры, искусствоведения, философии и семиотики, что позволяет провести глубокое и многогранное исследование.

Ключевая гипотеза исследования

Каким образом эволюция архитектурной формы розы (от ранней к пламенеющей готике) отражает изменение философско-богословских представлений о свете, божественном порядке и месте человека во вселенной?

Принцип отбора материала

При отборе материалов своего исследования я руководствовалась принципом «от общего к частному» и всегда проверяла достоверность данных. Основой стали проверенные временем академические работы, а именно: книги таких авторов, как Томан, Панофский и Ротенберг. Они дали мне прочную теоретическую базу и понимание контекста. Чтобы убедиться в точности конкретных фактов и дат, я обратилась к уважаемым энциклопедическим ресурсам, например, Britannica, и к сайтам крупных музеев, таких как Victoria and Albert Museum. А для того, чтобы найти информацию о конкретных соборах и их витражах, я использовала специализированные тематические порталы. Однако ко всей информации из интернета я относилась критически: всегда сверяла данные из разных источников между собой и с академическими книгами. Такой подход помог мне собрать надежную и убедительную базу для работы.

О готической розе

Готическая роза была широко распространена в храмовой архитектуре стран Западной Европы, достигнув наивысшего расцвета во Франции (соборы Парижской Богоматери, Шартра, Реймса, Амьена), а также получив уникальное развитие в Англии, Германии и Италии. Изначально выполняя утилитарную функцию освещения нефа или трансепта, она очень быстро превратилась в мощный символический объект. В средневековой культуре роза осмысливалась как образ религиозной вселенной, ее гармонии и порядка. Ее круглая форма символизировала вечность и небо, радиальная структура — исхождение божественного света из единого центра (Бога), а витражное заполнение — преображение материального света в нематериальное, священное божественное излучение.

Генезис готической розы: архитектурные и символические истоки

Прежде чем роза появилась на фасадах готических соборов, её прообразы зарождались в романскую эпоху.

Original size 960x1306
post

На фасаде представленного аббатства можно увидеть характерные для романской архитектуры круглые окна. Их скромные размеры и простая структура напрямую обусловлены архитектурными особенностями романского стиля. Массивные стены выполняли несущую функцию, что исключало возможность создания крупных оконных проемов. Такие окна выполняли утилитарную функцию, обеспечивая минимальное но важное освещение пространства, одновременно являясь прообразом будущих готических роз, где символика света станет доминировать над утилитарностью.

У круглой формы этих окон есть особое значение. Эта геометрическая фигура, наделена в средневековой культуре сакральным смыслом. Круг олицетворяет небо, вечность и божественное совершенство, не имеющее начала и конца. Предполагалось что на средневекового человека такая форма должна была оказывать психологический эффект. Круглое окно должно было как бы круг как бы «приоткрывать» видение божественного порядка, напоминая о гармонии небесного мира и направляя мысли от земной тяжести каменных стен к вечной истине. По этой причине данная форма встала в основу будущего готического окна-розы.

Original size 4303x3174

Слева: Сан-Дзено-Маджоре XI–XII вв., по середине: Кафедральный собор Пьяченцы XII–XIII вв., справа: Кафедральный собор Трани XI–XIV вв.

В поздних образцах романской архитектуры, таких как представленные выше базилика Сан-Дзено-Маджоре (Верона), соборы в Пьяченце и Трани, мы видим важный переходный этап в формировании готической розы.Эти колесо-подобные окна, в сравнении с ранними примерами романскими прототипами, демонстрируют усложнение формы. Здесь уже появляется выраженная радиальная структура с каменными перегородками, расходящимися от центра. Однако их оформление остается относительно простым: массивные каменные «спицы» и скромный диаметр выдают их романское происхождение, где утилитарная функция и конструктивная прочность преобладали над декоративностью в силу технических ограничений. Интересно, что такая форма могла ассоциироваться с популярным в средневековой культуре образом «колеса Фортуны», символизирующим изменчивость земной судьбы, что предвосхищало сложную символическую нагрузку будущих готических роз. Эти памятники наглядно показывают, как в недрах романского стиля вызревала революционная архитектурная идея, которой суждено было полностью раскрыться в готике.

Ранняя готика

Благодаря революционной каркасной системе, (нервюрному своду, аркбутанам и контрфорсам) которая перераспределила нагрузку с стен на вынесенные опоры, в архитектуре произошел качественный скачок. Стена, утратившая несущую функцию, превратилась в легкий ажурный каркас, открывший возможность для создания гигантских оконных проемов. Этот технический прорыв стал решающим фактором, позволившим скромному романскому круглому окну трансформироваться в грандиозную готическую розу и открыл путь для ее последующего усложнения.

Original size 2418x1714

Базилика Сен-Дени XII–XIII вв.

По одной из версий Аббатство Сен Дени считается местом зарождения готического стиля. Рассмотрим его западное окно, которое демонстрирует первые шаги от романской массивности к готической лёгкости.

Окно сохраняет структуру подобную колесу: от центрального медальона расходятся двенадцать минималистичных, но уже более изящных чем в романских образцах «лучей». Данное окно отличается от поздне-романских предшественников относительной ажурностью. Мы можем увидеть большее количество отдельных друг от друга сегментов.

Original size 2994x4094

Нотр-Дам-ан-Во XII–XIII вв.

На примере Розы Нотр-Дам-ан-Во можно проследить зарождение цветочных мотивов. В центре окна читается самостоятельный декоративный смысловой центр, представляющий: геометрический узор напоминающий распустившийся бутон состоящий из 6 лепестков. Каменный переплет тонкий и изящный, соотношение камня и стекольной площади сместилось в пользу света.

Появление и развитие витражного искусства в готических розах

Значительную роль в развитии готического окна Розы сыграли витражи. Они оказали важнейшее влияние на создание атмосферы и уникального сакрального пространства по средствам игры света, проникающего сквозь разноцветные стекла. Витраж позволял безграмотным людям ознакамливаться с богословскими сюжетами. Это делало духовное просвещение доступным для большинства прихожан. Самым старым примером витражной розы, дошедшим до нас, является окно роза базилики Сан-Дени. Именно по этому её мы рассмотрим в первую очередь.

Original size 1703x891

Базилика Сен-Дени XII–XIII вв.

Данный витраж посвящен библейской теме «Древо Иессеево». В центре располагается изображение Иисуса Христа от которого исходят ветви ведущие к изображениям пророков ветхого завета. Данный витраж иллюстрирует предшественников Иисуса Христа в виде генеалогического древа.Данная темя довольно популярна в христианском искусстве, она подчеркивает переход от ветхого завета к новому. Эта композиция не просто так изображена на северном трансепте. Она располагается над входом в усыпальницу французских правителей и богословов. Это сделано чтобы подчеркнуть их связь между собой и показать что они важны для истории Франции, как и библейские пророки.

Original size 600x526

Базилика Сен-Дени XII–XIII вв.

На наружном фасаде нам предстает довольно масштабный узор. Окно украшено множеством гометричных узоров напоминающих форму цветка. От центра всё так же расходятся тонкие изящные «спицы» делящие окно на множество сегментов. При этом декор сохраняет сдержанность характерную для ранней готики. Эта роза демонстрирует, как готические зодчие начали осваивать потенциал каркасной системы для реализации ажурных экранов для света.

Высокая готика

В этот период готическая роза расцветает усложняется и совершенствуется. Декоративность и смысловая нагрузка набирает обороты, а мастерство зодчих того времени достигает небывалых высот. В качестве примера примера периода высокой готики рассмотрим розу Лозаннского собора.

Original size 2994x4700

Лозаннский собор XIII в.

С внешней стороны роза предстает как монументальный сложный объект диаметром около 9 метров. Она напоминает своим внешним видом подобие фрактала из отдельных фрагментов похожих на цветущие бутоны роз. Здесь нет «спиц», присущих розам рассмотренным ранее. Композиция скорее напоминает звезду или букет. Массивные каменные ребра подчеркивают конструктивную прочность для поддержания столь крупного проема.

Original size 736x490
Original size 5184x3456

Попадая внутрь собора, зритель испытывает совершенно иное ощущение. Темное пространство вокруг и свет проходящий через витраж, преображает массивную каменную конструкцию. Теперь роза представляет из себя сияющую картину. Здесь, во мраке внутреннего пространства собора, на первый план выходит не структура, а цвет и изображение. Каменные переплеты изнутри оказываются ажурной рамой для сложнейшей витражной композиции. По средствам этого создается эффект парящего в воздухе божественного видения.

Original size 5184x3456
Original size 5184x3456
Original size 5184x3456

Сюжет Лозаннской розы это своего рода энциклопедия средневековых знаний о вселенной. В центре композиции находится медальон с фигурой олицетворяющей образ бога-творца, восседающего на троне, символизирующем власть над миром. Вокруг этого образа разворачивается весь мир: четыре направления ветров, четыре стихии (огонь, вода, земля, воздух), двенадцать знаков зодиака и двенадцать месяцев с характерными для каждого сельскохозяйственными работами. Эта сложная система образов показывала средневековому человеку, что весь мир, от течения времени, до крестьянского труда, подчинен божественному замыслу и порядку.

Original size 851x852

Южная роза Собора Парижской Богоматери — XIII в.

Южная роза собора Парижской Богоматери это пример высшего уровня лучистого стиля в готическом искусстве. Диаметр розы составляет почти 13 метров. Её композиция построена вокруг центрального медальона с образом Христа-Вседержателя, окруженного апостолами, мучениками и премудрыми дамами. Особенностью этой розы является сложнейшая и очень детализированная смысловая программа: внешний круг состоящий из мучеников, внутренний круг изображающий дев, несущих светильники, что отсылает к притче о десяти девах.

С технической точки зрения роза демонстрирует совершенство готического мастерства. Сложнейший узор из витражей, масштаб, изящность, проработанность и техническая сложность демонстрируют это в полном масштабе.

Original size 2400x1600
Original size 800x800

Витраж превращался в гигантскую визуальную проповедь. Сюжет розы Нортр-Дам нужен был чтобы показать средневековому человеку: 1)Иерархию духовного мира (от бога к святым) 2)Пример для подражания (мученики и девы достигшие спасения) 3)Важность духовной чистоты (мудрые девы со светильниками) 4)Идею страшного суда (напоминание о вечной жизни и спасении для праведников)

Поздняя готика

Original size 2736x2520

Окно роза Сент-Шапель — XV в.

Западная роза Сент-Шапель, созданная в период с 1485 по 1498 год является одним из самых ярких примеров произведения эпохи пламенеющей готики. И наглядно демонстрирует все черты данного стиля.

Original size 2994x3303

Каменная конструкция окна напоминает языки пламени, Рисунок отличается особенной динамичностью и сложностью узора. В отличие от аскетичных роз ранней готики, эта конструкция демонстрирует отказ от структурной ясности в пользу декоративности.

Original size 960x640

В отличие от витражей XIII века, где доминировали красные и синие тона, в розе активно используются желтые и зеленые цвета. Это стало возможно благодаря широкому применению инновационной техники серебряной травы.

Original size 612x408

Витраж Роза посвящен теме Апокалипсиса. Сложный смысл и символика витража были на этот раз предназначена не столько для неграмотных, сколько для образованных теологов, способных расшифровать сложный насыщенный смыслами сюжет. В центре композиции находится Иисус Христос как судия с мечем исходящим из уст. Эта фигура напоминала о неизбежности страшного суда и силе божьего слова. Его окружают следующие сцены: четыре всадника апокалипсиса, снятие печатей, борьба с драконом. В эпоху социальных потрясений и эпидемий этот витраж служил напоминанием о том что за временным земным хаосом стоит вечный божественный порядок, а спасение обретается через веру и духовную стойкость.

Подведем итоги

Проведенное исследование наглядно демонстрирует, как готическая роза прошла сложный путь трансформации, отражая изменения в архитектуре, технологии и мировоззрении средневекового общества.

Ключевые этапы эволюции

1. Романские предпосылки

·Круглые окна выполняли утилитарную функцию освещения · Символизировали божественный порядок и непредсказуемость жизни. · Массивные стены ограничивали размер и сложность окон

2. Ранняя готика

· Появление каркасной системы позволило увеличить размеры · Сохранение колесо-подобной структуры при большей ажурности · Усиление световой символики

3. Высокая готика

· Усложнение конструкции и иконографических программ · Появление сложных витражных циклов · Превращение в богословские трактаты о мироздании воплощённые в свете.

4. Поздняя готика

· Полный отказ от структурной ясности в пользу декоративности. · Сложные апокалиптические сюжеты · Технические инновации (серебряная травка)

Основные выводы

1. Технологическая революция каркасной системы стала решающим фактором, позволившим трансформировать скромное романское окно в грандиозную готическую розу.

2. Эволюция символики прошла путь от простых геометрических форм к сложным витражным богословским программам, воплощающим средневековые представления о мироздании.

3. Витражное искусство превратило архитектурный элемент в инструмент создания сакрального пространства, где материальный свет становился метафорой божественного.

4. Каждый исторический этап добавлял новые смыслы и формы, обогащая первоначальную концепцию и демонстрируя неразрывную связь архитектуры с духовными исканиями эпохи.

Bibliography
Show
1.2.3.4.

https://www.nature.com/articles/s41598-019-39740-y (дата обращения 23.11.2025)

5.

https://www.britannica.com/technology/rose-window (дата обращения 23.11.2025)

6.7.

https://www.sacred-destinations.com/france/bourges-cathedral (дата обращения 23.11.2025)

8.

https://www.sacred-destinations.com/germany/maria-laach-abbey (дата обращения 23.11.2025)

9.

https://www.britannica.com/place/Notre-Dame-en-Vaux (дата обращения 23.11.2025)

10.

https://www.britannica.com/place/Notre-Dame-en-Vaux (дата обращения 23.11.2025)

11.

https://bibliotekar.ru/Iskuss1/36.htm (дата обращения 23.11.2025)

12.

https://vit-rage.ru/articles/goticheskaya-roza (дата обращения 23.11.2025)

13.

Томан р. «Готика, архитектура, скульптура, живопись»

14.

Панофский Э. «Готическая архитектура и схоластика»

15.

Ротенберг Е.И. «Искусство готической эпохи.

16.

Академия художеств России, Ин-т теории и истории искусств «Всеобщая история искусств»

17.
Image sources
Эволюция готического окна розы (От простого окна энциклопедии мироздания)
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more