Выставка «Кто она?»

big
Original size 4760x3164

Концептуальная рамка выставочного проекта строится на рассказе о первых и очень важных периодах жизни любой женщины — детстве и юности. Девичество — процесс пробуждения гендерной субъектности, когда Она впервые начинает осознавать, что значит быть «девочкой» и, позже, — женщиной.

Это не универсальное, но глубоко распространённое переживание — момент, в котором сталкиваются телесность, норма, контроль, мечта и сопротивление. Девичество — та зыбкая территория, где личное впервые становится политическим, где формируются первые травмы, но и первые силы.

big
Original size 4760x3164

Общие места жизненного опыта в совокупности с принципами взаимного уважения и поддержки, должны стать связующими, несущими элементами хрупкой конструкции равноправного диалога между женщинами в искусстве и за его пределами. Выставка призвана вызвать в зрительницах стремление находить и обсуждать с другими девочками общие места жизненного опыта.

Выставочный проект включает в себя семь художественных работ, каждую из которых сопровождает авторский текст, напечатанный в сопроводительном зине. Фрагментарное повествование об опыте девичества становится основой смысловой композиции экспозиции.

Пространство выставки делится на две части с помощью цветовых акцентов. Каждая из представленных работ относится к одной из глав «Детство», «Юность». Экспозицию открывает визуальное исследование.

0

Дизайн-система выставочного проекта опирается на его концепцию. Визуальные образы — нечеткие, эфемерные, как сопричастность, которую можно только ощутить. Печатные и электронные материалы итогового проекта были созданы на основе книги-визуального исследования.

0

Сквозь пальцы

Original size 4760x3164

Рождение любого существа человеческого не случилось бы, не будь женщины‐матери.

Делегированный перформанс (видеодокументация), участницами которого становятся молодые художницы и их матери. Связующим элементом действия становится песня «Slipping through my fingers» группы ABBA.

В сцене, показанной в фильме, исполняя эту песню Донна прощается с давно ушедшим детством своей дочери Софи, параллельно помогая девушке собираться на её свадьбу. Процедуры, связанные с уходом за собой, часто становятся нежным воспоминаниям матерей и дочерей о времени, проведенном вместе в детстве последних. В перформансе героини вместе исполняют песню.

Она — женщина, совершившая подвиг материнства.

Original size 4760x3164

Дни кошки Пипы

Original size 3124x2082

Видеоинсталляция, в которой метафорой девичества и свободы становится образ жизни молодой кошки по имени Пипа. Пипа — девчонка, пусть и кошачья, но совершенно точно — девчонка. Она юная, очень сообразительная и по каждому вопросу имеет свое собственное мнение, которое, конечно же, не меняется, что бы ей ни говорила мама (т.н. хозяйка).

Она — девочка-кошка.

Original size 3124x2082

Про пятнышки

Original size 3124x2082

Серия расписанных фарфоровых тарелок, иллюстрирующих детское стихотворение авторства художницы. Книжка-картинка из тарелок, повествующая о ценности любого, даже негативного, жизненного опыта.

Опыт оставляет на нас отпечаток. Не так важно, внешний или внутренний — важно, что после случившегося мы становимся кем‐то другим, чем‐то новым. Однако найти место внутри для этого нового бывает непросто, ведь опыт иногда образуют ошибки и несправедливости. Маленькая девочка внутри меня хорошо это знает. Звери — большие, маленькие, смешные и серьезные — заставляют меня улыбнуться.

Она — девочка, с которой случалось разное.

Артефакты-1

Пограничная, связывающая между собой обе части выставки работа, главными смысловыми ориентирами которой становятся практика хранения самого ценного в небольших девочковых шкатулках и (не)готовность отпускать проходящее.

Наверное, практика хранения памятных мелочей — то, что связывает сегодняших девочек и женщин со всеми предшественницами — ведь то, с чем невероятно жаль расстаться, и есть физические артефакты памяти.

Она — женщина, помнящая важное.

Original size 4128x2752
0

Сад слов

Текст является очень важным для художницы медиумом, а ведение дневников и написание любовных посланий — неотъемлемой частью женского опыта. Серия плакатов выполнена шрифтом художницы. Они — о ранящем столкновении с остроугольной реальностью, но и о лучезарных надеждах.

Она — артерия, путеводная звезда, подруга.

Original size 4760x3164

Аве Мария

Я обращаюсь к ней, потому что наверняка уверена — она знает.

Юность — свободна, упряма и протестна по своей природе. Она же становится временем рождения тех моральных ориентиров, которые потом сопровождают людей по жизни, трансформируясь и обрастая новыми смыслами. Молитва Богородице — «Аве Мария» вошла в употребление у католиков в середине XI века, уже в XIV веке став частью главной католической молитвы «Ангел Господень».

Original size 4760x3164

Та, к кому обращен этот короткий, но такой важный текст, в разные периоды истории человечества — и несокрушимая заступница за людей перед Богом, и идеал любви и милосердия, и скорбящая мать, и та, кому присуще божественное величие; но в то же время — некогда простая женщина, исполнившая свою роль в замысле Бога.

Она — Мария.

Плачеи

Original size 4684x3123

Горе — недалеко. Вон за тем поворотом — сегодня в красном доме, а завтра в жёлтом, и, когда ему будет угодно, в моём и твоём, в нашем. Взрослея, я по капле осознавала это всё чётче и чётче.

Сопереживание. Со-переживать. Совместно проживать ощущаемое кем-то. Сочувствие, сострадание, сожаление. Разделить чувства других с ними.

Original size 4760x3164

На руси и во многих древних культурах для сопровождения проживания горя существовал специальный род деятельности. Работа плакальщиц была важна деревенскому сообществу по ряду причин, но одной из самых важных являлась возможность истолковать горе, объединиться с другими перед его лицом и прочувствовать невыносимое с чьей‐то поддержкой. Работа стремится осмыслить традиционную для патриархального общества роль женщины как всепринимающей мученицы, вынужденной собственной природой разделять страдания каждого ближнего, всего незнакомого, любого отечественного. Женщина‐плачея — обезличена, и именно благодаря потере субъектности она способна сострадать любому человеческому горю, каким бы оно ни было и чем бы ни было вызвано.

Она — женщина, сопереживающая.

Выставка посвящается моим подругам.

0

Событие прошло 17‐24 мая в 49ом павильоне ВДНХ. Художница: Елизавета Зимина Кураторы проектов: Владислав Ефимов, Алексей Капнинский, Елена Новосёлова, Дмитрий Цветков Дизайн: Екатерина Громыко Технический отдел: Анна С., Александра Замуруева, Георгий Горшков Ассистенты: Анна С., Александра Замуруева Москва, 2025

Original size 4760x3164
Original size 4760x3164

Выставка прошла в выставочном пространстве проектной школы искусства для подростков «Каскад. Проект как метод». В период 22–25 мая проект стал участником IV A-S-H фестиваля.

Событиями параллельной программы стали лекция и dj set от сообщества Girlhood Studies исследовательниц «девичество — это спектр».

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more