Original size 2000x2820

Архитектура советского конструктивизма в фотографиях Александра Родченко

12

Содержание:

I. Введение II. Высота постройки III. Монументальность постройки IV. Отдельные архитектурные решения V. Выводы VI. Использованная литература

I. Введение

Александр Михайлович Родченко — художник своего времени: XX века, изменившего представления о существующих изящных искусствах и создававшего новые.

Автор печатался в журнале «Новый ЛЕФ», где четко отражен его взгляд на фотографию как на отдельное искусство. В 1928 году с ним полемизирует редакция «Советского фото», критикуя Родченко за использование приемов «сверху вниз» и «сверху вниз» как копию уже существовавших в работах в других странах. Александр Михайлович отразил нападки [1].

Как фотограф Родченко часто обращал внимание на архитектуру, в особенности окружавшую его новую — советский конструктивизм. Используя диагонали и новые ракурсы, он делал акценты на высоте и монументальности построек, а также отдельных их элементах. Эти особенности фотографического творчества Родченко и будут рассмотрены в данном исследовании.

II. Высота постройки

Имеющая в своем распоряжении сталь, бетон и методы каркасного строительства, новая архитектура стремится ввысь, преодолевая прежние ограничения. Родченко подчеркивает это новоприобретенное качество, снимая постройки снизу и направляя камеру резко вверх или наоборот.

«Самыми интересными точками современности являются „сверху вниз“ и „снизу вверх“, и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним» — А. Родченко, 1928

Слева направо: А. Родченко, «Пожарная лестница» из серии «Дом на Мясницкой», 1925; А. Родченко, «Шуховская башня», 1929

В объектив Родченко попадают как и маркеры индустриального развития СССР (Шуховская башня и линии электропередач), так и жилые дома со своей спецификой: лестницами и повторяющимися металлическими балконами.

Слева направо: А. Родченко, «Мачты линии электропередач», 1926; А. Родченко, «Здание ВХУТЕИНа», 1927

Слева направо: А. Родченко, «Двор», 1927; А. Родченко, «Двор» из серии «Дом на Мясницкой», 1925

III. Монументальность постройки

В отличии от фокуса на высоте архитектуры, внимание к общему размеру здания требовало от Родченко эффектного и полного его размещения в рамках одной фотографии. Наклоняя камеру, художник революционно для своего времени [2] показывает постройки во всем их масштабе.

«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще» — А. Родченко, 1921

Слева направо: А. Родченко, «Коммунальный дом на Новинском бульваре», 1929; А. Родченко, «Планетарий», 1932

Стремительная урбанизация СССР также внесла свой вклад в окружавшую фотографа среду: теперь городские объекты (общественные места, здания организации, многоквартирные дома) были расчитаны на большее количество людей и расли и ввысь, и вширь.

Слева направо: А. Родченко, «Известия», 1927; А. Родченко, «Дом Моссельпрома», 19__

Слева направо: А. Родченко, «Торгсин»; А. Родченко, «Дебаркадер архитектора Владимира Шухова», 1927

IV. Отдельные архитектурные решения

Кроме упомянутых выше двух крупных категорий, Родченко исследует и другие аспекты архитектуры его времени. Комбинируя и преображая приемы с высотой и наклоном, он акцентирует внимание на отдельных архитектурных элементах.

Слева направо: А. Родченко, «Клуб им. Русакова», 1928; А. Родченко, «Планетарий», 1932

В числе таких элементов буквы на фасадах зданий и отдельные части архитектурных сооружений.

Слева направо: А. Родченко, «Водонапорная башня конструкции инженера Владимира Шухова в Тимирязевском парке», 1929; А. Родченко, «Планетарий», 1932

V. Выводы

Слева направо: А. Родченко, «Фабрика-кухня», 1931; А. Родченко, «Электростанция», 1929

Александр Михайлович Родченко не фотограф-наблюдатель, а активный преобразователь действительности в своих работах.

Видя в новой архитектуре часть будущего, он сознательно экспрементировал с канонами фотографии, чтобы придать запечатляемой им архитектуре динамику и подчеркнуть ее особенности, создавая портрет эпохи конструктивизма.

VI. Использованная литература

1. Шишкина Наталья Евгеньевна, Синегубова Капиталина Валерьевна Полемика между советскими фотожурналами в свете популяризации фотографии // Символ науки. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polemika-mezhdu-sovetskimi-fotozhurnalami-v-svete-populyarizatsii-fotografii (дата обращения: 25.04.2025). 2. Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 25.04.2025).

Архитектура советского конструктивизма в фотографиях Александра Родченко
12
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more