
Содержание:
I. Введение II. Высота постройки III. Монументальность постройки IV. Отдельные архитектурные решения V. Выводы VI. Использованная литература
I. Введение
Александр Михайлович Родченко — художник своего времени: XX века, изменившего представления о существующих изящных искусствах и создававшего новые.
Автор печатался в журнале «Новый ЛЕФ», где четко отражен его взгляд на фотографию как на отдельное искусство. В 1928 году с ним полемизирует редакция «Советского фото», критикуя Родченко за использование приемов «сверху вниз» и «сверху вниз» как копию уже существовавших в работах в других странах. Александр Михайлович отразил нападки [1].
Как фотограф Родченко часто обращал внимание на архитектуру, в особенности окружавшую его новую — советский конструктивизм. Используя диагонали и новые ракурсы, он делал акценты на высоте и монументальности построек, а также отдельных их элементах. Эти особенности фотографического творчества Родченко и будут рассмотрены в данном исследовании.
II. Высота постройки
Имеющая в своем распоряжении сталь, бетон и методы каркасного строительства, новая архитектура стремится ввысь, преодолевая прежние ограничения. Родченко подчеркивает это новоприобретенное качество, снимая постройки снизу и направляя камеру резко вверх или наоборот.
«Самыми интересными точками современности являются „сверху вниз“ и „снизу вверх“, и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним» — А. Родченко, 1928
Слева направо: А. Родченко, «Пожарная лестница» из серии «Дом на Мясницкой», 1925; А. Родченко, «Шуховская башня», 1929
В объектив Родченко попадают как и маркеры индустриального развития СССР (Шуховская башня и линии электропередач), так и жилые дома со своей спецификой: лестницами и повторяющимися металлическими балконами.
Слева направо: А. Родченко, «Мачты линии электропередач», 1926; А. Родченко, «Здание ВХУТЕИНа», 1927
Слева направо: А. Родченко, «Двор», 1927; А. Родченко, «Двор» из серии «Дом на Мясницкой», 1925
III. Монументальность постройки
В отличии от фокуса на высоте архитектуры, внимание к общему размеру здания требовало от Родченко эффектного и полного его размещения в рамках одной фотографии. Наклоняя камеру, художник революционно для своего времени [2] показывает постройки во всем их масштабе.
«Линия есть первое и последнее, как в живописи, так и во всякой конструкции вообще» — А. Родченко, 1921
Слева направо: А. Родченко, «Коммунальный дом на Новинском бульваре», 1929; А. Родченко, «Планетарий», 1932
Стремительная урбанизация СССР также внесла свой вклад в окружавшую фотографа среду: теперь городские объекты (общественные места, здания организации, многоквартирные дома) были расчитаны на большее количество людей и расли и ввысь, и вширь.
Слева направо: А. Родченко, «Известия», 1927; А. Родченко, «Дом Моссельпрома», 19__
Слева направо: А. Родченко, «Торгсин»; А. Родченко, «Дебаркадер архитектора Владимира Шухова», 1927
IV. Отдельные архитектурные решения
Кроме упомянутых выше двух крупных категорий, Родченко исследует и другие аспекты архитектуры его времени. Комбинируя и преображая приемы с высотой и наклоном, он акцентирует внимание на отдельных архитектурных элементах.
Слева направо: А. Родченко, «Клуб им. Русакова», 1928; А. Родченко, «Планетарий», 1932
В числе таких элементов буквы на фасадах зданий и отдельные части архитектурных сооружений.
Слева направо: А. Родченко, «Водонапорная башня конструкции инженера Владимира Шухова в Тимирязевском парке», 1929; А. Родченко, «Планетарий», 1932
V. Выводы
Слева направо: А. Родченко, «Фабрика-кухня», 1931; А. Родченко, «Электростанция», 1929
Александр Михайлович Родченко не фотограф-наблюдатель, а активный преобразователь действительности в своих работах.
Видя в новой архитектуре часть будущего, он сознательно экспрементировал с канонами фотографии, чтобы придать запечатляемой им архитектуре динамику и подчеркнуть ее особенности, создавая портрет эпохи конструктивизма.
VI. Использованная литература
1. Шишкина Наталья Евгеньевна, Синегубова Капиталина Валерьевна Полемика между советскими фотожурналами в свете популяризации фотографии // Символ науки. 2018. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polemika-mezhdu-sovetskimi-fotozhurnalami-v-svete-populyarizatsii-fotografii (дата обращения: 25.04.2025). 2. Александр Родченко: краткий путеводитель по жизни и творчеству // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/mag/385-rodchenko (дата обращения: 25.04.2025).