Пейзаж «Терраса в Сент-Адрессе» написан Клодом Моне с удивительным ощущением неспешного летнего дня, растворенного в цвете, воздухе и световых бликах. Картина была создана в 1867 году, задолго до зрелого импрессионизма, но уже несет в себе его ритмы: свежесть, открытость, невесомость и шикарную цветопись. Пейзаж вовсе не частная сцена и не жанровая зарисовка — скорее, это образ покоя и буржуазного благополучия, где природа и культура сливаются в едином, тщательно срежиссированном кадре. Все — от флагов до чаек — движется, но остается в пределах продуманной гармонии.

Оскар Клод Моне — французский живописец, один из основоположников искусства импрессионизма, стремившийся изобразить природу так, как она раскрывал перед взором. В 1867 году Моне проводил лето со своей семьей в Сент-Адрессе, приморском курортном городке недалеко от Гавра. Там он написал чудесную теплую сцену досуга своих родных. Несмотря на личные обстоятельства (в то время его гражданская жена Камилла и их сын Жан оставались без него в Париже, в бедности), картина наполнена покоем и визуальной ясностью. Это сцена досуга, светская идиллия на фоне моря.

В центре композиции — аккуратно подстриженный сад с цветами и отдыхающими фигурами. Отец Адольф расположился около нижнего левого угла в плетеном стуле. Рядом, спрятавшись за белым зонтиком — предположительно мадам Лекадр, тетка Моне, либо же сестра Софи. В отдалении, у парапета, визуально отделяющего морской мир от суши, стоят кузина Жанна Маргарита и молодой человек. На заднем плане — порт Гавра, парусники, пароходы и флаги, развевающиеся на легком ветру. Это второй слой картины, уравновешивающий строгую геометрию переднего плана: дорожки, стулья и цветники. Сцена построена в любопытной перспективе: художник стоит на балконе и описывает летний день с возвышения, тем самым терраса получилась немного плоской, что отсылает к массовому интересу японской графикой.

Моне искусно сочетает декоративную упорядоченность сада с живой подвижностью неба и моря. Свет ложится пятнами: жёлтый на песке, белый на цветах, тени — короткие, острые, как в полдень. Полотно наполнено разнообразием пульсирующих, ярких и чистых цветов: помимо света, тени переданы определенными цветами, а растения исполнены в свободных мазках, чтобы намекнуть на их присутствие. Художник еще не совсем отказался от четких контуров и композиционной центровки, как позже в зрелом импрессионизме, но уже впервые стремится передать изменчивость атмосферы и мгновенное впечатление, «импрессию». Моне изучает взаимосвязи между наблюдением природы и методами, которыми можно эти наблюдения транслировать в картины.

Картина была позже показана на Салоне 1868 года под названием «Терраса у моря» и получила противоречивые отклики. Ее трудно отнести к одному жанру — это и пейзаж, и социальный портрет, и почти фотографическая зарисовка. Однако в этом и состоит ее самобытность: она соединяет наблюдательность с поэтичной дистанцией, частное — с универсальным. Моне открывает новый способ переживать пространство через свет и дыхание момента. Таким образом, картина полна сладостного покоя и визуальной ясности. Это лакомая идиллия на фоне сочного синего моря и пароходной дымки.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more