№Hb 69430002
ROBERT PEAKE
start.hsedesign.ru

Генри, принц Уэльский с сэром Джоном Харингтоном на охотничьем поле

8

Охотничий портрет Роберта Пика «Генри Фредерик (1594–1612), принц Уэльский с сэром Джоном Харингтоном (1592–1614) на охотничьем поле» — выразительное воплощение английского портретного искусства начала XVII века. Созданная в эпоху Елизаветинской Англии, в 1603 году, работа передает атмосферу благородного досуга и статусной элегантности. На полотне запечатлены принц Уэльский и сэр Харингтон в момент отдыха на охоте — символе власти, мужества и социального положения. Пик мастерски использует детальную проработку костюмов, поз и выражений, чтобы подчеркнуть спортивность, личность и статус героев, сочетая портретную точность с тонким психологизмом.

Английский придворный художник-портретист Роберт Пик-старший написал охотничий групповой портрет в 1603 году, через некоторое время после смерти королевы Елизаветы I. Тогда в Англии происходила смена королевских семей — новым наследником стал принц Генри Фредерик Стюарт, старший сын Якова I (VI), короля Англии и Шотландии, и королевы Анны Датской. Приход к власти новой семьи с ярким, бойким и очень спортивным наследником изменило установки портретной живописи, так как все взгляды и надежды были направлены в сторону энергичного Генри Фредерика. На полотне, написанном после прибытия Англию, изображен принц, вкладывающий меч в ножны после триумфального удара по оленю. Рядом — приближенный принца, сэр Джон Харингтон. Он придерживает в руках рога упавшего наземь животного. Здесь преобладает светлая палитра и богатый декоративный эффект, являющиеся отличительными чертами стиля Пика.

Картина передает атмосферу охоты — любимого королевского занятия, ассоциирующегося с властью, благородством и мужественностью. Одежда героев выполнена с высокой детализацией: богатые ткани, сложный орнамент и аксессуары подчеркивают высокий статус и вкус. Принц изображен в момент победоносного покоя, но с выражением сосредоточенности и достоинства, что отражает ожидания, возложенные на наследника трона. Именно статичный динамизм, схваченный художником, преподносит новые перспективы в придворной портретной живописи Елизаветинской эпохи.

Роберт Пик использует реалистичный стиль с тщательной проработкой деталей и тонкой цветовой палитрой, характерной для английского портретного искусства той эпохи. Композиция построена так, чтобы подчеркнуть взаимосвязь двух фигур и их положение в обществе, создавая одновременно интимный и торжественный образ. Свет и тени придают объем, подчеркивая фактуру тканей и выразительность лиц. На фоне предстает густой лес с тропинками, а также, чуть ближе к фигурам — собака, конь и находящийся за ним придворным, что вызывает некоторый визуальный диссонанс вкупе с гармоничной композицией в центре картины. Возможно, их расположение в правой части картины, возле принца, намекает на его страсть к активному образу жизни.

Произведение Пика является отражением политического контекста времени, когда ритуалы и символы играли важную роль в поддержании монархической власти. Картина сохраняет значимость и сегодня, являясь ценным документом эпохи и примером мастерства Роберта Пика, поскольку он был портретистом Генри Фредерика до самого конца — смерти наследника от брюшного тифа в возрасте восемнадцати лет, что повлекло за собой участие в пышных похоронах.

Автор текста: Майкл Арутюнян

Генри, принц Уэльский с сэром Джоном Харингтоном на охотничьем поле
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more