
Рубрикатор
1. Концепция 2. Введение в жанр 3. Первоисточник 4. Ремейк 5. Из слабости в преимущество 6. Работа над персонажами 7. Заключение 8. Библиография и источники изображений
Концепция
Жанр ситуационной комедии начал обретать популярность в США еще в 20 веке, однако он не утрачивает свою известность и актуальность и в настоящее время. За последнее столетие появилось множество шоу, снятых в этом жанре, благодаря которым он и начал свое развитие. Но среди множества похожих по визуальному стилю и идее сериалов можно с уверенностью выделить наиболее уникальный, особенный ситком «Офис» со своей интересной и непростой историей. Сериал прошел большой путь от полного провала пилотного сезона до шоу длиной в 9 сезонов со своими отличительными чертами и созданием абсолютно нового подхода к комедийному жанру 2000-х годов.
Исследование будет основано на анализе визуального повествования сериала и его содержания, а также статьях об истории создания шоу и приемах, использованных авторами — с помощью таких материалов удастся полностью погрузиться в глубины мира «Офиса» и проследить за его развитием и ростом от начала и до конца. Не менее важно разобраться, что именно привело к плохим рейтингам первого сезона и как именно создатели трансформировали главные элементы шоу, при этом не потеряв изначальную форму и природу «Офиса».
В проекте будут исследованы особенности съемки ситкома, его подачи, подхода авторов к созданию ремейка и его отличия от первоисточника, чтобы выяснить, чем этот сериал так зацепил зрителя в свое время и почему до сих пор остается актуален, а также понять, как он смог превзойти множество сериалов этого же жанра и усовершенствовать его, став уникальным и создав новый вариант ситкома. В начале будет проведено исследование жанра и его особенностей, которые заложили основу для последующих шоу, и анализ британского первоисточника, ставший фундаментом для создания американской версии, а также приемы, перешедшие в адаптацию. Затем будет выяснено, что именно изменили создатели в работе над новыми сезонами и как это повлияло на визуал сериала и его восприятие. Исследование будет постепенно углубляться в истоки и причины перемен, введенных создателями адаптации. Предполагается, что именно нововведения авторов в жанр ситуационной комедии и его устоявшиеся основы, а также трансформация сериала после неудачного пилотного выпуска повлияла на успех шоу и его дальнейшую судьбу.
Как же все-таки раскритикованный сериал-аутсайдер смог совершить прорыв и повлиять на американскую ТВ-комедию?
Введение в жанр
ТВ комедия в Америке получила свое развитие еще в середине 20 века, когда только начинали появляться шоу такого жанра, но несмотря на это, особую популярность она обрела ближе к 1990-м и 2000-м годам с выходом сериалов «Сайнфелд», «Принц из Беверли-Хиллз» и «Друзья».
«Сайнфелд» 1989-1998
Позднее создавалось все больше похожих сериалов, менялся подход к съемке таких шоу, жанр ситуационных комедий все быстрее набирал популярность и продолжал развиваться, обретая все более четкие характерные черты: постоянное основное место действия; статичные образы персонажей; слабая связь между сериями; наличие закадрового смеха, так как первые ситкомы снимали в студиях перед зрителями. Это стало основой любого шоу в таком жанре. 2000-е годы были более насыщенными на свежие ситкомы, в то время выходили такие шоу, как «Теория большого взрыва», «Американская семейка», а также сериалы от Disney: «Всё тип-топ, или Жизнь Зака и Коди», «Ханна Монтана» и другие.
«Теория большого взрыва» 2007-2019
В это же время в 2005 году на экранах появляется «проходной» и раскритикованный первый сезон ситкома «Офис», не полюбившийся американской аудитории того времени.
кадр из пилотной серии «Офиса»
Первоисточник
История «Офиса» начинается далеко не с пилотного выпуска, а с одноименного британского шоу, который является первоисточником. Оно выходило на BBC с 2001 года и рассказывало об офисной жизни сотрудников бумажной компании и их взаимоотношениях на работе. Шоу снято в жанре псевдодокументалистики, а по съемке проект напоминал репортаж из офиса. Этот комедийный сериал не задумывался как долгий, поэтому за два года были выпущены два сезона и пара рождественских выпусков. В разных странах стали создавать адаптации «ОФиса», в том числе появилась американская версия, которая вышла в 2005 году.
состав британского «Офиса»
«Офис» (и оригинал, и адаптация) имеет жанр псевдодокументалистики, иначе — мокьюментари, и снят как комедийное шоу, повествующее о вымышленных событиях в обыденной реальной жизни.
В «Офисе» нет привычного закадрового смеха и неподвижных локаций, он отличается от прочих сериалов визуальной составляющей кадров и необычным подходом к съемке. В сериале используется прямой контакт со зрителем: в сценах герои нередко смотрят прямо в камеру, ломая четвертую стену и делая более ощутимым участие зрителя и его взаимодействие с происходящим на экране. Помимо этого, персонажи дают небольшие интервью на протяжении всех серий, в которых как-то комментируют произошедшие события и тем самым больше рассказывают о себе зрителям. Сама съемка из-за таких приемов похожа на формат реалити-шоу или репортажа, где камера не остается на месте, следует за передвижениями героев и привносит визуальный хаос. Такая фишка обрела популярность именно после выхода американской адаптации, несмотря на то, что пришла из оригинала.
Ремейк

Адаптацией Офиса занялся Грег Дэниелс, американский комедийный сценарист, продюсер, режиссер, который известен по работе в шоу «Saturday Night Live» и мультсериале «Симпсоны». Он решил, что хочет собрать каст из актеров, которые также являлись комиками и сценаристами: они смогут импровизировать на съемках и не только играть свою роль, но и писать шутки и сценарии для серий. Так, Б.Дж. Новак не только сыграл стажера Райана, но и написал сценарий ко многим сериям, как и Минди Кейлинг, сыгравшая Келли, и Пол Либерштейн, исполнившего роль Тоби. Это и было одной из главных задач для создателей сериала — реалистичность происходящего и погружение актеров и зрителей в настоящую офисную жизнь.
Б.Дж. Новак и Минди Кейлинг в роли Келли и Райана
Одним из приемов для большей натуральности происходящего в кадре является совпадение имен. Некоторые персонажи и актеры, сыгравшие их, имели одинаковые имена. Так, Анджела Кинси исполнила роль Анджелы Мартин, Оскар Нуньес — Оскара Мартинез, Филис Смит сыграла Филис Вэнс, а Крид Брэттон — Крида Брэттона. Это также оказалось полезным для импровизационных сцен в кадре: если актеры вдруг выйдут из образа и случайно назовут друг друга реальными именами, то этого никто не заметит, а сама ситуация покажется еще более реальной.
Кроме того, создатели ремейка решили усилить эффект отсутствия четвертой стены и границы между зрителем и миром офиса.
В американской адаптации персонажи еще чаще обращают взгляд в камеру и разговаривают напрямую со зрителем, устанавливая с ним связь. Дэниелс посчитал, что такой вариант ситкома окажется ближе для американской аудитории, и в этом он не ошибся.
кадры из разных сезонов «Офиса»
Но одна ошибка все-таки была допущена авторами американского «Офиса» — копирование первоисточника.


кадры с секретаршей


визит начальницы


появление стажера


степлер в желе
Создатели практические ничего не меняли, кроме названий и имен, потому что не хотели и даже боялись отступать от оригинала, от сложившейся основы вселенной «Офиса», которая точно являлась действенной. Образы героев, визуал и общее настроение британской версии сохранялись во всем пилотном сезоне, что привело к падающим рейтингам и просмотрам, так как адаптация Дэниелса казалась слишком «английской», неподходящей для американского ТВ. Сериал называли «проходным» и «вторичным», а NBC грозили закрыть его после 1 сезона. Но все-таки «Офису» дали второй шанс, на этот раз последний.
Из слабости в преимущество
Последствием сокращения бюджета стало перемещение съемки из реального офиса в локацию, обустроенную с помощью декораций, визуально повторяя помещение. Однако, и в этой ситуации выявились положительные стороны — операторы получили большую свободу для перемещения, из-за чего кадры шоу выглядели более натурально.
На съемках «Офиса» операторов попросили делать все то, за что на других проектах их бы сразу уволили. Такой вид съемки допускал кадры, обрывающие фразы героев или ловящие взгляд персонажа, с отсутствием фокуса и приближением кадра.
Более того, авторы изменили визуальный язык повествования путем усиления освещения: на площадке для съемки свет сделали ярче, что повлияло на восприятие последующих сезонов. Эпизоды стали выглядеть насыщеннее и теплее, что очень заметно на контрасте с невзрачным первым сезоном. Такое изменение повлияло на настроение нового этапа ситкома и стало метафорой к изменениям, которые привнес в «Офис» Грег Дэниелс, ведь американская адаптация действительно стала более «светлой», уютной и доброй, но оставалось такой же смешной.






сравнение кадров из первого и второго сезонов
Юмористическая составляющая сериала остается неизменной сквозь сезоны и актуальной сквозь года, хоть и не имеет никакой структуры: юмор возникает среди рутинных занятий героев. Зрителям настолько понравились нелепые и смешные сцены, которыми перенасыщен «Офис», что кадры из серий быстро начали распространяться благодаря мемам, тем самым делая шоу еще популярнее. Такая тенденция и впрямь была замечена — некоторые могли знать смешной отрывок, но не знать самого сериала.
Позднее известность таких моментов возрастала за счет официального канала «Офиса» на YouTube, на котором выкладывались лучшие сцены и отрывки из серий.
Работа над персонажами
Главное открытие сериала, которое однозначно стало особенностью «Офиса» — нехарактерное для жанра развитие героев, повлиявшее на восприятие всего ситкома. На этот шаг авторы были вынуждены решиться после неудачного пилота и плохой реакции аудитории.

Наиболее заметные и кардинальные изменения авторы внесли в образ начальника отдела Майкла Скотта. Из британской версии в ремейк перешел тот же типичный глуповатый босс, чей образ не подразумевал глубины — начальник не смешно и даже мерзко подшучивает над сотрудниками офиса, непонятно как справляется со своими обязанностями благодаря своему везению, но вопреки способностям и навыкам. После неудачного сезона персонаж становится более человечным, его сложный для восприятия внутренний мир раскрывается зрителю с новой стороны так, что тот проникается глупостью и наивностью босса, сопереживает ранимому и одинокому персонажу. Впрочем, и сам Майкл не до конца нашел свое место в этом мире.
Майкл Скотт стал многогранным и глубоким персонажем со своими проблемами и несовершенствами. И все-таки, несмотря на его причуды, этот герой — отличный начальник, лучше которого сотрудники уже не встретят.
Для многих он был и мудрым наставником: Майкл проявляет сочувствие и чуткость и помогает Джиму разобраться в себе и в своих чувствах. (кадр из 2 сезона)

Не менее ярким персонажем является Джим Халперт из отдела продаж. Его образ понятен и близок зрителю: шутки над коллегой Дуайтом, развивающиеся сложные отношения с Пэм, и конечно же его контакт с аудиторией. Во время нелепых и забавных сцен камера ловит взгляды Джима, по глазам которого ясны его эмоции. Этот персонаж, ярко и натурально реагирующий на происходящее, является неким связующим между аудиторией и «Офисом», поэтому Джим является особенно важным для эффекта натуральности героем.
Джим поместил вещи Дуайта в автомат
«Я помню, как мы разговаривали об этом с создателем шоу Грегом Дэниелсом. Я был „окном в аудиторию“. Я был персонажем, который должен был реагировать вместе со зрителями. Чтобы как раз тогда, когда вы сами думали, что ситуация становится смешной, я мог посмотреть в камеру и как бы сказать: „Ты прав, это действительно смешно“…», — Джон Красински, исполнивший роль Халперта.

Наиболее интересные изменение претерпевает Дуайт Шрут: в начале сериала он был стойким и черствым персонажем, полным цинизма и неискренности, для которого важна организованность и стабильность. Однако, авторы действительно проработали его образ, и из сезона в сезон его трансформация все более заметна. Дуайт не теряет своеобразие и характер, но при этом становится более человечным и чувственным по отношению к другим.
свадьба Дуайта и Анджелы в финале «Офиса»
После первого сезона авторы проработали и второстепенных персонажей — других сотрудников офиса, которые изначально были больше молчаливыми, а позже обрели свои сюжетные линии и особенности.
Создатели «Офиса» намеренно долго раскрывали всех героев, позволяя зрителю привыкнуть к ним и со временем получше узнать их положительные и отрицательные стороны. Это также сыграло роль в реалистичности всего шоу: при знакомстве с кем-то мы еще не знаем человека полностью, используем ярлыки, судим по обложке, но чем больше мы будем узнавать про него и проводить с ним время, тем лучше начнем понимать его характер и суть. По мере того, как зрители проживают все события вместе с героями, становится ясно, что для них персонажи «Офиса» тоже становятся близкими и родными.
Взаимоотношения между персонажами нельзя охарактеризовать точно, но некоторые моменты из сериала все же убеждают, что герои близки друг другу. Они готовы поддержать коллегу как своего друга или члена семьи, помочь советом, поделиться мудростью в трудное время.
Дуайт сопереживает Пэм и пытается поддержать ее (кадр из 3 сезона)
Джим поддерживает Дуайта, переживающего за отношения с Анджелой (кадр из 4 сезона)
Одной из самых трогательных сцен является момент ухода Майкла Скотта из компании: ему нужно попрощаться со всеми сотрудниками, которые стали так дороги и близки, но он не знает как это сделать, поэтому решает сделать вид, будто уезжает в другой день. Лишь Джим и Пэм знают, что это не так. Сцена их прощания обходится не без слез и слов о том, что Майкл был лучшим боссом.
кадры из 22 серии 7 сезона
Моменты проявления чувств между героями доказывают, что те являются не просто сотрудниками одной компании, а именно семьей, связанной крепкими узами.
Заключение
«Офис» действительно получился уникальным сериалом в жанре ситуационной комедии, со своими особенностями и дополнениями. После такого неудачного старта авторам удалось изменить шоу в лучшую сторону, хотя большинство нововведений и трансформаций произошло именно из слабости сериала. Для комедии того времени «Офис» совершил настоящий прорыв, изменив привычные элементы жанра, отбросив стандарты и повлияв на последующие комедийные сериалы. Например, после завершения «Офиса» вышли сериалы«Парки и зоны отдыха» от тех же создателей и «Сообщество», которые сохранили в себе приемы и особенности предшественника.
Конечно, без британского оригинала не появился бы и американский «Офис», ведь сама идея сериала и многие особенности перешли именно из первоисточника. Американская адаптация смогла полностью затмить оригинал и превратиться в самостоятельный длительный проект, который добился успеха и изобрел свою формулу комедии.
«Офис» выделился среди многих других шоу не только тем, что отошел от привычных черт жанра, но и усиленной реалистичностью, простотой и честностью, над которыми постарались актеры. Именно повседневность и натуральность происходящего подкупила зрителей и в 2000-х и в настоящее время, ведь такое шоу будет актуально до тех пор, пока есть люди, знающие такую рутину и работающие в офисах.
В чем секрет «Офиса» // Кибер URL: https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3171197.html (дата обращения: 10.05.2025).
Офис (телесериал, Великобритания) // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB, _%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F) (дата обращения: 10.05.2025).
Любимый «Офис»: как ситком о бессмысленной работе стал таким правдоподобным // Кинопоиск URL: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4000978/ (дата обращения: 10.05.2025).
Офис (телесериал, США) // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB, _%D0%A1%D0%A8%D0%90) (дата обращения: 10.05.2025).
Дэниелс, Грег // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%8D%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BB%D1%81,_%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%B3 (дата обращения: 10.05.2025).
Ситуационная комедия // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 10.05.2025).
Почему «Офис» стал культовым // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=qvJKhoteTpI&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA (дата обращения: 10.05.2025).
https://officeserial.ru/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/36cb7411-a289-4a3c-ad08-292d6b3b2015.jpg (дата обращения: 10.05.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/626633735662584378/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BMjllNjQwYjctOWJiMC00ZDNjLWJlMzktZWQ2M2I3ZTYzZTI4XkEyXkFqcGc@.V1.jpg (дата обращения: 10.05.2025)
https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-post-img/1374145/acc9e01de7887baa1382df228ab3a618/960 (дата обращения: 10.05.2025)
https://www.film.ru/news/zabytyy-uchenyy (дата обращения: 10.05.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/3940718419090667/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/11962755250775561/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3277766.html (дата обращения: 10.05.2025)
https://myshows.me/news/1379/uill-smit-perezapustit-princa-izbeverli-hillz/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155868/70/1558687008_0:0:1280:720_1920x0_80_0_0_175daecf084cfb833a439d1b1d5dbce5.jpg (дата обращения: 10.05.2025)
https://s.afisha.ru/mediastorage/fb/f5/f76a5c8cf98b4d5e8b8ba51af5fb.jpg (дата обращения: 10.05.2025)
https://static.kinoafisha.info/k/series_shots/1920x1080/upload/series/frames/6/7/7/76/279bcf48440dce317dc5dd3b77115e7d.jpeg (дата обращения: 10.05.2025)
https://ru.pinterest.com/pin/355502964354222575/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://peopletalk.ru/article/vspomnit-vse-kak-sejchas-vyglyadyat-zvezdy-seriala-vse-tip-top-ili-zhizn-zaka-i-kodi/ (дата обращения: 10.05.2025)
https://i.pinimg.com/originals/66/d1/fa/66d1fad2d5a2e01d18d5b85f657e0a14.jpg (дата обращения: 10.05.2025)