
Морфология животности в средневековых представлениях
Исследование посвящено морфемному разбору животности в средневековой культуре. На примере образа волка рассматривается не только он как дикое животное, но и как культурный корень, вокруг которого формируются различные смыслы и визуальные практики.

Представьте, что образ это не картинка, а слово. Слово, сотканное из тьмы, шерсти и клыков. Его можно разобрать как алхимик разбирает материю на элементы, отделяя свет от осадка, дыхание от плоти. Главный корень Lup. Не просто слог, но первозданная дикость, глубинный человеческий страх, пришедший к нам из тех времён, когда человек ещё не был человеком. Шорох в кромешной тьме леса, от которого сердце поднимается к горлу. Из этого корня всё и вырастает.

I. Nigredo
Nigredo. Стадия чёрного. Растворение во тьме, где всё начало и всё конец. В раннем Средневековье волк был образом дьявола — тварью с пастью, готовый пожирать души, как овец из стада. Он стоял по ту сторону света, по ту сторону людского. Античеловек, чудовище из чащи, куда цивилизации не дано ступить. Это и есть чистый -Lupus — первобытный ужас, ночь, глядящая на тебя жёлтыми глазами.
II. Albedo
Albedo. Отбеливание. Страх нельзя уничтожить, но его можно осветлить, обесцветить, превратить в отражение, в шутку. Так рождается De-lup-ellus. «De-» — отрезание. «-ellus» — уменьшение, ироничное, почти ласковое. Из этого смешения возникает карикатура: волк из басни, голодный, глупый, смешной. Его рисуют на полях манускриптов, пока монахи переписывают псалмы, и перо превращает дикость в орнамент. Это уже не чудовище, а маска. Сила, поставленная на колени. Дикость, над которой смеются.
III. Citrinitas
Citrinitas. Золотое сияние. Алхимия делает поворот: что, если не отвергать зверя, а принять его в себя, раствориться в нём, как свет растворяется в золоте? Так рождается гибрид — Inter-lup-us. «Inter-» — между. Между мирами, между кожей и шерстью, между человеком и зверем. Оборотень. Ликантроп. И, быть может, самый поразительный образ — Святой Христофор с головой пса. Он не проклят, он избран. Он сам попросил Бога забрать у него красоту, чтобы ничто не мешало служению, и его звериное лицо стало не клеймом, а иконой смирения. Святой в обличье зверя. Дикость, приведённая к благодати.
IV. Rubedo
Rubedo. Высшая стадия. Не борьба — примирение. Co-lup-itas. «Co-» — вместе, совместно, со-бытие, со-чувствие. Вспомни легенду: Святой Франциск выходит к волку, что терзает город. Он не несёт оружия, он несёт слово: «Брат мой, волк». И дикость, встречая человечность без страха, отвечает ей доверием. «-itas» — это состояние. Lupitas — «волчесть», внутреннее качество, не внешняя угроза. Это сила, верность, цельность. Не история об усмирении, а история о том, как два страха — зверя и человека — примирились и узнали в друг друге родство.
V. Magnum lupus
Так образ проходит через алхимию и превращается в lup magnum opus. От тьмы Nigredo — через насмешку Albedo и преображение Citrinitas — к цельности Rubedo. Сквозь все слои пробивается корень -Lup-, изначальная дикость, тёплая и тёмная, не то, от чего мы бежим, а то, с чем вступаем в диалог. В ней — первозданная форма страха, из которой прорастают наши древнейшие слова.Так образ проходит через алхимию и превращается в lup magnum opus. От тьмы Nigredo — через насмешку Albedo и преображение Citrinitas — к цельности Rubedo. Сквозь все слои пробивается корень -Lup-, изначальная дикость, тёплая и тёмная, не то, от чего мы бежим, а то, с чем вступаем в диалог. В ней — первозданная форма страха, из которой прорастают наши древнейшие слова.
Эксплейнер
Ролан Барт Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности. — 2024 (глава animaux)
М. С. Самарина Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассизского
Камил М. Маргиналии средневекового искусства: эссе об истории и культуре
Загадочные животные в средневековом искусстве: Тайные символы в иллюстрированных рукописях и манускриптах // Культурология.рф URL: https://kulturologia.ru/blogs/130222/52530/
Mythical Creatures: A History of European Werewolves // justhistoryposts URL: https://justhistoryposts.com/2020/11/30/mythical-creatures-a-history-of-european-werewolves/
Why was the Medieval Wolf Hunted to Extinction? // medieval.eu URL: https://www.medieval.eu/why-was-the-medieval-wolf-hunted-to-extinction/
Bete de Cinglais 1632 // URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Bete_de_Cinglais_1632.jpg
Peter Stump 1589 // URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/46/Peter_Stump.jpg/1600px-Peter_Stump.jpg?20190719141213
Gaston Phoebus, Livre de la Chasse, Brittany ca. 1430-1440 // URL: https://64.media.tumblr.com/be5f60be303b408543deca8094072812/tumblr_oa47wr8NsC1rqxd5ko1_1280.jpg
Reynard wearing a mitre preaching to the geese and other birds, France c. 1300-c 1340 from: British Library, Royal MS 10 E IV, fol. 49v // URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4d/Royal_MS_10_E_IV_fol_49v_Reynard_the_Fox_preaching_to_geese.png
Wolf steal duck // URL: https://img-fotki.yandex.ru/get/9761/54597462.16/0_10b465_1406adfe_orig
A German woodcut dating to 1512 showing a werewolf, by Lucas Cranach the Elder // URL: https://justhistoryposts.com/wp-content/uploads/2020/11/464px-werwolf.png
Wolf and sheep // URL: https://www.medieval.eu/wp-content/uploads/Lupus-or-wolf-from-Der-naturen-bloeme-created-by-Jacob-van-Maerlant-KB-KA-16-062r-Wikipedia.jpg
Wolf 1511 // URL: https://bestiary.ca/beastimage/minimg100410.jpg
Relief from the Amphitheatre in Nîmes c. Ad 100 showing Romulus and Remus suckling the wolf // URL: https://www.medieval.eu/wp-content/uploads/Romulus-and-Remus-in-a-relief-from-the-Arena-in-Nimes-wikipedia-Daniel-Villafruela.jpg
Saint Francis and the wolf of Gubbio, from San Sepolcro Altarpiece (Sassetta, 1444) // URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/be/Sassetta%2C_san_francesco_e_il_lupo.jpg/500px-Sassetta%2C_san_francesco_e_il_lupo.jpg
Saint Francis and the wolf of Gubbio // URL: https://sib-catholic.ru/wp-content/uploads/2025/09/1-----kopiya-1.jpg
Nuremberg Chronicle, by Hartmann Schedel (1440-1514) // URL: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/12/Nuremberg_chronicles_-Wolf-Boy%28CXCVIIIr%29.jpg/960px-Nuremberg_chronicles_-Wolf-Boy%28CXCVIIIr%29.jpg?20060102023917
Wolf and man. British Library: Royal MS 13 B VIII, c 1196-1223 // URL: https://www.medieval.eu/wp-content/uploads/The-Wolf-getting-the-Viaticum-2000x515.jpg