Original size 1200x1712

Линия и штрих в советской ксилографии

4

Введение

Я решила обратиться к изучению ксилографии, одной из древнейших техник печати, которая представлена творчеством множества мастеров. Мне всегда казалось, что эта техника отличается особой сложностью, поэтому мне было интересно разобраться в ее особенностях и внимательнее изучить работы, выполненные в этой технике. Кроме того, хотелось посмотреть возможные принципиальные отличия ксилографии от линогравюры, с которой я знакома немного лучше.

Для своего исследования я сосредоточусь на периоде Советского Союза. Этот выбор во многом обусловлен насыщенностью эпохи громкими именами художников, которые мне знакомы.

Чтобы лучше сконцентрироваться на технике и художественных приемах, я буду анализировать исключительно чёрно-белые работы. Такой подход позволяет абстрагироваться от влияния цвета и внимательнее рассмотреть нюансы штриха, композиции и светотени.

Отбор конкретных произведений для анализа производился по субъективному, но важному для меня критерию — «чем-то зацепило». Моей задачей будет как раз детальный разбор и анализ этих работ, чтобы понять, как был достигнут этот эффект «притягательности» и с помощью каких конкретно средств выразительности.

Разбор работ

big
Original size 1282x920

Фаворский В. А. Вид на Кремль с Крымского моста. Серия «Виды Москвы». 1918 г.

Визуальный язык Владимира Фаворского лаконичен. Он использует не так много выразительных средств, но этого достаточно для создания сложных и глубоких образов. Основой его стиля, пожалуй, можно назвать работу со штрихом. Художник использует штриховку, варьируя ее плотность, интенсивность и направление. Несмотря на это разнообразие, отдельные линии всегда организуются в логичный и завершенный узор, подчиняющийся общей композиции.

Важнейшую роль в его гравюрах играет белое пространство. Оно никогда не является пассивным фоном, это активный участник работы, который позволяет изображению «дышать» и наполняет его светом. Работы Фаворского — это воплощение гармонии, основанной на точном и выверенном ритме.

В ксилографии с зайцем особенно примечательно то, как отсутствие жесткой рамки превращает все белое пространство листа в условное поле, в котором заяц может существовать и двигаться. Кроме того, художник мастерски использует негативное пространство: он оставляет участки бумаги нетронутыми, чтобы подчеркнуть фактуру меха животного, не отвлекая зрителя излишней детализацией.

Original size 1313x976

Фаворский В. А. Иллюстрация к «Рассказам о животных» Л. Н. Толстого. 1929 г.

В иллюстрации, изображающей степные просторы, меня захватило то, как переданы красота и разнообразие бескрайних земель, по которым путешествует герой. С помощью одной лишь штриховки Конашевич создает около шести различных типов травяного покрова. И вновь, отсутствие конкретной рамки позволяет зрителю почувствовать всю свободу и воздушность степи. Разнообразная растительность, благодаря обилию свободного пространства, кажется легкой и динамичной. Глядя на нее, почти физически ощущаешь, как травы колышутся под порывами ветра.

Original size 1725x865

Конашевич В. М. Иллюстрация к повести А. П. Чехова «Степь». 1930 г.

Эту работу я выбрала во многом для контраста с предыдущей «природной» иллюстрацией. Данная гравюра визуально «тяжелее»: она заключена в рамку, в ней практически нет «чистого» белого пространства, чёрный цвет является преобладающим. Практически вся плоскость листа «заштрихована.»

Художник использует не индивидуальный, а практически универсальный штрих для передачи каждой отдельной текстуры, но несмотря на это, никаких проблем с идентификацией материалов и объектов не возникает, благодаря понятным лаконичным формам. Такая плотная штриховка работает на создание общей атмосферы замкнутости и напряжённости городского пространства, особенно в сравнении со свободной гравюрой со степью.

Интересно, что фигуры горожан тонально не сливаются с городом, однако благодаря схожему характеру штриховки ощущается, что они являются неотъемлемой частью этого места, практически элементом самого пейзажа.

Original size 2423x2184

Митрохин Д. И. «Горожанки» 1929 г.

Из душного города мы снова возвращаемся в «безрамочный» лес. Здесь я снова обращусь к иллюстрации Конашевича, чтобы подчеркнуть, насколько разными могут быть художественные подходы. Сразу оговорюсь, что ни один из них не является неправильным, они просто разные и служат для передачи принципиально разной атмосферы.

Сравнение правомерно, поскольку работы схожи по сюжету и композиции. Конашевич лишь условно обозначает части поля, в то время как Будогоский стремится запечатлеть каждую травинку. У первого маленький герой почти теряется на фоне огромной степи, безобидно в ней растворяясь. У второго — героини настолько ярко выделяются, буквально сверкают на фоне лесной опушки, что кажутся инородными, создавая почти жутковатый эффект затерянности.

Гравюра «Дети на улице» — одна из самых контрастных среди всех рассмотренных. Помимо визуального воздействия, этот контраст помогает передать общую драматичность сюжета. Также меня зацепил очень «рваный», хаотичный штрих, который хорошо передаёт эмоциональное состояние и внутреннее напряжение изображённых героев.

Будогоский Э. А. Иллюстрация к «Запруде» О. Берггольц. 1930 г. (слева) Красаускас С. А. «Дети на улице». Иллюстрация к роману Балтушиса «Проданные годы». 20 век. (справа)

В этой работе особенно привлекают изящные, «древесные» линии, которые передают не просто форму, но и характер природы. Деревья здесь выглядят такими же живыми и динамичными, как и игривые собаки, что создает ощущение единого, одушевленного пространства.

Эта работа — прекрасный пример гармоничного сочетания линии и штриха. Благодаря тому, что собаки и деревья решены по-разному (первые — с помощью плотной заливки, вторые — за счет фактурной, прерывистой штриховки), они не вступают в визуальную конкуренцию, а, напротив, мирно и органично сосуществуют в композиции.

Original size 1213x827

Дувидов В. А. «Собаки моего двора». 1971 г.

Для Бисти линия является главным выразительным средством. Именно с её помощью он создает и динамику, и убедительный объем. При этом он профессионально комбинирует самые разные приемы: использует штриховку, следующую за формой, когда важно показать не только контур, но и пластическую насыщенность объекта; прибегает к ярким контрастам для расстановки акцентов. Даже рамка у него — не просто условное ограничение, а активный участник композиции, организующий пространство листа.

Бисти Д. С. «Ворота Расёмон». Иллюстрация к книге Акутагавы Рюноскэ «Новеллы». 1974 г. (слева) Бисти Д. С. «Сомнение». Иллюстрация к книге Акутагавы Рюноскэ «Новеллы». 1974 г. (справа)

Бисти создает удивительно изящные и точные формы. Это становится особенно очевидно при взгляде на силуэт огня — он не схематичен, а живой и подвижный.

Заключение

Техника высокой печати предстает невероятно многогранным и выразительным художественным методом. Особенно покоряет контраст между изначальным материалом и конечным результатом. Так, например, гравюра на дереве поражает своей способностью рождать на массивной деревянной доске утонченные, почти воздушные линии.

Ксилография, в частности, и гравюра, в целом, раскрывается как мощный и глубокий медиум. Ее эстетика строится на фундаментальных принципах: лаконичности и обобщенности формы, мощи черно-белого контраста, ритмической организации штриха и ярко выраженной «материальности» оттиска. При этом ее потенциал для экспериментов с формой, тональной насыщенностью и светотенью поистине безграничен. Проведенный анализ стал для меня ценным опытом. Он позволил не только систематизировать широкий спектр выразительных методов, используемых в линогравюре, но и выделить среди них те, которые я планирую применять в своих будущих работах.

Image sources
Show
1.

Владимир Фаворский. Ксилографии 1910–1920-х годов https://www.tretyakovgallery.ru/news/vladimir-favorskiy-ksilografii-1910-1920-kh-godov-/

2.

Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого https://sevartmuseum.info/

3.

Дом антикварной книги https://vnikitskom.ru/lot/?auction=233&lot=177

4.

Виртуальный русский музей https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/engraving/s.gr.-12968/index.php

5.

Лаборатория Фантастики https://fantlab.ru/art4365

6.7.8.

Российская академия художеств https://rah.ru/news/detail.php?ID=14701

9.

Интернет-альманах Валерия Рублёва https://yavarda.ru/bisti.html

Линия и штрих в советской ксилографии
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more