№AM 80790002
ANDREA MANTEGNA
start.hsedesign.ru

Марс и Венера (Парнас)

20

«Марс и Венера (Парнас)» Андреа Мантеньи — аллегорическая картина, созданная в 1497 году для Изабеллы д’Эсте, маркизы Мантуанской. В центре композиции — Парнасская гора и мифологические божества. На верхушке арочного грота стоят возлюбленные — Венера и Марс (или Афродита и Арес). Возле арки на переднем плане — группа танцующих под лиру Аполлона муз. Мантенья сочетает мифологическую тему со строгой архитектоникой ренессансной композиции и тщательной проработкой деталей. «Парнас» — изысканная интеллектуальная программа, прославляющая гуманистический идеал гармонии искусства, знания и чувственной красоты, а также, ребус на тему взаимоотношений, прежде всего верности и измены.

Картина 1497 года является выдающимся примером итальянской мифологической живописи эпохи Ренессанса, написанным для студиолы (кабинета) маркизы Изабеллы д’Эсте в Палаццо Дукале в Мантуе. Картина объединяет в себе классическую античность и гуманистическую ученость, превращая миф в сложный визуальный аллегорический ребус об отношениях. Тематика произведения базируется на стихотворении Баттисты Фиеры конца XV века. Гора Парнас идентифицируется в качестве лирического произведения поэта, тогда как его кульминация (верхушка) — аллегория Изабеллы в амплуа Венеры и Франческо II Гонзага, правителя города Мантуя, в образе Марса.

Скалистый Парнас — тематический контекст, где разворачиваются разные по существу действия. На поверхности горного пролома располагаются Венера и Марс, возлюбленные. Их фигуры олицетворяют союз любви и героической доблести. Возле Марса стоит маленький купидон, который пустил стрелу в Вулкана, супругу Венеры, чтобы рассказать ему о неверности супруги. Ниже, под арочным проломом, происходит танец муз под лиру сидящего в левой части картины Аполлона. В правой части — Пегас и Гермес, провозвестники и гонцы.

Мантенья мастерски использует линейную перспективу и скульптурный рельефный рисунок: фигуры словно высечены из пластичного скульптурного материала, их позы строго выверены и выстроены в сложную драматургию, чтобы подчеркнуть сложный нарратив. Детали природы (травы, деревьев, рельефов) подчеркивают классическую культуру как источник идеалов. Колорит картины сдержан и ясен: смешение холодных и теплых оттенков не отвлекает от графической четкости форм.

За внешней декоративностью картина «Марс и Венера (Парнас)» скрывает философский смысл. Эта картина — не просто мифологическая иллюстрация, а прославление человеческого разума и эстетической гармонии, характерное для придворного искусства итальянского Ренессанса. Она отражает стремление заказчицы, Изабеллы д’Эсте, окружить себя символами красоты, изысканности и культурного престижа.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more