Original size 1140x1600

Медиаискусство после зрения: новая сенсорность

8
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Как студентка направления «Дизайн среды», я стремлюсь к созданию арт-объектов, которые не просто оформляют пространство, а формируют эмоциональные и телесные переживания зрителя. Особый интерес у меня вызывает то, как медиа-арт выходит за пределы визуального восприятия, вовлекая осязание, обоняние, слух. У меня был опыт работы художником на международдном фестивале светового и медиаискусства «Ночь света» в Гатчине, где представила два объекта. Этот опыт показал мне, насколько важна телесная вовлеченность в художественное восприятие. Поэтому мне важно исследовать международные подходы и приёмы, чтобы в будущем создавать более комплексные сенсорные арт-среды

Тема «новой сенсорности» в медиаискусстве особенно актуальна сегодня: художники всё чаще работают с телом зрителя как с медиумом, разрушая границы между восприятием и действием. Такое искусство переосмысляет форму экспонирования и саму роль человека в художественном процессе. В условиях, когда традиционные музеи нередко воспринимаются как скучные и отстранённые, именно телесные и интерактивные форматы становятся способом вернуть интерес к искусству. Произведение перестаёт быть лишь объектом для созерцания — оно становится опытом, в который зритель буквально «входит» всем телом. Именно в этом контексте возникает ключевой вопрос моего исследования: как медиаискусство трансформирует восприятие зрителя, когда зрение перестаёт быть центральным каналом восприятия? Я выдвигаю гипотезу, что современное медиаискусство выходит за рамки визуального доминирования, создавая формы взаимодействия, где тело зрителя становится не только воспринимающим, но и формирующим произведение. Этот сдвиг позволяет зрителю не просто наблюдать, а проживать искусство — и тем самым вступать с ним в более глубокий, эмоциональный и трансформирующий контакт.

В основу исследования легли медиаинсталляции и проекты, в которых центральным элементом становится не изображение, а телесный и сенсорный опыт. Где задействуются не только глаза зрителя, но и кожа, слух, обоняние, пульс, дыхание и пространственное движение. Приоритет был отдан произведениям, где тело выступает не только воспринимающим, но и формирующим медиаобъектом

В исследовании использованы кураторские тексты, интервью с художниками. Основное внимание уделено авторским интерпретациям художников, потому что важно понять, какие цели они ставят перед собой, включая использование технологии не ради эффекта, а как метафору телесности и уязвимости.

РУБРИКАТОР

—концепция *тело как проводник *работа звука *кожа как орган осязания *искусство запаха *комбинация приемов — растворение в пространстве —заключение —библиография —источники изображения

Тело как проводник

0

Теледактиль. Хьюго Гернсбэк. 1925

Еще в 1920-х годах зарождались идеи о дистанционном взаимодействии, где тело зрителя становилось частью медиапроизведения. Одним из первых эту концепцию предложил американский изобретатель и писатель Хьюго Гернсбек. В 1925 году в журнале Science and Invention он описал устройство под названием «Теледактиль» (от греч. tele — «далеко», dactyl — «палец»).

Этот аппарат сочетал радиопередатчики и телевизионные экраны, позволяя врачу не только видеть пациента на расстоянии, но и физически взаимодействовать с ним через роботизированные руки с тактильной обратной связью. Манипуляторы передавали сопротивление, форму и даже температуру объектов, превращая пассивного наблюдателя в активного участника процесса.

Original size 480x360

Videoplace. М.Кругер. 1975

Гернсбек предвосхитил технологии телехирургии и виртуальной реальности, но главное — заложил идею о том, что медиа может выходить за пределы визуальности, вовлекая телесность зрителя в произведение. Его концепция показывает, как физиология пользователя становится частью искусства, меняя само восприятие работы.

Сегодня, с развитием иммерсивных технологий, эта идея обретает новое звучание: тело больше не просто воспринимает, но и формирует медиареальность.

0

Surface Tensio. Rafael Lozano-Hemmer. 2023.

В работе «Surface Tension» мексиканско-канадский медиахудожник Рафаэль Лозано-Хеммер продолжает исследовать идею тела как проводника. Инсталляция использует интерактивные технологии, чтобы превратить физиологию зрителя в часть произведения.

С помощью специальной системы глаз меняет направление взгляда в зависимости от позиции смотрящего, создавая иллюзию наблюдения. Тем самым, работа критикует культуру слежки, властные динамики взгляда и опосредованное технологиями человеческое взаимодействие.

Loading...

Идея использования человеческого тела как элемента медиаискусства нашла также свое развитие в проекте Rain Room от коллектива Random International.

Эта инсталляция создает уникальный парадокс: посетитель оказывается в эпицентре искусственного ливня, но остаётся сухим — датчики отслеживают движения тела и останавливают дождь в радиусе его присутствия. Звук и запах воды усиливают иллюзию реального дождя, но технология при этом подчиняет стихию человечку

В Rain Room тело становится проводником между природой и технологией. Здесь возникает ощущение контроля над стихией — пусть и иллюзорного… Этот опыт трансформирует пассивного зрителя в соавтора произведения: его движения определяют, где идёт дождь, а где — нет.

0

Rain Room by rAndom International at The Curve. Barbican Centre. London. 2012 -2013

Loading...

«Вы становитесь главным героем. Это не просто зрелище — это опыт, который вы проживаете» [1]

Loading...

В проекте «The Treachery of Sanctuary» (2012) Крис Милк работает с пространством в целом и фокусируется на индивидуальном образе человека, трансформируя его в реальном времени. Здесь тело зрителя становится не просто объектом взаимодействия, а материалом для цифровой реконструкции — его тень модифицируется, создавая новое визуальное представление о себе.

Инсталляция использует три экрана, где с помощью Kinect-датчиков фиксируется силуэт участника, а специальное ПО (на базе openFrameworks и Unity3D) превращает его в динамическую проекцию, которая проходит через три этапа:

*Деконструкция — тень распадается на стаю птиц *Конфликт — птицы «атакуют» силуэт, разрывая его *Трансформация — зритель обретает цифровые крылья

0

The Treachery of Sanctuary. Chris Milk. 2012

В инсталляции Рафаэля Лозано-Хеммера «Комната пульса» (2006) происходит принципиально иной тип взаимодействия между человеком и технологией. В отличии предыдущих проектов, работающих с движениями, здесь ключевым элементом становится непосредственное обращение к физиологии тела — сердечному ритму.

Инсталляция состоит из 300 ламп, каждая из которых активируется пульсом участника. Когда человек прикладывает руки к датчику, система считывает его сердцебиение и передает его ближайшей лампе, заставляя ее пульсировать в точном ритме сердца. При этом сохраняются последние 300 сердечных ритмов, создавая постоянно обновляющуюся коллективную композицию.

Original size 640x360

Sound for Fungi. Homage to Indeterminacy, 2020. Тереза Шуберт

0

Sound for Fungi. Homage to Indeterminacy, 2020. Тереза Шуберт

0

Pulse Room. Рафаэль Лозано-Хеммер. 2006

Главная особенность проекта — переход от индивидуального опыта к коллективному. Каждый новый участник не просто видит отражение своего пульса, но становится частью цепочки, где его сердечный ритм взаимодействует с ритмами предыдущих посетителей. Это создает уникальный диалог между прошлыми и нынешними участниками, где тело выступает не инструментом управления, а источником данных, формирующих общий световой сценарий.

Таким образом, «Комната пульса» предлагает принципиально новый подход: здесь технология работает не с внешними проявлениями тела, а с его внутренними процессами, превращая непроизвольные физиологические показатели в материал для искусства

Loading...
0

последний вздох. Дмитрия Морозова (: vtol:). Москва. 2019 год.

В проекте Дмитрия Морозова (: vtol:) «Последний вздох» дистанции между человеком и арт-объектом сокращается стремитель. Здесь дыхание — базовый физиологический процесс — становится не просто инструментом взаимодействия, а средой полного слияния. Когда зритель выдыхает в устройство, его воздушный поток напрямую активирует механический орган, преобразующий параметры дыхания (давление, скорость) в генеративный звук. Это создает уникальную звуковую композицию, полностью зависящую от физиологического состояния участника.

Loading...

Ключевая особенность проекта — переход от взаимодействия к симбиозу. В отличие от традиционных интерактивных систем, где человек управляет технологией, здесь происходит органическое сосуществование: арт-объект «оживает» только через телесное участие, а технология становится естественным продолжением физиологии. Как отмечает художник, это пример «пассивного инструмента» — без четкого разделения на оператора и устройство, без традиционного интерфейса, где сам акт дыхания стирает границы между биологическим и технологическим.

Проект иллюстрирует новую парадигму медиаискусства, где будущее — за «не-интерфейсами»: технологиями, которые не требуют управления, а существуют в симбиозе с телом, превращая непроизвольные физиологические процессы такие как пульс и дыхание в материал искусства

Работа звука

Original size 1800x980

Tree Listening. Alex Metcalf. 2007-2023

Звук играет ключевую роль в медиаарте, становясь неотъемлемой частью современного художественного опыта. Сегодня трудно представить выставку без аудиогида или мультимедийный фестиваль без звуковых инсталляций. Аудиоэлементы усиливают восприятие, способствуя более глубокому погружению зрителя в создаваемую атмосферу. Благодаря звуку медиаарт перестаёт быть только визуальным — он становится многосенсорным, вовлекающим на уровне восприятия пространства, времени и тела. Это особенно заметно в проектах, где звук служит не просто фоном, а активным компонентом художественного высказывания.

Original size 800x422

superposition. Ryoji Ikeda. 2012

В проекте «superposition» Рёдзи Икеды звук становится ключевым инструментом для выражения идей, вдохновлённых квантовой механикой. Работа строится на принципе одновременного сосуществования множества состояний — суперпозиции — которая проявляется в звуке, изображении, движении и концептуальном наполнении. Звуковая среда здесь не иллюстрирует происходящее, а организует восприятие, направляя внимание зрителя и создавая ритмическую структуру перформанса. Исполнители на сцене выступают не как актёры, а как активные участники процесса — наблюдатели, исследователи, проводники между абстрактными научными понятиями и чувственным восприятием. Благодаря звуку создаётся пространство, в котором зритель оказывается не только зрителем, но и частью сложной системы, где границы между научным, художественным и телесным переживанием размываются.

Original size 752x358

ryoji ikeda. «superposition». 2012

«Это произведение не объясняет квантовую механику. Оно скорее вдохновлено ею. Некоторые выражения научно точны. Я использую множество наборов данных от NASA и других источников, но композиция интуитивна, потому что я художник. Это гибрид.»[2]

Loading...
Loading...

Проект «Инфразвук» — не похож на концерт в традиционном понимании, это — физиологический опыт взаимодействия с пространством через неслышимые вибрации.

Художники превращают архитектурные помещения в гигантские резонаторы, где каждый зал звучит по-своему благодаря точным замерам его акустических свойств. Зрители, свободно перемещаясь по пространству, ощущают звук всем телом — от вибрации в костях до изменения сердечного ритма.

Original size 5091x2882

INFRASOUND 19. Randy H.Yau / Scott Arford. Paris. 2006

«Слушайте своим телом. Речь идет не о музыке. Речь не о выступлении или исполнителе. Цель — звук и явный перевод звука в физическую силу. Цель — внутренняя и внешняя реализация. Речь идет о том, чтобы спровоцировать новые способы восприятия и переживания собственного тела, вызывая переменчивые и автономный психофизиологический отклик. Это это полное акустическое ощущение пространства — наблюдение за звуком для измерения возможностей архитектуры. Речь идет о феномене резонанса или симпатической вибрации — все вещи работающие в едином континууме.» [3]

Loading...

Кожа как орган осязания

Исследования показывают, что тактильное восприятие играет важную роль в формировании прочных воспоминаний. В частности, активное взаимодействие с объектами через прикосновение способствует созданию более детальных и долговременных воспоминаний, даже если человек не ставит перед собой цель запомнить детали объекта. Это подтверждается результатами исследований, опубликованных в журнале Psychological Science [4]

0

Tactile Orchestra. Fillip Studios. Роос Меерман и Том Кортбек. 20 september 2019

Проект «Tactile Orchestra» состоит из мягкой, пушистой поверхности, которая реагирует на прикосновения. Когда ткань Tactile Orchestra поглаживают, взаимодействие вызывает целый ряд звуков, которые можно исследовать по всей поверхности. Благодаря сотрудничеству несколько участников вместе создают симфонию, используя ткань как оркестр. Таким образом, участники активнее вступают во взаимодействие и коммуникацию с объектом

Loading...
0

ice watch. olafur eliasson. 2014

«Катайтесь на нём, взбирайтесь на него, слушайте его!» [5]

Original size 2185x1311

ice watch. olafur eliasson. 2014

Временная инсталляция «Ice Watch» — это 12 глыб арктического льда, доставленных из Гренландии и размещённых в публичном пространстве (Лондон, Париж, Копенгаген). Прикосновение к льду делает абстрактные данные об изменении климата физически ощутимыми, создавая уникальный тактильный опыт, который запоминается гораздо лучше, чем графики температур. Как отмечают создатели проекта: «Когда вы кладёте руку на лёд и чувствуете, как он исчезает, изменение климата перестаёт быть концепцией — оно становится частью вашего тела». Таким образом, память через ощущения превращает глобальную проблему в личный, эмоционально заряженный опыт.

Искусство запаха

С помощью Smeller 2.0 художник создает настоящие «ароматические фильмы», где запахи подаются во времени, как музыка или речь, сопровождая визуальные и звуковые образы или выступая самостоятельно. Проект развивался с 1996 по 2012 год и стал первым в мире примером использования запаха как синхронизированного, режиссируемого медиаформата.

Loading...

Osmodrama воздействует на зрителя на глубоко инстинктивном и эмоциональном уровне. Поскольку обоняние напрямую связано с лимбической системой — частью мозга, отвечающей за эмоции и память, — запахи могут вызывать сильные переживания, пробуждать воспоминания, изменять настроение и даже влиять на физиологическое состояние человека. Таким образом, Osmodrama расширяет границы искусства, превращая зрителя в участника многосенсорного опыта, где восприятие становится полным и телесным. Проект не только открывает новую форму художественного повествования, но и стимулирует более глубокое осознание собственных чувств, влияя на эмоциональное восприятие мира.

Osmodrama и Smeller 2.0. Вольфганг Георгсдорф. 1996 — 2012

Выставка «Sleeping Beauties: Reawakening Fashion», прошедшая в Метрополитен-музее в Нью-Йорке с 10 мая по 2 сентября 2024 года, стала ярким примером интеграции обонятельных технологий в современное медиаискусство. Куратор Эндрю Болтон и художница-исследовательница запахов Сиссель Толаас создали уникальное мультисенсорное пространство, где запахи выступили полноценным средством повествования и взаимодействия с историческими артефактами.

Original size 2880x2160

Sleeping Beauties: Reawakening Fashion. Метрополитен-музей. Нью-Йорк 2024

Толаас провела научную реконструкцию ароматов с помощью микрофильтрации и газовой хроматографии-масс-спектрометрии, извлекая и идентифицируя молекулы запахов из более чем 100 предметов одежды — включая платья Dior 1958 года и Lanvin 1923 года. Среди компонентов были обнаружены бензальдегид (миндальный аромат), кумарин (запах сена) и метилсалицилат (ментоловый оттенок), что позволило воссоздать аутентичные обонятельные портреты эпох. Выставка доказала, что обоняние способно не только передавать атмосферу прошлого, но и вызывать сильные эмоциональные и телесные отклики, становясь равноправным участником художественного опыта и расширяя границы взаимодействия между зрителем и искусством.

«Sleeping Beauties: Reawakening Fashion» — Метрополитен-музей, Нью-Йорк (2024)

Loading...

Комбинация приемов — растворение в пространстве

Инсталляция «Your atmospheric colour atlas» представляет собой минималистичное пространство, наполненное густым искусственным туманом, сквозь который пробивается свет от сотен люминесцентных ламп с красными, зелёными и синими фильтрами. Эти базовые цвета смешиваются в пространстве, образуя вторичные оттенки — циан, магенту и жёлтый, а в точке их пересечения возникает зона чистого белого света. Такое цветовое взаимодействие создает эффект «атласа цвета», в котором зритель не только наблюдает, но и чувствует, переживает происходящее.

0

Your atmospheric colour atlas. Studio Olafur Eliasson. 2009

Густой туман намеренно ограничивает видимость, побуждая посетителя активировать другие органы чувств и осознавать собственное присутствие и движение. Элиассон стремится сделать восприятие физическим опытом, стимулируя сенсорную осознанность и реакцию тела на изменчивую среду. Свет, цвет и туман превращают пространство в живую субстанцию, где зритель становится её частью, а визуальные переходы и преломления создают эффект бесконечности и погружения.

0

The weather project. Olafur Eliasson. 2003

Олафур Элиассон превратил погоду — обычно внешнее и неконтролируемое явление — в предмет художественного моделирования. Для создания иллюзии солнца он использовал полукруглый экран, установленный на дальней стене, и потолок, полностью покрытый зеркальной фольгой, подвешенной в алюминиевых рамах. Отражаясь в этом гигантском зеркале, освещённый примерно 200 моночастотными лампами полукруг создавал впечатляющее визуальное дублирование пространства и образ гигантского заката, размытого сквозь плотный искусственный туман. Ультразвуковые увлажнители поддерживали влажность на уровне 40–50%, а температура зала оставалась в пределах музейной нормы (+20–22°C). Несмотря на это, жёлтый свет с длиной волны 589 нм и наличие пара вызвали у 68% посетителей субъективное ощущение тепла, по данным опросов Tate.

Original size 1280x936

Situation Rooms. Театр Rimini Protokol. Германия. 2018

Интерактивный театральный проект, созданный Домиником Хубером совместно с коллективом Rimini Protokoll, представляет собой двухэтажный лабиринт из коридоров, комнат, лестниц и дворов, в котором каждый зритель-участник получает на входе AR-планшет и наушники с персональными инструкциями и аудиорассказами от первого лица. Участники следуют индивидуальным маршрутам, играя разные роли — от хакера до жертвы или чиновника — и выполняя простые действия, такие как открыть дверь, налить чай, надеть бронежилет или пожать руку другому. Визуальные и звуковые элементы синхронизированы с планшетом, который отслеживает поведение зрителя и изменяет ход событий в реальном времени. Пространство наполнено проекциями, звуками и физическими объектами, включая макеты оружия, что требует от участников высокой концентрации и точного следования инструкциям. Малейшее отклонение может нарушить ход постановки, и хотя зритель лишён полной свободы, именно это ощущение предопределённости становится ключевым элементом замысла — роль необходимо прожить строго по сценарию, иначе «мир» рассыпается.

Original size 1800x588

Situation Rooms. Театр Rimini Protokol. Германия. 2018

Original size 1800x587

Situation Rooms. Театр Rimini Protokol. Германия. 2018

«Вплетать реальность в событие таким образом — это искусство Римини-Протокола. Все вовлечены в процесс, но при этом техника сохраняет дистанцию». [6]

Original size 1800x590
0

CARNE y ARENA. Beating heart in the Arizona desert. Carne y Arena. © Legendary. Эммануэль Любецки. 2017

Инсталляция Carne y Arena (режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту) радикально отказывается от традиционной «диктатуры кадра», создавая вместо этого телесный и эмоционально насыщенный опыт полного погружения. Вместо того чтобы быть пассивным зрителем, участник становится активным соучастником событий: благодаря системе трекинга и технологии виртуальной реальности с обзором 360°, он может свободно перемещаться по трёхмерному пространству, наблюдая и реагируя на происходящее с любой точки. За шесть с половиной минут фиксированной сцены зритель может скрываться от опасности, встать на сторону вооружённых пограничников или попытаться помочь мигрантке с ребёнком — выбор остаётся за ним, что делает нарратив не линейным, а разветвлённым и исследовательским.

Loading...

Однако визуальная составляющая — лишь часть опыта. Инсталляция активирует и другие органы чувств: босые ноги ощущают настоящий песок, ветер дует в лицо, температура варьируется, создавая острое ощущение присутствия. Тактильность и телесность становятся ключом к подлинному переживанию, в котором, как подчёркивает Иньярриту, «тело никогда не лжёт». Эта мультисенсорная среда воспроизводит не просто картину миграционного кризиса, а ощущение жизни человека в момент крайней уязвимости. Безопасное пространство экспозиции незаметно превращается в эмоционально насыщенное поле, где на зрителя может быть направлено оружие, и он оказывается лицом к лицу с системами насилия и страха, от которых не отгородиться экраном или креслом зрительного зала.

Original size 1260x1242

AGI and a baker from El Salvador at a motion capture shoot for CARNE y ARENA Credit: © Legendary. Chachi Ramirez. CARNE y ARENA. 2017

Я пошёл на творческий риск, исследовал ранее неизведанные слои и извлёк много уроков. Хотя и то, и другое является аудиовизуальным, VR — это всё, чем не является кино, и наоборот; кадр исчез, а двухмерные границы растворились… Во время этого реалистично-нереального опыта мы испытали на прочность наши нейронные связи и большинство органов чувств. [7]

Таким образом, Carne y Arena ломает барьеры между искусством и реальностью, между наблюдением и действием. Это не просто виртуальная реальность, а эмоционально и телесно насыщенный опыт, в котором зритель не может остаться нейтральным. Инсталляция не только рассказывает историю миграции — она позволяет прочувствовать её на собственном теле, заставляя переосмыслить границы между «нами» и «ими».

Заключение

Таким образом, исследование показало, что современное медиаискусство активно выходит за пределы визуального восприятия, вовлекая в художественный процесс тело зрителя. От пульса и дыхания до тактильных ощущений и запахов — физиология становится инструментом, через который раскрывается содержание работы.

Работы Лозано-Хеммера, Морозова, Иньярриту и других художников демонстрируют переход от пассивного наблюдения к телесному участию. Зритель не просто смотрит, а взаимодействует, влияет и переживает — телом, а не глазами.

Медиаискусство «после зрения» разрушает привычные границы между объектом и субъектом, художником и зрителем, превращая художественный опыт в глубоко личное, сенсорное событие. Этот подход особенно важен для проектирования среды и выставочных пространств — он открывает новые формы взаимодействия с публикой и расширяет выразительные возможности дизайна.

Bibliography
Show
1.2.3.

https://www.storefrontlab.org/blog/2016/8/10/infrasound. (дата обращения 10.05.2024)

4.5.6.7.

https://phi.ca/en/carne-y-arena/ (дата обращения 10.05.2024)

8.9.

https://phi.ca/en/carne-y-arena/ (дата обращения 02.05.2024)

10.11.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/1352 (дата обращения 10.05.2024)

12.

https://www.random-international.com/rain-room (дата обращения 10.05.2024)

13.14.

https://vimeo.com/333158846 (дата обращения 11.05.2024)

15.

https://www.lozano-hemmer.com/pulse_room.php (дата обращения 11.05.2024)

16.17.18.19.20.

https://olafureliasson.net/artwork/the-weather-project-2003/ (дата обращения 13.05.2024)

21.22.

https://www.fillipstudios.com/project/tactile-orchestra/ (дата обращения 13.05.2024)

23.24.

https://www.storefrontlab.org/blog/2016/8/10/infrasound (дата обращения 14.05.2024)

25.

https://hsedesign.ru/project/388bbe288a5a4097a4adb52aaf61ebf7 (дата обращения 14.05.2024)

26.

https://www.ryojiikeda.com/project/superposition/ (дата обращения 14.05.2024)

27.28.
Image sources
Show
1.

https://www.random-international.com/rain-room (дата обращения 11.05.2024)

2.

https://clairemead.com/wp-content/uploads/2014/09/16-chris-milk- the-treachery-of-sanctuary-state-of-play-section-digitalrevolution-barbican-centre-until-14-sept-c2a9-matthew-g-lloyd_getty-images.jpg (дата обращения 11.05.2024)

3.

3.https://hsedesign.ru/project/388bbe288a5a4097a4adb52aaf61ebf7 (дата обращения 13.05.2024)

4.5.

https://www.storefrontlab.org/blog/2016/8/10/infrasound. (дата обращения 10.05.2024)

6.7.8.9.

https://phi.ca/en/carne-y-arena/ (дата обращения 10.05.2024)

10.11.

https://phi.ca/en/carne-y-arena/ (дата обращения 02.05.2024)

12.13.

https://www.moma.org/calendar/exhibitions/1352 (дата обращения 10.05.2024)

14.

https://www.random-international.com/rain-room (дата обращения 10.05.2024)

15.16.

https://vimeo.com/333158846 (дата обращения 11.05.2024)

17.

https://www.lozano-hemmer.com/pulse_room.php (дата обращения 11.05.2024)

18.19.20.
Медиаискусство после зрения: новая сенсорность
8
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more