Original size 1710x2262

Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

«Портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены», созданный Жаком-Луи Давидом в 1788 году, считается одним из ключевых произведений французского неоклассицизма, появившегося в предреволюционный период. Эта картина, являясь классическим парадным портретом, необычайно для своего жанра обращает внимание на предметы, связанные с научной деятельностью. На столе перед Лавуазье выставлены химические приборы: стеклянные емкости, реторты, инструменты для экспериментов с газами, письменные принадлежности и чертежи, что подчеркивает его статус не только как представителя аристократии, но и как выдающегося ученого. Этот дуэт бытовой и научной атмосферы позволяет интерпретировать картину не только как портрет супружеской пары, но и как визуальный отголосок научного прогресса эпохи Просвещения.

К времени написания портрета Антуан-Лоран Лавуазье уже был признанным лидером европейской химии. Его работы по составу воздуха, процессам окисления и законам сохранения массы заложили основы нового научного подхода, который определил XVIII век. Жена Лавуазье, Мария-Анна Пьеретта Польз, внесла значительный вклад в распространение его научных открытий: она обучалась рисованию у знаменитого Давида, иллюстрировала научные таблицы и принимала участие в документировании экспериментов. В связи с этим в портрете особое значение приобретают предметы, которые не ограничиваются сферой химии, но и тесно связаны с визуальным восприятием.

big
Original size 1920x2495

Лавуазье Антуан Лоран де

В работе Давида портрет предстает как повествование о человеке, раскрывающее его сущность через профессиональную деятельность и инструменты труда, что отражает взгляды эпохи. Изображение Лавуазье и его супруги объединяет черты официального парадного портрета с документированием профессиональной среды. Такое сочетание было характерно для конца XVIII века, когда научная деятельность все больше интегрировалась в социальную идентичность человека.

Original size 1280x993

А. Лавуазье в лаборатории

Данное исследование направлено на выявление взаимодействия композиционных решений, визуальных акцентов и исторического контекста в портрете Жака-Луи Давида. Данное исследование направлено на выявление того, как формальные элементы живописи такие как свет, линии, композиция, ритм, преобразуются в носители идей. Биографические и культурные контексты конца XVIII века, в свою очередь, обогащают визуальный образ, превращая портрет в многогранное интеллектуальное произведение.

Содержание

1. Визуальная сцена 2. Архитектура образов и скрытые смыслы 3. Художник и эпоха 4. Сравнения и параллели 5. Заключение

Визуальная сцена

Портрет Антуана-Лорана Лавуазье и Мари представляет собой тщательно продуманную композицию, которая фокусируется на супружеской паре в их профессиональной среде. Зритель словно попадает в их рабочий кабинет, где видит их, почти в натуральную величину, разместившихся за массивным столом. В центре внимания художника находится передний план, где занимают главное место фигуры супругов и предметы, являющиеся неотъемлемой частью их работы.

Антуан Лавуазье изображён слегка повернутым вправо, обращаясь к жене. Левая рука его лежит на столе, правая держит перо. Рядом с Лавуазье расположены стеклянные сосуды, химические приборы, чернильница и листы бумаги с записями. На картине слева от Лавуазье позирует его супруга, Мари-Анн. Она занимает внушительное место в композиции, выделяясь своим светлым платьем, созданным из кремовых и белых тонов. И именно её фигура первой бросается в глаза. Мари-Анн слегка наклонилась к мужу, опираясь на его плечо одной рукой, а другой придерживаясь за край стола. Ее лицо обращено к зрителю, взгляд прямой и уверенный, словно она встречает нас своим взором.

Original size 5262x3720

портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены

Картина построена в пространстве, где центральное место занимает стена из мрамора с узнаваемым рисунком прожилок. Она занимает значительную часть заднего плана, задавая тональность строгого, пусть и несколько отдаленного, но величественного интерьера. Справа видна часть пилястры или колонны, которая еще больше подчеркивает архитектурную направленность помещения. Среди научных приборов на столе можно заметить предметы, предназначенные для письма и фиксации данных такие как чернильница, перья, стопка бумаги с записями. Так же на столе присутствуют стеклянные сосуды для проведения химических реакций, а под столом, внизу, расположился цилиндрический стекляный шар. Все эти предметы, составляющие плотное и насыщенное пространство на столе и под ним, организованы таким образом, чтобы не создавать ощущения перегруженности и позволять четко видеть каждый объект.

Позиция супругов подчеркивает их связь, таким образом Мари-Анн наклоняется к Лавуазье, ее рука лежит на его плече, а его взгляд, полный внимания, устремлен на нее. При этом каждый продолжает заниматься своим делом, Лавуазье экспериментами и письмом, Мари-Анн же выступает в роли наблюдателя и помощника.

В картине переплетаются внимательная прорисовка деталей и сдержанность цветовой гаммы фона. Давид с точностью передает прозрачность стеклянных сосудов, металлических частей инструментов, бумаги, фактуру тканей одежды, что позволяет зрителю не просто рассматривать картину как парадный портрет, а погрузиться в атмосферу повседневной интеллектуальной жизни супружеской пары.

Архитектура образов и скрытые смыслы

Портрет Лавуазье и его жены построен так, что взгляд зрителя преднамеренно ведется по картине, следуя диагоналям, вертикальным линиям и световым акцентам. Картина не просто изображает, она активно формирует смысл, подчеркивая важность персонажей и их действия. Взаимодействие линий, света и направления создает композиционную структуру, которая, подобно архитектурному сооружению, выявляет скрытые смысловые нюансы произведения.

Позиция супругов на картине образует четкую зрительную линию, если точнее, Антуан Лавуазье, повернувшись, смотрит на Мари-Анн, которая в свою очередь обращает свой взгляд на зрителя. Этот как мне кажется диалог взглядов, образованный треугольником, задает первое направление движения внимания, от него к ней, а затем к нам, зрителю. Расположение фигур и разность их взглядов формируют эмоциональный и композиционный стержень картины, где фигура Мари-Анн выступает мостом между изображаемым миром и внешним зрителем.

Original size 3720x4959

портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены с направляющими

В архитектуре картины особое значение имеют диагональные линии, которые вводят динамику в композицию. Линия складки тяжелой ткани скатерти, нога супруга, поза Мари-Анн и форма её силуэта все они составляют единый вектор, который направляет взгляд зрителя от переднего плана вглубь полотна, к его заднему левому углу. Прожилки на мраморной стене, имитирующие камень, словно участвуют в этом движении. Их тонкие диагонали словно откликаются жестам Мари-Анн, повторяя линию её корпуса. Это создает ощущение плавного скольжения взгляда по картине, от сияющего платья героини к затемненному заднему плану, где стоит чёрная папка. Такая папка обычно используется для хранения чертежей и рисунков, и её часто носили с собой студенты.

Сходство многих крупных и мелких линий картины, направляющихся к одному объекту, создает зрительный эффект, который можно интерпретировать как осознанное художественное решение. Несмотря на то, что он формально расположен в тени, на заднем плане сцены, система диагоналей так напористо ведет взгляд к нему, что он приобретает значение скрытого смыслового центра. Тот факт, что Мари обучалась живописи у самого Давида и занималась научной иллюстрацией работ своего мужа, наличие художественной папки на картине приобретает особую значимость. Он выступает материальным подтверждением её участия в совместной интеллектуальной деятельности, а система линий служит деликатным и ненавязчивым способом акцентировать её творческий вклад.

Использование света в картине подчеркивает этот акцент. Мари-Анн освещается мягким боковым светом, который делает ее платье значительно более ярким, в то время как фигура Лавуазье погружена в более мягкую полутень. Стеклянные сосуды, расположенные перед ним, отражают сияние, но свет на его одежде и лице значительно приглушен. В результате зрительский взгляд неизбежно притягивается к фигуре Мари-Анн. Свет фокусируется на ней, делая ее главным объектом внимания и выделяя на фоне других предметов, расположенных на переднем плане.

Original size 3720x4959

портрет Антуана-Лорана Лавуазье и его жены с направляющими

Разделение изображения на смысловые части играет важную роль в его архитектуре. Правая часть композиции, где расположился Лавуазье, зрительно насыщена предметами, олицетворяющими химию, такими как стеклянные колбы, чернила, записи и чертежи создают узнаваемую профессиональную атмосферу. В левой части, где находится Мари-Анн и папка с листами, преобладают элементы, связанные с актом наблюдения, запечатления и визуального воплощения. Хотя эти две зоны и разделяются, они объединены общим пространством стола и функционируют как взаимосвязанные элементы, демонстрируя, что научная работа XVIII века немыслима без точного документирования наблюдений. Визуальная фиксация данных превращалась в неотъемлемую часть научного подхода. В биографии Лавуазье эта взаимосвязь находит свое подтверждение. Мари-Анн создавала иллюстрации к его экспериментам и принимала участие в наблюдениях, что придает композиционному объединению научной и художественной зон картины глубокий смысл.

Original size 625x362

Опыты Лавуазье по изучению человеческого дыхания (рисунок сепией Марии-Анны Польз)

Original size 950x673

Опыты по измерению количества углекислого газа, выдыхаемого людьми (рисунок Марии-Анны Польз)

Original size 960x889

Весы Лавуазье для определения массы реагентов и продуктов реакции (гравюра Марии-Анны Польз в Traité Élémentaire de Chimie)

Художник и эпоха

Жак-Луи Давид, ключевая фигура французского неоклассицизма XVIII века, воплотил в своем творчестве отход от излишней декоративности и легкости рококо. В своих работах он подчеркивал строгость композиции, ясность рисунка, обращаясь к античным образцам и темам, восхваляющим добродетель и гражданские качества. К 1780-м годам, когда портрет Лавуазье и его супруги был создан, Давид уже пользовался известностью благодаря своим масштабным историческим картинам.

В 1788 году, в начале революции, был создан портрет Лавуазье и Мари Польз. В то время, хоть старый социальный строй еще держался, в обществе нарастало напряжение. Влияние профессиональных и интеллектуальных качеств, научных знаний, юридических навыков и различного опыта все больше приближалось к значению происхождения и титулов. Важно отметить, что в портрете Лавуазье он представлен не просто как состоятельный человек из высшего сословия, но и как учёный, чья деятельность тесно связана с лабораторным оборудованием.

Original size 1526x2000

Рисунок, показывающий первоначальную композицию портрета Антуана Лорана и Мари-Анн Лавуазье

Некоторые последние исследования, в частности реставрационные работы 2019 года, выявили, что первоначальный замысел Давида для этого портрета был иным. Изначально он планировал изобразить Лавуазье и его жену как представителей парижской знати, подчеркнув их богатство. На портрете должен был присутствовать роскошный стол, позолоченный фриз, свитки с документами, указывающие на их состоятельность, а не на научные увлечения. Хочу отметить что Лавуазье в то время занимал должность сборщика налогов, собственно из этих денег он и финансировал свои опыты. Изначально задумывалось, чтобы женщина появилась в большой и модной для того времени шляпе, которая была символом высшего света. На заднем плане планировалось роскошное убранство, в отличие от простого и строгого интерьера.

Original size 1535x2000

Схема невидимых пигментов на портрете: свинец (белый) и ртуть (красный)

В результате переработки композиции художник изменил портрет. Он исключил мотивы богатства, избавился от излишней декоративности и добавил научные элементы такие как стеклянные колбы, химические приборы, чертежи. Мари-Анн теперь изображена в простом светлом платье а вместо роскошного золотого стола перед ней стоит скромный стол, убранный бархатной скатертью. Завершает обновленный образ декоративная мраморная стена с архитектурной пилястрой, которая напоминает о строгости античности.

Данная трансформация свидетельствует о том, что Давид осознанно отказался от визуального «кода статуса» привилегированной среды и предпочел образ, где на первый план выходит не материальное состояние, а профессия, наука, интеллект, деятельность. В результате портрет выходит за рамки обычного парадного изображения и превращается в воплощение идеи о времени, когда ученые и просвещенные граждане начинают играть роль новых показателей социальной значимости.

«To give a body and a perfect form to your thought, this alone is what it is to be an artist.» Jacques-Louis David

Придать своей мысли плоть и совершенную форму — вот что значит быть художником.

Давид не просто мастер портрета, а художник, для которого форма и визуальная интерпретация идеи играют ключевую роль в создании смысла.

Интересно то что портрет был заказан непосредственно Мари-Анн, и это подчеркивается историческими документами. Оплата работы была произведена 16 декабря 1788 года, что указывает на ее активное участие в задумке и стремление изобразить себя и мужа как единую пару, связанную научными исследованиями.

Сравнения и параллели

Как я уже упоминала, тип портрета, где портрет объединяется с профессиональной обстановкой был хоть и не популярен, но и не единственный в своём роде. Сравнивая с другими произведениями того же периода, мы видим, что Давид не был новатором в этом направлении: подобные попытки визуализировать учёных, их рабочие пространства и интеллектуальный труд встречаются в ряде портретов и жанровых сцен, где границы между наукой и искусством начинают размываться.

Original size 1514x2371

Лавуазье объясняет жене результаты своего эксперимента. Картина маслом Эрнеста Борда.

В первую очередь, я хотела бы разобрать работу Эрнеста Борда, картину «Лавуазье объясняет своей жене результаты своих опытов над воздухом». Хотя картина создана спустя более чем столетие после работы Давида, она ясно отсылает к тому же сюжетному мотиву. Лавуазье в лаборатории, рядом с ним Мари-Анн, а вокруг них стеклянные колбы и научные приборы. И в картине Давида, и в картине Борда мы наблюдаем схожести. Лавуазье объясняет опыт жене, она же внимательно его слушает. Перед ними стол уставленный приборами, а позади неброский интерьер. В то время как у Борда сцена выстраивается как иллюстрация устоявшегося мифа о гениальном химике и его ассистентке, с акцентом на повествовательность, у Давида картина представлена более сдержанно и открыта для интерпретации. Здесь нет демонстрации конкретного эксперимента, нет акцента на демонстрацию результата, а лишь совместное рабочее пространство, где приборы, чертежи и прочие элементы картины и окружения, в которой тесно переплетаются жизни этих людей.

Original size 1280x898

Философ, объясняющий модель Солнечной системы. Джозеф Райт ок. 1766

Возвращаясь в XVIII век, когда речь заходит о портрете Лавуазье, вспоминают и работы Джозефа Райта из Дерби, художника, известного как «живописец Просвещения». В картинах «Философ, объясняющий модель Солнечной системы» (1766) и «Эксперимент с птицей в воздушном насосе» (1768) Райт совершил настоящий прорыв. Он поместил научный эксперимент в центр масштабного полотна, подобно тому, как ранее художники изображали библейские сцены или истории о героях античности.

В сцене первой работы философ предстает перед публикой, освещенной одним светом, и демонстрирует им механическую модель Солнечной системы. В то же время, в сцене с птицей зрители наблюдают за экспериментом с птицей. Разнообразие эмоциональных реакций публики, от испуга девочки до равнодушия джентльменов, превращает обе сцены в глубокое размышление о границах научного познания и человеческого сострадания.

Original size 1800x1145

Эксперимент с птицей в воздушном насосе. Джозеф Райт. 1768

В отличие от этой драматургии, Давид создает свой мир в другом ключе. Он не стремится к драматическому кульминационному моменту эксперимента и не акцентирует внимание на эмоциональной реакции случайных зрителей. Научные предметы у него органично вплетены в структуру портрета. Колбы, стеклянные сосуды, записи, чертежи это естественная среда обитания и работы его героев. В то время как Райт демонстрирует зрителю законченную постановку научного мира, с актерами, публикой и почти театральным освещением, Давид сосредотачивается на частном, интимном пространстве научной работы.

Заключение

Анализ портрета Антуана-Лорана Лавуазье и его жены в диалоге с особенностями картины, исторической обстановкой и сравнением с другими работами раскрывает сложность художественного замысла автора. На первый взгляд строгий, сдержанный и интимный портрет представляется обычным изображением семейной пары. Однако, это лишь видимость. В действительности, перед нами продуманная визуальная конструкция, в которой каждая деталь играет свою роль в формировании образа науки как выражения интеллектуальной жизни эпохи. Композиция построена на пересечении диагоналей и линий света, которые естественным образом ведут взгляд зрителя к изображению Мари-Анн. Это подчеркивает её значимость в научной работе мужа, высвечивая её функции наблюдателя, иллюстратора и соавтора в процессе рождения его работ.

Понимание картины формируется с учетом исторического контекста конца XVIII века. Эта эпоха вывела на первый план новую модель ученого, который приобрел статус общественно значимой личности. Портрет Лавуазье и его жены служит своеобразным зеркалом интеллектуальной атмосферы предреволюционной Франции. В это время знание все больше превращалось в культурную ценность, а профессиональный статус все более определял социальную идентичность, оттесняя на второй план титулы и наследственные права. Техническая экспертиза картины выявила изменения, свидетельствующие о том, что Давид сознательно предпочел более сдержанный, научный подход к портрету, отступив от изысканной, аристократической версии. Он сделал выбор в пользу изображения, которое отражает научную среду и суть труда изображенных людей. Такой отказ от роскоши в пользу идеи соответствует художественному языку эпохи, стремящемуся к выразительности, точности и глубокому смыслу.

Я пришла к выводу, что портрет Лавуазье и Мари-Анн выходит за рамки обычного изображения двух личностей. Это визуальная интерпретация эпохи, ее противоречий и устремлений. Работа сплетает личную историю, науку, художественную выразительность и культурный контекст, создавая единое высказывание о сущности знания, значении наблюдения, взаимосвязи интеллектуального труда и ответственности художника за отражение своего времени.

Bibliography
Show
1.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/436106 (дата обращения 19.11.25)

2.3.4.5.6.7.8.9.

https://artchive.ru/jacqueslouidavid/stories/23848 (дата обращения 20.11.25)

10.

https://libquotes.com/jacques-louis-david (дата обращения 20.11.25)

11.12.
Image sources
Show
1.

https://bigenc.ru/c/lavuaz-e-antuan-loran-de-ad831c (дата обращения 19.11.25)

2.3.4.5.

https://artchive.ru/jacqueslouidavid/stories/23848 (дата обращения 19.11.25)

6.

https://artchive.ru/jacqueslouidavid/stories/23848 (дата обращения 19.11.25)

7.8.9.
Портрет Антуана Лорана Лавуазье и его жены
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more