
Концепция
Научная фантастика имеет репутацию жанра, максимально далёкого от реальности. Писатели и сценаристы могут перенести читателя и зрителя далеко от земных проблем: на другие планеты, в будущее и в альтернативный мир, не имеющий с нашим ничего общего. Однако творцы прекрасно понимают, как хорошо этот жанр подходит для обсуждения остросоциальных проблем нашей действительности.
«Научная фантастика — это не о будущем. Она о настоящем. Она использует будущее как фон, чтобы говорить о том, что происходит сегодня.» — Урсула Ле Гуин
Фантастика позволяет подискутировать о том, как далеко может зайти человечество, не сворачивая с пути несправедливости, о том, что будет, если социальные противоречия продолжат усугубляться, а экологические проблемы так и не будут разрешены. Писатели-фантасты нередко берут на себя роль предсказателей, чтобы показать миру, куда могут привести его несовершенства, если с течением времени они вырастут, как снежный ком.
«Фантастика позволяет нам увидеть наши собственные проблемы под новым углом, как если бы мы смотрели на них глазами пришельцев.» — Рэй Брэдбери
Жанр даёт авторам возможность показать привычные нам социальные проблемы через яркие, но пугающие фантастические образы. В этом исследовании мы рассмотрим 4 проблемы, освящённые кинематографом сквозь призму фантастики.

Фильм Эндрю Никколы «Время», заострил внимание на проблеме экономического разрыва между богатыми и бедными, предположив как капиталистическая система сможет приравнивать человеческую жизнь к финансовому ресурсу с помощью технологий.
В реальном мире бедные слои населения вынуждены работать в нечеловеческих условиях, чтобы выжить. Работа на вредных производствах одновременно сокращает жизнь (так как ударяет по здоровью) и отодвигает смерть (так как не даёт умереть от голода). Любая работа это — обмен части жизни на деньги, которые нужны чтобы жить дальше. Этот парадокс бросается в глаза при просмотре фильма «Время».
«In Time» (Andrew Niccol, 2011)
Фильм Брайана Форбса «Степфордские жёны» (1975) — экранизация одноимённого романа Айры Левина, поднимает вопрос дегуманизации женщины, сведение её личности до выполняемых ей функций. Несмотря на то, что сюжет отсылает нас к трагедиям прошлого, он вызывает тревогу о будущем, ведь ситуация с положением женщины в обществе становится лучше лишь в ряде развивающихся стран. Не добавляют оптимизма и повторяющиеся «откаты» в области женских прав в странах, где женщинам, казалось, удалось добиться относительной стабильности.
The Stepford Wives (Bryan Forbes, 1975)
В фильме Джеймса Кэмерона «Аватар» (2009) угадывается перенос опыта европейской колонизации с «Нового Света» на другую планету. Однако для инопланетян конец столкновения цивилизаций будет счастливее, чем итоги конкисты для коренных народов Северной Америки. Также «Аватар» показывает негативные последствия неравномерного распределения науки — её сосредоточении в военной сфере и недостаточного развития в области экологии.
Avatar (James Cameron, 2009)
Фильм Питера Уира «Шоу Трумана» (1998) — психологический триллер об отсутствии приватности и актуальной информации: весь мир видит главного героя, а он понятия не имеет, что за пределами его искусственно созданной продюсерами реальности существует какой-то мир. А ещё «Шоу Трумана» про безнаказанное использование «маленького человека» большой корпорацией и про равнодушие общества, для которых Труман не живой человек, а предмет интереса.
Экономическое неравенство
На протяжении веков экономическое неравенство неуклонно усиливается. По данным независимой международной конфедерации Oxfam, богатство 1% людей превысило состояние остальных 99% жителей Земли. Бедные слои населения буквально обменивают часы своей жизни на возможность не умереть от голода. Эту проблему осветил сценарист и режиссер Эндрю Никкол, сделав время основной и единственной валютой во вселенной фильма «Время» (2011).
«In Time» (Andrew Niccol, 2011)
По сюжету, каждый человек рождается с заданным запасом времени на встроенном в руку таймере: его можно зарабатывать, тратить, дарить или отнимать грубой силой. Человеческая жизнь напрямую конвертируется в экономический ресурс, что дарит богатым вечную жизнь, а бедных заставляет работать без права на отдых или ошибку — без зарплаты буквально не выжить.
«In Time» (Andrew Niccol, 2011)
Помимо темы социального неравенства, фильм поднимает и тему контроля элитами науки: революционное открытие — генная модификация, позволяющая при наличии ресурса жить вечно, становится воплощением мечты для одних и отягощает выживание другим. Технология специально создана с целью создать рай на земле для богатых за счёт контроля численности бедного населения.
«In Time» (Andrew Niccol, 2011)
Гендерное неравенство
По сюжету фильма Брайана Форбса «Степфордские жёны» семейная пара с детьми переезжает в маленький городок Степфорд, который является настоящей патриархальной идиллией: мужчины занимаются важными делами, а ухоженные женщины интересуются исключительно домашним хозяйством и настроением своих мужей. Со временем главная героиня узнаёт, что консервативные мужчины Степфорда заменили своих жён послушными и улыбчивыми роботами.
The Stepford Wives (Bryan Forbes, 1975)
В попытке забрать своих детей, она попадает в смертельную ловушку — её муж предпочёл робота-двойника, у которого нет характера и души, но есть функция ведения быта и поддержания хорошего настроения.
The Stepford Wives (Bryan Forbes, 1975)
Метафора замены женщин роботами может показаться чересчур радикальной, однако к сожалению, это — не просто гиперболизация подавления женской индивидуальности консервативным обществом. Замена живого человека роботом — пугающе напоминает эффект от лоботомии — хирургической процедуры, в ходе которой разрушаются или удаляются части мозга. В годы распространения лоботомии женский пол воспринимался как «эмоционально нестабильный» и «предрасположенный к истерии». Женщин, чувствующих себя несчастными в ролях домохозяйки и матери воспринимали как требующих операции на мозг.
The Stepford Wives (Bryan Forbes, 1975)
Так как возвращение женщин к «домашним обязанностям» после операции было проще, чем адаптация мужчин к работе и общественной жизни, считалось что эта операция подходит первым. Игнорируя снижение когнитивных способностей и моторных функций, потерю критического мышления, способности к планированию и выполнению сложных задач, нарушения речи, апатию и эмоциональную тупость, врачи рекомендовали лоботомию как быстрый способ «вернуть женщину к плите и раковине».
The Stepford Wives (Bryan Forbes, 1975)
Технологическое неравенство
Развитые технологии, особенно военные, всегда были ключевым фактором в битвах за территории. Превосходство европейцев в области военных технологий стало решающим фактором в завоевании Америки. В фильме-аллегории колониализма «Аватар» человечество продолжило идти по экстенсивному пути развития, что закономерно привело к нехватке на Земле ресурсов.
Avatar (James Cameron, 2009)
Вместо смены парадигмы и спасения своей планеты, люди начинают колонизировать другие. Их не останавливает ни риск уничтожения инопланетной экосистемы, ни недовольство местного населения, которое несмотря на гармоничное сосуществование с природой и богатую культуру кажется землянам лишь помехой на пути к ценному ресурсу.
Avatar (James Cameron, 2009)
Фильм заканчивается торжеством справедливости: колонизаторы изгнаны на Землю. Но поймёт ли человечество, что его ошибка заключается не в проигранной инопланетянам битве, а в обречённой на провал стратегии неэкологичного развития?
Avatar (James Cameron, 2009)
Информационное неравенство
В современном мире информационное неравенство — как разрыв в доступе к информации существует не только между слоями населения, но и между человеком и корпорациями. Владея информацией об абсолютно каждом пользователе интернета, компании используют её в своих коммерческих целях и никто не может это остановить. Примечательно, что фильм «Шоу Трумана» был снят режиссёром Питером Уиром по сценарию Эндрю Никколы в 1998 году, когда проблема утраты человечеством возможности анонимности в интернете ещё не стояла.
The Truman Show (Peter Weir, 1998)
Подозрительность Трумана, начавшего замечать вокруг себя странности напоминает «паранойю» Эрнеста Хэмингуэя. Оба оказались правы в своих догадках. Однако в финале фильма Труман получает заслуженную возможность начать жизнь с начала, выйдя из золотой клетки постановочного городка в реальный мир.
The Trueman show
Заключение
Научная фантастика берёт на себя много ролей и одна из них — роль предостерегающего предсказания. Некоторые опасение сбываются, а некоторые нет, но кто знает, возможно именно благодаря пророчеству его удалось избежать?
Avatar
Спасибо за прочтение!
«In Time» (Andrew Niccol, 2011)
«The Stepford Wives» (Bryan Forbes, 1975)
«The Truman Show» (Peter Weir, 1998)
«Avatar» (James Cameron, 2009)
«In Time» (Andrew Niccol, 2011)
«The Stepford Wives» (Bryan Forbes, 1975)
«The Truman Show» (Peter Weir, 1998)
«Avatar» (James Cameron, 2009)