
«Множественность субъекта»
В то время как Мишель Фуко говорит о множественности субъекта, Эрих Фромм в книге «Бегство от свободы» (1941), пишет, что человек, обретя свободу (особенно в эпоху модерна), оказался перед тревогой: «Я свободен, но одинок и отделён. Кто я теперь?». Вместо того чтобы принять эту свободу и выстроить уникальное «Я», люди уходят в подчинение, конформизм и массовую личность. Они предпочитают быть частью чего-то внешнего — идеологии, группы, нормы, потому что это безопасно.

Концепция проекта


эскизы к выставке Великий беспорядок
Франкфуртская школа в лице Теодора Адорно, Макса Хоркхаймер, Герберта Маркузе и других говорит о фальшивом сознании и о том, что современный человек становится одномерным — он мыслит, чувствует и действует так, как «правильно», а не так, как аутентично. Всё, что нестандартно — подавляется.

Girls!Girls!Girls! , 250×150см, бязь, эмаль, 2025


Хентай, 114×75 см, бязь, эмаль, 2025 // Нельзя выкручивать, 115×80 см, бязь, эмаль, 2025
Эскизы к выставке Великий Беспорядок


Легкая глажка, 80×80см, бязь, эмаль, 2025 // фрагмент маркировки
В мире, где унификация воспринимается как безопасность, множественность субъекта постепенно вытесняется стремлением к стандартизации — внешности, мышления, поведения.
In my childhood, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024
Через образ куклы и маркировки по уходу за одеждой, как метафора должного ухода за женщиной, я создаю собственный визуальный язык: внутренней тревоги, необходимости соответствовать, иронии над насаждаемыми архетипами.


Из цикла Хорошая девочка, 90×80 см, бязь, эмаль, 2025
Появляется «клиповое сознание», зеркальное и податливое. Тело становится интерфейсом: его легко отредактировать, перекроить, адаптировать под образы, заданные масс-культурой. Женская идентичность в этом контексте — зона особой уязвимости.
А ну- ка, девушки, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024
А ну- ка, девушки, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024 // In my childhood, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024
В своих работах, выполненных на необработанной бязи, я исследую пределы и размытость «Я» через тело, трансформацию, повтор и фрагментацию.


In my childhood, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024
Работа с тканью и эмалью становится визуальным решением, как процесс перезаписываемости, «прошиваемости» идентичности.
In my childhood, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024// А ну- ка, девушки, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024 // girl stuff, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024


А ну- ка, девушки, 160×100 см, бязь, эмаль, 2024




Персональная выставка «тонкие ткани», IRNBY, Санкт-Петербург, 2025
Множественность субъекта — не угроза порядку, а форма внутренней свободы. Именно она позволяет нам быть Другими по отношению к себе — и тем самым по-настоящему живыми.