№FC 43730002
FRANCESCO DEL COSSA
start.hsedesign.ru

Картина Франческо дель Косса «Святой Пётр», написанная в 1470–1473 годах, — пример выразительного раннеренессансного портрета святого апостола, наполненного символизмом и мощью религиозного смысла. Художник мастерски передает внутренний мир Петра через тщательно проработанные детали лица и одежды, подчеркивая его статус как хранителя ключей Царства Небесного. Работа отражает переход от готических традиций к более живому, эмоциональному восприятию святых фигур, свойственному эпохе Возрождения.

Франческо дель Косса — итальянский живописец, работавший в основном в Ферраре, где вместе с Козимо Тура и Эрколе де Роберти был ведущим художником феррарской школы живописи. Его стиль имеет много общего со стилем Тура и сходные точки творческого развития, что и у Мантеньи и Пьеро делла Франческо, но работы Косса демонстрируют добродушие и вежливый тон.

В начале 1470-х годов дель Косса переехал в Болонью, где написал алтарный образ для капеллы Гриффони в церкви Сан-Петронио (1473); центральная часть картины находится в Национальной галерее в Лондоне. «Святой Пётр» — фрагмент полиптиха, разобранного в XVIII веке. Считается, что в центре располагалось изображение святого Викентия Феррера, а по бокам — Святой Пётр и Иоанн Креститель. Тондо с распятием находилось в верхнем центральном положении.

Франческо дель Косса представляет святого апостола с необычайной глубиной и реализмом, стремясь сохранить портретные черты Петра. Образ исполнен торжественной строгости и одновременно человеческой теплоты и светлой печали — это выражается в выразительных чертах лица, устремленном взгляде и жестикуляции рук. Апостол Пётр стоит на фоне колонны разрушенного здания, на фоне — небо лазурного оттенка. В его руках находятся ключи, символизирующие власть над Царством Небесным, что подчеркивает центральную роль святого в христианской традиции. За фигурой апостола — горизонтальная перекладина, с которой свисают коралловые бусы с охристыми кистями на концах; они — отсылка к монашеским четкам, с помощью которых читаются молитвы, но также могут символизировать искупление Христа.

Художник, работая в темпере и сусальном золоте, внедряет в пространство работы мягкий свет и тонкие переходы теней, что придает фигуре объем и живость. Особое внимание уделено деталям одежды: богатые складки, орнаменты и текстура тканей демонстрируют мастерство дель Косса в передаче материальности и богатства. Композиция картины сбалансирована и строгая, отражая религиозный пафос и значимость персонажа.

Важным аспектом работы является ее стилистическое положение на рубеже готики и Возрождения. Дель Косса сочетает готическую декоративность с новыми ренессансными идеалами — реализмом, психологизмом и эмоциональной выразительностью. «Святой Пётр» становится не просто иконой, а живым портретом человека, несущего духовный и общественный авторитет, что делает картину значимым памятником итальянского искусства XV века.


Автор текста: Майкл Арутюнян

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more