Original size 1751x2481

Танцы ар-деко и стиль эпохи

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

▲ Концепция ▲ Строгость и динамика танго ▲ Утончённость и строгость фокстрота ▲ Экстравагантность и свобода чарльстона ▲ Заключение ▲ Творческий проект ▲ Библиография ▲ Источники изображений

Концепция

В данном визуальном исследовании я рассматриваю взаимосвязь трёх стилей танца ар-деко (танго, фокстрот, чарльстон) и образа эпохи, создаваемого архитектурой, интерьерными решениями, модой и предметами промышленного дизайна. Ар-деко как стиль появился в 1920-е годы, он был вызван масштабной промышленной революцией и вмещал в себя все культурные и социальные изменения. Вместе с тем, танец ар-деко являлся воплощением чувств и эмоций эпохи, он закономерно отразил все изменения в обществе: ар-деко — это эпоха технического прогресса, поэтому танго, фокстрот и чарльстон — это про свободу, роскошь и модернизм.

Архитектурные и интерьерные решения ар-деко непосредственно связаны с танцем. Можно выделить очевидное влияние характера архитектуры и основных аспектов стиля на правила, движения и настроение танцев. Стиль эпохи формировал культурную и общественную жизнь.

Танцевальные мероприятия проходили в залах и клубах, оформленных в соответствии с эстетикой стиля, например, использовались массивные зеркала, блеск, металл и стекло. Всё это создавало атмосферу гламура и роскоши и позволяло танцорам ощущать себя частью модернизма и прогресса.

Мода ар-деко способствовала развитию визуального стиля танцев. Женские костюмы создавались из блестящих тканей, они украшались изобилием перьев, бахромы, блёсток, главной же деталью мужских костюмов являлись широкие лацканы.

Костюмы танцоров танго, фокстрота и чарльстона являются уникальными продуктами моды эпохи ар-деко и всей истории моды. В свою очередь, визуальная идентичность танцев может раскрыть стиль эпохи.

При отборе материала для визуального исследования я руководствовалась тем, какие закономерности прослеживаются в стилевых характеристиках ар-деко и танцах, особенно визуальной идентичности и характера движений. Я анализировала исторические фотографии, архивные видеозаписи, кинофильмы, иногда даже немые, это помогало воссоздать атмосферу светских мероприятий.

Визуальная часть исследования разделена на три блока. Каждый блок освещает один определённый стиль танца через сопоставление с яркими чертами эпохи ар-деко.

Первый — «Строгость и динамика танго» — выделяет главные аспекты взаимосвязи танго и ар-деко через архитектуру, интерьер, костюмы и предметы промышленного дизайна.

Второй — «Утончённость и строгость фокстрота» — повествует об ар-деко как о стиле со строгими линиями и объемными формами.

Третий «Экстравагантность и свобода чарльстона» — рассказывает о чрезмерной декоративности чарльстона в параллели с вниманием к деталям стиля ар-деко.

Строгость и динамика танго

*Кадр из фильма «Валентино», 1977 год

Original size 3501x1585

Обложки бразильского журнала «Para Todos» в иллюстрациях José Carlos. 1927 г.

Танго является самым страстным и драматичным танцем эпохи ар-деко. Динамика, мощная выразительность, эмоциональная напряжённость и при этом нежность этого танца наиболее точно отражает контраст в архитектуре ар-деко, где сочетаются резкие линии, ярко выраженные вертикальные направляющие и плавные формы в фасадах зданий.

Original size 3474x2169

Г-жа Крюгер и г-н Валли, 1914 г.; Крайслер-билдинг, Нью-Йорк; Площадь Израиля, Париж; Радио Сити Мьюзик Холл, Нью-Йорк; Паласио Бароло, Буэнос-Айрес; Здание Вольта, Буэнос-Айрес

*Кадр из фильма «Четыре всадника Апокалипсиса», 1921 год

Original size 3501x1272

Чипарус Деметре, «Танго», 1925 г.; Йозеф Лоренцль, «Танцовщица», 1929 г.; Эрте, «Леди в изысканном платье», 1989 г.

Предметный дизайн эпохи ар-деко также отражает контраст. Чайные сервизы, посуда украшены геометрическими узорами. Яркие ромбы, треугольники и прямые линии, с одной стороны, подчёркивают строгость, но с другой стороны, — утончённость, что также присущи танго.

Original size 3500x769

Пара танцоров танго, 1920-е; Эрик Магнуссен, чайный сервиз, 1927 г.; авангардный чайный сервиз Малевича «Раннее утро», 1930-е

Можно сопоставить костюмы танцоров танго и интерьерный дизайн. Яркие цвета (особенно чёрный и красный), металлические ткани и серебро, золото в интерьерах, блеск и гладкие поверхности — всё это передавало роскошь и изысканность эпохи.

Original size 3500x1145

La Cumparsita — Гарри Хорлик и его оркестр, 1950 г.; Здание Чикагской торговой палаты, 1929 г.

Original size 3500x687

Пара танцоров танго, 1920-е гг.; Радио Сити Мьюзик Холл, Нью-Йорк; Театра на Елисейских полях, Париж

Original size 3500x1165

Мелани Леопольдина Кёлер-Броман, «Танго», 1920-е гг.; отель «Иден Рок», Флорида; вход небоскреба Крайслер-билдинг, Нью-Йорк

Утончённость и роскошь фокстрота

Фокстрот — более сдержанный и элегантный танец. Танцоры уделяли особенное внимание утончённости движения, однако динамика, присущая ар-деко, всё равно оставалась. Визуальная идентичность танца тесно связана с идеями ар-деко, где особое внимание уделялось изысканным линиям и декоративным элементам.

Строгие, геометричные силуэты и гладкие линии — главные составляющие костюмов танцоров фокстрота. Женские костюмы — элегантные платья с металлическими и стеклянными украшениям. Мужчины же носили классические смокинг с объёмными лацканами и с блестящими деталями.

Original size 3501x1585

Обложки бразильского журнала «Para Todos» в иллюстрациях José Carlos. 1927 г.

Эти черты стиля перекликаются с посудой ар-деко. Можно встретить примеры чайных сервизов с утончёнными, плавными линиями и в то же время с простым, строгим силуэтом. Кроме того, можно увидеть схожесть в элегантных узорах на платьях и посуде.

Original size 3487x2288

Вашон с партнёршей, 1928 г.; платье Vionnet и Schiaparelli, 1920-е гг.; А. Мюррей, М. Палмери, 1920-е гг.; Чайный сервиз, 1911 г.; Royal Rochester Fraunfelter, 1920 г.; Кофейный набор, 1933–1935 гг.

В интерьерах преобладали геометрические формы и орнаментальность, множество зеркал и блестящие поверхности. Такие интерьеры становились идеальным пространством для фокстрота.

Original size 3487x684

Кадр из фильма «Our Dancing Daughters», 1928 г.; Интерьер, Нью-Йорк, 1930-е гг.; Жак Эмиль Рульманн, мебель, 1925 г.; Жак Эмиль Рульманн, интерьер, 1930 г.;

Дизайн мебели эпохи ар-деко также перекликался с визуальным стилем фокстрота. Лакированные поверхности, сочетание прямых и закругленных углов, элегантная орнаментальность — всё это можно встретить в промышленном дизайне ар-деко и в костюмах фокстрота.

Original size 3487x2185

Вечер фокстрота, 1920-е гг.; Эл Джолсон, «Певец джаза», 1927 г.; Фред Астер и Джинджер Роджерс, 1935 г.; Жак Эмиль Рульманн, мебель, 1925–1930 гг.

Символом роскоши эпохи был автомобиль — в частности, такие марки, как «Rolls-Royce» и «Packard». Дизайн автомобилей сочетал строгие линии с роскошными отделками из лака и хрома. Эти предметы искусства можно было встретить на танцевальных вечерах, при выезде на фокстрот.

*Кадр из фильма «Великий Гэтсби», 2013 год

Original size 3487x1308

Автомобиль Cadillac 1930-го года; автомобиль Ford 1930-х гг.

Original size 3494x655

Автомобиль Packard Twelve 1939 г.; автомобиль Rolls Royce Phantom 1936 г.; автомобиль Rolls Royce, 1940-е гг.

Архитектура и интерьеры олицетворяют сдержанную роскошь и элегантность, которые совпадают с характером танца фокстрота. Объемность костюмов перекликается с массивностью и фундаментальностью архитектуры той эпохи. В интерьерах можно встретить причудливые орнаменты и украшения с восточным настроением. Интерьеры подчёркивают лёгкость и динамику танца.

Original size 3494x1262

Джейн Ренуар, платье от Жанны Ланвен, 1925 г.; платье от Жанны Ланвен, 1930 г.; Рокфеллер Плаза, Нью-Йорк

Original size 3468x819

Танцоры фокстрота, 1930-е гг.; Палм-Корт, Нью-Йорк; отель Савой, Лондон

Свобода и экстравагантность чарльстона

Чарльстон — джазовый танец, он стал символом свободы, культурных перемен. Чарльстон с его быстрыми движениями и причудливыми акцентами является своеобразным отражением динамичной и яркой части стиля ар-деко с его радикальными экспериментами с формой и цветом.

*Танец чарльстон, музыкальный театр «Марлен»

Original size 3501x1585

Обложки бразильского журнала «Para Todos» в иллюстрациях José Carlos. 1926 г. и 1928 г.

Женские костюмы чарльстона — это короткие платья с бахромой или перьями. Платья создавали ощущение лёгкости и движения, они отражали свободу самовыражения, тенденция на которую активно распространялась в эпоху ар-деко. Шёлк, сатин, металлические нитки и стеклянные бусины символизировали богатство и веселье эпохи.

Original size 3499x1106

Танцовщица, мода чарльстона, 1920-е гг.; «Вечерние платья» и «Вечерние платья» от Бланш Лебувье, 1927 г.; Гильда Грей, платье флэппер, 1920 г.; коллекция принтов от Гаилард, 1920-е гг.

Original size 3093x1017

Вечеринка в стиле «Великого Гетсби», мода 1929-х гг.; танцоры чарльстона, 1920-е гг.

Яркий свет — одна из самых ярких особенностей клубов и кафе, где танцевали чарльстон. Огни и подсветка отражали чрезмерную динамику и выразительность танца.

Original size 3501x1432

Клуб «El Morocco», Нью-Йорк; театр «Fox», Детройт; Бродвей, Нью-Йорк

Original size 3501x1255

Клуб «El Morocco», Нью-Йорк; ночной клуб в Берлине 1920-х г.

Интерьерный дизайн, присущий характеру чарльстона, включал в себя зеркала, яркие контрастные цвета, блестящие поверхности, чрезмерная декоративность и огромное множество геометрических орнаментов, особенную атмосферу веселья и энергии создавало сочетание геометрии с игрой света.

Original size 3501x755

Танцоры чарльстона в Америке 1920–1930 гг.

Original size 3501x936

Экстерьер ресторана «Cicada», Лос-Анджелес; отель «Карлтон», Сидней; интерьер ресторана «Cicada», Лос-Анджелес

Original size 3501x815

Кабаре в Берлине 1920-х годов; театр «Fox», Детройт; вечеринка чарльстона в Америке 1920-х годов; театр «Fox», Детройт

Чарльстон нашёл своё отражение и в предметном дизайне ар-деко. В эпохе можно было встретить объекты с изобилием декоративных деталей, разнообразных геометрических и плавных форм, которые взаимосвязаны с причудливыми и одновременно торжественными костюмами танцоров.

Original size 3501x927

Леонора Хьюз и Морис Муве, 1924 г.; мебель в стиле ар-деко 1920-х годов; настольные лампы от Гектора Гимара, 1910-е гг.; лифт здания Гардиан, Детройт

Дорогие автомобили с гладкими округлыми формами и декоративными элементами («Cadillac 1927 года» — особенный символ эпохи) так же, как и танец чарльстон, выражали новизну и желание быть в центре внимания.

Original size 3501x1532

Фред Астер и Сид Чарисс, 1930-е гг.; автомобиль Cadillac 1927 г.

Заключение

Танцы ар-деко, такие как танго, фокстрот и чарльстон, являются отражением визуального диалога искусства, моды, архитектуры, интерьерного, предметного и промышленного дизайна эпохи. Вместе они создают визуальную идентичность ар-деко, как эпохи роскоши, модернизма и стремления к совершенству. Сопоставление танцев со стилем эпохи позволяет лучше понять, как ар-деко формировал социальные и культурные нормы в обществе и вдохновлял на элегантность, энергию и динамику.

*«How To Dance The 1920s Scarecrow», Жозефина Бейкер

Творческий проект

Original size 3501x1160

«Эклектичное движение» — это хореографический перформанс, в основе которого лежит смешение архаичных, традиционных танцевальных стилей с современными. Это сочетание несочетаемого, ведь современные хореографические стили постепенно развивались из своих предшественников, а в нашем перфомансе они совмещаются.

Original size 3501x1213
Original size 3501x1160
Loading...
0

плакаты

Bibliography
Show
1.

Wilcox, C. Roaring Twenties: Fashion and Dance / C. Wilcox. — London: V& A Publishing, 2013. — 148 с.

2.

Cohen, S. J. International Encyclopedia of Dance / S. J. Cohen (Ed.). — New York: Oxford University Press, 1998. — 648 с.

3.

Benton, T., Benton, C., & Wood, G. Art Deco: 1910–1939 / T. Benton, C. Benton, G. Wood. — London: V& A Publications, 2003. — 464 с.

4.

Танцы 1920-х: провокационные и аморальные / [Электронный ресурс] // Дилетант: [сайт]. — URL: https://diletant.media/articles/45263072/ (Дата обращения: 14.11.24)

5.

Танго / [Электронный ресурс] // Arzamas: [сайт]. — URL: https://arzamas.academy/micro/dance/5 (Дата обращения: 14.11.24)

6.

Фокстрот / [Электронный ресурс] // Arzamas: [сайт]. — URL: https://arzamas.academy/micro/dance/12 (Дата обращения: 14.11.24)

7.

Malnig, J. Dancing Till Dawn: A Century of Exhibition Ballroom Dance // Dance Research Journal. — 1992. — № 2 (24). — c. 27–36.

8.

Rust, F. Dance in Society: An Analysis of the Relationship Between the Social Dance and Society in England from the Middle Ages to the Present Day / F. Rust. — London: Routledge, 1969. — 286 с.

Image sources
Show
1.

https://katia-lexx.livejournal.com/2370122.html (Дата обращения: 14.11.24)

2.3.4.5.

https://vk.com/album-48398944_207087737 (Дата обращения: 14.11.24)

6.7.8.9.10.11.

https://r2.mt.ru/r14/photo3B33/20223864743-0/jpg/wnd.jpeg (Дата обращения: 14.11.24)

12.

https://r2.mt.ru/r14/photo3B33/20223864743-0/jpg/wnd.jpeg (Дата обращения: 14.11.24)

13.14.

https://br.pinterest.com/pin/651614639818039214/ (Дата обращения: 14.11.24)

15.

https://www.youtube.com/watch?v=C-TeS36jRyo (Дата обращения: 14.11.24)

16.17.18.19.20.21.22.23.24.

https://ru.pinterest.com/pin/140807925819697564/ (Дата обращения: 14.11.24)

25.26.27.

https://ru.pinterest.com/pin/416301559301898063/ (Дата обращения: 14.11.24)

28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.

https://a.d-cd.net/5b06841s-960.jpg (Дата обращения: 14.11.24)

40.41.42.43.44.45.

https://www.pinterest.com.au/pin/274578908520378150/ (Дата обращения: 14.11.24)

46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.58.59.60.61.62.63.64.65.66.67.68.69.70.71.72.73.74.75.76.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more