Original size 1240x1750

Тоска по недостижимому и поиск убежища в цифровую эпоху. Эссе-синопсис

PROTECT STATUS: not protected
10

Введение

В современном мире понятие ностальгии трансформировалось. Вместо тоски по прошлому, в личных и коллективных воспоминаниях люди все чаще ищут спокойствие и внутреннюю опору, пытаются создать иллюзию дома и его защиты. Светлана Бойм в своей книги «Будущее ностальгии» пишет: «Опасность ностальгии состоит в том, что она, как правило, путает реальный дом и воображаемый». В эпоху цифровизации понятие дома потеряло свои границы, как и края перехода из объективной реальности в цифровую, превратившуюся в новое измерение бытия. В своем исследовании я буду углубляться в основы феноменов памяти субъективной и совместной, опираясь на социально-антропологический контекст чувства утраты, потери и желания обрести иллюзорное убежище в нематериальном пространстве.

big
Original size 1920x643

Weeds of my parents' garden collection by Simryn Gill, 2018

Темой моей выпускной квалификационной работы выступает сервис для нелинейного хранения совместных или личных воспоминаний, имитирующий чувство дома, поэтому в исследовании я также постараюсь раскрыть и проанализировать действующие способы хранения информации и другие виртуальные и материальные имитаторы дома, чтобы определить, как цифровые технологии влияют на социальную боль и какой за ней лежит экзистенциальный контекст и симптомы.

В своем визуальном исследовании о «Тоске по недостижимому и поиску убежища в цифровую эпоху» я прослежу за тем, как со временем менялось понимание тоски и появилась допустимость демонстрации ее в обществе.

big
Original size 1920x858

My Own Private Angkor by Simryn Gill, 2008

Глава 1

В первой главе я планирую проследить разницу понимания феноменов дома и памяти как экзистенциального пространства. Понять, откуда берется дихотомия понятия дома: одни трактуют его как близких людей, другие — как конкретное место опоры. В своем же исследовании я бы хотела найти корреляции обоих интерпретаций.

I. «Пространство, пропущенное через воображение, не может остаться безразличным пространством, всецело во власти геометра с его подсчетами и вычислениями. Отныне оно стало обжитым. И оно обжито не в своей реальной идентичности, а в причудливой интерпретации воображения…» — пишет Гастон Башляр в «Поэтике пространства», основываясь на его интерпретации дома как особой реальности и метафоры внутреннего «Я» мне хотелось бы углубиться в понимание инструментов, необходимых пользователю в цифровом пространстве для достижения чувства дома.

Original size 1920x933

Excerpts From Silver Meadows by Todd Hido, 2018

II. Однако ностальгия — не всегда тоска по прошлому, иногда она обретает форму грусти по несбыточному времени или месту, в которых человек никогда не был. Второй пункт главы фокусируется на этом чувстве — анемое. Такая тоска зачастую имеет тенденцию встраиваться в культурный «генокод» поколений и становится психологическим механизмом, в то же время выступая ярким рычагом рефлексии и трактовки собственного «Я», приводящего к некоторым не эфемерным, а вполне осязаемым последствиям — апатии, тревоге, потере ориентиров и корней. Рост такого чувства в современном обществе формирует потребность в медленных медиа и цифровых продуктах, фокусирующихся на сохранении самоидентичности.

Память нередко выступает и социальным процессом, попыткой поддержки чувства принадлежности. На протяжении веков память воспринималась как инструмент формирования личности, но тоска нередко выставлялась чем-то «приступным».

Сюзанн Матт в книге «Homesickness: an American History» писала: «Because homesickness is absent from modern accounts of the past, it is seen as an illegitimate emotion in the present». В постоянно движущемся мире с его тенденциями к миграциям и изменениям печаль по дому воспримется как изъян. Однако это деструктивно, поскольку, искореняя тоску, мы уничтожаем историю.

Глава 2

Original size 855x933

LOSS by Hazel Mphande, 2021

Вторая глава исследования фокусируется на понимании дома и памяти в диджитальном пространстве. Становится ли цифровая среда новой формой имитации жизни и как она влияет на нашу идентичность? С развитием новых технологий мы все реже стали проводить четкую грань и дифференцировать бытие. Скорее, дигитальное становится продолжением осязаемого, обретая равную ему реальность. Отсюда появляется феномен цифровой ностальгии, которая обретает форму «тоски по ушедшей эпохе». Однако именно современные технологии дали возможность популяризировать коллективную память и возможность ностальгировать открыто за счет социальных сетей, цифровых дневников и общих фотоальбомов.

Глава 3

В третьей главе я обращаюсь сразу к нескольким аспектам. Во-первых, к понятию коллективной памяти и ее феномена как способа поддержания связи внутри сообществ.

Original size 1920x933

Pjotr and his family, Aspanas, Siberia by Bertien van Manen, 1993

Моя гипотеза заключается в том, что с психологической стороны акт сопричастности дает возможность субъекту почувствовать исцеление.

Совместное сохранение важного и заначимого помогает почувствовать то самое заветное спокойствие, сопряженное с иллюзией дома и безопасности. Именно поэтому мне хотелось бы поглубже проанализировать практику совместного архивирования воспоминаний, начиная с онлайн-дневников, заканчивая инструментами с опорой на социальные аспекты, чтобы выяснить, как в них существуют понятия авторства, приватности и дихотомии мира и как это отлично от индивидуальной формы записи.

Глава 4

Original size 1920x562

Bertien van Manen’s photoes, 2002

I. В финальной главе исследования я планирую сфокусироваться на понятии имитатора дома. Такие цифровые компенсаторы имеют особенные паттерны, благодаря которым пользователь получает ощущение долгожданного убежища. В своей статье о том, как интернет меняет концепцию дома Алекс Кротоски отметила: «from infinitely adaptable personal home pages that we decorate like the walls of a teenager’s bedroom to readymade web hubs such as Facebook in which we surround ourselves with people and properties that are meaningful to us».

Современные компании, разрабатывающие цифровые продукты, все чаще фокусируются на таких функциях как высокая кастомизация, социальные взаимодействия и тд, чтобы подарить пользователю чувство пристанища, тем самым увеличить время внутри сервиса.

II. В связи с чем во втором подпункте главы мне кажется важным определить потенциал и границы технологий, этических аспектов сохранения воспоминаний и влияния искусственного интеллекта на рефлексию субъекта и возможность избежать с помощью этих функций цифрового забвения.

Original size 1920x933

¿Sólo una sombra? / Only a Shadow? (Ester’s Poems) by Muriel Hasbun, 1994

Вывод

В заключении, собрав все основные мысли, мне еще раз хочется сфокусироваться на идее цифровой среды как пространства исцеления и спокойствия. Моей основной задачей ВКР выступает создание синтеза социального и технологического в одном продукте, который помог бы пользователям почувствовать себя «дома», устойчиво и спокойно в непрерывном потоке информации.

Библиография

1. Хайдеггер, Мартин. Бытие и время — Харьков: ФОЛИО, 2008. 2. Башляй, Гастон. Поэтика пространства — Москва: Ad Marginem Press, 2020. 3. Ассман, Ян. Культурная память — Москва: Языки славянской культуры, 2004. 4. Ассман, Ян. Культурная память — Москва: Языки славянской культуры, 2004. 5. Boym, Svetlana. The future of nostalgia — New York: Basic books, 2001. 6. Фишер, Марк. Ghosts of My Life. Writings on Depression, Hauntology and Lost Futures — New Alresford: Zer0 books, 2014 7. Home: how the internet has changed our concept of what home is // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/technology/2011/oct/02/aleks-krotoski-untangling-web-home (дата обращения: 13.10.25). 8. Homesick in the modern world // Medium URL: https://medium.com/mosaic-science/homesick-in-the-modern-world-5db195051a21 (дата обращения: 13.10.25). 9. A Brief History & Ethos of the Digital Garden // Maggie URL: https://maggieappleton.com/garden-history/ (дата обращения: 13.10.25). 10. Berardi, Franco. After the Future. — Edinburgh: AK Press books, 2009. 11. Хальбвакс, Морис. Социальные рамки памяти — Москва: Новое литературное обозрение, 2007. 12. Hoskins, Andrew. Digital Memory Studies: Media Pasts in Transition — London: Routledge, 2017. 13. Van Dijck, José. Mediated Memories in the Digital Age — Stanford: Stanford University Press, 2007.

Тоска по недостижимому и поиск убежища в цифровую эпоху. Эссе-синопсис
10
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more