
Концепция
Визуальная культура блэк-метала — это уникальное явление, тесно переплетенное с элементами мистики, оккультизма и хоррора. Эти жанры и образы визуализируют музыкальный контент и формируют особую зловещую атмосферу, которая становится неотъемлемой частью восприятия и эмоциональной реакции аудитории. Исследование визуальных средств создания такой мрачной и загадочной атмосферы позволяет глубже понять, каким образом специфические символы и эстетика взаимодействуют и усиливают воздействие музыки. Это — способ заглянуть за внешний слой изображений и раскрыть внутренние символические смыслы, а также эстетические стратегии, которые поддерживают и развивают культурный феномен блэк-метала. Тема визуальных средств в блэк-метале особенно важна, поскольку этот жанр отличается сильным визуальным сопровождением — от обложек альбомов до сценического образа и видеоклипов. Визуальные образы становятся ключевым элементом, через который выражаются философские и мировоззренческие идеи артистов. Они помогают сформировать мрачное настроение, задают тон всему восприятию и раскрывают глубокие концепты, связывающие музыку и визуальное восприятие.
Для исследования выбираются те визуальные объекты, которые наиболее полно и выразительно отражают стилистические особенности блэк-метала. Это прежде всего — обложки альбомов и видеоклипы. Важен акцент на тех примерах, которые демонстрируют создание мрачной, зловещей атмосферы с помощью таких приемов, как использование цвета, контрастов света и тени, композиционных решений и символики.

Для анализа были выбраны четыре группы — одна норвежская и три российские. Норвежская группа Mayhem выбрана как самая известная и влиятельная в жанре блэк-метал, поскольку именно Норвегия считается колыбелью и основателем этого направления. Это позволяет включить в исследование ключевой источник эстетических и символических кодов жанра. Российские группы были отобраны на основе их популярности и значимости на российской блэк-метал сцене. Эти коллективы имеют широкую аудиторию в России и активно формируют местное визуальное и музыкальное пространство жанра. Выбор российских групп важен, так как исследование рассчитано на русскоязычную аудиторию — такая выборка позволяет наиболее полно раскрыть основные принципы построения визуальных смыслов в жанре, адаптированных к культурному контексту России.
Рубрикатор
Исследование разделяется на несколько ключевых блоков: 1. Возникновение и исторические предпосылки блэк метала 2. Техники создания зловещей атмосферы 3. Символика и эстетика мистики в визуальной культуре жанра 4. Приёмы из хоррора: использование света, тени, грима и специальных эффектов 5. Визуальное воплощение оккультных и эзотерических образов 6. Влияние визуальных решений на восприятие атмосферы и формирование идентичности жанра
Текстовые источники включают академические статьи по визуальной культуре хоррора и мистики, работы по культурологии и музыкальной антропологии, интервью с артистами и критическими рецензиями. Анализ опирается на интердисциплинарный подход, сравнивая теоретические концепции с практическими визуальными примерами жанра.
Grima «Flight of the Silver Storm», Marat Zaborovskiy 2025 г.
Главный вопрос, на который нацелено исследование: каким образом визуальные средства блэк-метал групп воплощают мистические и хоррорные элементы для создания зловещей атмосферы в рамках тёмной эстетики жанра?
Гипотеза заключается в том, что визуальные коды блэк-метала совмещают мистику и хоррор, используя уникальные символические и стилистические приемы. Эти приёмы создают мрачное, порой устрашающее настроение, усиливают эмоциональное, философское воздействие, способствуют более полному погружению аудитории в атмосферу музыки и визуального образа. Таким образом визуальная составляющая выступает неотделимой частью жанровой идентичности и культурного кода блэк-метала.
Возникновение и исторические предпосылки блэк метала
Блэк-метал как музыкальный жанр и культурное явление возник в начале 1980-х годов, впервые оформившись благодаря группам из Норвегии, таким как Mayhem, Burzum, Darkthrone. Он выделился агрессивным звучанием, антихристианской тематикой и экстремальной визуальной эстетикой. Именно в это время формируется характерный визуальный язык, призванный подчеркнуть призрачную, мрачную и зловещую атмосферу, соответствующую музыкальному содержанию.
Техники создания зловещей атмосферы
Блэк-метал группы создают зловещую атмосферу, опираясь на три ключевых механизма: контраст и сопоставление, реляционное позиционирование и культурный резонанс. В основе визуального стиля лежит использование тёмных цветовых схем с преобладанием черного, символики смерти — включая корпспейнт и кровавые элементы, а также мифологических мотивов. Однако атмосфера возникает не просто от отдельных элементов, а от того, как они сочетаются и воспринимаются в определённом контексте. Компьютерный анализ 5125 норвежских обложек альбомов показывает стратегический подход групп: сначала использование оттенков, необычных для блэк-метала, с последующим отдалением и подтверждением уникальной идентичности. Такой динамичный подход помогает адаптироваться к стигматизации жанра и его коммерциализации, формируя особое эстетическое пространство. [4] Особенно сильное атмосферное воздействие достигается, когда визуальные образы органично сочетаются с музыкой и несут культурно значимый смысл. Например, российские группы усиливают мрачность через лесные образы, связанные с национальной идентичностью и природой, а норвежские — с языческой мифологией и частично с расовыми идеологиями, что придаёт произведениям глубину и локальный контекст. [3]
Это свидетельствует о том, что мистические и хоррорные элементы сами по себе не создают атмосферу. Их сила проявляется через композиционное размещение, культурные связи и отношения к другим явлениям. Контрасты формируют визуальное напряжение, позиционирование — оппозицию «мейнстриму», а культурный резонанс связывает образы с местными символами и историческими тревогами.
Ключевые визуальные элементы и их смысл - Чёрный цвет становится символом оппозиции и бунта против мейнстрима и доминирующей культуры. - Кровавые эффекты, рваная одежда и корпспейнт усиливают образ смерти и нечеловеческой природы музыкантов. - Антихристианские послания и образы дьявола с демоническими мотивами подчеркивают агрессивную, бунтарскую составляющую. - Лес как этноскейп — важный символ в атмосферическом блэк-метале, выражающий связь с природой и прошлым, часто противопоставляется современному цивилизационному пространству. В целом, чёрный цвет и сопутствующая символика несут не только эстетическую нагрузку, но и служат заявлением о культурном и идеологическом неприятии современного общества, организованной религии и коммерции, что изначально было характерно для норвежской сцены блэк-метала.
Grima «Enisey», Naturmacht Productions 2019 г.
Исследования показывают, что группы формируют атмосферу через сопоставление контрастных элементов. Например, индонезийские коллективы используют простоту внешнего образа, чтобы скрыть пугающие детали, создавая напряжение между кажущимся порядком и таящимся ужасом. Норвежские блэк-метал группы применяют контраст как социально значимый элемент: дуализм света и тьмы подчеркивает мрачную, холодную эстетику, создает визуальное напряжение, обозначает принадлежность к жанру и выстраивает отдельное позиционирование как внутри блэк-метала, так и вне его. [1]
Композиционные техники силы и угрозы Средневековые образы — шлемы, кольчуги — вызывают ассоциации с силой и исторической преемственностью. Они усиливают эмоциональное восприятие музыки и служат риторической функции, поддерживая политические идеологии, что расширяет роль атмосферы за рамки чисто эстетической.
Подытоживая, теоретический анализ показывает, что можно выделить три ключевых механизма: 1. Контраст и сопоставление — на уровне цвета, символики и визуальной агрессии создают напряжение, усиливая тревожный эффект. 2. Реляционное позиционирование — формирует оппозицию к мейнстриму, подчеркивая уникальность и бунтарский настрой. 3. Культурный резонанс — связывает визуальные образы с локальными символами и историческими тревогами, усиливая эмоциональное воздействие. Например, российский блэк-метал активно использует лесные мотивы, а норвежский — языческую мифологию, что придает атмосфере глубину и культурное содержание, выходящее за пределы только эстетики.
Символика и эстетика мистики в визуальной культуре блэк-метала
Данная часть исследования фокусируется на рассмотрении конкретных элементов, найденных на отдельных обложках альбомов и в видеоклипах.
Визуальная культура блэк-метала насыщена символами, связанными с мифологией, оккультизмом, антихристианством и природными темами. Часто используются: - Пентаграммы и другие спиритуалистические знаки, которые символизируют связь с темными и потусторонними силами. - Изображения кельтских и скандинавских рунических символов, подчеркивающих связь с древней мистикой и природными циклами. - Элементы сатанизма и антицерковной риторики — частая декорация обложек альбомов, мерча, сценических костюмов. - Использование природных образов (лес, тьма, снег) как метафор безысходного и дикого мира, отделенного от цивилизации.
При рассмотрении обложек альбомов важно обращать внимание не только на композицию и отдельные элементы, но и на логотипы. В жанре блэк-метал существует устойчивая традиция создавать сложные и перегруженные логотипы. Они часто выглядят как запутанные переплетения линий, напоминающие корни, паутину или трещины, а также включают кресты и готические мотивы. Такие образы символизируют связь с природой, мистикой и древними силами, ассоциируются с тайной, мрачной атмосферой и визуально передают хаос и разрушение уже на уровне логотипа.
Mayhem «Daemonic Rites», Gosia Budig 2023 г./ «De Mysteriis Dom Sathanas», DYE 1994 г./ «Chimera» Carmen Simoes 2004 г.
В плане оформления обложек в блэк-метале можно выделить два основных подхода. Первый — использование фотографий реальных объектов. В таких случаях часто встречаются религиозные символы (церкви, дьявольские образы, языческие артефакты), люди в оккультной обстановке или провокационные сюжеты (например, белый голубь в колючей проволоке как метафора протеста против войны). Композиция обычно минималистична — ничто не отвлекает от центрального изображения, которое призвано вызывать страх, отторжение или возмущение.
Morokh «Insomnia», Natalia Drepina 2024 г./ «All The Darkness Looks Alive», 2021 г./ «Клятва» 2019 г.
Mayhem «Grand Declaration Of War», Mark Francombe Red 2000 г.
Second To Sun «The Walk», Aleh Zelenkevich, Alexander Vysotsky 2007 г.
Второй способ — иллюстрации. В отличие от фотографий, они очень насыщены деталями и многочисленными сюжетными элементами, что усиливает мрачность и создает впечатление визуального давления. Часто на таких обложках сложно сразу понять, что именно изображено. Основные темы — религиозные и оккультные мотивы, демоны, разнообразная нечисть и монстры.
Second To Sun «Leviathan», Alexander Shadrin 2020 г./ «Gal Agnostiske Drømmer», 2011 г./ «Legacy», Denis Forkas Kostromitin 2019 г.
Grima «Frostbitten», Artem Demura 2022 г./ «Nightside», Paolo Girardi 2025 г.
Реже встречаются природные ландшафты и исторические аллюзии.


Grima «Will Of The Primordial», Vitaliy Zaytseff 2019 г./ Second To Sun «Leviathan», painting by Mikhail Clodt von Jürgensburg 2022 г.
Хоррорные визуальные приемы: использование света, тени и грима
Одним из ключевых средств создания зловещей атмосферы является игра со светом и тенью: - Контрастный черно-белый грим (корпс-пэйнт) создаёт «лицо смерти» — устрашающее, обезличенное, пугающее обитателями темного мира. Корпс-пэйнт формирует образ духовного и физического отторжения. - Освещение с низких углов, яркие прожекторы и часто использование стробоскопов (мерцающих огней) усиливают ощущение хаоса и безумия. - Акценты теней в композициях на фото или клипах создают эффект мистической и пугающей глубины пространства. - Используются маски, грим, символические костюмы, которые визуально отдаляют музыкантов от человеческого облика, превращая их в призраков, демонов или древних духов.
MAYHEM — оккультная и агрессивная стилистика
Mayhem «Falsified And Hated», Johan Bååth 2019 г.
В клипах Falsified And Hate и Watchers ярко выражена оккультная символика — пятиугольники, напоминающие пентаграммы, кресты, жертвоприношения и вуду-образы. Использование боди-пейнта с потрескавшимися лицами, фейковой кровью и элементами театральности создает искусственно зловещую атмосферу. Черно-белая гамма с размытыми, часто нечеткими и накладывающимися кадрами усиливает призрачность и ощущение хаоса. Эффект быстрой смены кадров и игра светом (мерцание, дым) подчеркивают нервозность, динамичность и разрушительный потенциал. В Watchers сцена с живым выступлением, масками и уменьшенной насыщенностью цвета создает атмосферу мистического ритуала, где сцена словно становится пространством магии и темной силы.
GRIMA — природный шаманизм и языческая гармония
Grima «Flight of the Silver Storm», Marat Zaborovskiy 2025 г.
Группа обращается к теме природы как вечной и могучей силы — в клипах Flight of the Silver Storm, Leshiy, Skull Gatherers доминируют естественные пейзажи, натуральное освещение и атмосфера первозданного мира. Маски из дерева, человеческие черепа, белый боди-пейнт и огонь в факелах создают образ шаманских ритуалов и языческих культов. Резкие красные вставки и зловещие ветки усиливают ощущение древнего и таинственного. Это противопоставление «маленького человека» и безмерной природы олицетворяет философский мотив зависимости и единения с природным циклом.


Grima «Flight of the Silver Storm», Marat Zaborovskiy 2025 г.
Grima «Leshiy», Naturmacht Productions 2020 г.
Grima «Skull Gatherers», Marat Zaborovskiy 2024 г.
Morokh — контраст между тьмой и невинностью
Morokh «Prophecy», Nikita Starovoytov, Natalia Drepina 2023 г.
В клипах Prophecy, Omen и Nightmare высокий контраст черного и белого визуально подчеркивает вечную борьбу тьмы и света, зла и невинности. Маски дьявольских существ и человеческие черепа соседствуют с образом невинной девушки в белом, что создает эмоциональное напряжение и символическую глубину. Быстрая смена кадров и глич-эффекты в Omen вводят цифровую фрагментацию восприятия, будто бы разрушая границы между реальностью и мистикой.
Morokh «Omen», CybermindAbyss 2023 г.
Morokh «Nightmare», Natalia Drepina 2021 г.
Second To Sun — театральность и эстетика времени
Second To Sun «Eerie», Igor Verkhovskiy 2022 г./ «The Fool» Yuri Bikov 2021 г.
Клипы Leviathan, Veter, Eerie, The Fool экспериментируют с текстурами, низким качеством и наложением кадров, создавая визуальную эстетику старения, поломки и упадка. Рисунки, напоминающие примитивный шаманизм, и атмосферные природные кадры соседствуют с элементами театральности и сценографии (нарочно «сырой» декор, имитация любительской съемки). Внимание к деталям советского наследия, «старым панелькам» и искусственно созданному старению — акт ностальгии и одновременно метафора упадка и хаоса современного мира.
Second To Sun «Leviathan», Vladimir Lehtinen 2022 г.
Визуальное воплощение оккультных и эзотерических мотивов
Оккультные и эзотерические темы выражаются через: - Атрибуты ритуалов: книги, свечи, алтари, заклинания в виде символов на теле и одежде группы. - Графика и орнаменты в стиле алхимии и каббалы, часто стилизованные под ужасающий, древний, запредельный язык. - Видеоряд и арт на альбомах используют сеттинг заброшенных храмов, кладбищ, тёмных лесов, подчеркивая связь с тайными знаниями и запретными практиками. - Ткани и текстуры (шерсть, кожа, металл) в костюмах передают грубость и первобытность. - Использование пиротехники, дымовых эффектов и кровавых оттенков в сценических постановках усиливает оккультный образ.
Влияние визуальных средств на восприятие атмосферы и идентичность жанра
Визуальные средства блэк-метала формируют уникальную атмосферу, которая воспринимается как целостный художественный продукт: - Они создают зону эмоций и переживаний, где зритель погружается в мир страха, неизведанного и мистерии. - Визуальная эстетика способствует формированию идентичности жанра как зловещего и антисистемного, отделенного от мейнстрима. - Помогает сообществу фанатов укреплять собственное чувство сопричастности через узнаваемые визуальные коды. - В глобальном контексте визуальная культура блэк-метала становится способом выражения протеста, духовных исканий и поиска сакрального через форму ужаса и темноты.
Заключение
Визуальная культура блэк-метала представляет собой довольно сложное и многогранное явление. Здесь мистические, оккультные и хоррорные элементы сочетаются, создавая глубокую и зловещую атмосферу. Такой синтез визуальных средств дополняет музыкальный контент, формируя уникальное эмоциональное и философское пространство, играющее важную роль в культурной идентичности жанра. При анализе обложек альбомов и видеоклипов выявлено, что ключевыми элементами в создании этой атмосферы являются контраст, символика смерти и природы, а также игра света и тени, которая реализуется через грим и специальные эффекты. Динамика взаимодействия этих элементов, как на уровне композиции, так и в культурных смыслах, способствует формированию уникального художественного опыта, который делает восприятие музыки более глубоким. Выделяются три основных механизма воздействия визуальных кодов блэк-метала на зрителя: контраст и сопоставление, реляционное позиционирование и культурный резонанс. Эти механизмы служат инструментами для выражения оппозиционной и бунтарской идеологии, а также для передачи как локальных, так и универсальных символов. Это подчеркивает, что визуальная составляющая является неотъемлемой частью жанровой идентичности. В итоге, визуальная культура блэк-метала раскрывает новые грани жанра, соединяя музыку и визуальное искусство в единое чувственное и символическое пространство, которое продолжает эволюционировать и оказывать влияние на зрителя.
Anggoro A. R. P. Retorika Visual dan Identitas: Hantu Sebagai Simbol Komunitas Musik» Underground» di Surakarta //Retorik: Jurnal Ilmu Humaniora. — 2016. — Т. 4. — №. 2. — С. 155-168.
Chaker S., Schermann J., Urbanek N. (ed.). Analyzing Black Metal–Transdisziplinäre Annäherungen an ein düsteres Phänomen der Musikkultur. — transcript Verlag, 2017.
Rapatskaya Y. (2024). Russian Forest Metal: The Image of the Forest in Russian Atmospheric Black Metal. Communications. Media. Design, 9(4), 152-167.
Sgourev S. V., Aadland E., Formilan G. Relations in aesthetic space: How color enables market positioning //Administrative Science Quarterly. — 2023. — Т. 68. — №. 1. — С. 146-185.
Discogs [Электронный ресурс]. URL: https://www.discogs.com/ru/search?page=1&genre_exact=Rock&style_exact=Black+Metal(дата обращения: 23.11.2025)
Изображения представляют собой скриншоты из клипов:
Grima. Enisey. [Видеоклип] // 2019. YouTube. (URL: https://youtu.be/UNjRM8il-O4?si=W2KBirOqnAjo7RmZ). Просмотрено: 24.11.2025.
Grima. Flight of the Silver Storm. [Видеоклип] // 2025. YouTube. (URL: https://youtu.be/GYcI390LQfc?si=WOiqiwNj3vynSb9L). Просмотрено: 24.11.2025.
Grima. Leshiy. [Видеоклип] // 2020. YouTube. (URL: https://youtu.be/kGeJ0Yeta9k?si=do74QX6IhobFFbLv). Просмотрено: 24.11.2025.
Grima. Skull Gatherers. [Видеоклип] // 2024. YouTube. (URL: https://youtu.be/4IFeD0F9fIU?si=SJHgN7nyeExs9j_L). Просмотрено: 24.11.2025.
Morokh. Nightmare. [Видеоклип] // 2021. YouTube. (URL: https://youtu.be/ZWvnGeCT4DI?si=yyAD-fdh3JfzznjW). Просмотрено: 24.11.2025.
Morokh. Omen. [Видеоклип] // 2023. YouTube. (URL: https://youtu.be/YcDY5rCGxxU?si=9VkJ5T4Gj7-DJHKc). Просмотрено: 24.11.2025.
Morokh. Prophecy. [Видеоклип] // 2023. YouTube. (URL: https://youtu.be/WMv6LORudIs?si=0bCjbbqcUYkYQS9z). Просмотрено: 24.11.2025.
Second To Sun. Eerie. [Видеоклип] // 2022. YouTube. (URL: https://youtu.be/MgP_KHladZA?si=WnA4LRPYAKuesoNe). Просмотрено: 24.11.2025.
Second To Sun. Leviathan. [Видеоклип] // 2022. YouTube. (URL: https://youtu.be/SsUzZ_I1Y54?si=hVKafo3_u72bGe-L). Просмотрено: 24.11.2025.
Second To Sun. The Fool. [Видеоклип] // 2021. YouTube. (URL: https://youtu.be/T4FohADMJBo?si=NY4UvN3sinpEbXFh). Просмотрено: 24.11.2025.