Original size 1638x2279

Визуальный язык комиксов Брехта Эвенса

17
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

«Брехт Эвенс — современный фламандский художник, которого газета The Guardian назвала одним из самых талантливых представителей бельгийской школы иллюстрации со времен Эрже, автора комиксов про Тинтина»."

big
Original size 1280x640

Брехт Эвенс и его комикс «Пантера»

Брехт Эвенс является известной фигурой в мире комиксов. Многие работы этого автора получали самые престижные награды — от премии имени Уилла Айснера до призов Международного фестиваля комиксов в Ангулеме. Художник известен не только ими, а также работой с модным домом Louis Vuitton, где Брехт рисовал серию работ о Париже.

0

Брехт Эвенс «Travel Book Paris» (2016) для Louis Vuitton, 168 страниц, смешанная техника

Брехт Эвенс выступал и мультипликатором короткометражного фильма «Гений места», номинированного на Оскар. В кадрах, представленных ниже, отлично считывается стиль Брехта Эвенса: типичная для него композиция комнаты, колористическое решение, наложение цветовых пятен друг на друга для создания объемного эффекта.

0

Фрагменты из короткометражного фильма «Гений места» (2020), режиссер Андриен Мериго

Original size 1000x814

Комикс «Пантера», Брехт Эвенс (2017)

В России о Брехте Эвенсе услышали впервые в 2017 году, когда издательство «Бумкнига» выпустило комикс «Пантера» — детскую книжку с картинками, но при этом не совсем однозначную, а со своими тайнами. Тогда, этот комикс не очень сильно пользовался успехом, но затем, когда в 2021 году издательство «Бумкнига» выпустило «Полуночников», успех настиг художника.

Original size 814x1000

Комикс «Полуночники», Брехт Эвенс (2021)

Художник не раз приезжал в Россию, чтобы встретиться со своими заграничными поклонниками, провести лекции, погрузив всех в тайный мир своего творчества. Также, в 2021 году проводил лекцию для HSE ART AND DESIGN SCHOOL, где интервьюером выступала Мария Скаф.

На первый взгляд, яркие удивительные комиксы Брехта Эвенса могут показаться простой детской историей, особенно, «Пантера», но это совсем не так. Меня заинтересовали работы художника, после прочтения захотелось рассмотреть и понять, как конкретно он использует различные инструменты для создания своих визуальных нарративов. Ответить себе на вопрос: «В чем же заключается визуальный язык Брехта Эвенса?».

На примере двух комиксов — «Пантера» и «Полуночники», я разберу как художник смог рассказать историю через визуальные составляющие, как конкретно создавались его графические нарративы, и в чем же заключается главный инструмент этих комиксов.

Первые работы

«Я начал создавать комиксы, как только научился рисовать, — с шести лет. Так как я рос в Бельгии, комиксы были повсюду. В детстве мы используем все подручные средства, чтобы претворить свои фантазии в жизнь и рассказать о них окружающим. Я, кстати, придумывал настольные игры, писал „романы“, сочинял радиоспектакли и ужасную музыку…», рассказывал Брехт Эвенс в своем интервью для издательства «Бумкнига».

Первые изображения сильно отличаются от поздних работ Брехта Эвенса. Сам художник признавался, что большую роль в  творчестве сыграла учительница, которая предложила ему отказаться от фреймов и баблов, ввела в его работы некоторые изменения, с какой-то стороны ограничила их.

Original size 1168x1280

Одна из первых работ Брехта Эвенса

В начальных же работах Брехта Эвенса были четкие линии и контуры фигур, то есть фреймы. В последствии, художник также еще использовал баблы, но пытался внедрять в свое творчество линию и пятно, смешивать их друг с другом, работать с открытым пространством — белым листом, «неким воздухом» любой работы.

Original size 1280x1075

Одна из первых работ Брехта Эвенса

Брехт Эвенс начал создавать что-то хаотичное, фрагментированное, чтобы взгляд зрителя переносился на все одновременно. Так стал приходить особый стиль художника, одним из вдохновителей стал Георг Гросс — немецкий экспрессионист, глубоко повлиявший на творчество Брехта Эвенса. В работах Эвенса можно заметить явную схожесть со стилем этого живописца, видно, что молодой человек подчерпнул для себя некоторые его приёмы.

0

Георг Гросс и его работы

Раньше Брехт Эвенс ограничивал количество цветов до 2-3х штук, сейчас же его работы очень колоритные, многогранные и яркие.

Original size 750x526

«The Wrong Place» (2009), Брехт Эвенс

Один из друзей художника посоветовал перейти ему с маленьких размеров на большие полотна, что помогло Брехту начать контролировать композицию. В этот момент художник понял, что в его работах произошел прогресс, у него получилось объединить все детали вместе, чтобы они смотрелись гармонично.

Original size 800x1109

«The Wrong Place» Брехт Эвенс (2009)

Также, он начал использовать световые эффекты.

Брехт Эвенс начинал свою работу с более светлых пятен, потом переходил к темным, поэтому все изображение прозрачное, оно светится. Так художник пришел к своему стилю.

«Пантера»

«Это история, которая должна сводить с ума своей загадочностью», говорил Брехт Эвенс в лекции для HSE ART AND DESIGN SCHOOL.

«Пантера» один из самых ярких примеров графического нарратива.

Этот комикс рассказывает нам о девочке Кристине, потерявшей своего лучшего друга — любимую кошку. Именно тогда, когда маленькая девочка пытается справиться с потерей, ее комнату посещает необычный герой: из комода магическим образом появляется удивительная говорящая кошка. Пантера — невероятно яркий персонаж, представившийся Октавианом Абракадолфусом Пантериусом принцем Пантерии, он рассказывает девочке о своём мире.

0

Комикс «Пантера», Брехт Эвенс

Примечательно, что уже в этот момент нам, как читателям, становится понятно, что Пантера не так прост, ведь он ведет себя очень подозрительно: постоянно подстраивается под то, чтобы его рассказ был «удобным» для девочки, а если что-то Кристине не нравится, то Пантера сразу же меняет свои слова, ссылаясь на то, что ошибся.

Original size 1160x950

Фрагмент комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Это необычное существо ощущается как что-то очень скользкое, пронырливое, оно постоянно меняется не только в разговоре, но и внешне: от леопарда до льва или гиены, в целом, хочется отметить, что Пантера ни капли не похоже на пантеру. Уже здесь закрадываются некоторые подозрения на счет этого персонажа.

Стоит отметить, что внутри комикса невозможно встретить двух одинаковых образов этого героя, в каждом кадре он уникален, но из-за ярких цветовых оттенков работы, мысль о том, что с ним что-то не так, уходит на второй план.

Original size 1258x1035

Фрагмент из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

«При прочтении зритель должен испытывать две эмоции: удовольствие от увиденного и отчаяние.», говорил в одном из интервью Брехт Эвенс.

Постоянные видоизменения, некая гиперболизация этого персонажа заставляет нас все больше думать, что существо может быть простой детской выдумкой, но с каждым кадром Пантера становится для нас все более и более жутким, напоминает ужасного хищника, от этого становится очень тревожно.

Original size 1096x901

Фрагмент из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Лицо и тело Пантеры всегда меняется, это автоматически произошло ещё в набросках. У Брехта Эвенса не было какой-то конкретной формы для него, поэтому каждый скетч персонажа подстраивался под его речь. Фразы Пантеры тесно связаны с его формой, он извивается не только в своих словах, но и внешне. Удивительно то, что этот момент был сделан без намерений, произошёл спонтанно, но Брехт Эвенс сохранил эту черту Пантеры, так как ему показалось это очень важной деталью. Животное врет не только через собственные слова, но и через свою визуальную составляющую.

0

Эскизы к комиксу «Пантера», Брехт Эвенс

Забавно, что концепция пришла из-за шутки: Брехт Эвенс очень любил пугать свою девушку, переодеваясь в различных существ, этот момент в дальнейшем стал основой для его комикса. Художник будто перевоплощался в другого персонажа, например, в Пантеру. Пара играла, притворялась, используя выдуманных персонажей из книг.

Original size 1280x1050

Фрагмент из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Есть ощущение, что и сама книга врет, играет с нами. Такое возможно передать лишь в комиксе. Например, сам формат книги горизонтальный, он отсылает читателя к образу классического детского альбома, завлекая нас еще и своим ярким колоритом, но в дальнейшем мы понимаем, что это далеко не добрая детская история.

Также Пантера пользуется своим свойством, что он нарисованный, поэтому исчезает в стене, чтобы затем вернуться.

Original size 1076x875

Фрагмент из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Пантера изолирует Кристину от социального круга: от отца и мишки-собаки. Он исключает других людей, которым девочка доверяет, чтобы она была только в его доступе.Тогда же с Кристиной случается нечто жуткое. Девочка сталкивается с каким-то травматическим опытом. Мое предположение, что она столкнулась с насилием, от которого ее никто не смог уберечь.

0

Фрагменты из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Сам Брехт Эвенс не может ответить на вопрос в чем же заключается финал этого комикса. И связаны ли Пантера и отец?

«Пантера» навевает очень много разных мыслей, каждый читатель воспринимает его по-своему.

Художник не отвечает на этот вопрос как-то определенно. Брехт Эвенс придерживается мнения, что этот комикс — загадка, ответ на которую каждый после прочтения должен понять для себя сам.

«Эта книга всегда оставляет меня с ощущением, что я мог закончить ее по-другому» , говорил Брехт Эвенс в одном из интервью.

Также, для этого комикса было создано несколько поисковых эскизов, в которых Брехт Эвенс исследовал различные стили, пробовал передать Пантеру как-то иначе, но в итоге остановился на первом варианте.

0

Поисковые эскизы техник для комикса «Пантера»

Сам художник говорил про эти наброски, что в них есть свое очарование, но они бы были менее свободные, нежели итоговая работа, ведь в них нет какой-то естественености, что сильно бы повлияло на образ главного героя.

0

Поисковые эскизы техник для комикса «Пантера»

Странный момент в «Пантере» заключается и в том, что Брехт Эвенс написал все в хронологическом порядке, делал все постепенно, придерживаясь собственного плана. В последний раз таким способом он пользовался только тогда, когда был ребенком.

У Брехта Эвенса также были приготовлены другие варианты концовок «Пантеры». А одним из героев мог быть паук.

«Полуночники»

Еще одним из нашумевших произведений является комикс «Полуночники» от Брехта Эвенса.

Эта работа повествует нам о трех незнакомых друг с другом персонажах, которые проводят свою безумную ночь в большом городе.

Original size 1119x654

Фрагмент из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

В центре сюжета — Йона — молодой человек, собирающийся переезжать к своей девушке в Берлин. История начинается с телефонных звонков, так как молодой человек зовёт своих друзей увидеться в последний раз, но все отвергают его, ссылаясь на собственные заботы. Тогда, Йона решает последний раз прогуляться по любимому городу. Молодой человек заходит в бар, подсаживается к незнакомцам. В этом диалоге мы узнаем про девушку Йона, про их знакомство и  его дальнейшие планы на жизнь. Также, в этом же месте мы знакомимся с остальными участниками истории.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Здесь же мы встречаем и Родольфа по кличке Барон Суббота. Этот молодой человек в прошлом являлся известным тусовщиком, но в один момент, когда он завязал с  запрещенными веществами и алкоголем, его жизнь захватила апатия и депрессия. Он перестал быть тем самым Родольфом, которого все знали, стал более замкнутым, отрешенным. В бар молодой человек пришел, чтобы увидеться со своей бывшей подругой, немного развеяться.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Также, еще одна из героинь Виктория — девушка, которая пришла в бар, чтобы встретиться со своими друзьями. Во время разговора мы узнаем, что Родольф и Виктория очень похожи: дамочка в прошлом также злоупотребляла алкоголем, а сейчас находится в терапии.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Эта история развернется совершенно в другую сторону, для каждого из героев все пойдет не по плану. Йон встретит своего бывшего друга Базза, который только недавно вышел из тюрьмы, их времяпрепровождение станет незаконным, ведь Базз предложит Йоне пакетик со странной субстанцией, а молодой человек согласится, перелив содержимое себе в пиво.

Original size 923x1197

Фрагмент из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Первые признаки воздействия посетят их достаточно быстро. Почти тут же они столкнутся с уже знакомым героем — Родольфом, на которого случайно прольют весь стакан, вещество из которого очень быстро впитается в голову молодого человека, что в дальнейшем сильно повлияет на него. Через пару минут в этом же баре Базз устроит драку, которая доведёт Викторию практически до истерики. По итогу, все герои уедут из бара, но дальнейшими событиями комикса станет все та же безумная ночь, которая у каждого пройдет по-своему.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Брехт Эвенс говорил, что ему нравится добавлять детали в свои работы, чтобы читатель мог при необходимости убежать туда, отдалиться от происходящего вокруг, рассмотреть то, что его заинтересует.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Художник создает свой особый мир, полный различных красок. Брехт Эвенс замечательно передает всю стихийность этой ночи. Геометрические формы, такой насыщенный колорит каждой страницы, некоторое свечение, все это смешивается в одно на страницах этого комикса. Своей артхаусной манерой транслировать происходящее, Брехт Эвенс отлично передает все события этой ночи: спонтанность и некоторое наслаждение. Герои сталкиваются с различными событиями, но везде их преследует характерные контрастные цвета и различные геометрические формы. Особенно это прослеживается в начале работы, где почти каждая картинка заполнена целиком.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Комикс затрагивает важную проблему осознанности и взрослости, но он не действует как прямое наставление для героев, эта мысль всего лишь ниточкой прослеживается через все произведение. В конце концов, мы понимаем, что для героев это последняя свободная ночь, где они могут насладиться ей, но с восходом солнца каждому придется вновь столкнуться со своими проблемами, взяв ответственность за свои ночные решения.

Original size 1200x1460

Фрагмент из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Примечательно, что у всех героев один и тот же таксист, который является неким связующим звеном между тремя главными героями, намекая, что они все ошибаются.

0

Фрагмент из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Хотела бы отметить леттеринг, который сделан очень необычно. Во-первых, один из любимых приемов Брехта Эвенса — отсутствие баблов, о котором мы уже говорили выше. Художник использует пространство, внедряет диалоги так, что они читаются очень просто и доступно, становятся неотъемлемой частью рисунков. Также, хотелось бы отметить интересный поворот: в этом комиксе Брехт Эвенс использует леттеринг не только на белом фоне, но он также заполняет им героев, делая их очертание с помощью слов.

0

Фрагмент из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Также, здесь снова присутствует светящийся прием изображений. Брехт Эвенс использует контраст тёмного и светлого: некоторые изображения будто мерцают, что отлично передает волшебность и спонтанность этой ночи.

0

Фрагменты из комикса «Полуночники», Брехт Эвенс

Заключение

Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что визуальный язык комиксов Брехта Эвенса характеризуется особым стилем, который подчеркивает атмосферу его произведений, часто обращая внимание на социальные темы. В его работах важно не только то, что изображено, но и как это изображено.

Original size 1000x825

Фрагмент из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Эвенс использует простой, но выразительный стиль, часто совмещающий четкие графические линии и цветовые пятна разной сложности. Контраст в работах Брехта Эвенса хорошо считывается, передает атмосферу комикса, как бы погружает нас туда. Художник часто использует нестандартные размеры и форматы, что влияет на восприятие времени и темпа повествования. Эвенс также уделяет особо внимание выражению лиц персонажей, их позам и взаимодействиям. Например, образ Пантеры. Это позволяет эффективно передавать сущность героев, их образ.

Фрагменты из комикса «Пантера», Брехт Эвенс

Таким образом, визуальный язык Брехта Эвенса — это уникальная комбинация цветовых пятен и линий, а также использование пустого пространства, необычного леттеринга, что вместе создает сильное эмоциональное влияние на читателя.

Bibliography
1.

https://regnum.ru/article/2286347 (дата обращения: 11.11.2024)

2.

https://www.youtube.com/watch?v=MvmffNmP8wE (дата обращения: 16.11.2024)

3.
Image sources
1.

Комикс «Полуночники», Брехт Эвенс, URL: https://mangalib.me/ru/189821--les-rigoles/read/v1/c1?p=1 (дата обращения: 15.11.2024)

2.

Комикс «Пантера», Брехт Эвенс, URL: https://com-x.life/reader/14713/437390 (дата обращения: 16.11.2024)

3.

https://www.youtube.com/watch?v=MvmffNmP8wE (дата обращения: 15.11.2024)

4.

http://www.brechtevens.com (дата обращения: 16.11.2024)

Визуальный язык комиксов Брехта Эвенса
17
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more