Original size 700x883

Взаимоотношения людей и животных

4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Введение 2. Северная Америка 3. Европа 4. Азия 5. Австралия 6. Африка 7. Южная Америка 8. Заключение

Концепция

С самых древних времён люди и другие представители фауны живут рука об лапу на данном свете. С самого начала одни были добычей, другие охотниками, лишь спустя миллионы лет люди начали приручать животных, птиц. На данный момент у людей есть два вида разделения пушистых и пернатых: дикие, что живут в дали от цивилизации в лесах, горах, равнинах и домашние, что греются вместе с человеком в его доме и получают заботу от последних.

Беря во внимание факт выше, в искусстве каждого временного периода хотя бы раз появлялись те или иные результаты взаимоотношения людей с разными представителями фауны. В более древних произведениях были изображения охоты на разных пушистых, в изображениях нашего времени, давних веков в основном уже использование животных в целях человека, а в совсем «новые» времена, как «декоративное дополнение» и член семьи. И каждое изображение разное, имеет свою атмосферу и историю.

Но что если рассмотреть как изображали это взаимоотношение между видами в разных уголках света? Как же там разны люди в истории воспринимали животных и показывали их свету на своих картинах, фресках, витражах, скульптурах и тому подобное?

В мире есть куча стран, куча религий, у которых есть собственное отличающиеся от других представления и отношения к «братьям нашим меньшим». Где-то люди устраивают смертельные представления с ними, а где-то ты не смеешь даже пальцем тронуть аналогичное животное, из-за того, что животное является священным. Такая же ситуация и в искусстве. Куча мнений — куча и разнообразной визуализации на тему взаимоотношений людей и других представителей фауны.

big
Original size 1000x835

Чарльз Бертон Барбер «В школу» (1883)

Моё визуальное исследование направленно на то, чтобы показать, как люди из разных запоминающихся времён прошлого и из абсолютно различный частей света изображали человеческий род вместе животными, посмотреть на контекст показанной ситуации, дабы понять закономерность и выделить какие-то отличия.

Каждый раздел будет посвящён каждой из шести выбранных частей света: Северная Америка, Европа, Азия, Австралия, Африка и Южная Америка и в основном будут рассматриваться времена от древности до 19 века.

Я буду затрагивать не только культуру стран, но и у некоторых религию, так как чтобы было понимание, почему было так показано на полотне или сделана скульптура, из-за того, что религия иногда очень сильно влияет на межвидовое взаимоотношения. Последним пунктом будет вывод, сделанный из всех разобранных образов и будет основываться на вопросе: как в прошлом представлялась визуализация взаимоотношений у людей разных частей света и других представителей фауны?

Северная Америка

Когда мы думаем об истории Северной Америки первые на ум всегда приходят коренные американцы — индейцы.

Из-за притеснения европейцами очень мало, что сохранилось из их искусства, но точно известно, что у коренных американцев важную роль играли бизоны и лошади.

Вудро Крамбо «Охота на бизонов» (1939)

Как можно видеть на изображениях коренной народ Америки отлично умел управляться с крупным скотом и гнать его даже в экстренных ситуациях. Ловко скача на лошади они с лёгкостью гнали вперёд стадо бизонов.

Original size 426x223

Прошение на имя президента США, автор неизвестен (1849)

Даже уже позже по времени коренным жителям Америки приходилось терпеть угнетение. Это записка одного из индейцев к президенту США, чтобы тот позволил его народ уйти вместе со всей их живностью. Журавль идёт во главе и скрепляет всех остальных, в то время как человек находится в середине и следует за «головой» каравана.

Индейцы явно считали себя единым целым с природой и животными и не ставили себя выше остальных, что и заложено в рисунок.

Чуть южнее Америки находится страна — бывшее место проживания такой немало важной нации, как Майя — Мексика. Майя славились своими необычными структурами в виде пирамид и фресками в них. Чудными богами и человеческими жертвоприношениями, что тоже было частью их культуры.

У Майя были и животные жертвоприношения, но также у них жили в домах собаки и крупные кошачьи — ягуары, либо в качестве питомцев, либо на продажу. Этот народ также часто изображал животных как священных существ и поклонялся им.

Статуэтка майя из Джайны, Кампече, Мексика (600-900 гг. н. э.) «Умерший король с оленем-духом-спутником» (600-650 гг. н. э.)

На первой статуэтке неизвестно точно, кто находится рядом с человеком: собака или ягуар. Мужчина не борется с животным рядом, а лишь придерживает, что указывает на явно невраждебные взаимоотношения между двумя видами.

На второй же статуэтке животное имеет сакральное значение как для человека рядом, так и в принципе. Можно было подумать, что это кенгуру, но так как дело происходит в Северной Америке, а не в Австралии, то это олень. Причём олень — дух-путник для короля рядом, что доказывает поклонение майя некоторым животным.

Фредерик С. Ремингтон «Осень ковбоя» (1895) Фредерик Ремингтон «Бронко Бастер» (The Bronco Buster) (1895)

Через какое-то время, параллельно с индейцами на территории Америки появились ковбои. Во многих фильмах и художественных произведениях всегда показывали, что коренные жители Америки и ковбои не ладили, но на деле всё было не совсем так. В основном индейцы старались избегать табунщиков и не вызывать много конфликтов (но они всё равно были, но мизерное количество).

Хотя у индейцев и ковбоев были довольно натянутые отношения в истории в искусстве разных творцов они были чем-то похожи. Главная из черт схожести — взаимоотношения с лошадьми и крупным рогатым скотом. Оба народа показаны как бравые ребята, использующие лошадей как транспорт и гоняют коров по местности. Единственное отличие, которое можно заметить на произведениях искусства, это то, что ковбои больше начинают относится к лошадям как к питомцам.

Original size 800x502

Чарльз Мэрион Рассел «Стадо, бросившее вызов» (The Herd Quitter) (1897)

После всех индейцев и ковбоев в Северной Америке в плане изображения на предметах искусства началась более, менее современная эра, где взаимоотношения людей и животных начали уходить от отношений, где люди используют зверей в основном, как инструмент и предмет поклонения, больше и больше к отношению «хозяина и питомца».

Original size 1100x737

Мэри Кассат «Маленькая девочка в синем кресле» (1878)

Европа

В Европе собралось очень много разных стран и народов, со своими мнениями насчёт животных разных видов, что тоже дало свой свет на искусстве этой части света.

Original size 1200x506

ритуальный бой с быком, автор неизвестен (около 1500 г. до н. э.)

В древней Греции и Риме творцы специализировались на фресках, создании ваз и скульптур и, в основном, всё искусство основывалось на мифах. Всякие работы с животными и людьми вместе тоже не обошли стороной. Были фрески или вазы, где показывались реально произошедшие события, но большая часть всего творчества греков, римлян тех времён основанных на взаимоотношениях животных и людей были связанны именно с мифами.

Гермес и Ио (в виде коровы), автор неизвестен (540–530 г. до н. э.)

Упоминая взаимоотношения животных и людей в искусстве в Европе нельзя не вспомнить корриду — может и не совсем гуманное мероприятие, но очень важное для культуры Испании.

«Коррида — это целый мир и это искусство» Адольфо Родригес — знаток корриды, мадридский журналист.

Original size 1261x900

Эухенио Лукас Веласкес «Коррида у шеста на площади» (1860)

На всех картинах с изображением этого традиционного боя всегда глаз хватается за красный платок у матадора, что злит, в основном, чёрного как смола быка. Действия проходят на какой-нибудь площади или сцене с большим количеством людей, что не прочь понаблюдать за данным действием.

Original size 733x900

Мариано Фортуни-и-Карбо «Тореро» (1869)

Один из самых забавных способов изображения животных в средневековье в Европе во Франции был Бестиарий.

Из-за того, что художники в то время несильно умели рисовать животных или просто делали их лишь со слов, не зная их точной внешности, у них и получались звери, птицы и рыбы с человеческими чертами или просто с кривыми мордами, неприродного цвета.

Взаимоотношения же между людьми и пушистыми на бестиарийских иллюстрациях были напряжённые, кроме лошадей, которые служили для передвижения. Из-за того, что в средние века было чёткое разделение на добро и зло, каждый представитель фауны выступал символом чего-то, отчего и такие странные визуализации взаимоотношений получались.

Слоны боевые… «Рочестерский бестиарий» (1230–1240)

После деформированных животных пришла эра возрождения — эра масла и реализма.

Животные стали похожи на животных и их взаимоотношение стали показывать более умеренными, хотя картины и выделялись своей динамичностью и движением.

Юдифь Лейстер «Мальчик с кошкой» (1630) Карл Брюллов «Всадница» (1832)

Азия

Самая большая часть света на планете, с самым большим количеством стран. Отсюда пошло многочисленное количество разных стилей изобразительного искусства, начиная от шелковистых платков с яркими узорами и заканчивая фарфоровыми вазами.

Original size 800x905

Мотонобу Кано, изображение Сумимото Хосокавы верхом на лошади (1507)

В Китае ещё до нашей эры появился такой художественный стиль, как Гохуа (国画) — живопись [нашей] страны. Эта традиционная живопись символична и иносказательна. Работы китайских мастеров надо уметь читать.

В культуре Китая очень преобладает образ выдуманного животного-ящера — дракона. Его изображают и делают везде: на национальной одежде, на крышах домов, на посуде и делают ему скульптуры. Так происходит, потому что дракон является воплощением доброго начала ян. С людьми же его изображали очень редко, поэтому сложно сказать про их взаимоотношения.

Original size 2111x2506

Одеяние дракона китайского императора Цяньлуна (1736-1796)

Обычных же животных показывали с людьми довольно повседневно для своего времени. Китайские мастера в основном в принципе рисовали животных отдельно, но, если и происходил сюжет с человеком, он имел под собой какой-то обязательный сюжет.

Original size 1872x799

Гу Кайчжи «Наставница поучает придворных дам примерно» (4 век до н. э.)

В Японии живопись (Укиё-э) чем-то была похожа на традиционный стиль китайский изображений, но у мастеров Японии же было всё интереснее.

Коты были привезены в страну восходящего Солнца и сначала считались символом достатка, но в один момент, примерно где-то после 1200 года до нашей эры пушистые усатые стали считаться демоническими созданиями. Именно в этот период и появилось столько легенд про разных демонических существ, выглядящих как коты. Отчего и изображения с усатыми и людьми старых времён обычно являлись жуткой визуализации мифов.

Коты были не единственными животными, что попали под горячую руку народных легенд.

Лишь уже намного позже, котов и других многих представителей фауны избавили от статуса «демонов» и стали изображать в более лучших отношениях с людьми.

Original size 1558x686

Утагава Куниёси «Кот, меняющий форму» (начало 19 века)

Утагава Куниёси «Самурай поражает трехцветную бакэ-нэко» (середина 19 в.) Утагава Куниёси «Женщина и кошка» (середина 19 в.)

Необычные взаимоотношения с определённым видом животного были также ещё у одной нации — индийцы. У них, за счёт их религии священным животным считается корова, которую нельзя сгонять даже с дороги.

В художественном плане, это тоже оставила свою лепту. Например, фреска, в которой белая корова Камадхену — местонахождения всех богов и богинь изображена с золотыми вставками, которой покланяется мудрец.

Original size 598x300

«Камдхену с Кришной и мудрецом Кашьяпой в стиле Танджор», автор неизвестен (конец 18 — начало 19 в.)

Другие животные также участвовали в произведениях искусства творцов Индии. В основном это был слон, но и для других животных тоже давали места рядом с человеком. Иллюстрации изображали более музыкальные взаимоотношения, даже, если был бой слонов.

Асавари Рагини, иллюстрации из серии «Рагамала» (гирлянда мелодий) (1640 — 1660)

Original size 2328x1582

Настенные росписи, дворец Бунди, автор неизвестен (примерно 17 — 18 век)

В странах Азии, где проповедуют ислам всё очень сложно с рисованием или созданием произведений с животными, что уж там говорить про людей. Многие произведения искусства были поломаны или закрашены из-за правил религии.

Несмотря на это существуют фрески и иллюстрации, которые остались целы. В основном из-за того, что изображение людей и других представителей является визуализацией всяких сказаний из книг, религии, либо просто животное считается священным. Таким, например, является верблюд. Он часто появляется вместе с людьми на разных фресках и рисунках. Верблюда мусульмане считают удивительным созданием Аллаха, которое имеет силу и выносливость на грани с чудом. Поэтому то он и фигурирует в очень многих рассказах, а тем более и в произведениях искусства, где представляется хоть и транспортным средством, но достаточно сильным животным, везущим человека.

Кемаль-ад-Дин Бехзад «Меджнун смотрит на битву Ноуфаля с племенем Лейли» (1442—1443) Султан Мохаммед, Низамеддин «Султан Санджар и старуха» (1539-1543)

Австралия

Об Австралии европейцы узнали совершенно случайно, когда увидели часть острова и даже так не с первого раза открыли её. Из-за этого факта в Австралии очень мало каких исторических произведений в принципе. Но Австралия не была пустынным, там были разные племена, что всё же оставили свои произведения искусства.

В основном, австралийский народ изображал животных, которые являлись повседневностью для них, но не обитали больше нигде — Кенгуру, утконосы. Также появлялись пантеры и крокодилы. На рисунках часто люди и разная живность не ладили и пытались защитится от них

Наскальные рисунки аборигенов, скальный приют Анбангбанг, год неизвестен Рисунок 1890 года, изображающий баньипа, пожирающего человека, из газеты «Австралийские новости»

Африка

Original size 0x0

«Пахарь на полях Иалу» роспись в гробнице Сеннеджема в Фивах / Новое царство, автор неизвестен (около 1200 г. до н. э.)

Когда речь заходит об Африке и животных сразу все думают про Египет и его древние фрески.

Действительно, довольно много настенных изображений было в древнем Египте было связано с взаимоотношениями разной фауны и египетского народа. Много самых разнообразных сюжетов как с хорошим, так и не очень, а может даже и божественным.

Многие животные у египтян символизировали разных Богов, отчего и сюжеты с ними на фресках были под стать связанными с ними историями, но также звери могли изображать и как просто животных в повседневности рядом с человеком.

Original size 1600x1071

«Охота на водоплавающих птиц» Роспись гробницы в Фивах. (около 1350 г. до н. э.)

В остальной же части Африки не с таким ярым темпом создавали вещички с отношениями людей и четвероногих. В основном сюжеты с людьми и животными были разделены, очень часто из-за того, что животных обожествляли и отделяли от человека.

В искусстве Африки очень популярны предметы ручной работы из дерева или камня: маленькие фигуры, ритуальные маски, идолы и т. п. Отчего и большее количество животного и человека вместе были показаны именно за счёт фигур и чаще всего были показаны лошади, на которых едете человек.

«Мемориальная доска: Конный Оба и его сопровождающие» (1550-1680) Нигерия, Двор Бенина, народ Эдо, латунь, (Метрополитен-музей) Терракотовая фигура всадника из Мали (13-15 века)

Южная Америка

В Южной Америке дела с известными стилями коренных народов ещё плачевнее, чем в Австралии. Единственный сохранившейся показатель графики тех далёких лет — это сосуды племени мочика. Потому что фрагменты фресок настолько малы, что по ним мало что можно понять.

На данных сосудах как раз изображались люди вместе с животными, и почти во всех случаях первые охотились на вторых и людей старались изображать как грозных воинов, что победят даже пантеру.

0

«Сцена охоты» (примерно 400 — 500 г. н. э.)

Заключение

Подводя итоги исследования можно выявить некую закономерность у каждой части света в изображения межвидовых взаимоотношений. В Северной Америке животные на картинах и фигурах были на подобии питомцев или на ровне с людьми; в Европе животные воспринимались как своего рода развлечение или неизвестность; в Азии были животные, которых боялись и которым поклонялись и не смели обидеть, из-за религиозных взглядов; в Австралии люди пытались скорее изобразить оборону от животных; в Африке животных изображали с человеком, как своеобразный символ: святой, обычный, на счастье; в Южной Америке пытались же показать превосходство человека над другой фауной.

Но можно выделить и схожесть во всех частях света. Люди с самых давних времён в каждой части света изображали взаимоотношения между ими и животными и по сей день и почти в каждой выбранной части света был наездник на лошади. Хотя люди и живут в разных краях света, они всё же такие же люди, и всегда они удивлялись и вдохновлялись пушистыми или не очень братьями нашими меньшими.

Bibliography
Show
1.

Новость «Индейцы майя в древности торговали дикими животными» // Известия iz URL: https://iz.ru/789637/2018-09-16/indeitcy-maiia-v-drevnosti-torgovali-dikimi-zhivotnymi (дата обращения: 05.11.2024)

2.

ДАР ГРОМА. ЛОШАДИ В КУЛЬТУРЕ ИНДЕЙЦЕВ РАВНИН // ВЕТТОРГ портал URL: https://www.vettorg.net/magazines/8/2006/66/287/ (дата обращения: 05.11.2024)

3.

Зачем индейцам были нужны бизоны? // Мир индейцев URL: https://www.indiansworld.org/zachem-indeycam-byli-nuzhny-bizony.html (дата обращения: 05.11.2024)

4.

Ancient Mayans may have kept jaguars, dogs as pets — or eaten them // USA TODAY URL: https://www.usatoday.com/story/tech/science/2018/03/19/ancient-mayans-jaguars-dogs-pets/438765002/ (дата обращения: 05.11.2024)

5.

13 вопросов об открытии Америки // Arzamas URL: https://arzamas.academy/mag/1012-america (дата обращения: 05.11.2024)

6.

ГЕРОИ ИВ.ТОЛСТОГО «Испанская коррида: варварство или искусство?» // Радио Свобода URL: https://www.google.com/amp/s/www.svoboda.org/amp/ispanskaya-korrida-varvarstvo-ili-iskusstvo-/32443080.html (дата обращения: 05.11.2024)

7.

Китайская живопись Гохуа // Две империи URL: https://dveimperii.ru/articles/kitaiskaya-zhivopis-gohua (дата обращения: 05.11.2024)

8.

ПОЧЕМУ В ВОСТОЧНЫХ МИНИАТЮРАХ ТАК ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕРБЛЮДОВ? // УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА URL: https://uzbekliterature.uz/ru/node/2877 (дата обращения: 05.11.2024)

9.

В каких случаях ислам разрешает изображать живых существ // Кириллица URL: https://weekend.rambler.ru/other/41474723-v-kakih-sluchayah-islam-razreshaet-izobrazhat-zhivyh-suschestv/ (дата обращения: 05.11.2024)

10.

Животные в африканской мифологии: онтологические и культурологические аспекты // И. Г. Татаровская URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-246-3/978-5-88431-246-3_19.pdf (дата обращения: 05.11.2024)

11.

Искусство народов Южной Америки // ARTYX.RU URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st040.shtml (дата обращения: 05.11.2024)

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Bronco_Buster (дата обращения: 05.11.2024)

10.

https://ngasanova.livejournal.com/3707667.html (дата обращения: 05.11.2024)

11.

https://arzamas.academy/mag/1012-america (дата обращения: 05.11.2024)

12.13.

https://yavarda.ru/corrida.html (дата обращения: 05.11.2024)

14.15.

https://www.stydiai.ru/gallery/leyster-judith/ (дата обращения: 05.11.2024)

16.

https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8638 (дата обращения: 05.11.2024)

17.18.

https://www.wikiart.org/ru/utagava-kuniyosi/women-28 (дата обращения: 05.11.2024)

19.20.21.22.23.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%B0%D0%B4-%D0%94%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D0%B5%D1%85%D0%B7%D0%B0%D0%B4#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: 1_Majnun_Watching_the_Battle_of_the_Tribes_Ni%E1%BA%93%C4%81m%C4%AB_Ganjav%C4%AB, _Khamsah_1442-3, _Add_MS_25900, _fol.121v, _British_Library.jpg (дата обращения: 05.11.2024)

24.25.

4https://www.artwall.ru/products/poster_93472 (дата обращения: 05.11.2024)

26.27.28.

https://archive.org/details/egypt-14 (дата обращения: 05.11.2024)

29.30.

https://en.wikipedia.org/wiki/Djenn%C3%A9-Djenno#/media/File: Djenne_Terracotta_Equestrian_(13th-15th_cent).jpg (дата обращения: 05.11.2024)

31.

https://arzamas.academy/materials/110 (дата обращения: 05.11.2024)

Взаимоотношения людей и животных
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more