
Рубрикатор
1. Введение 2. Северная Америка 3. Европа 4. Азия 5. Австралия 6. Африка 7. Южная Америка 8. Заключение
Концепция
С самых древних времён люди и другие представители фауны живут рука об лапу на данном свете. С самого начала одни были добычей, другие охотниками, лишь спустя миллионы лет люди начали приручать животных, птиц. На данный момент у людей есть два вида разделения пушистых и пернатых: дикие, что живут в дали от цивилизации в лесах, горах, равнинах и домашние, что греются вместе с человеком в его доме и получают заботу от последних.
Беря во внимание факт выше, в искусстве каждого временного периода хотя бы раз появлялись те или иные результаты взаимоотношения людей с разными представителями фауны. В более древних произведениях были изображения охоты на разных пушистых, в изображениях нашего времени, давних веков в основном уже использование животных в целях человека, а в совсем «новые» времена, как «декоративное дополнение» и член семьи. И каждое изображение разное, имеет свою атмосферу и историю.
Но что если рассмотреть как изображали это взаимоотношение между видами в разных уголках света? Как же там разны люди в истории воспринимали животных и показывали их свету на своих картинах, фресках, витражах, скульптурах и тому подобное?
В мире есть куча стран, куча религий, у которых есть собственное отличающиеся от других представления и отношения к «братьям нашим меньшим». Где-то люди устраивают смертельные представления с ними, а где-то ты не смеешь даже пальцем тронуть аналогичное животное, из-за того, что животное является священным. Такая же ситуация и в искусстве. Куча мнений — куча и разнообразной визуализации на тему взаимоотношений людей и других представителей фауны.

Чарльз Бертон Барбер «В школу» (1883)
Моё визуальное исследование направленно на то, чтобы показать, как люди из разных запоминающихся времён прошлого и из абсолютно различный частей света изображали человеческий род вместе животными, посмотреть на контекст показанной ситуации, дабы понять закономерность и выделить какие-то отличия.
Каждый раздел будет посвящён каждой из шести выбранных частей света: Северная Америка, Европа, Азия, Австралия, Африка и Южная Америка и в основном будут рассматриваться времена от древности до 19 века.
Я буду затрагивать не только культуру стран, но и у некоторых религию, так как чтобы было понимание, почему было так показано на полотне или сделана скульптура, из-за того, что религия иногда очень сильно влияет на межвидовое взаимоотношения. Последним пунктом будет вывод, сделанный из всех разобранных образов и будет основываться на вопросе: как в прошлом представлялась визуализация взаимоотношений у людей разных частей света и других представителей фауны?
Северная Америка
Когда мы думаем об истории Северной Америки первые на ум всегда приходят коренные американцы — индейцы.
Из-за притеснения европейцами очень мало, что сохранилось из их искусства, но точно известно, что у коренных американцев важную роль играли бизоны и лошади.
Вудро Крамбо «Охота на бизонов» (1939)
Как можно видеть на изображениях коренной народ Америки отлично умел управляться с крупным скотом и гнать его даже в экстренных ситуациях. Ловко скача на лошади они с лёгкостью гнали вперёд стадо бизонов.
Прошение на имя президента США, автор неизвестен (1849)
Даже уже позже по времени коренным жителям Америки приходилось терпеть угнетение. Это записка одного из индейцев к президенту США, чтобы тот позволил его народ уйти вместе со всей их живностью. Журавль идёт во главе и скрепляет всех остальных, в то время как человек находится в середине и следует за «головой» каравана.
Индейцы явно считали себя единым целым с природой и животными и не ставили себя выше остальных, что и заложено в рисунок.
Чуть южнее Америки находится страна — бывшее место проживания такой немало важной нации, как Майя — Мексика. Майя славились своими необычными структурами в виде пирамид и фресками в них. Чудными богами и человеческими жертвоприношениями, что тоже было частью их культуры.
У Майя были и животные жертвоприношения, но также у них жили в домах собаки и крупные кошачьи — ягуары, либо в качестве питомцев, либо на продажу. Этот народ также часто изображал животных как священных существ и поклонялся им.


Статуэтка майя из Джайны, Кампече, Мексика (600-900 гг. н. э.) «Умерший король с оленем-духом-спутником» (600-650 гг. н. э.)
На первой статуэтке неизвестно точно, кто находится рядом с человеком: собака или ягуар. Мужчина не борется с животным рядом, а лишь придерживает, что указывает на явно невраждебные взаимоотношения между двумя видами.
На второй же статуэтке животное имеет сакральное значение как для человека рядом, так и в принципе. Можно было подумать, что это кенгуру, но так как дело происходит в Северной Америке, а не в Австралии, то это олень. Причём олень — дух-путник для короля рядом, что доказывает поклонение майя некоторым животным.


Фредерик С. Ремингтон «Осень ковбоя» (1895) Фредерик Ремингтон «Бронко Бастер» (The Bronco Buster) (1895)
Через какое-то время, параллельно с индейцами на территории Америки появились ковбои. Во многих фильмах и художественных произведениях всегда показывали, что коренные жители Америки и ковбои не ладили, но на деле всё было не совсем так. В основном индейцы старались избегать табунщиков и не вызывать много конфликтов (но они всё равно были, но мизерное количество).
Хотя у индейцев и ковбоев были довольно натянутые отношения в истории в искусстве разных творцов они были чем-то похожи. Главная из черт схожести — взаимоотношения с лошадьми и крупным рогатым скотом. Оба народа показаны как бравые ребята, использующие лошадей как транспорт и гоняют коров по местности. Единственное отличие, которое можно заметить на произведениях искусства, это то, что ковбои больше начинают относится к лошадям как к питомцам.
Чарльз Мэрион Рассел «Стадо, бросившее вызов» (The Herd Quitter) (1897)
После всех индейцев и ковбоев в Северной Америке в плане изображения на предметах искусства началась более, менее современная эра, где взаимоотношения людей и животных начали уходить от отношений, где люди используют зверей в основном, как инструмент и предмет поклонения, больше и больше к отношению «хозяина и питомца».
Мэри Кассат «Маленькая девочка в синем кресле» (1878)
Европа
В Европе собралось очень много разных стран и народов, со своими мнениями насчёт животных разных видов, что тоже дало свой свет на искусстве этой части света.
ритуальный бой с быком, автор неизвестен (около 1500 г. до н. э.)
В древней Греции и Риме творцы специализировались на фресках, создании ваз и скульптур и, в основном, всё искусство основывалось на мифах. Всякие работы с животными и людьми вместе тоже не обошли стороной. Были фрески или вазы, где показывались реально произошедшие события, но большая часть всего творчества греков, римлян тех времён основанных на взаимоотношениях животных и людей были связанны именно с мифами.
Гермес и Ио (в виде коровы), автор неизвестен (540–530 г. до н. э.)
Упоминая взаимоотношения животных и людей в искусстве в Европе нельзя не вспомнить корриду — может и не совсем гуманное мероприятие, но очень важное для культуры Испании.
«Коррида — это целый мир и это искусство» Адольфо Родригес — знаток корриды, мадридский журналист.
Эухенио Лукас Веласкес «Коррида у шеста на площади» (1860)
На всех картинах с изображением этого традиционного боя всегда глаз хватается за красный платок у матадора, что злит, в основном, чёрного как смола быка. Действия проходят на какой-нибудь площади или сцене с большим количеством людей, что не прочь понаблюдать за данным действием.
Мариано Фортуни-и-Карбо «Тореро» (1869)
Один из самых забавных способов изображения животных в средневековье в Европе во Франции был Бестиарий.
Из-за того, что художники в то время несильно умели рисовать животных или просто делали их лишь со слов, не зная их точной внешности, у них и получались звери, птицы и рыбы с человеческими чертами или просто с кривыми мордами, неприродного цвета.
Взаимоотношения же между людьми и пушистыми на бестиарийских иллюстрациях были напряжённые, кроме лошадей, которые служили для передвижения. Из-за того, что в средние века было чёткое разделение на добро и зло, каждый представитель фауны выступал символом чего-то, отчего и такие странные визуализации взаимоотношений получались.
Слоны боевые… «Рочестерский бестиарий» (1230–1240)
После деформированных животных пришла эра возрождения — эра масла и реализма.
Животные стали похожи на животных и их взаимоотношение стали показывать более умеренными, хотя картины и выделялись своей динамичностью и движением.


Юдифь Лейстер «Мальчик с кошкой» (1630) Карл Брюллов «Всадница» (1832)
Азия
Самая большая часть света на планете, с самым большим количеством стран. Отсюда пошло многочисленное количество разных стилей изобразительного искусства, начиная от шелковистых платков с яркими узорами и заканчивая фарфоровыми вазами.
Мотонобу Кано, изображение Сумимото Хосокавы верхом на лошади (1507)
В Китае ещё до нашей эры появился такой художественный стиль, как Гохуа (国画) — живопись [нашей] страны. Эта традиционная живопись символична и иносказательна. Работы китайских мастеров надо уметь читать.
В культуре Китая очень преобладает образ выдуманного животного-ящера — дракона. Его изображают и делают везде: на национальной одежде, на крышах домов, на посуде и делают ему скульптуры. Так происходит, потому что дракон является воплощением доброго начала ян. С людьми же его изображали очень редко, поэтому сложно сказать про их взаимоотношения.
Одеяние дракона китайского императора Цяньлуна (1736-1796)
Обычных же животных показывали с людьми довольно повседневно для своего времени. Китайские мастера в основном в принципе рисовали животных отдельно, но, если и происходил сюжет с человеком, он имел под собой какой-то обязательный сюжет.
Гу Кайчжи «Наставница поучает придворных дам примерно» (4 век до н. э.)
В Японии живопись (Укиё-э) чем-то была похожа на традиционный стиль китайский изображений, но у мастеров Японии же было всё интереснее.
Коты были привезены в страну восходящего Солнца и сначала считались символом достатка, но в один момент, примерно где-то после 1200 года до нашей эры пушистые усатые стали считаться демоническими созданиями. Именно в этот период и появилось столько легенд про разных демонических существ, выглядящих как коты. Отчего и изображения с усатыми и людьми старых времён обычно являлись жуткой визуализации мифов.
Коты были не единственными животными, что попали под горячую руку народных легенд.
Лишь уже намного позже, котов и других многих представителей фауны избавили от статуса «демонов» и стали изображать в более лучших отношениях с людьми.
Утагава Куниёси «Кот, меняющий форму» (начало 19 века)


Утагава Куниёси «Самурай поражает трехцветную бакэ-нэко» (середина 19 в.) Утагава Куниёси «Женщина и кошка» (середина 19 в.)
Необычные взаимоотношения с определённым видом животного были также ещё у одной нации — индийцы. У них, за счёт их религии священным животным считается корова, которую нельзя сгонять даже с дороги.
В художественном плане, это тоже оставила свою лепту. Например, фреска, в которой белая корова Камадхену — местонахождения всех богов и богинь изображена с золотыми вставками, которой покланяется мудрец.
«Камдхену с Кришной и мудрецом Кашьяпой в стиле Танджор», автор неизвестен (конец 18 — начало 19 в.)
Другие животные также участвовали в произведениях искусства творцов Индии. В основном это был слон, но и для других животных тоже давали места рядом с человеком. Иллюстрации изображали более музыкальные взаимоотношения, даже, если был бой слонов.


Асавари Рагини, иллюстрации из серии «Рагамала» (гирлянда мелодий) (1640 — 1660)
Настенные росписи, дворец Бунди, автор неизвестен (примерно 17 — 18 век)
В странах Азии, где проповедуют ислам всё очень сложно с рисованием или созданием произведений с животными, что уж там говорить про людей. Многие произведения искусства были поломаны или закрашены из-за правил религии.
Несмотря на это существуют фрески и иллюстрации, которые остались целы. В основном из-за того, что изображение людей и других представителей является визуализацией всяких сказаний из книг, религии, либо просто животное считается священным. Таким, например, является верблюд. Он часто появляется вместе с людьми на разных фресках и рисунках. Верблюда мусульмане считают удивительным созданием Аллаха, которое имеет силу и выносливость на грани с чудом. Поэтому то он и фигурирует в очень многих рассказах, а тем более и в произведениях искусства, где представляется хоть и транспортным средством, но достаточно сильным животным, везущим человека.


Кемаль-ад-Дин Бехзад «Меджнун смотрит на битву Ноуфаля с племенем Лейли» (1442—1443) Султан Мохаммед, Низамеддин «Султан Санджар и старуха» (1539-1543)
Австралия
Об Австралии европейцы узнали совершенно случайно, когда увидели часть острова и даже так не с первого раза открыли её. Из-за этого факта в Австралии очень мало каких исторических произведений в принципе. Но Австралия не была пустынным, там были разные племена, что всё же оставили свои произведения искусства.
В основном, австралийский народ изображал животных, которые являлись повседневностью для них, но не обитали больше нигде — Кенгуру, утконосы. Также появлялись пантеры и крокодилы. На рисунках часто люди и разная живность не ладили и пытались защитится от них


Наскальные рисунки аборигенов, скальный приют Анбангбанг, год неизвестен Рисунок 1890 года, изображающий баньипа, пожирающего человека, из газеты «Австралийские новости»
Африка
«Пахарь на полях Иалу» роспись в гробнице Сеннеджема в Фивах / Новое царство, автор неизвестен (около 1200 г. до н. э.)
Когда речь заходит об Африке и животных сразу все думают про Египет и его древние фрески.
Действительно, довольно много настенных изображений было в древнем Египте было связано с взаимоотношениями разной фауны и египетского народа. Много самых разнообразных сюжетов как с хорошим, так и не очень, а может даже и божественным.
Многие животные у египтян символизировали разных Богов, отчего и сюжеты с ними на фресках были под стать связанными с ними историями, но также звери могли изображать и как просто животных в повседневности рядом с человеком.
«Охота на водоплавающих птиц» Роспись гробницы в Фивах. (около 1350 г. до н. э.)
В остальной же части Африки не с таким ярым темпом создавали вещички с отношениями людей и четвероногих. В основном сюжеты с людьми и животными были разделены, очень часто из-за того, что животных обожествляли и отделяли от человека.
В искусстве Африки очень популярны предметы ручной работы из дерева или камня: маленькие фигуры, ритуальные маски, идолы и т. п. Отчего и большее количество животного и человека вместе были показаны именно за счёт фигур и чаще всего были показаны лошади, на которых едете человек.


«Мемориальная доска: Конный Оба и его сопровождающие» (1550-1680) Нигерия, Двор Бенина, народ Эдо, латунь, (Метрополитен-музей) Терракотовая фигура всадника из Мали (13-15 века)
Южная Америка
В Южной Америке дела с известными стилями коренных народов ещё плачевнее, чем в Австралии. Единственный сохранившейся показатель графики тех далёких лет — это сосуды племени мочика. Потому что фрагменты фресок настолько малы, что по ним мало что можно понять.
На данных сосудах как раз изображались люди вместе с животными, и почти во всех случаях первые охотились на вторых и людей старались изображать как грозных воинов, что победят даже пантеру.
«Сцена охоты» (примерно 400 — 500 г. н. э.)
Заключение
Подводя итоги исследования можно выявить некую закономерность у каждой части света в изображения межвидовых взаимоотношений. В Северной Америке животные на картинах и фигурах были на подобии питомцев или на ровне с людьми; в Европе животные воспринимались как своего рода развлечение или неизвестность; в Азии были животные, которых боялись и которым поклонялись и не смели обидеть, из-за религиозных взглядов; в Австралии люди пытались скорее изобразить оборону от животных; в Африке животных изображали с человеком, как своеобразный символ: святой, обычный, на счастье; в Южной Америке пытались же показать превосходство человека над другой фауной.
Но можно выделить и схожесть во всех частях света. Люди с самых давних времён в каждой части света изображали взаимоотношения между ими и животными и по сей день и почти в каждой выбранной части света был наездник на лошади. Хотя люди и живут в разных краях света, они всё же такие же люди, и всегда они удивлялись и вдохновлялись пушистыми или не очень братьями нашими меньшими.
Новость «Индейцы майя в древности торговали дикими животными» // Известия iz URL: https://iz.ru/789637/2018-09-16/indeitcy-maiia-v-drevnosti-torgovali-dikimi-zhivotnymi (дата обращения: 05.11.2024)
ДАР ГРОМА. ЛОШАДИ В КУЛЬТУРЕ ИНДЕЙЦЕВ РАВНИН // ВЕТТОРГ портал URL: https://www.vettorg.net/magazines/8/2006/66/287/ (дата обращения: 05.11.2024)
Зачем индейцам были нужны бизоны? // Мир индейцев URL: https://www.indiansworld.org/zachem-indeycam-byli-nuzhny-bizony.html (дата обращения: 05.11.2024)
Ancient Mayans may have kept jaguars, dogs as pets — or eaten them // USA TODAY URL: https://www.usatoday.com/story/tech/science/2018/03/19/ancient-mayans-jaguars-dogs-pets/438765002/ (дата обращения: 05.11.2024)
13 вопросов об открытии Америки // Arzamas URL: https://arzamas.academy/mag/1012-america (дата обращения: 05.11.2024)
ГЕРОИ ИВ.ТОЛСТОГО «Испанская коррида: варварство или искусство?» // Радио Свобода URL: https://www.google.com/amp/s/www.svoboda.org/amp/ispanskaya-korrida-varvarstvo-ili-iskusstvo-/32443080.html (дата обращения: 05.11.2024)
Китайская живопись Гохуа // Две империи URL: https://dveimperii.ru/articles/kitaiskaya-zhivopis-gohua (дата обращения: 05.11.2024)
ПОЧЕМУ В ВОСТОЧНЫХ МИНИАТЮРАХ ТАК ЧАСТО ВСТРЕЧАЮТСЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВЕРБЛЮДОВ? // УЗБЕКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА URL: https://uzbekliterature.uz/ru/node/2877 (дата обращения: 05.11.2024)
В каких случаях ислам разрешает изображать живых существ // Кириллица URL: https://weekend.rambler.ru/other/41474723-v-kakih-sluchayah-islam-razreshaet-izobrazhat-zhivyh-suschestv/ (дата обращения: 05.11.2024)
Животные в африканской мифологии: онтологические и культурологические аспекты // И. Г. Татаровская URL: https://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-246-3/978-5-88431-246-3_19.pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Искусство народов Южной Америки // ARTYX.RU URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st040.shtml (дата обращения: 05.11.2024)
https://www.livemaster.ru/topic/2790027-izvestnyj-hudozhnik-charles-burton-barber-i-ego-ocharovatelnye-raboty (дата обращения: 05.11.2024)
https://muzei-mira.com/kartini_anglia/3805-v-shkolu-charlz-berton-barber.html (дата обращения: 05.11.2024)
https://www.dreamstime.com/editorial-stock-photo-mayan-mural-wall-depicting-ancient-eagle-yucatan-mexico-image62702478 (дата обращения: 05.11.2024)
https://americanart.si.edu/artwork/buffalo-hunt-color-study-mural-east-wall-recreation-room-department-interior-washington-dc (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Indian_pictogramm.png (дата обращения: 05.11.2024)
https://www.nationalgeographic.pt/historia/imperio-perdido-dos-maias-foi-encontrado_885 (дата обращения: 05.11.2024)
https://tibolon.blogspot.com/2013/10/photos-of-jaina-figurines-from-national.html (дата обращения: 05.11.2024)
https://igor-shamarin.ru/my-articles/arhiv-kultpohodov/vystavka-novyy-svet-300-let-amerikanskogo-iskusstva-10-08-2007/ (дата обращения: 05.11.2024)
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Bronco_Buster (дата обращения: 05.11.2024)
https://ngasanova.livejournal.com/3707667.html (дата обращения: 05.11.2024)
https://arzamas.academy/mag/1012-america (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%83%D0%BD%D0%B0_%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 (дата обращения: 05.11.2024)
https://yavarda.ru/corrida.html (дата обращения: 05.11.2024)
https://travelask.ru/blog/posts/26260-13-risunkov-srednih-vekov-na-kotoryh-izobrazheny-sovershenno (дата обращения: 05.11.2024)
https://www.stydiai.ru/gallery/leyster-judith/ (дата обращения: 05.11.2024)
https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8638 (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Hosokawa_Sumimoto.jpg (дата обращения: 05.11.2024)
https://www.wikiart.org/ru/utagava-kuniyosi/women-28 (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gu_Kaizhi_002.jpg (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Drachenrobe-Qianlong.JPG (дата обращения: 05.11.2024)
https://app.fta.art/ru/artwork/bdd095ae2d9232de304a9757a14d7585dd5f6f10 (дата обращения: 05.11.2024)
https://www.flickr.com/photos/east_med_wanderer/5436183609/in/photostream/ (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C-%D0%B0%D0%B4-%D0%94%D0%B8%D0%BD_%D0%91%D0%B5%D1%85%D0%B7%D0%B0%D0%B4#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: 1_Majnun_Watching_the_Battle_of_the_Tribes_Ni%E1%BA%93%C4%81m%C4%AB_Ganjav%C4%AB, _Khamsah_1442-3, _Add_MS_25900, _fol.121v, _British_Library.jpg (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Khamseh_Nizami_001.jpg (дата обращения: 05.11.2024)
4https://www.artwall.ru/products/poster_93472 (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D1%8C%D0%B8%D0%BF#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB: Bunyip_1890.jpg (дата обращения: 05.11.2024)
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Aboriginal_Art_Australia(4).jpg (дата обращения: 05.11.2024)
https://archive.org/details/egypt-14 (дата обращения: 05.11.2024)
https://smarthistory.org/depictions-of-the-human-figure-and-animals/ (дата обращения: 05.11.2024)
https://en.wikipedia.org/wiki/Djenn%C3%A9-Djenno#/media/File: Djenne_Terracotta_Equestrian_(13th-15th_cent).jpg (дата обращения: 05.11.2024)
https://arzamas.academy/materials/110 (дата обращения: 05.11.2024)