Original size 450x585

Знаменитые натурщицы модернизма

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

На протяжении веков женщины-натурщицы участвовали в создании искусства в качестве источников вдохновения для мужчин-художников и скульпторов. При этом, на протяжении всей истории искусства женщины выступали скорее как объект, чем как творческая сила, стоящая за произведением искусства. Художники изображали женщин в различных образах, которые менялись на протяжении веков и зависели от эпохи и художественного стиля. Женщин изображали как божественных существ (например, в образе Девы Марии в Средневековье), как идеал красоты (на портретах и в мифологических сценах), как воплощение грации и вдохновения, а также в виде обычных матерей и хозяек, занимающихся повседневными делами. При этом, женщины постоянно играли важную роль, поддерживая и вдохновляя мужчин-художников и помогая им достичь известности и успеха. Модели, даже те, кто изображен на самых известных картинах, часто остаются на втором плане. Их имена могут быть забыты, если они не стали известны по каким-то другим причинам, например, как художницы, певицы или актрисы. В этом визуальном исследовании мне бы хотелось рассказать о женщинах-музах, вдохновлявших Пабло Пикассо, Анри Матисса, Кеса ван Донгена, Моиса Кислинга и других знаменитых художников-модернистов. Я также хотела бы поразмышлять о том, как именно художники изображали ту или иную натурщицу, какие образы создавали, и какие чувства и эмоции вызывают их портреты у сегодняшнего зрителя.

В качестве основного источника литературы я опиралась на Каталог выставки «Музы Монпарнаса», проходившей с 13 июля по 3 октября 2021 г. в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Эта книга знакомит с жизнью и творчеством художниц времен Belle Époque и межвоенного двадцатилетия: среди них легендарная Кики с Монпарнаса, Жанна Эбютерн, и другие незаслуженно забытые участницы художественной жизни Парижа первой трети ХХ века. Многие модели того времени сами стали художницами и обрели свой путь к гармоничной самореализации, часто невозможной в иных сферах, среди мастерских и кафе, в салонах и на выставках известного парижского района Монпарнас. В начале XX века Монпарнас был основным центром мировой богемы, куда съезжалась творческая интеллигенция со всего света. Пабло Пикассо, Марк Шагал, Сальвадор Дали — вот лишь немногие обитатели этого квартала. Итак, окунемся в атмосферу царившего в те годы на Монпарнасе вечного праздника, в которой рождались шедевры нового искусства, и познакомимся с прекрасными женщинами, вдохновлявшими художников эпохи модернизма.

Кики с Монпарнаса

big
Original size 700x497

Кики с Монпарнаса | Фото: liveinternet.ru

post

Настоящее имя знаменитой натурщицы Кики де Монпарнас — Алис Эрнестина Прен. В 12 лет девушка сбежала из дома, а в 14 начала работать натурщицей. В 1920 г. судьба свела ее с фотографом Маном Рэем. Благодаря этому знакомству ее имя вошло в историю французского искусства. Знаменитая работа «Скрипка Энгра» принесла славу и ее создателю, и самой модели (кстати, почти через век, в 2022 году, эта фотография войдет в историю как самая дорогая фотография, когда-либо проданная на аукционе). Кики называли музой авангарда. Ее писали Пер Крог, Фужита, Кислинг и другие художники.

Original size 700x483

М. Кислинг. Слева — «Кики с Монпарнаса», 1924. Справа — «Кики с Монпарнаса», 1927 Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200416/29244/

Моис Кислинг, французский художник парижской школы, выходец из Польши, сделал, пожалуй, наибольшее число портретов Кики. На этих двух портретах натурщица кажется романтичной юной девушкой с широко распахнутыми глазами, грустной и немного застенчивой. Художник использует иссиня-черный фон, на котором светлые оттенки розового, золотистого и бледно-зеленого кажутся прозрачно-перламутровыми, а глаза модели — нежно-фиалковыми.

Слева: Густав Гвоздецкий. Портрет Кики с Монпарнаса. 1920, 20×16 см Справа: Кес ван Донген. Портрет женщины с сигаретой (Кики де Монпарнас). Около 1922 — 1924, Museo Thyssen

А на этих портретах Кики предстает совсем в другом образе. На картине польского скульптора, художника и графика Густава Гвоздецкого Кики при ночном освещении, с ярким, по последней моде, макияжем, кажется печальной и уставшей, а нидерландский художник Кес ван Донген изобразил ее вальяжной и надменной светской львицей, «Венерой в мехах».

Original size 639x439

Цугухару Фудзита (Леонар Фужита). Лежащая обнаженная (Портрет обнаженной Кики). 1922, 52,8×76.8 см

Японский художник Фужита, переехавший работать в Париж, изобразил Кики маслом и тушью в лаконичном стиле, близком к средневековой живописи. В то же время, как мне кажется, этот портрет отсылает к написанной в 1863 году французским импрессионистом Эдуаром Мане картине «Олимпия», которая стала одним из самых скандальных полотен в истории мирового искусства.

Сама Кики тоже пробовала себя в качестве художницы, у нее даже были выставки, но особенно в этом деле она не преуспела. Кроме художников, чьи портреты приведены на фотографиях выше, Кики писали и рисовали также Сава Шуманович, Пер Крог, Александр Кальдер, Морис Менджицкий, Хаим Сутин. Пабло Гаргальо сделал ее необычный скульптурный портрет, напоминающий яйцо Фаберже из золотистого металла. Умерла Кики в 1953 году в возрасте 51 года, как говорят, от долгого злоупотребления алкоголем и наркотиками, но остались многочисленные портреты, на которых она предстает такой же очаровательной и женственной, какой была в те далекие годы.

Нуш Элюар

Original size 700x525

Ман Рэй. Слева — «Элюар с зеркалом», 1935. Справа — «Нуш Элюар», 1936. Снимок из книги стихов Поля Элюара | Фото: 0rchid-thief.livejournal.com Источник: https://kulturologia.ru/blogs/200416/29244/

Магически притягательной в 1920-1930-х гг. называли красоту Марии (Нуш) Бенц — актрисы, ассистентки гипнотизера, натурщицы Мана Рэя и Пабло Пикассо, жены Поля Элюара. Нуш Элюар много раз позировала Пикассо. Эти изображения Нуш, а также их близкие отношения привели к слухам о том, что у них был роман. Поговаривали, что Поль Элюар одобрял и даже поощрял эту связь из искренней любви к ним обоим.

Слева: Пабло Пикассо. Нуш Элюар. 1937, холст, масло. Справа: Пабло Пикассо. Нуш Элюар. 1938. Холст, карандаш, уголь

Вот такой предстает эта изысканная и утонченная женщина на портретах основоположника кубизма. Несмотря на деконструкцию формы и жесткие угловатые линии, она все равно кажется элегантной и таинственной, а ее взгляд — немного ироничным. Холодные цвета на левом портрете и строгая монохромная графика на правом подчеркивают отстраненность модели. Мне кажется, на этих портретах видно, что художник восхищается красотой Нуш, но вместе с тем между ними существует некоторая дистанция.

Слева: Пабло Пикассо. Нуш Элюар. 1938 г. Холст, масло Справа: Пабло Пикассо. Портрет Нуш Элюар. Май 1941 г. Графитный карандаш на кремовой бумаге.

А вот другие портреты, сделанные Пикассо с Нуш Элюар. Портрет слева опять написан в холодных тонах. Оттенки голубого и глубокий синий передают таинственность и отстраненность модели. Более поздний графический портрет сделан совсем в другой манере. На этом рисунке Нуш изображена в элегантном платье и в формальной позе — она сидит или стоит прямо и с достоинством. Ее самообладание подчеркивается строгим кроем жакета. Из всех портретов Нуш, написанных Пикассо, этот наиболее близок к реалистичному стилю и наиболее точно передает красоту модели.

Жанна Эбютерн

Original size 700x525

Жанна Эбютерн | Фото: liveinternet.ru

Любимой натурщицей великого Амедео Модильяни и его последней любовью была французская художница-экспрессионистка Жанна Эбютерн. Она оставалась главной моделью Модильяни до конца его дней. Их совместная жизнь была недолгой и закончилась трагически. Жанна стала не только моделью, но и матерью их общей дочки. Модильяни умер 24 января 1920 года, а через два дня Жанна Эбютерн, беременная вторым ребёнком, выбросилась из окна. Однако осталось множество портретов этой молодой женщины, написанных Модильяни. В общей сложности, за три года совместной жизни с Жанной он написал с нее около 20 портретов.

Слева: Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн. 1918, 46×29 см. Справа: Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн. 1919, 55×38 см.

Амедео Модильяни обычно делил своих моделей на круглолицых и длиннолицых. Первые, по его словам, отличались здоровьем и витальностью, вторые представлялись ему натурами более хрупкими и чувствительными, но зато более поэтическими и склонными к интенсивной духовной жизни. Такой и предстает Жанна на этих портретах. Также Модильяни часто не прорисовывал глаза своих моделей, оставляя их светло-голубыми. Но на этих портретах Жанна Эбютерн внимательно, серьезно и нежно смотрит на художника (и на зрителей) сияющими черными глазами.

Слева: Амедео Модильяни. Голубые глаза. Портрет Жанны Эбютерн. 1917, 54,6×42.9 см. Справа: Амедео Модильяни. Жанна Эбютерн, 1918.

На двух портретах выше Модильяни как раз оставил глаза Жанны непрорисованными. Портрет слева так и называется: «Голубые глаза» (какими же они все-таки были, голубыми или черными?), но, странное дело, все равно такое чувство, что модель смотрит на нас, все с тем же внимательным, нежным и серьезным выражением на лице.

Сюзанна Валадон

Анри де Тулуз-Лотрек. Портрет Сюзанны Валадон. 1886–1887 годы Ny Carlsberg Glyptotek / Wikimedia Commons, Сюзанна Валадон. Автопортрет. 1898 год Museum of Fine Arts, Houston / Wikimedia Commons

Сюзанна Валадон (настоящее имя — Мари-Клементин Валад) сыграла новую для женщины роль в мире искусства. Она вошла в историю как первая женщина-художница, принятая в Национальное общество изящных искусств. Прежде чем стать художницей, она с ранних лет пробовала разные занятия: работала акробаткой в цирке, прачкой, официанткой, натурщицей. Она позировала Пьеру Пюви де Шаванну, Пьеру Огюсту Ренуару, Эдгару Дега, Теофилю Стейн­лену, Анри де Тулуз-Лотреку, Амедео Модильяни. И у каждого из них она совершенно разная. На портрете Тулуз-Лотрека, выполненном в сумрачных сероватых и коричневатых тонах она кажется задумчивой, углубленной в себя, и даже несколько мрачноватой. На автопортрете 1887 года Валадон изобразила себя сильной и мужественной, с резкими чертами лица и решительным взглядом. Она кажется полной энергии и отваги, и готовой решительно противостоять трудностям, какими бы они ни были. Выбор цвета — глубокие коричневые, красные, бордовые тона — подчеркивает эту силу и решительность.

Слева: Амедео Модильяни. Портрет Сюзанны Валадон. 1918. Справа: Теофиль Стейнлейн. Портрет Сюзанны Валадон. Сер. 1880 — сер. 1890. Серый карандаш на бежевой бумаге, 62×46 см.

Амедео Модильяни изобразил Сюзанну печальной и задумчивой. Портрет выполнен в неярких серых и коричневых тонах, а лицо модели кажется почти иконописным. Теофиль Стейнлейн создал совсем другой образ Сюзанны: на его рисунке она предстает утонченной красавицей, но твердая линия подбородка и прямой взгляд свидетельствуют о решительности и силе воли. Сюзанна Валадон с юности отличалась свободолюбием и бунтарским характером, и прославилась своей эксцентричностью. Она рассказывала о себе странные истории: как скармливает свои неудачные картины козе, которую она держала в качестве домашнего животного, или как кормит кошек икрой в постный день. Сын Сюзанны Валадон — знаменитый художник-пейзажист Морис Утрилло. Валадон родила его в 1883 году, когда ей было 18 лет. Отец ребенка так и не был установлен, но друг семьи Микел Утрилло подписал документы, признающие Мориса своим сыном.

Фернанда Оливье

Пабло Пикассо. Портрет Фернанды Оливье в платке. 1906 год wikiart.org / © Estate of Pablo Picasso Кес ван Донген. Портрет Фернанды Оливье. 1905 год © Fine Art Images / VG-Bild-Kunst Bonn / DIOMEDIA

Фернанда Оливье известна в основном как модель и возлюбленная Пабло Пикассо. До встречи с Пикассо Фернанда Оливье (настоящее имя — Амели Ланг) успела побывать в неудачном браке, сбежать от мужа, сменить имя и поселиться в сквоте художников Бато-Лавуар. Она подраба­тывала, стирая белье и позируя в частных академиях Кормона и Сикара, у скульптора Лорана Дебьенна, у фо­виста Кеса ван Донгена, написавшего в 1900-е годы несколько ее портре­тов. Кес ван Донген на портрете изобразил Фернанду Оливье цветущей молодой красавицей с блестящими волосами и ярким румянцем. Портрет написан размашистыми смелыми мазками, глаза натурщицы художник лишь наметил черным, но кажется, что где-то в глубине этих прищуренных глаз притаилась хитрая и не очень приятная усмешка.

Пабло Пикассо. Портрет Фернанды Оливье. 1906 год Art Institute Chicago / © Estate of Pablo Picasso Пабло Пикассо. Портрет Фернанды Оливье. 1909 год Städel Museum / © Estate of Pablo Picasso

Фернанда Оливье познакомилась с Пикассо в 1904 году, когда им обоим было по 23 года. Он был беден и никому не известен. Сначала она стала его моделью, а потом возлюбленной. Пикассо написал более шестидесяти работ, вдохнов­лен­ных Оливье, на которых она предстает в самых разных образах. Их роман закончится в 1912 году. Оливье потом будет пытаться опубликовать воспо­мина­ния о Пикассо, а он — платить ей, чтобы воспрепятствовать этому и избежать скандала. Полностью мемуары выйдут в 1988 году, после смерти их обоих .

Три портрета Фернанды Оливье выполнены Пикассо в разных стилях и разных техниках. Кажется, что взгляд художника на свою модель — скорее критический, чем любовный. На портрете 1906-го года, где Фернанда изображена на желтом фоне, мы снова видим прищуренные глаза и кривоватую усмешку. К тому же, желтый цвет вызывает не совсем приятные ассоциации (так же, кстати, как и сочетание розового, зеленого и холодного серого на портрете работы ван Донгена). На графическом монохромном портрете Фернанда вновь изображена все с тем же оценивающим прищуром и характерной усмешкой. Думаю, глядя на эти портреты, можно догадаться что отношения между Пикассо и Оливье были явно не безоблачными. На последнем портрете, чуть более позднем, Пикассо деконструирует облик Фернанды в своей кубистической манере, и здесь ее лицо кажется грубо высеченным из камня, а серо-коричнево-зеленые оттенки, в которых написан портрет —унылыми. На этом портрете Фернанда не улыбается, но художник намеренно утрирует кривизну ее линии губ. Глядя на три этих портрета, сложно было бы назвать Фернанду Оливье привлекательной.

Дина Верни

Original size 494x284

Трудно переоценить роль этой женщины в искусстве 20-го века. Она известна как искусствовед, арт-дилер, куратор выставок, создательница Музея Майоля в Париже и еще нескольких музеев во Франции. Именно она была первой, кто выставил на западе художников советского андеграунда: Илью Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского. За свои заслуги в области искусства Дина Верни была удостоена высшей награды Франции и в 1995 году стала Командором ордена Почетного легиона. Дина отличалась кипучей энергией и неуемным нравом, и прожила бурную, полную приключений, жизнь. Дочь еврейских иммигрантов из Одессы, она была политической активисткой, участвовала в Сопротивлении, сидела в гестаповских застенках во время Второй Мировой, снималась в кино, собрала прекрасные коллекции антикварных кукол и старинных экипажей, три раза была замужем и воспитала двоих сыновей (один стал директором Фонда Дины Верни, другой — искусствоведом). По иронии судьбы, в нашей стране Дина прославилась вовсе не как арт-дилер и искусствовед, а как исполнительница тюремных и лагерных песен, которые она воспринимала как форму протеста против советской лагерной системы ГУЛАГ. Но начинала Дина Верни как натурщица знаменитого французского скульптора Аристида Майоля, чьи бронзовые статуи, изображающие саму же Дину в различных образах, и сегодня украшают Сад Тюильри в Париже.

Слева: «Воздух», Аристид Майоль. 1939. L’Air by Aristide Maillol Справа: «Три грации». Les Trois Graces by Aristide Maillol (1936-1938)

Дина Верни близко дружила с Анри Матиссом и Пабло Пикассо. К сожалению, портретов Верни кисти Пикассо я не нашла, но один из рисунков Матисса представлен ниже.

Figure 10. Dina, sketch, Henri Matisse, 1949, Portrait of Dina, Aristide Maillol, 1940, oil on canvas, Musée Maillol, Paris

На рисунке Матисса Дина кажется игривой и шаловливой, видно, как лукаво блестят ее глаза. На портрете Майоля справа, Дина спокойна и задумчива. Но сочетание контрастных цветов — красного, зеленого, золотистого, яркие губы и полнокровный румянец создают теплый, солнечный образ сильной, полной энергии молодой женщины.

Мария Лани

Original size 800x547

Робер Делоне (1885-1941). Портрет Марии Лани. Лежащая женщина на ковре. 1928. Холст, масло. Собрание семьи Кривошеевых.

Загадочная актриса Мария Лани (1895 — 1954). вызвала настоящее волнение в среде самых модных художников и парижской богемы. В историю искусства вошли ее портреты, созданные весной 1928 года такими великими художниками, как Матисс, Боннар, Брак, Шагал, Кокто, Делоне, Дерен, Ван Донген, Леже, Матисс, Ман Рэй, Сутин, Кислинг, Фудзита, Валадон — всего более 50 портретов. Такое огромное количество портретов одной и той же женщины, выполненных выдающимися художниками-модернистами, — это действительно уникальное явление в искусстве.

Original size 800x541

Слева: Франсис Пикабиа (1879-1953). Портрет Марии Лани. 1929. Бумага, тушь. Справа: Альбер Марке. Женщина в синем. Портрет Марии Лани. 1928. Холст, масло.

Заключение

Мне удалось написать лишь о семи женщинах-натурщицах, чьи судьбы отразились в истории модернизма, тогда как круг тех, кто вдохновлял художников начала XX века, куда шире и богаче. За рамками этого обзора осталась Люси Бадуй, легендарная Юки — неизменная муза Леонарда Фужиты. Не была упомянута и Гала, чья личность и влияние на Сальвадора Дали превратили её в один из самых узнаваемых символов сюрреалистического движения. И это лишь малая часть той огромной, почти всегда скрытой за кадром истории, в которой женщины не просто позировали, но становились соавторами художественных миров, определявших направление модернизма. Таким образом, история модернизма представляется неполной без признания вклада женщин-натурщиц, чьи жизни и образы сформировали визуальный язык целой эпохи. Их роль долго оставалась в тени, однако сегодня становится очевидным, что за многими выдающимися полотнами стоит не только мастерство художников, но и индивидуальность тех, кто вдохновлял их, разделял с ними творческий путь, а иногда и направлял его. Вглядываясь в картины модернизма, мы заново открываем и их — женщин, которые, не претендуя на славу, стали неотъемлемой частью художественного наследия XX века.

Bibliography
Show
1.

Дина Верни. История моей жизни, рассказанная Алену Жобе. М.: Музей Гараж, 2022.

2.

Мемуары Кики. Предисл. Э. Хемингуэя и Фуджиты. Пер. с англ. и франц. Н. Семонифф. Комм. И. Соболевой. — Salamandra P.V.V., 2011. — 243 c., илл.

3.

Музы Монпарнаса / Авт. текстов: С. Бюиссон, Н. Кортунова, И. Лебель, Е. Мирошникова, А. Петухов, Ю. Туловская; пер. с франц. М. Брусовани; ред. К. Велиховская. М.: ABCdesign, 2021. — 240 с.: ил.

4.

Shetty, Kirthi. The Role of Women in the Art World. 10.03.2020. (URL: https://www.radartmedia.com/post/the-role-of-women-in-the-art-world

5.

Просмотрено 19.11.2025

6.

Whitham Sánchez, Hilary. «Kiki de Montparnasse (born Alice Prin, called Kiki),» The Modern Art Index Project (December 2019), Leonard A. Lauder Research Center for Modern Art, The Metropolitan Museum of Art. https://doi.org/10.57011/FCQL2506

Знаменитые натурщицы модернизма
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more