This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Школа дизайна Факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ представляет пятый выпуск электронного научного Журнала ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. В нем вы найдете научные рефлексии и авторские высказывания по самым разнообразным исследовательским темам: от готического стиля в искусстве до истории зарождения цветной фотографии и становления современного фотоискусства.

post

Собирая этот выпуск, мы хотели посмотреть на процесс формирования базовых паттернов в искусстве и фотографии с точки зрения особого визуального пространства, в котором переплетение видимого и невидимого, скрытых смыслов и философских контекстов порождает оптическую и нарративную полисемию, обнаруживая совершенно особый потенциал представленного материала. Исследовательский метод наших авторов основан не только на иконографии и историографии, но и на герменевтической интерпретации и обнаружении следов прошлых культур, что обостряет визуальную оптику и превращает чтение научных текстов в увлекательный процесс. Визуальная риторика такова, что сама репрезентация аллюзивного исследовательского поля пробуждает нашу интеллектуальную любознательность и предписывает нам ясно видеть сплетение детерминаций.

Мы хотели перекинуть мостик от прошлого к настоящему, посмотреть на готическое искусство «близким зрением» (А. Ригль), увидеть не только классические визуальные паттерны, но и обнаружить скрытые подтексты и смыслы.

post

Открывает выпуск статья Татьяны Бельченко «„La dama dal manto trapunto d’oro“. Формирование стиля коммуны и консерватизм как прием в сиенской алтарной живописи XIII–XV веков», которая посвящена проблеме формирования и сохранения особого набора стилистических приемов (так называемой визуальной идентичности) сиенской коммуны, что ассоциировалось с идеологией и процветанием Сиены и транслировалось в ее подчиненных областях (например, Коттадо). В центре внимания автора — ключевые алтарные образы Дуччо ди Буонинсенья и Симоне Мартини, художников, которые заложили основу стиля коммуны, а также ряд памятников второй половины XIV и XV веков.

big
Original size 930x522

Ил. 7. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста (фрагмент). 1308–1311. Дерево, темпера. 435 × 214. Опера-дель-Дуомо, Сиена // Ил. 8. Дуччо ди Буонинсенья. Маэста (фрагмент). 1308–1311. Дерево, темпера. 435 × 214.

post

В статье Татьяны Котельниковой «Алтарная живопись готики: германский путь к станковой картине» в фокусе внимания исследовательницы находятся канонические изобразительные принципы в живописных комплексах алтарей Германии в период поздней готики (XV век), а именно переход от надалтарных статуй к заалтарным сооружениям, которые включают помимо статуй изобразительно-­повествовательные серии картин. Автор раздвигает хронологические рамки анализа, так как связывает расцвет алтарной живописи с изменением характера религиозности начиная с XII века и обосновывает этот полемический тезис, привлекая к анализу огромный пласт фактического материала.

Original size 930x489

Ил. 6. Верхнерейнский мастер. Райский сад. 1410-е. Дерево, темпера, смешанная техника. 26,3 × 33,4. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне // Ил. 7. Верхнерейнский мастер или его мас

Original size 930x416

Ил. 8. Штефан Лохнер. Страшный суд (средник алтаря из церкви Святого Лаврентия в Кёльне). 1435. Дерево (дуб), масло, золочение. 124,5 × 174. Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн // Ил. 9. Штефан Лохнер. Мария

post

Наталия Дядюнова в статье «Готическая живопись каталонских земель XIV–XV веков: проблема эволюции стиля» обращается к малоисследованной в отечественном искусствоведении проблеме развития готической живописи в каталонских землях XIV–XV веков. Статья носит обзорный характер и охватывает ключевые этапы формирования традиции готического искусства на территории, находившейся в эпоху позднего Средневековья под контролем каталоно-­арагонской короны. Это был период, когда самобытная пиренейская художественная традиция достигла наивысшего расцвета, сочетая местные традиции с влиянием европейского искусства, включая итальянскую живопись треченто, франко-­фламандскую придворную живопись и искусство и интернациональную готику. Эпоха правления Хайме II во второй четверти XIV века стала золотым веком каталонской готики и основополагающим периодом для последующей живописной традиции.

История фотографии в России начинается с пионера цветного изображения С. М. Прокудина-Горского. Наш автор — Надежда Станулевич, исследуя уникальные архивы и личную коллекцию фотографий художника, рассказывает нам увлекательную историю о самом производственном процессе и инновационных технологиях.

post

Второй блок статей журнала посвящен истории фотографии. Мы посчитали необходимым сделать оммаж пионеру цветной фотографии Сергею Михайловичу Прокудину-­Горскому. Надежда Станулевич в статье «Технологии цветной фотографии в творчестве Прокудина-­Горского: от эксперимента к массовой репродукции» предлагает взглянуть на процесс становления С. М. Прокудина-­Горского как фотографа-­практика, работавшего с монохромными изображениями до 1902 года. Эксперименты в процессе фотосъемки живописных и графических работ с использованием черно-­белых материалов привели Прокудина-­Горского к изучению цветопередачи фотографий в конце XIX века. Знания, полученные в области теории и практики цветоделения в лаборатории Адольфа Мите в 1901–1903 годах, позволили С. М. Прокудину-­Горскому не только получать цветные изображения по результатам натурных съемок, но и на новом уровне выполнять репродукции произведений искусства. Уникальные данные, собранные автором о производственном процессе, атрибутированные имена работников, колористические и стилистические особенности оформления печатных работ призваны улучшить ситуацию с включением трехцветных отпечатков в наследие С. М. Прокудина-­Горского.

Original size 930x391

Ил. 6. Сергей Прокудин-Горский. Река Колочь у деревни Горки с высоким берегом. Бородино, 1911. Цифровая реконструкция с отсканированного стеклянного черно-белого цветоделенного негатива. 8,5 × 8. Колл

Original size 930x579

Ил. 8. Николай Сергеев. На озере. Не позднее 1904. Холст, масло. Сергей Прокудин-Горский. Почтовая карточка издания Общины св. Евгении. Первая публикация. Из собрания Н. А. Станулевич

post

В статье Екатерины Лаврентьевой «Александр Родченко: „Объектив фотоаппарата — зрачок культурного человека в социа­листическом обществе“» рассматривается творческий путь Александра Родченко как фотографа и выделяются ключевые положения его системы видения — ракурс, диагональ как символ композиционной остроты, режиссерское отношение к задаче в целом, предполагающее точный отбор точек съемки для создания максимально выразительного рассказа о событии через последовательность кадров. Корпус работ Родченко-­фотографа исследуется в контексте актуальных задач и «новой оптики» того времени, затрагиваются вопросы развития фотоавангарда как самостоятельного направления в визуальной культуре первой трети ХХ века. Автор приходит к выводу, что фотоавангард, наследуя изобретательский характер искусства первой четверти ХХ века, развивается как технический и идейно-­художественный эксперимент, что формирует новое «переживание пространства» и «улучшенную выразительность» особого видения.

Original size 930x637

Ил. 6. Александр Родченко. Лестница. 1929

post

Статья Марии Гурьевой «Поздне­советские слайды: объект, образ, опыт» посвящена малоисследованному явлению в истории частной фотографии — слайдам (диапозитивам). Автор замечает, что в 1950–1990-е в СССР слайды становятся распространенным материалом домашнего фотоархива и популярной практикой благодаря своим эстетическим качествам, в частности, возможности получения ярких цветных изображений. Исследовательница предлагает уйти от привычного для теории фотографии обращения к изображению и его значениям и переключить внимание на фотографические слайды как объекты, вещи, вступающие во взаимодействие с человеком в пространстве и времени. Она обращается к концепции мультисенсорной фотографии (sensory photograph), предложенной Элизабет Эдвардс, акцентируя внимание на чувственном опыте переживания диапозитива как феномена, объединяющего вокруг себя другие объекты (например, диаскоп или диапроектор), пространство, время, действия и социальные взаимодействия.

Original size 930x635

Ил. 1. Диапозитив (отсканированное изображение). 1970-е. Коллекция проекта «Сквозь», Санкт-Петербург

Original size 930x697

Ил. 7. Слайд-проекция в интерьере. Первая половина 1970-х. Коллекция автора

post

Статья Ирины Чмыревой «И вначале было слово: от игр словесной реальности в коллажах Михаила Майофиса к VR-реальности Григория Майо­фиса» посвящена творческим диалогам 1990–2020-х годов представителей одной художественной династии, Михаила Соломоновича и Григория Михайловича Майофисов, советского/российского художника-­графика и российского художника, работающего с медиафотографией. В тексте рассматривается обращение авторов к одним сюжетам и тематическим группам; наделение героев изображений средствами выразительности, включая их жесты и трактовку силуэтов. По мысли автора статьи, ядром творческого метода каждого из художников является тяготение к логоцентрической модели искусства. Мы чрезвычайно рады, что в нашем журнале впервые опубликованы поздние произведения художника М. С. Майофиса в технике коллажа, изобразительной особенностью которых является использование приема Étrécissements, редко применяющегося в наше время. В творчестве Г. М. Майофиса логоцентризм рассматривается как сквозное явление от раннего цикла «Пословицы народов мира» до проекта «Mixed Reality [Смешанная реальность]», начатого в 2018 году.

Original size 930x503

Ил. 18. Михаил Майофис. Без названия. 1999. Коллаж. Бумага, холст, акрил. 38 × 32. Собрание Г. М. Майофиса © Г. Майофис // Ил. 19. Михаил Майофис. Без названия. Без даты (2000–2010-е). Коллаж. Бумага,

Все статьи, представленные нашими замечательными авторами в пятом выпуске Журнала ВШЭ по искусству и дизайну, обладают удивительной концептуальной плотностью и продуцируют новые подходы к анализу произведений искусства. Предложенная ими новаторская исследовательская оптика обнаруживает пространство свободной интерпретации и неисчерпаемую глубину нового видения. Мы надеемся, что этот опыт сопряжения разных научных подходов и совидения ученого и читателя станет продуктивным форматом современной исследовательской практики.

Журнал ВШЭ по искусству и дизайну / HSE University Journal of Art & Design. — № 5 (1/2025): https://art-journal.hse.ru/issue-1-2025

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more