

Книга вышла в 2023 году в «Издательстве Яромира Хладика» (Санкт-Петербург). В неё включены статьи, написанные в течение весны-лета 2023 года, и theory fiction «Пролетая над гнездом осиным».

Это междисциплинарное исследование на пересечении философии, дизайна и технологии, подвергающее критике всё ещё доминирующий на этих плоскостях антропоцентризм.

«Гипогуманизм (от др.-греч. ὑπο — под, внизу + лат. humanus — букв. человечный) — направление в постгуманизме, которое определяет Божественное в человеке как нечто унаследованное им от слабого, кенотического Бога.
Деймософия (от др.-греч. δεῖμος — ужас + σοφία — мудрость) — „ужасомудрие“, неологизм, указывающий на систематическое использование экзистенциального ужаса в качестве философского инструмента.
Онтология (от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует + λόγος — слово, учение) — раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия.
Энтомология (от др.-греч. ἔντομον — насекомое + λόγος — слово, учение) — раздел зоологии, изучающий насекомых.
Энтеология (от греч. ἔνθεος, entheos, Бог внутри + λόγος — слово, учение) — наука о Божественном внутри человека».
«Приставка „гипо-“ (от др.-греч. ὑπο) означает состояние „ниже“ или „меньше, чем“, намекает на недо-человека, пред-человека, ещё- или уже-не-вполне-человека, что указывает на анти- или ингуманистические позиции <… >
Будущее у человека, по-моему, есть, и оно прекрасно — но не потому что он велик и грандиозен, а как раз наоборот — потому что он подобен Богу кенотическому, слабому, истончившемуся, самому ничтожному и незначительному из всего, что есть и чего нет, и поэтому абсолютно свободному от чтойности и значений. „Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом“, и человеку действительно открыт путь к обожению — через Богоуподобление по признакам безгласия, несказуемости, неименуемости, недопроявленности, флюидности, ничтойности, пустотности».
В первой части, «Нейротхотеп», вводится неологизм «деймософия», обозначающий использование ужаса как познающего инструмента, изобретённого философами-пессимистами. Здесь рассматриваются последствия развития искусственного интеллекта — гиперобъекта, принципиально не поддающегося осмыслению.
Второй раздел, «Смерть и разложение автора», касается включения в литературный процесс искусственного интеллекта в качестве соавтора, что расширяет вопросы о децентрализации авторской субъектности, поставленные Бартом.
В третьей части, «Недочеловеко-ориентированный дизайн», автор использует хайдеггерианские концепции для критики ограничений человеко-центрированного дизайна (HCD), выступая в защиту иной, тотально инклюзивной, парадигмы.
Заключительный раздел, «Пролетая над гнездом осиным», — спекулятивное повествование в жанре theory fiction. В нём идёт речь о вымышленном сообществе, практикующем осознанный сомнамбулизм и автономную левитацию как радикальные формы экзистенциального и онтологического бунта.
Опираясь на богословское понятие кенозиса, автор утверждает, что онтологическое достоинство человечества может заключаться не в грандиозности, а в ничтожности: что если будущее прекрасно не потому, что мы восходим на трон царя Вселенной, а потому, что мы готовы от него отказаться? Тогда наш самоотвод станет не концом, а началом того нового бытия, которое мы обретём в атрибутах «безгласия, несказуемости, неименуемости, недопроявленности, флюидности, ничтойности, пустотности».
Это обязательное чтение для всех, кто интересуется философскими технологиями и технологической философией.
Гарнитуры 20 Kopeek, 21 Cent (Юрий Гордон) и Werelephant (Олег Пащенко)
Иллюстрации, обложка, макет, вёрстка —Олег Пащенко Иллюстрация на с. 42 — Стеф Суонсон