Original size 2280x3200

Нигредо. Задача трёх тел и эсхонтология анарх-автора

39
Finalist of the competition
big
Original size 2304x1296

Некоторые решения задачи трёх тел

Как показал Ньютон в 1687 году, траектории двух взаимодействующих планет или спутников можно вычислить с высокой точностью с помощью пары простых уравнений. Однако если добавить третье тело, математика становится намного сложнее: три тела, взаимодействующие под действием гравитации, создают систему, чувствительно зависящую от начальных условий, что приводит к принципиально непредсказуемым траекториям. Через два столетия после Ньютона, то есть в 1887 году, Анри Пуанкаре доказал [5], что в общем виде решить эту задачу аналитически невозможно: нет формулы, которая позволила бы точно предсказать движение всех трёх тел в любой момент времени.

Осенью 2023 года технологии искусственного интеллекта позволили найти около 12 тысяч новых решений «задачи трёх тел»; большинство рассчитанных траекторий совершенно хаотичны, но некоторые могут казаться регулярными, а иногда даже элегантными, — и это, пожалуй, делает задачу трёх тел метафорой, применимой достаточно широко.

Задача трёх Лиц

big
Original size 2304x1535

Свт. Григорий Богослов

Например, раннехристианские мыслители, размышляя о природе Троицы, часто обращались к образам циклического движения. В их представлении божественные Ипостаси пребывают в вечном танце перихорезиса, взаимного проникновения, где Каждая отдаёт Себя Другим, оставаясь при этом Собой; святитель Григорий Богослов, размышляя о Троице, использует образ света, который одновременно един и тройствен: «Едва я помыслил об Одном, как озаряюсь Тремя. Едва различил Трех, как возношусь к Единому» [3] — иными словами, каждая попытка мистика-наблюдателя зафиксировать отдельные траектории возвращает его к целостности системы, и наоборот.

Созерцательный опыт Григория Богослова не просто указывает на тайну Троицы — он её воплощает: в движении от Единого к Трём и обратно происходит не сравнение или уподобление, а прямое явление троичной структуры бытия. Когда мы наблюдаем за системой трёх тел, мы не «находим аналогию», а имеем прямое дело с тем же самым принципом: единство невозможно без различия, различие немыслимо вне единства.

Вероятно, можно сказать, что триадологическое Единство представляет собою нечто вроде странного аттрактора в системе трёх Лиц.

Задача задач

В семиотическом треугольнике Фреге мы находим ту же динамику: знак, смысл и референт находятся в постоянном движении относительно друг друга, никогда не достигая точки абсолютной стабильности. Как в задаче трёх тел, здесь невозможно установить окончательное соответствие между элементами системы. При этом семиотический треугольник Фреге — не модель и не метафора, а топологическая структура означивания. Знак, значение и референт образуют гравитационную систему: знак стремится к своему значению, значение тяготеет к референту, но эта система никогда не приходит к устойчивому равновесию — как три планеты, танцующие вокруг общего центра масс, постоянно меняют свои траектории.

Original size 2902x1632

Эта метафора пригодна и для описания отношений внутри триады «автор, произведение, зритель». Но что произойдёт, если одно из тел исчезнет? Если полностью изъять из системы автора, останется турбулентность отношений между произведением и его интерпретациями, о чём, собственно, и говорил Барт в «Смерти автора» [2] (впрочем, даже если автор мёртв, его труп остаётся на своей орбите, и его гравитация продолжает влиять на систему). Уберём зрителя — а именно это делает объектно-ориентированная онтология — исчезнет субъект-объектная корреляция внутри системы (впрочем, зрителя убрать тоже не получится, потому что автор может сам воспринимать и интерпретировать своё произведение). Если убрать произведение, останутся виртуальные намерения автора без их реализации. Автор, произведение и зритель состоят в отношениях, подобных квантовой запутанности: изменение состояния одного элемента мгновенно влияет на состояние двух других, даже если они каждый из них изъят из непосредственного взаимодействия с остальными.

Original size 2304x1291

Вспомним, что punctum [1] (сингулярное событие смысла) мы понимаем как момент, когда игла интенсивности прокалывает мембрану между потенциальным и актуальным — стенку пузырька чёрной пены, — и тогда вся система переходит в новую равновесную конфигурацию, которая, однако, всегда неустойчива, и малейшее возмущение может нарушить баланс, отправив тела по новой траектории. Например, любой акт интерпретации, любые возмущения в культурном фоне и даже просто течение времени неизбежно изменяют конфигурацию всей системы. Произведение искусства становится чем-то вроде квантового объекта, существующего одновременно во множестве состояний, пока событие punctum’а не схлопывает волновую функцию смысла.

Original size 2304x1296

Скульптура майстера Экхарта в Бад-Верисхофене

Здесь уместно вспомнить различение между катафатическим и апофатическим богословием. Если studium работает катафатически, утверждая позитивные свойства видимого, то punctum действует апофатически — через отрицание всех возможных предикатов. Катафатика studium’а следует логике CMYK — она наслаивает значения как цветные чернила; апофатика punctum’а работает в логике RGB — она вспыхивает во тьме. Майстер Экхарт называл «прорывом к Божеству» момент, когда душа преодолевает даже саму идею Бога, чтобы достичь того, что по ту сторону всякого именования [10]; punctum пробивает все культурные слои, достигая того, что Барт называл «это было» — чистое присутствие реального.

В начале главы мы говорили, что в системах трёх тел существуют так называемые периодические решения — редкие моменты, когда хаотическая система обретает подобие порядка, и тела движутся по замкнутым орбитам. Эти состояния принципиально нестабильны: малейшее возмущение разрушает их стройность, отправляя систему в новый хаотический танец. Периодическое решение в задаче трёх тел существует как математическая возможность, но никогда не реализуется полностью в физической реальности — точно так же, как присутствие автора в произведении существует как структурирующая возможность, но никогда не воплощается окончательно: автор колеблется между периодическим возвращением и хаотическим рассеиванием — он всегда «уже был» и всегда ещё только грядёт.

Тёмная механика

В сложных системах, помимо видимого взаимодействия между элементами, существует то, что можно назвать «тёмной механикой» — силы и структуры, не наблюдаемые напрямую, но определяющие совокупное поведение; это хороший пример того, что Харман называет «реальными объектами» — они изъяты из доступа, но воздействуют через «заместительную причинность» объектов чувственных [8]. Например, точки Лагранжа — особые области, где гравитационные силы уравновешивают друг друга, создавая зоны стабильности в принципиально нестабильной системе. Или странные аттракторы — невидимые структуры в фазовом пространстве, вокруг которых уплотняются траектории.

«Тёмная механика» систем трёх и более тел перекликается с тем, как в современной космологии объясняется поведение видимой материи, — через две формы присутствия-отсутствия: тёмную материю и тёмную энергию. Тёмная материя структурирует пространство через свою гравитацию, но сама остаётся невидимой, так как исключена из электромагнитной коммуникации с наблюдателями — человеческими и нечеловеческими. Тёмная энергия проявляет себя через расширение пространства, непрерывно порождающее новые возможности.

В пространствах иных природ также всегда существует и действует нечто невидимое, но определяющее траектории объектов и процессов. В частности, в семантических полях такими тёмными агентами могут быть контекст, культурная память, коллективное бессознательное, «морфогенетическое напряжение» Шелдрейка [9], наконец.

Роль агентной пустоты всегда играет то самое Ничто, которое, по слову Хайдеггера, «само ничтожит» [9]. Это не отсутствие или нехватка, а активная сила, формирующая структурные субстраты, в которых осуществляются сущности, осмысляются смыслы и текут потоки.

Призрак автора

Присутствие тёмных материи и энергии в космосе, Ничто в Бытии, негативного пространства в композиции, Бога в тварном мире, автора в произведении и так далее — хонтологично. Неологизм «хонтология» (hauntology = haunt + ontology, «призракология» или «призракобытие») употреблялся Жаком Деррида и Марком Фишером для обозначения чего-то осциллирующего между бытием и «ничтойностью», лиминальной сущности, «призрака». Призрак парадоксален: его нет одновременно уже и ещё; он «может прийти или возвратиться» [4]. Фишер пишет: «…мы можем предварительно наметить два основных направления хонтологии. Первое относится к тому, чего (фактически) уже нет, но что продолжает иметь силу в качестве виртуальности… Во втором хонтология имеет дело с тем, что (фактически) ещё не случилось, но что уже имеет силу в виртуальном (сила притяжения, ожидание, формирующее текущее поведение)» [6].

post

Можно возразить, что punctum у Барта моментален, как вспышка, а хонтологические жернова мелют медленно, но punctum никогда не проходит бесследно, а производит хонтологический эффект: эта вспышка интенсивности отбрасывает длинную тень в будущее. Вспомним реакцию Барта на старую фотографию его матери: в момент осознания punctum («это было») он пережил мгновенный смысловой удар, но расслаивающее «живое мёртвое присутствие» продолжилось.

Этим двойственным образом можно описывать и присутствие Бога в мире после кенозиса: Он одновременно есть и отсутствует, подобный тёмной материи; Его присутствие проявляется только через структурирующее воздействие на тварное, через искривление полей и создание складок. Одновременно Он, кенотически отступая в прошлое, в точку Боговоплощения и далее, в точку Творения, действует как тёмная энергия, освобождающая онтологическое будущее для новых форм.

Таким же нам видится и «тёмный дизайнер», «анарх-автор» анарх-акторной композиции. Его присутствие подобно тёмной материи: он невидим, но он структурирует. Его отсутствие работает как тёмная энергия — освобождает место для бесконечного размножения смыслов. Анарх-автор становится призраком в собственном произведении, пузырьком чёрной пены — тем реальным, что было и лопнуло в прошлом, чего «как бы нет» в настоящем, и что раскроется в эсхатологической перспективе. Анарх-автор, скажем так, эсхонтологичен.

Библиография

1. Барт Р. Camera lucida: комментарий к фотографии / пер. с франц. С. Зенкина. — М.: Ад Маргинем, 1997. — 205 с. 2. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с франц. Г. Косикова. — М.: Прогресс, 1989. — С. 384–391. 3. Григорий Богослов. Слово 40 (на Богоявление) // Творения. — СПб.: Библиотека христианской мысли, 2001. — 512 с. 4. Деррида Ж. Призраки Маркса / пер. с франц. А. Пензина. — М.: Логос, 2020. — 288 с. 6. Пуанкаре А. О задаче трёх тел и устойчивости солнечной системы // Избранные труды по небесной механике / пер. с франц. В. И. Арнольда. — М.: Мир, 1971. — С. 34–85.

7. Фишер М. Призраки моей жизни: эссе о депрессии, призрачности и утраченном будущем / пер. с англ. В. Бабкова. — М.: НЛО, 2021. — 250 с. 8. Харман Г. Четвероякий объект: Метафизика вещей после Хайдеггера / Пер. с англ. А. Морозова, О. Мышкина. — Пермь: Гиле Пресс, 2015. 9. Хайдеггер М. Что такое метафизика? / пер. с нем. В. Бибихина // Время и бытие: статьи и выступления. — М.: Республика, 1993. — С. 275–292. 10. Шелдрейк Р. Морфогенетические поля и природа формообразования // Вопросы философии. — 2004. — № 5. — С. 98–112. 11. Экхарт М. Беседы о различении / пер. с нем. В. В. Бибихина. — М.: Ад Маргинем, 2001. — 192 с.

Нигредо. Задача трёх тел и эсхонтология анарх-автора
39
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more