Original size 1140x1600

Философия памяти и её трансформаций // эссе-синопсис

PROTECT STATUS: not protected
11

В современную эпоху наблюдается процесс гиперархивации повседневности: человек стремится зафиксировать каждый миг своей жизни посредством фотографий, видео, аудио- или текстовых записей. Этот феномен является не только технологической, но и культурно-онтологической практикой: фиксируя события, человек не столько сохраняет память, сколько создаёт иллюзию её сохранения (см. Ж. Деррида, «Архивная лихорадка»). Гиперархивация становится симптомом эпохи — выражением тревоги перед утратой и стремления обрести контроль над временем. Однако, несмотря на усилия по сохранению, память неизбежно претерпевает изменения — она подвержена искажениям, забыванию, реконструкции. Попытки запечатлеть момент с абсолютной точностью оказываются иллюзией: каждый акт воспоминания — это не возвращение к прошлому, а его новое создание.

Именно эта пластичность и изменчивость человеческой памяти легла в основу моей выпускной квалификационной работы, представляющей собой мобильное приложение для осмысления трансформации воспоминаний.

В контексте исследования память рассматривается как распределённый и медиированный процесс, в котором цифровое устройство само становится участником памяти — актором, соединяющим телесное, технологическое и аффективное измерения опыта (в духе идей Б. Латура и Л. Брайанта).

Инсталляция, проецирующая оцифрованные личные воспоминания // Pockets Full of Memories // George Legrady // 2003

Original size 850x315

Все артефакты инсталляции // Pockets Full of Memories // George Legrady // 2003

Приложение позволяет пользователю фиксировать собственные эмоции, мысли и ощущения, а по истечении времени — с участием искусственного интеллекта — получать артефакт, в котором исходная запись преобразуется в новую форму: аудио-, видео- или визуальный фрагмент. Искусственный интеллект здесь не просто инструмент, а соавтор памяти, медиум, в котором утрата и возвращение становятся перформативными актами. Каждый «возврат» представляет собой не буквальную реконструкцию, а поэтическое, аффективное пересоздание опыта. Кроме того, приложение предусматривает взаимодействие с ИИ-ассистентом, способным вести диалог о воспоминаниях, помогать пользователю в их осмыслении и эмоциональной переработке.

Визуальное исследование проекта разворачивается в рамках темы: «Философия памяти и её трансформаций: утрата, возвращение и ненадёжность воспоминаний».

Его цель — анализ процессов фиксации, забывания и возвращения воспоминаний, а также изучение механизмов, через которые память формируется и изменяется в медиационной и технологической среде. Теоретическая база исследования опирается на междисциплинарные труды, объединяющие философию, феноменологию, психологию и медиа-теорию.

Особое внимание уделяется концепции медиальной памяти (А. Эрль, А. Ассман), описывающей, как цифровые среды и технологические интерфейсы перестраивают формы культурной памяти. Это позволяет связать идеи М. Хальбвакса о коллективных рамках памяти с современным медиальным опытом, в котором воспоминание становится распределённым между человеком, устройством и алгоритмом.

Форма памяти как ландшафт керамических следов // Topography of Memory // Sallisa Rosa // 2023

Визуальный ряд исследования строится на принципах экспериментального творчества и медиа-дизайна, где визуальные и аудиовизуальные практики используются для исследования феномена памяти. Принцип рубрикации исследования основан на поэтапном раскрытии феномена памяти, предполагающем движение от анализа базовых, эмпирически наблюдаемых процессов формирования воспоминаний к рассмотрению их неочевидных механизмов. После изучения структуры и динамики формирования памяти внимание сосредотачивается на процессах её возвращения — способах репрезентации, трансформации и триггерах, инициирующих воспоминание. Заключительный этап посвящён интеграции выявленных закономерностей в проектную среду мобильного приложения, где философские и когнитивные принципы получают практическое воплощение в дизайнерских и интерактивных механиках.

Original size 1920x648

Трансформация личных воспоминаний в коллективные через ИИ // ReCollection // Weidi Zhang, Rodger Luo // 2022–2025

Первым этапом исследования является анализ памяти как распределённого процесса, формирующегося на основе социальных опор и коллективных рамок. Память рассматривается не как внутренний контейнер субъекта, а как сеть акторов, в которой человеческое и нечеловеческое, индивидуальное и коллективное переплетены в едином процессе воспоминания. Теоретическую основу этого раздела составляют труды А. Бергсона («Материя и память»), П. Рикёра («Память, история, забвение») и М. Хальбвакса («Социальные рамки памяти»).

Следующий этап посвящён рассмотрению материального и технологического измерения памяти, где вещи, цифровые носители и алгоритмы выступают полноправными участниками процесса фиксации и трансформации воспоминаний. В качестве теоретической базы используются работы Б. Латура («Интеробъективность», «Где недостающая масса?») и Ж. Деррида («Архивная лихорадка»), раскрывающие роль материальных посредников в формировании опыта.

Original size 818x519

Ограничения хранения и репродукции памяти // Hardcoded Memory // troika // 2012

Третьим шагом становится анализ механизмов возвращения воспоминаний и их эстетического опосредования. В этом разделе исследуется, как форма возвращения — будь то образ, звук или текст — влияет на интенсивность и глубину эмоционального переживания. В основу анализа легли идеи Г. Хармана («Объектно-ориентированная онтология: новая „теория всего“») и М. Пруста («В поисках утраченного времени»), в которых память понимается как косвенное прикосновение к прошлому.

Далее исследуются когнитивные механизмы и социально-культурные практики, определяющие аффективную структуру памяти. Воспоминания приобретают значение лишь тогда, когда человек наделяет объекты смыслами и человеческими свойствами, создавая через это эмоциональную инфраструктуру памяти. В теоретическом обосновании используется труд Л. Выготского «История развития высших психических функций».

Original size 1600x988

Коллективная визуальная мозаика воспоминаний посетителей // Memory Palace // Johnny Kelly // 2013

Коллективная визуальная мозаика воспоминаний посетителей // Memory Palace // Johnny Kelly // 2013

Завершающим теоретическим этапом становится анализ влияния медиа и иммерсивных технологий на эмоциональное погружение и формирование многомерных, эстетически опосредованных воспоминаний. Этот аспект опирается на идеи О. Грау («Эмоции и иммерсия»).

Синтез полученных теоретических положений позволяет разработать и обосновать механику мобильного приложения, направленного на осмысление трансформации памяти. Цифровой продукт выступает экспериментальной платформой, где пользователь может наблюдать, как его воспоминания меняются, исчезают и возвращаются в новых формах. Здесь память понимается как открытое воспоминание — система, допускающая множественность интерпретаций и повторных монтажей.

Интерактивное одеяло, где зритель пересобирает память // Working Memory // Chalet Comellas // 2010

В результате память оказывается не статичным хранилищем, а динамической сетью человеческих и нечеловеческих акторов — тел, вещей, интерфейсов, алгоритмов. Её изменчивость не является дефектом, а естественным условием существования, в котором утрата и возвращение образуют единый контур переживания. В совокупности теоретическая и визуальная части исследования демонстрируют, что современный дизайн способен стать не только утилитарным, но и рефлексивным пространством — медиа для размышления о человеческой памяти, её ненадёжности и поэтической подвижности.

Список литературы: 1. Деррида, Жак. Архивная лихорадка — Москва: Институт экспериментальной социологии, 2004. 2. Латур, Бруно. Интеробъективность — Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета, 2008. 3. Латур, Бруно. Где недостающая масса? Социальная конструкция технических артефактов — Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 4. Бергсон, Анри. Материя и память — Москва: Академический проект, 2012. 5. Рикёр, Поль. Память, история, забвение — Москва: Издательство гуманитарной литературы, 2004. 6. Хальбвакс, Морис. Социальные рамки памяти — Москва: Новое издательство, 2007. 7. Херль, Астрид и Ассман, Алейда. Медиальная память: теоретические подходы к культурной памяти в цифровую эпоху — Берлин: De Gruyter, 2012. 8. Харман, Грэхем. Объектно-ориентированная онтология: новая «теория всего» — Москва: РИПОЛ Классик, 2020. 9. Пруст, Марсель. В поисках утраченного времени — Москва: Художественная литература, 1999. 10. Выготский, Лев. История развития высших психических функций — Москва: Издательство АПН РСФСР, 1960. 11. Грау, Оливер. Эмоции и иммерсия. Исторические и теоретические основы медиаискусства — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2013. 12. Брайант, Леви. Демократия объектов — Москва: Канон+, 2017.

Источник изображений: 1. https://www.zhangweidi.com/recollection (Дата обращения: 17.10.2025) 2. https://www.fondation-langlois.org/html/e/page.php?NumPage=329 (Дата обращения: 17.10.2025) 3. https://nocte.co.uk/work/memory-palace (Дата обращения: 17.10.2025) 4. http://www.medienkunstnetz.de/works/pockets-full-of-memory/images/2/ (Дата обращения: 17.10.2025) 5. https://artspiel.org/chalet-comellas-baker-interrogating-the-performance-of-identity/ (Дата обращения: 17.10.2025) 6. https://www.designboom.com/art/troika-hardcoded-memory/ (Дата обращения: 17.10.2025) 7. https://www.audemarspiguet.com/com/en/news/art/Sallisa-Rosa.html (Дата обращения: 17.10.2025)

Философия памяти и её трансформаций // эссе-синопсис
11
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more